Режим военной диктатуры и экономическая политика правительства Пибун Сонгкрама
Военные не сразу решились открыто взять власть в свои руки. Еще слишком мало времени прошло с окончания войны и еще слишком хорошо на Западе помнили о сотрудничестве Пибуна со странами «оси». Поэтому сначала для соблюдения декорума на первый план был выдвинут временный союзник группы переворота — роялистская Демократическая партия.
9 ноября 1947 г. Куанг Апайвонг сформировал правительство, объявил об отмене конституции 1946 г. и о введении новой (четвертой по счету) временной конституции, значительно расширявшей права короля. Главным в этой конституции было юридическое оформление разгона старого парламента. Двухпалатность сохранялась, но сенат теперь назначался королем (фактически — правительством). 29 января 1948 г. состоялись новые выборы в нижнюю палату парламента. Большинство в ней, как и в сенате, оказалось у Демократической партии.
6 апреля 1948 г. группа армейских офицеров явилась к Куангу и предложила ему сложить полномочия. Весьма характерно, что, хотя Куанг обладал твердым парламентским большинством, он даже не попытался обратиться за помощью к парламенту. Проконсультировавшись с ведущими генералами и убедившись, что никто из них его не поддерживает, Куанг подал в отставку. Новое правительство, сформированное 8 апреля 1948 г., возглавил Пибун Сонгкрам.
Пибун не жалел времени, чтобы убедить западные державы, и прежде всего США, в своей лояльности. И уже в 1948 г. американский посол Стентон благосклонно обещал Таиланду широкую экономическую помощь.
Более сложными на первых порах были отношения с Англией. Англия первой из западных держав начала поставлять оружие армии Пибуна.
Новый режим весьма нуждался в современном оружии. С мая 1948 по январь 1952 г. ему пришлось подавлять восемь заговоров и восстаний. Консолидация диктатуры Пибуна проходила в острой обстановке борьбы соперничающих военных клик и арьергардных боев демократических сил, прибегнувших к оружию.
26 февраля 1949 г. вспыхнуло восстание, которым, по слухам, руководил Приди Паномионг. Главной опорой восстания был флот, где, по традиции, сосредоточивалась более демократически настроенная часть офицерства. За подавлением февральского восстания последовала чистка флота и университета. Тем не менее в июне 1951 г. на флоте вспыхнуло новое восстание, еще более грозное для режима Пибуна. Оно получило название Манхэттен-кого, так как началось 26 июня 1951 г., во время торжественной церемонии вручения американской драги «Манхэттен» таиландскому правительству.
Июньское восстание 1951 г. было последним крупным вооруженным выступлением буржуазно-демократической оппозиции против военной диктатуры. Но трудящиеся и прогрессивная интеллигенция продолжали борьбу применительно к сложившимся условиям. Активную деятельность развернул Всетаиландский комитет защиты мира, созданный в апреле 1951 г. В марте 1952 г. разразилась крупная забастовка в Макасанских железнодорожных мастерских. Весной 1952 г. состоялся II съезд Коммунистической партии Таиланда.
Тем не менее режим Пибун Сонгкрама в начале 50-х годов стабилизируется. Если 23 марта 1949 г. этот режим был вынужден пойти на принятие очередной постоянной (пятой по счету) конституции, в целом близкой к временной конституции 1947 г., составленной Куангом и допускавшей существование политических партий, то 29 ноября 1951 г. он уже смог совершить «тихий переворот», упрочивший военную диктатуру.
8 марта 1952 г. Ассамблея приняла новую (шестую) конституцию, в основу которой легла конституция 1932г. По сравнению с конституцией 1932 г. она была значительно расширена (123 статьи вместо 68). В ней формально еще громче декларировалась верховная власть короля. Согласно конституции, «священная и неприкосновенная» особа короля осуществляет «от имени народа» верховную законодательную, исполнительную и судебную власть. Король — верховный главнокомандующий таиландских вооруженных сил. Он может созывать и распускать Ассамблею, налагать запрет на обсуждение в ней действий правительства. Он же назначает невыборных членов Ассамблеи. Фактически же конституция оставляла короля только как ширму военного режима. Ни один королевский указ не считался законным без подписи премьер-министра. Даже право вето короля имело ограниченную силу — было действительно лишь два месяца (он им, кстати, никогда не пользовался). В то же время, выступая от имени короля, Совет министров получал возможность осуществлять не только исполнительную, но и законодательную власть в обход парламента. Именем короля правительство могло издавать законы о налогах, вводить осадное положение и даже в известных случаях объявлять войну.
Социальная политика правительства Пибуна в 1948—1954 гг., как это и характерно для бонапартистского режима, заключалась, с одной стороны, в демагогическом заигрывании с трудящимися массами, а с другой — в беспощадном подавлении их политической активности.
В апреле 1948 г. в противовес прогрессивному Всетаиландскому объединению профсоюзов (ВТОП) правительство организовало так называемый Рабочий союз, во главе которого был поставлен армейский офицер.
На самом же деле политика военного режима не имела ничего общего ни с интересами крестьян, ни с интересами трудящихся в целом. Одним из первых шагов военного режима было разоружение крестьянских отрядов самообороны и «наведение порядка» в сельских местностях. Малейшее проявление оппозиции как в деревне, так и в городе жестоко подавлялось. Все прогрессивные газеты были закрыты, подлинные рабочие профсоюзы — загнаны в подполье. 13 ноября 1952 г. в Таиланде вновь был принят «антикоммунистический закон». Согласно этому закону «коммунистическая деятельность», трактуемая самым широким образом, каралась тюремным заключением от 10 лет до пожизненного. Под этот закон мог подпасть любой недовольный режимом. Тюрьмы страны были переполнены как представителями левой оппозиции, так и китайскими буржуа, которых сажали просто с целью вымогательства и отпускали за выкуп.
В промышленности и торговле продолжал развиваться государственно-капиталистический сектор. Вплоть до 1955 г. в стране существовала государственная монополия на торговлю рисом.
Особенно ухудшилось состояние таиландской экономики в 1954 г., когда страну поразил жестокий неурожай. Быстро стала расти безработица. Американская экономическая помощь, так же как и присоединение Таиланда в октябре 1954 г. к Плану Коломбо мало облегчили положение.