В то же время развитие системы государственного и муниципального управления на территории Республики Башкортостан имеет многовековую историю.
В конце 16-17 вв. основная территория Башкортостана составляла Уфимский уезд. Центральное управление регионом осуществляли находившиеся в Москве Казанский и Сибирский приказы. В Башкирии сохранялось существующее еще со времен Золотой Орды старое деление на дороги (области): Ногайскую, Сибирскую, Казанскую и Осинскую. Дороги, в свою очередь, состояли из 70-75 волостей.
В первой половине восемнадцатого века воеводская система управления сменяется губернской. В 1728 году формируется Уфимская провинция, а уфимский воевода получает права губернатора. Однако с 1744 года Уфимская провинция входит в состав Оренбургской губернии только на правах воеводства, а уфимский воевода подчиняется оренбургскому губернатору.
К началу XIX в. стало очевидно, что город Оренбург, находившийся на самой границе России, не справляется с функцией губернского центра. Поэтому в 1802 г. Уфа была восстановлена в роли губернского центра, Бугуруслан и Белебей вновь получили статус уездных городов. Таким образом, в Оренбургской губернии стало 12 уездов. В 1850 г., после образования Самарской губернии, к ней отошли Бугульминский, Бугурусланский и Бузулукский уезды, хотя они и продолжали оставаться в ведении Оренбургского генерал-губернатора.
Согласно городовому положению Екатерины II, Уфа получила статус губернского города и сохранила герб, на котором была изображена бегущая куница на серебряном поле, а для 12 уездных годов были разработаны собственные гербы. Выборным органом городского управления, подчиненным губернатору, была Городская Дума, в состав которой входили городской голова и 4 гласных — по одному от разных слоев городского общества: купцов, мещан, казаков и отставных солдат.
10 апреля 1798 г. в Башкортостане по инициативе Оренбургского военного губернатора О.А. Игельстрома императором Павлом I была создана кантонная система управления, которая, по существу, стала системой военного управления. Вся территория края была разделена на кантоны — своеобразные военные округа. Всего было образовано 11 башкирских и 5 мишарских кантонов. Одновременно было создано 5 кантонов оренбургских и 2 кантона уральских казаков и кантон ставропольских калмыков.
Кантоны не имели специальных названий и различались только порядковыми номерами. В 1798-1803 гг. их было 11, затем 12, в 1847-1855 гг. - 13, в 1855-1863 гг. - 28, в 1863-1865 гг. - 11 укрупненных башкирских кантонов.
До 1834 г. кантонные начальники подчинялись военному губернатору, позднее - командующему Башкиро-мещерякским войском. Поскольку прохождение службы предполагало наличие определенных чинов, то царская администрация, опасаясь, что появится большое число дворян нерусского происхождения, точнее, исповедующих не православие, ввела так называемые зауряд-чины (зауряд-хорунжий, зауряд-сотник, зауряд-есаул, походный полковник). Получение настоящих чинов согласно «Табели о рангах» и, соответственно, получение личного титула, а затем потомственного дворянства и могло произойти лишь после прохождения службы в зауряд-чинах. Дослужившийся до любого из двух последних зауряд-чинов мог впоследствии получить первый офицерский чин по «Табели о рангах».
С 1865 года башкиры в основной своей массе были уравнены в своих правах с податным сословием: тептярами, бобылями и государственными крестьянами. Исключение было сделано для небольшой прослойки башкирских дворян и духовенства. Однако большая часть природной башкирской аристократии в одночасье превратилась в крестьян.
Перевод башкир из военного сословия в гражданское было проведено одновременно с разделением Оренбургской губернии на две губернии: Уфимскую и Оренбургскую.
Вслед за отменой крепостного права в России последовали земская (1864 г.), судебная (1864 г.), городская (1870 г.) и военная (1874 г.) реформы.
В Башкортостане реформы были проведены не сразу: в Уфимской губернии — только в 1874 г., а в Оренбургской губернии, которая продолжала подчиняться военному ведомству, земская реформа вообще не проводилась. Таким образом, башкирское население Оренбургской губернии было лишено избирательных прав. В Уфимской губернии башкиры участвовали только «в сельских избирательных съездах на одинаковых с крестьянами всех других наименований основаниях». Количество уездных гласных колебалось от 20 (Златоустовский уезд) до 72 (Уфимский уезд). В Уфимском губернском земском собрании было 42 гласных.
Этапы формирования государственности РБ. Всю историю национально-государственного строительства 20 века в Башкортостане можно разделить на ряд периодов, первый из которых – демократический – охватывает с 15 (29) 1919 года по 20 марта 1919 года; второй – советский – с 20 марта 1919 года по 10 октября 1990 года и третий –современный– с 11 октября 1990 года по сегодняшний день.
1. Самым сложными в развитии государственного управления и государственной службы в республике Башкортостан были 1917- 1925 годы. Именно в эти годы начинается процесс национально-государственного строительства, определяются территориальные границы, разрабатывается и принимается Конституция. Образование национальной государственности башкирского народа проходило от провозглашения автономно-демократической республики через образование Советской Башкирии и ныне – Республики Башкортостан как субъекта Российской Федераци.
Вопрос о самоопределение башкир в форме национально-территориальной автономии впервые был поднят башкирской делегацией на Всероссийском мусульманском съезде в Москве (май 1917 года). Большинством голосов Всероссийский мусульманский съезд постановил, что формой государственного устройства, наиболее обеспечивающей интересы мусульманских народностей, является демократическая республика на национально-территориальных, федеративных началах, причем национальности, не имеющие определенной территории, пользуются национально-культурной автономией.
В июле 1917 года в городе Оренбурге состоялся 1 Всебашкирский съезд башкир, где участвовали до 70 делегатов. Съезд избрал Башкирское областное шуро в составе 6 человек, которое должно было проводить в жизнь принятые решения, создавать местные органы - тюбек шуро (районные советы), подготовить условия для осуществления Башкирской автономии. Позднее в составе областного шуро возникли организационный, военный, земельный, лесной и другие отделы. Местом пребывания Башкирского областного шуро определялся Оренбург, Караван-Сарай. Такова была система управления при первой, досоветской автономии Башкортостана.
2. К весне 1918 года в Уфе и Уфимской губернии были ликвидированы органы старой власти: городская дума была заменена Советом рабочих и солдатских депутатов, Уфимское губернское земство, губернское правление передали дела соответствующим отделам комитета Советов. В феврале 1919 года Башкирский корпус и правительство в с.Темясово объявили, что считают себя окончательно перешедшими на сторону Советской власти. 21февраля 1919 года там же состоялся 1 Всебашкирский военный съезд с где был образован Временный революционный комитет Башкирии - Башревком. Из 12 членов вновь созданного Башревкома 7 ранее входили в состав старого Башкирского правительства, трое занимали посты в башкирской белой армии. В составе Башревкома были образованы 15 комиссариатов, в том числе комиссариат иностранных дел. Состоялись выборы народных комиссаров. Башревком становится высшим государственным органом.
Начало неписаной Конституции было положено заключением двустороннего договора – Соглашения центральной Советской власти с Башкирским правительством о Советской Автономии Башкирии от 20 марта 1919 года. Согласно этому документу БСР являлась автономной республикой и составляла федеративную часть РСФСР. С 26 июня 1920 года приступил к исполнению обязанностей новый Башревком, назначенный Башкирским Обкомом РКП (б) с ведома ВЦИКа.
Конституция БАССР 1925 года была подготовлена Наркоматом юстиции республики, где констатировались предметы ведения и структура госаппарата республики. По Конституции Башкирия признавалась автономной республикой Советов рабочих и крестьянских депутатов, свободно входящей в состав РСФСР и через нее – в Союз Советских Социалистических Республик, свободно определяющей форму своих взаимоотношений с общефедеральной властью и форму участия в общефедеративном Правительстве РСФСР (ст.1).
Конституция Башкирской АССР 1925 года закрепляла кантонное территориальное устройство Башкирии. Указывалось, что в состав БАССР входят 8 кантонов: Аргаяшский, Белебеевский, Бирский, Зилаирский, Месягутовский, Стерлитамакский, Тамьн – Катайский, Уфимский (ст. 4).
Носителем высшей власти республики объявляется Всебашкирский съезд Советов, а в период между съездами Советов – БашЦИК, а в период между сессиями последнего – его Президиум; общее же управление делами БАССР отдавалось Совету Народных Комитетов, а руководство отдельными отраслями государственного управления – народным комиссариатам во главе с членами Совета Народных Комиссаров – народными комиссарами.
Для непосредственного руководства отдельными отраслями государственного управления в республике учреждались следующие народные комиссариаты: 1) внутренних дел, 2) юстиции, 3) просвещения, 4) здравоохранения, 5) социального обеспечения, 6) земледелия, 7) финансов, 8) труда, 9) рабоче–крестьянской инспекции, 10) внутренней торговли, 11) Центральный совет народного хозяйства.
Конституция Башкирской АССР 1925 года в качестве органов местной власти республики рассматривала кантонные исполнительные комитеты, волостные исполнительные комитеты, городские и сельские Советы и определяла объем их полномочий и порядок деятельности (статьи 67-84).
В 1930 году деление республики на кантоны, волости и сельсоветы было заменено районной системой управления. Вместо 8 кантонов и 110 волостей было образовано 48 районов, с 1927 до 1297 сократилось число сельсоветов. К 1937 году в состав Башкирии входили 3 города и 58 районов.
Конституция Башкирской АССР 1937 года состояла уже из 11 глав, включающих 114 статей. Конституция упразднила прежнюю систему высших государственных органов власти республики. В качестве высшего органа государственной власти Башкирской АССР был установлен Верховный Совет Башкирской АССР. Издание республиканских законов относились к исключительной компетенции Верховного Совета БАССР. Кроме того, на Верховный Совет возлагалось избрание Президиума Верховного Совета, образование правительства Башкирской АССР, избрание Верховного Суда Башкирской АССР (статьи 19-21, 28, 37, 76).
Конституция Башкирской АССР 1937 года внесла серьезные изменения и в систему органов государственного управления автономной республики. Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти автономной республики признавался Совет Народных Комиссаров Башкирской АССР – правительство республики. По Конституции 1937 года Совет Народных Комиссаров состоял из председателя, двух его заместителей, народных комиссаров, председателя Государственной плановой комиссии, начальников управлений. В компетенцию Совета Народных Комиссаров входило: объединение и направление работы наркоматов; издание постановлений и распоряжений; проверка; разработка и осуществление мер связанных с выполнением плана; защита интересов государства и другие.
Осуществляя руководство подчиненными им отраслями, наркоматы, управления Башкирской АССР подчинялись как Совету Народных Комиссаров БАССР, так и соответствующим наркоматам РСФСР.
В отличие от Конституции Башкирской АССР 1937 года, Конституция Башкирской АССР 1978 года в структурном отношении сложнее. Она укрепила политико-правовое положение автономной республики, существенно расширила статьи, определяющие работу и компетенцию государственных органов власти и управления.
3.Система государственного управления в Республике Башкортостан. Формирование современной государственности Башкортостана началось с принятия 12 июня 1990 года Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации, провозгласившей в качестве одной из высших целей обеспечения каждому народу его неотъемлемого права на самоопределение в избранных им национально-государственных и национально-культурных формах.
После всенародного обсуждения 11 октября 1990 года принимается Декларация о государственном суверенитете Башкортостана. Она положила начало новому государственному статусу республики. Декларация объявила землю, недра, природные богатства и ресурсы, экономический и научно-технический потенциал собственностью многонационального народа республики, определила договорной характер отношений Республики Башкортостан с Российской Федерацией. В Декларации было закреплено положение о том, что республика сохраняет всю полноту государственной власти на всей территории вне прав, добровольно передаваемых ею Российской Федерации.
Фундаментальнойосновой укрепления в Башкортостане реальной государственности стала Конституция Республики Башкортостан, принятая 24 декабря 1993 года. В соответствии со статьей 1 Конституции Республика Башкортостан является демократическим правовым государством, выражающим волю и интересы всего многонационального народа республики. Республика Башкортостан обладает высшей властью на своей территории, самостоятельно определяет и проводит внутреннюю и внешнюю политику, принимает законы, имеющие верховенство на всей территории республики.
В Конституции РБ определено, что государственную власть в республике осуществляют Государственное Собрание РБ, Президент (Глава) РБ, Правительство РБ, местные органы государственной власти РБ, суды РБ.