Принцип мирного разрешения споров

Согласно принципу мирного разрешения международных споров государства обязаны решать свои международные споры с другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость. Споры государств должны разрешаться на основе принципа суверенного равенства, в соответствии с принципом свободного выбора средств разрешения спора и с учетом других принципов.

Международное право предоставляет государствам широкий выбор мирных средств разрешения международных споров. Споры могут разрешаться путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к международным организациям или иными средствами по выбору государств. Если стороны не разрешат спор одним из вышеуказанных средств, они должны стремиться к урегулированию разногласий другими мирными средствами. Важную роль в мирном разрешении международных споров играет ООН.

Государства подтверждают свое обязательство поддерживать и защищать принципы Устава ООН и международного права, а также способы, содержащиеся в Уставе ООН, в области мирного урегулирования споров. Стороны в споре должны незамедлительно устанавливать контакты и вступать в переговоры для предотвращения возникновения конфликта и урегулирования спора в соответствии с принципами, содержащимися в Декларации, а также в Уставе ООН и международном праве.

Государства должны прилагать все усилия к тому, чтобы строить свои международные отношения на основе взаимопонимания, доверия, уважения и сотрудничества во всех областях.

Государства должны также развивать двустороннее и региональное сотрудничество как одно из важных средств усиления эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях.

Государства должны руководствоваться своей приверженностью принципу мирного разрешения споров, который неразрывно связан с принципом отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях.

Государства, являющиеся сторонами в международных спорах, должны разрешать свои споры исключительно мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость. С этой целью они используют такие средства, как переговоры, расследование, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам или соглашениям или иные мирные средства по своему выбору, включая добрые услуги.

Государства должны принять эффективные меры, с тем чтобы предотвратить угрозу любых вооруженных конфликтов, включая конфликты, в которых может быть применено ядерное оружие, предотвратить гонку вооружений в космическом пространстве и остановить и повернуть вспять гонку вооружений на Земле, снизить уровень военного противостояния и укрепить глобальную стабильность.

Государства должны в полной мере сотрудничать с органами Организации Объединенных Наций, содействуя их деятельности в области поддержания международного мира и безопасности и мирного разрешения международных споров в соответствии с Уставом ООН. В частности, они должны повышать роль Совета Безопасности, с тем чтобы он мог в полной мере и эффективно выполнять свои обязанности. Особую ответственность в этой связи несут согласно Уставу постоянные члены Совета. Государства должны оказывать Совету Безопасности всевозможную помощь во всех действиях, предпринимаемых им в целях справедливого урегулирования кризисных ситуаций и региональных конфликтов. Они должны повышать ту роль, которую Совет может играть в предупреждении споров и ситуаций, продолжение которых могло бы представлять угрозу для поддержания международного мира и безопасности. Они должны облегчать задачу Совета по рассмотрению потенциально опасных для международного мира и безопасности ситуаций на как можно более раннем этапе.

Государства должны в полной мере обеспечить выполнение важной роли, возложенной Уставом ООН на Генеральную Ассамблею в области мирного разрешения споров и поддержания международного мира и безопасности.

Государства должны учитывать в качестве важного фактора укрепления и поддержания международного мира и безопасности, что споры юридического характера должны, как общее правило, передаваться сторонами в Международный суд в соответствии с положениями Статута Суда. Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности должны рассматривать целесообразность использования положений Устава ООН, касающихся возможности запрашивать консультативные заключения Международного суда по любому юридическому вопросу.

Государства - участники региональных соглашений или органов должны рассматривать возможность более широкого использования таких соглашений и органов для разрешения вопросов, относящихся к поддержанию международного мира и безопасности, в соответствии со ст. 52 Устава ООН.

7. ПРИНЦИП НЕВМЕШАТЕЛЬСТВА

В «Декларации» 1970 г. он звучит следующим образом: «Принцип, касающийся обязанности в соответствии с Уставом не вмешиваться в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого государства». В соответствии с этим принципом ни одно государство или группа государств не имеет права вмешиваться прямо (т.е. через свои органы) или косвенно (т.е. через подконтрольных лиц) по какой бы то ни было причине во внутренние или внешние дела любого другого государства. Вследствие этого вооруженное вмешательство и все другие формы вмешательства или всякие угрозы, направленные против личности государства или против его политических, экономических и культурных основ, являются нарушением международного права.

Ни одно государство не может ни применять, ни поощрять применение экономических, политических мер или мер любого иного характера с целью добиться подчинения себе другого государства в осуществлении им своих суверенных прав и получения от этого каких бы то ни было преимуществ. Ни одно государство не должно также организовывать, разжигать, финансировать, подстрекать или допускать подрывную, террористическую или вооруженную деятельность, направленную на насильственное свержение строя другого государства, равно как и способствовать ей, а также вмешиваться во внутреннюю борьбу в другом государстве. Применение силы, имеющее целью лишить народы их национальной самобытности, является нарушением их неотъемлемых прав и принципа невмешательства.

Однако следует помнить, что принцип невмешательства не препятствует применению принудительных мер к государству по решению Совета Безопасности ООН в случае угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии (п.7 ст.2 Устава ООН). Исходя из этого. Совет Безопасности и Генеральная Ассамблея не столько выясняют вопрос о том, является ли данное дело внутренним, сколько определяют наличие угрозы миру и безопасности и на этом основании вмешиваются во внутренние дела.

8. ПРИНЦИП СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ

Этот принцип был впервые закреплен в Уставе ООН. В «Декларации» 1970г. он определяется следующим образом: «Обязанность государств сотрудничать друг с другом в соответствии с Уставом». В соответствии с принципом сотрудничества государства обязаны, независимо от различий в их политических, экономических и социальных системах, сотрудничать друг с другом в различных областях международных отношений с целью поддержания международного мира и безопасности и содействия международной экономической стабильности и прогрессу, общему благосостоянию народов и международному сотрудничеству, свободному от дискриминации, имеющей в своей основе такие различия. С этой целью: а) государства сотрудничают с другими государствами в деле поддержания международного мира и безопасности; б) государства сотрудничают в установлении всеобщего уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех и в ликвидации всех форм расовой дискриминации и всех форм религиозной нетерпимости; в) государства осуществляют свои международные отношения в экономической, социальной, культурной, технической и торговой областях в соответствии с принципами суверенного равенства и невмешательства; д) государства - члены ООН обязаны в сотрудничестве с ООН принимать совместные и индивидуальные меры, предусмотренные соответствующими положениями Устава.

9. ПРИНЦИП УВАЖЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Устав ООН на второе место после задачи избавления от бедствий войны поставил задачу «вновь утвердить веру в основные права человека». Среди целей ООН поощрение уважения к правам человека стоит третьим пунктом. Тем не менее «Декларация» 1970г. не выделила соответствующий принцип в качестве самостоятельного, включив его в принципы равноправия и самоопределения, а также сотрудничества. В качестве самостоятельного принцип уважения прав человека закреплен в «Заключительном акте» СБСЕ 1975г. и в развернутом виде звучит следующим образом: «Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений».

Содержание принципа в том, что отношение государства к своему населению становится объектом внимания международного сообщества. Государства берут на себя обязательство соблюдать исторически достигнутые стандарты прав человека, поскольку, в частности, от этого зависят и межгосударственные отношения.

Государства обязаны уважать права человека и основные свободы для всех, без различия расы, пола, языка или религии. Уважение прав человека является существенным фактором мира, справедливости и демократии, необходимых для дружественных отношений и сотрудничества между ними. Государства обязаны поощрять эффективное осуществление гражданских, политических, экономических, социальных или культурных прав и свобод, которые вытекают из достоинства, присущего каждой личности, и являются существенными для ее свободного и полного развития.

Каждое государство обязано содействовать путем совместных и самостоятельных действий всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод в соответствии с Уставом ООН. Уважение, защита и поддержка прав человека и основных свобод вносят вклад в политическую и социальную стабильность и мир, в обогащение культурного и духовного наследия общества в целом и во взаимное понимание и дружеские отношения между народами.

Особое внимание принципу уважения прав человека уделяется на региональном уровне (Совет Европы, Европейский союз, СНГ и др.). Так в Парижской хартии для новой Европы 1990 г. была подтверждена убежденность в том, что дружественные отношения между народами, а также мир, справедливость, стабильность и демократия требуют того, чтобы этническая, культурная, языковая и религиозная самобытность национальных меньшинств была защищена и чтобы создавались условия для поощрения этой самобытности. Вопросы, касающиеся национальных меньшинств, могут решаться удовлетворительным образом только в демократических политических рамках. Права лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, должны полностью уважаться как часть всеобщих прав человека. Государства обязуются бороться против всех форм расовой и этнической ненависти, антисемитизма, ксенофобии и дискриминации в отношении кого бы то ни было, а также против преследования по религиозным и идеологическим мотивам.

Свободное передвижение граждан и контакты между ними, а также свободный поток информации и идей имеют важнейшее значение для сохранения и развития свободных обществ и процветающих культур. "Механизм человеческого измерения" в рамках ОБСЕ доказал свою полезность. Он расширяется путем включения новых процедур, предусматривающих, в частности, услуги экспертов или коллегий видных деятелей, обладающих опытом в вопросах прав человека. В контексте данного механизма будет обеспечено участие отдельных лиц в защите их прав.

Государства должны уделять большое внимание принципу неделимости всех прав человека и в этой связи подчеркивают значимость реализации всех аспектов этого принципа.

В соответствии с Конституцией России 1993г. «…В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права» (ч.1 ст. 17).

10. ПРИНЦИП ДОБРОСОВЕСТНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

Принцип добросовестного выполнения обязательств закреплен в Уставе ООН, «Декларации» 1970г. и «Заключительном акте» СБСЕ 1975г.

Основные положения этого принципа состоят в следующем:

а) каждое государство обязано добросовестно выполнять обязательства, принятые им в соответствии с Уставом ООН;

б) каждое государство обязано добросовестно выполнять свои обязательства в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права;

в) каждое государство обязано добросовестно выполнять свои обязательства в соответствии с международными соглашениями, имеющими силу согласно общепризнанным принципам и нормам международного права;

г) если обязательства, вытекающие из международных соглашений, противоречат обязательствам членов ООН по ее Уставу, преимущественную силу имеют обязательства по Уставу.

Таким образом, речь идет об обязательствах государств по Уставу ООН, т.е. прежде всего и главным образом об обязательствах, вытекающих из воплощенных в Уставе ООН основных принципов современного международного права, а также об обязательствах по общему международному праву и вытекающих из локальных (двусторонних и многосторонних) международных соглашений. Права также должны осуществляться добросовестно, т.е. в соответствии с целями и принципами международного права, без ущерба для законных интересов и прав других субъектов. Принцип добросовестности является элементом принципа добросовестного выполнения обязательств. Он обязывает: добросовестно выяснять фактические обстоятельства, интересы государств и международного сообщества, входящие в сферу применения нормы; добросовестно выбирать нормы, подлежащие применению; обеспечить реальное соответствие реализации норм их букве и духу, международному праву и морали, а также иным обязательствам субъектов; не допускать злоупотребления правами. Добросовестное выполнение означает также недопустимость содействия нарушению норм другими государствами. Добросовестное выполнение обязательств основано на взаимности. Нарушающий норму не должен претендовать и на пользование вытекающими из нее правами.

Контрольные вопросы темы:

1. Что понимается под основными принципами современного международного права?

2. Какие документы фиксируют основные принципы международного права?

3. В чем особенность действия принципов международного права?

4. Проанализируйте содержание основных принципов международного права.

Тема 4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО И ВНУТРИГОСУДАРСТВЕН-НОГО ПРАВА

1.Основы взаимного влияния и взаимодействия международного и внутригосударственного права. 2.Основные теории соотношения международного и внутригосударственного права.

3.Влияние внутригосударственного права на формирование и осуществление норм международного права.

4.Влияние международного права на формирование, функционирование и развитие внутригосударственного права.

5.Акты международных организаций и внутреннее право государств.

Наши рекомендации