Процесс сопротивления изменениям при принятии публичных решений
Причины сопротивления изменениям:
Причины | Результат | Реакция |
Преобладание личного интереса | Ожидание и боязнь потерять что-либо ценное в результате изменений | Политическое поведение, создание групп давления |
Недостаток информации, поверхностное понимание информации, недостаточное понимание | Низкая степень или отсутствие давления | Слухи, чаще всего негативные |
Отличие от официальной оценки проблемы | Негативное восприятие изменений, возможность распространения отрицательной информации | Открытое несогласие |
Боязнь каких-либо перемен | Сомнение в том, что обладают востребованными в изменениях знаниями и навыками | Активная защита собственного положения |
Проанализировав причины сопротивления, Коттер и Шлезингер предложили подходы к их преодолению:
- Образование и общение- необходимость предварительного информирования об изменениях(семинары и тд) повышение образовательного уровня участников.
- Участие и вовлеченность-вовлечение в процесс противников решения на ранних стадиях.
- Помощь и поддержка- поддержка различным формам преодоления страха и беспокойства людей в течении процесса изменения.
- Переговоры и соглашения- дополнительные стимулы.(достижение в ходе переговорв соглашения)
- Манипуляции и кооптация. Манипуляция- избирательное использование информации, кооптация предоставление желаемого положения при планировании и осуществлении измененений.
- Явное и скрытое принуждение-модель помогает справиться с сопротивлением с помощью скрытой или явной угрозы.
При согласовании и утверждении публичного решения на деятеля может оказываться определенное операционное давление.К методам, которые способствуют такому воздействию, относятся:
- Силовое давление(угрозы)
- Прямое приказание( команда министру со стороны премьера)
- Косвенное приказание(устная рекомендация)
- Процедурное маневрирование(пр: ускоренное прохождение законопроекта)
- Ресурсное стимулирование( компенсации затрат за проделанную работу)
- Информац.-психологич. Манипулирование- ( воздействие с помощью компрометирующей информации)
- Рациональное аргументирование-(обоснование преимуществ и достоинств проекта)
Типы взаимодействия субъектов:
1. Прямое доминирование-президент отдает команду председателю правительства принять и отклонить решение.
2. Косвенное патронирование-глава администрации предлагает главам фракций провести или заблокировать законопроект.
3. Политический торг происходит, когда лидеры разных группировок достигают временного компромисса.
4. Договорная коалиционность- несколько группировок достигают договора об образовании и блока по целому пакету решений.
5. Взаимное сдерживание-когда идет острая конкурентная борьба вокруг проекта решений.
Политические переговоры.
политические переговоры-взаимодействие политических субъектов или их представителей в форме прямого или опосредованного диалога, которое предусматривает согласование целей и интересов на решении проблем, при этом каждая из сторон имеет равные возможности в контроле ситуации.
Переговоры-это умение сочетать личную выгоду с взаимозависимостью.
Типы политических переговоров:
- горизонтальный тип- переговоры, которые проводятся внутри отдельной команды.
основная форма: своеобразный «тайм-аут» который берет она из групп участников переговоров.
кокус- отдельное закрытое совещание, когда одна из переговаривающихся сторон удаляется на некоторое время (не более 30 минут). право кокуса подразумевается само собой и не является предметом переговоров по процедуре, оговариваются лишь деятельность кокусных сессий(15,20,30 минут)
- вертикальный тип-переговоры на основе официальных и неофициальных контактов групп влияния; экспертов, известных ученых, писателей, спортсменов для усиления позитивного образа реального решения, который пытается создать основная группа переговорщиков
формы-дискуссии, круглые столы, приемы, презентации…