Запрещенные приемы диспута

  1. Навешивание ярлыков. Используется для того, чтобы опорочить предмет или личность. Используется с помощью эпитетов и метафор оскорбительных, причем применяются слова, которые раньше были нейтральными. Например: “красно-коричневые” – яблоко, подгнившее с одного бока, но по отношению к партии это обвинение в нацизме. “Упал-отжался” звучит нейтрально во время занятий физкультурой, но будет обвинением по отношению к генералу Лебедю.
  2. Взгляд с высока. Участник дискуссии дает противнику почувствовать свое превосходство за счет барского, поучительного тона.
  3. Терминология. Использование определенной специальной терминологии (вместо протестует – брызжет слюной, критикует – поливает грязью).
  4. Приписывание дурных качеств. О противнике надо создать только отрицательное мнение (противник человек осторожный – трус, остроумный – с претензией на остроумие и т.д.).
  5. Констатация отсутствия хороших качеств. Например: не хватает тонкого остроумия. Если все есть, можно сказать, что не хватает твердых принципов

Правильная полемика строится на честных и разумных доводах.

НЕДОПУСТИМЫЕ МЕТОДЫ ВЕДЕНИЯ ГАЗЕТНОЙ ПОЛЕМИКИ

1. Despicere (смотреть свысока — лат.), или прием первый. Состоит в том, что участник диспута должен дать почувствовать противнику свое интеллектуальное и моральное превосходство, иными словами, дать понять, что противник — человек ограниченный, слабоумный, графоман, болтун, совершенный нуль, дутая величина, эпигон, безграмотный мошенник, лапоть, плевел, подонок и вообще субъект, недостойный того, чтобы с ним разговаривали. Такая априорная посылка дает вам затем право на тот барский, высокомерно-поучающий и самоуверенный тон, который неотделим от понятия "дискуссия". Полемизировать, осуждать кого-то, не соглашаться и сохранять при этом известное уважение к противнику — все это не входит в национальные традиции.

2. Прием второй, или Termini (терминология — лат.). Этот прием заключается в использовании специальных полемических оборотов. Если вы, например, напишете, что господин Икс, по вашему мнению, в чем-то неправ, то господин Икс ответит, что вы "вероломно обрушились на него". Если вы считаете, что, к сожалению, в чем-то не хватает логики, то ваш противник напишет, что вы "рыдаете" над этим или "проливаете слезы". Аналогично этому говорят "брызжет слюной" вместо "протестует", "клевещет", вместо "отмечает", "обливает грязью" вместо "критикует", и так далее. Будь вы даже человек на редкость тихий и безобидный, словно ягненок, с помощью подобных выражений вы будете наглядно обрисованы как субъект раздражительный, сумасбродный, безответственный и отчасти ненормальный. Это, кстати, само собой объяснит, почему ваш уважаемый противник обрушивается на вас с такой горячностью: он просто защищается от ваших вероломных нападок, ругани и брани.

3. Прием третий известен под названием "Caput canis" (здесь: приписывать дурные качества — лат.). Состоит в искусстве употреблять лишь такие выражения, которые могут создать об избиваемом противнике только отрицательное мнение. Если вы осмотрительны, вас можно назвать трусливым; вы остроумны — скажут, что вы претендуете на остроумие; вы склонны к простым и конкретным доводам — можно объявить, что вы посредственны и тривиальны; у вас склонность к абстрактным аргументам — вас выгодно представить заумным схоластом, и так далее. Для ловкого полемиста попросту не существует свойств, точек зрения и душевных состояний, на которые нельзя было бы наклеить ярлык, одним своим названием разоблачающий поразительную пустоту, тупость и ничтожество гонимого противника.

4. Non habet (здесь: констатировать отсутствие — лат.), или прием четвертый. Если вы серьезный ученый, над вами легко одержать победу с помощью третьего приема, заявив, что вы тугодум, болтливый моралист, абстрактный теоретик или что-нибудь в этом роде. Но вас можно уничтожить и прибегнув к приему Non habet. Можно сказать, что вам не хватает тонкого остроумия, непосредственности чувств и интуитивной фантазии. Если же вы окажетесь именно непосредственным человеком, обладающим тонкой интуицией, вас можно сразить утверждением, что вам недостает твердых принципов, глубины убеждений и вообще моральной ответственности. Если вы рассудочны, то вы ни на что не годитесь, так как лишены глубоких чувств, если вы обладаете ими, то вы просто тряпка, потому что вам не хватает более высоких рациональных принципов. Ваши подлинные свойства не имеют значения — нужно найти, чего вам не дано, и втоптать вас в грязь, отправляясь от этого.

5. Пятый прием называется Negare (здесь: отрицать наличие — лат.) и состоит в простом отрицании всего вашего, всего, что вам присуще. Если вы, к примеру, ученый муж, то можно игнорировать этот факт и сказать, что вы поверхностный болтун, пустозвон и дилетант. Если вы в течение десяти лет упорно твердили, что (допустим), верите в чертову бабушку или Эдисона, то на одиннадцатом году о вас можно заявить в полемике, что никогда еще вы не поднимались до позитивной веры в существование чертовой бабушки или Томаса Альвы Эдисона. И это сойдет, потому что непосвященный читатель ничего о вас не знает, а посвященный испытывает чувство злорадства от сознания, что у вас отрицают очевидное.

6. Imago (здесь: подмена — лат.) — шестой прием. Заключается в том, что читателю подсовывается некое невообразимое чучело, не имеющее ничего общего с действительным противником, после чего этот вымышленный противник изничтожается. Например, опровергаются мысли, которые противнику никогда и не приходили в голову и которых он, естественно, никогда не высказывал; ему показывают, что он болван и глубоко заблуждается, приводя в примеры действительно глупые и ошибочные тезисы, которые, однако, не принадлежат ему.

7. Pugna (избиение — лат.) — прием, родственный предыдущему. Он основан на том, что противнику или концепции, которую он защищает, присваивают ложное название, после чего вся полемика ведется против этого произвольно взятого термина. Этим приемом пользуются чаще всего в так называемых принципиальных полемиках. Противника обвиняют в каком-нибудь непотребном "изме" и потом разделываются с этим "измом".

8. Ulixes (Улисс (Одиссей) — символ хитрости — лат.) — прием восьмой. Главное в нем — уклониться в сторону и говорить не по существу вопроса. Благодаря этому полемика выгодно оживляется, слабые позиции маскируются и весь спор приобретает бесконечный характер. Это также называется "изматывать противника".

9. Testimonia (свидетельства — лат.). Этот прием основан на том, что иногда удобно использовать ссылку на авторитет (какой угодно), например, заявить — "еще Пантагрюэль говорил" или "как доказал Трейчке". При известной начитанности на каждый случай можно найти какую-нибудь цитату, которая наповал убьет противника.

10. Quousque... (доколе... — лат.). Прием аналогичен предыдущему и отличается лишь отсутствием прямой ссылки на авторитет. Просто говорят: "Это уже давно отвергнуто", или "Это уже пройденный этап", или "Любому ребенку известно", и так далее. Против того, что опровергнуто таким образом, не требуется приводить никаких новых аргументов. Читатель верит, а противник вынужден защищать "давно опровергнутое" — задача довольно неблагодарная.

11. Impossibile (здесь: нельзя допускать — лат.). Не допускать, чтобы противник хоть в чем-нибудь оказался прав. Стоит признать за ним хоть крупицу ума и истины — проиграна вся полемика. Если иную фразу нельзя опровергнуть, всегда еще остается возможность сказать: "Господин Икс берется меня поучать...", или "Господин Икс оперирует такими плоскими и давно известными истинами, как его "открытие...", или "Дивись весь мир! Слепая курица нашла зерно и теперь кудахчет, что...". Словом, всегда что-нибудь да найдется, не так ли?

12. Jubilare (торжествовать — лат.). Это один из наиболее важных приемов, и состоит он в том, что поле боя всегда нужно покидать с видом победителя. Искушенный полемист никогда не бывает побежден. Потерпевшим поражение всегда оказывается его противник, которого сумели "убедить" и с которым "покончено". Этим-то и отличается полемика от любого иного вида спорта. Борец на ковре честно признает себя побежденным; но, кажется, ни одна еще полемика не кончалась словами: "Вашу руку, вы меня убедили".

Существует много иных приемов, но избавьте меня от их описания; пусть уж литературоведы собирают их на ниве нашей журналистики.

46. Профессиональная честь журналиста – “честь мундира” – престиж профессии.

Проф. совесть - представления профессионального сознания, в которых хранится коллективная память профессиональной общности об эмоциональных состояниях, переживаемых человеком в ходе работы и образующих тем самым внутреннюю среду процесса деятельности.

Проф. честь. защита лишь «чести мундира»– действия, ориентированным на сокрытие рассогласования между профессионально-нравственными подходами к выполнению профессионального долга и общим нравственным законом. «Честь мундира» представляет собой псевдоценность, выработанную в опыте конфликтных отношений трудовых групп и общества для защиты корпоративных интересов вопреки интересам других корпораций или общества в целом. Забота о формировании профессиональной чести, о поддержании ее должна быть общим делом профессионального журналистского содружества.

Этот вопрос очень актуален в наши дни, когда у многих сложилось мнение негативное мнение о журналистах, либо как о «бездумных писаках» которые перевирают факты либо как об «охотниках за сенсациями».

Тема религии в СМИ

В Беларуси нет конкретных кодексов и правил, регламентирующих религиозную тематику в СМИ, но есть конституционные права на свободу вероисповедания.

Неотъемлемое свойство СМИ - отражать и формировать общественное мнение. Рост религиозности населения сегодня уже не носит взрывного характера, как десять лет назад. Религиозные организации, как правило, уже вобрали в себя определённое количество приверженцев. Нынешняя ситуация характеризуется не внутренними религиозными процессами, а внешними. Речь идёт о влиянии религиозных объединений на общественную жизнь и государственную политику. Верующие объединяются в благотворительные, образовательные, коммерческие, политические организации.

Религиозность населения, а главное - религиозная мотивация в общественных и политических поступках является общепризнанным фактом. Отечественная журналистика это чувствует и уделяет религии достаточно места. Трудно найти СМИ, которое бы не бралось за религиозную тематику. При этом нередко непрофессионализм приводит, то к комичным результатам, то - к трагичным, провоцируя межрелигиозное напряжение.

При подготовке материалов, затрагивающих религиозную проблематику, необходимо строго соблюдать права "каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом, независимо от отношения к религии и убеждений".

Признавая особую роль православия в РБ, нужно отдавать дань уважения другим христианским конфессиям, а также исламу, буддизму, иудаизму и иным религиям, составляющим неотъемлемую часть исторического наследия народов РБ. Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания ограничивает лишь в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

О рекламе. Религиозная реклама допустима, но только в том случае, если рекламируются "товары и услуги", а не "фирмы". То есть книги, благотворительные акции, продажа утвари, паломничества и проч., а не религиозные учения. Недопустима реклама новых нетрадиционных религиозных организаций.Недопустима анонимная реклама, особенно с просьбой к слушателям писать на неизвестные почтовые адреса и сообщать свои координаты для получения подарков.

недопустимо выражать в текстах и образах неприязнь к тому или иному верованию, равно как и их качественное сравнение; в критических материалах, касающихся жизни и деятельности религиозных объединений или их конкретных функционеров, рассматривать только гражданскую сторону вопроса, строго отделяя ее от внутренней, канонической;

следует учиться прогнозировать все возможные последствия, с точки зрения общественного резонанса, публикаций в эфире тех или иных материалов или произведений, которые могли бы спровоцировать конфликт на религиозной почве или способствовать его усилению;

необходимо уважать и знать обряды, традиции и внутренние установления традиционных религиозных организаций при сборе, подготовке и выпуске материалов;

желательно отказываться от терминов "религиозные программы", "религиозные материалы". Необходимо использовать термин "программы о религии", "материалы о религии", подчеркивая светский характер издания. Светские СМИ предназначены всем слушателям, независимо от их вероисповедной принадлежности или отсутствия оной. Цель - информационное обеспечение потребителя в области религиозных событий, религиозных концепций, религиозной культуры;

необходимо освещать все стороны религиозной жизни, включая её социальные аспекты, только с научной точки зрения: социологической, исторической, политологической. Сложившуюся за последние годы практику подачи религиозной информации в основном с конфессиональных точек зрения желательно сужать;

учитывая важность религиозного фактора в общественном процессе, нельзя исключать религиозную тематику из информационного спектра телерадиовещания и печатных СМИ.

Целесообразно включать программы о религии и в художественное вещание и в информационное; необходимо ясно понимать ту социальную задачу, которая ставится сегодня государством перед СМИ: пропаганда веротерпимости как стереотипа общественного мировоззрения.

48. Нарушение авторских прав в журналистике

Основные положения:

автор — физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение;

Наши рекомендации