Режим военной диктатуры и экономическая политика правительства Пибун Сонгкрама

Военные не сразу решились открыто взять власть в свои руки. Еще слишком мало времени прошло с оконча­ния войны и еще слишком хорошо на Западе помнили о сотрудничестве Пибуна со странами «оси». Поэтому сна­чала для соблюдения декорума на первый план был выд­винут временный союзник группы переворота — рояли­стская Демократическая партия.

9 ноября 1947 г. Куанг Апайвонг сформировал пра­вительство, объявил об отмене конституции 1946 г. и о введении новой (четвертой по счету) временной консти­туции, значительно расширявшей права короля. Главным в этой конституции было юридическое оформление разго­на старого парламента. Двухпалатность сохранялась, но сенат теперь назначался королем (фактически — прави­тельством). 29 января 1948 г. состоялись новые выборы в нижнюю палату парламента. Большинство в ней, как и в сенате, оказалось у Демократической партии.

6 апреля 1948 г. группа армейских офицеров явилась к Куангу и предложила ему сложить полномочия. Весьма характерно, что, хотя Куанг обладал твердым парла­ментским большинством, он даже не попытался обра­титься за помощью к парламенту. Проконсультировав­шись с ведущими генералами и убедившись, что никто из них его не поддерживает, Куанг подал в отставку. Но­вое правительство, сформированное 8 апреля 1948 г., воз­главил Пибун Сонгкрам.

Пибун не жалел времени, чтобы убедить западные державы, и прежде всего США, в своей лояльности. И уже в 1948 г. американский посол Стентон благосклонно обещал Таиланду широкую экономическую помощь.

Более сложными на первых порах были отношения с Англией. Англия первой из запад­ных держав начала поставлять оружие армии Пибуна.

Новый режим весьма нуждался в современном ору­жии. С мая 1948 по январь 1952 г. ему пришлось по­давлять восемь заговоров и восстаний. Консолидация диктатуры Пибуна проходила в острой обстановке борь­бы соперничающих военных клик и арьергардных боев демократических сил, прибегнувших к оружию.

26 февраля 1949 г. вспыхнуло восстание, которым, по слухам, руководил Приди Паномионг. Главной опорой восстания был флот, где, по традиции, сосредоточивалась более демократически настроенная часть офицерства. За подавлением февральского восстания последовала чистка флота и университета. Тем не менее в июне 1951 г. на флоте вспыхнуло новое восстание, еще более грозное для режима Пибуна. Оно получило название Манхэттен-кого, так как началось 26 июня 1951 г., во время торже­ственной церемонии вручения американской драги «Манхэттен» таиландскому правительству.

Июньское восстание 1951 г. было последним крупным вооруженным выступлением буржуазно-демократической оппозиции против военной диктатуры. Но трудящиеся и прогрессивная интеллигенция продолжали борьбу приме­нительно к сложившимся условиям. Активную деятель­ность развернул Всетаиландский комитет защиты мира, созданный в апреле 1951 г. В марте 1952 г. разразилась крупная забастовка в Макасанских железнодорожных мастерских. Весной 1952 г. состоялся II съезд Коммуни­стической партии Таиланда.

Тем не менее режим Пибун Сонгкрама в начале 50-х годов стабилизируется. Если 23 марта 1949 г. этот ре­жим был вынужден пойти на принятие очередной посто­янной (пятой по счету) конституции, в целом близкой к временной конституции 1947 г., составленной Куангом и допускавшей существование политических партий, то 29 ноября 1951 г. он уже смог совершить «тихий перево­рот», упрочивший военную диктатуру.

8 марта 1952 г. Ассамблея приняла новую (шестую) конституцию, в основу которой легла конституция 1932г. По сравнению с конституцией 1932 г. она была значи­тельно расширена (123 статьи вместо 68). В ней фор­мально еще громче декларировалась верховная власть короля. Согласно конституции, «священная и неприкос­новенная» особа короля осуществляет «от имени народа» верховную законодательную, исполнительную и судебную власть. Король — верховный главнокомандующий таи­ландских вооруженных сил. Он может созывать и распус­кать Ассамблею, налагать запрет на обсуждение в ней действий правительства. Он же назначает невыборных членов Ассамблеи. Фактически же конституция оставля­ла короля только как ширму военного режима. Ни один королевский указ не считался законным без подписи премьер-министра. Даже право вето короля имело огра­ниченную силу — было действительно лишь два месяца (он им, кстати, никогда не пользовался). В то же вре­мя, выступая от имени короля, Совет министров получал возможность осуществлять не только исполнительную, но и законодательную власть в обход парламента. Именем короля правительство могло издавать законы о налогах, вводить осадное положение и даже в известных случаях объявлять войну.

Социальная политика правительства Пибуна в 1948—1954 гг., как это и характерно для бонапартистского ре­жима, заключалась, с одной стороны, в демагогическом заигрывании с трудящимися массами, а с другой — в беспощадном подавлении их политической активности.

В апреле 1948 г. в противовес прогрессивному Всетаиландскому объединению профсоюзов (ВТОП) правитель­ство организовало так называемый Рабочий союз, во гла­ве которого был поставлен армейский офицер.

На самом же деле политика военного режима не име­ла ничего общего ни с интересами крестьян, ни с инте­ресами трудящихся в целом. Одним из первых шагов во­енного режима было разоружение крестьянских отрядов самообороны и «наведение порядка» в сельских местно­стях. Малейшее проявление оппозиции как в деревне, так и в городе жестоко подавлялось. Все прогрессивные га­зеты были закрыты, подлинные рабочие профсоюзы — загнаны в подполье. 13 ноября 1952 г. в Таиланде вновь был принят «антикоммунистический закон». Сог­ласно этому закону «коммунистическая деятельность», трактуемая самым широким образом, каралась тюрем­ным заключением от 10 лет до пожизненного. Под этот закон мог подпасть любой недовольный режимом. Тюрь­мы страны были переполнены как представителями ле­вой оппозиции, так и китайскими буржуа, которых са­жали просто с целью вымогательства и отпускали за вы­куп.

В промышленности и торговле продолжал развивать­ся государственно-капиталистический сектор. Вплоть до 1955 г. в стране существовала государственная монопо­лия на торговлю рисом.

Особенно ухудшилось состояние таиландской эконо­мики в 1954 г., когда страну поразил жестокий неурожай. Быст­ро стала расти безработица. Американская экономичес­кая помощь, так же как и присоединение Таиланда в октябре 1954 г. к Плану Коломбо мало облегчили поло­жение.

Наши рекомендации