Занятие 20. Правосознание и правовая культура
Контрольные вопросы.
1. Какова структура правосознания?
2. Каковы особенности правосознания как формы общественного сознания?
3. Как правовая идеология и правовая психология соотносятся с индивидуальным правосознанием?
4. Какова роль правосознания в сфере практической реализации правовых норм?
5. Каковы основные функции правосознания?
6. Как соотносятся правосознание и правовая культура?
7. Какова структура правовой культуры общества и отдельной личности?
8. Каковы истоки правового нигилизма российского общества?
9. В какой степени уровень развития правосознания общества зависит от культурно-исторических особенностей развития государства?
10. Какова взаимосвязь обыденного, профессионального и научно-теоретического уровней правовой культуры?
11. Чем профессиональное сознание юриста отличается от обыденного правосознания?
Задание.
Согласны ли вы с мнением французского юриста Ж. Карбонье: «Если человек обладает развитым правосознанием, так ли уж нужна ему информация о законе? При таком правосознании гражданин сумеет понять, что является законным»? Аргументируйте свой ответ.
Занятие 21. Правовые отношения
Контрольные вопросы.
1. Каковы специфические признаки правоотношения?
2. При наличии каких условий возникают, изменяются и прекращаются правоотношения?
3. Каков состав правоотношения?
4. Какие отношения не могут быть подвергнуты правовому регулированию?
5. Какие виды правоотношений по степени конкретизации выделяют?
6. В чем состоит взаимосвязь нормы объективного права и правоотношения?
7. Как соотносится правоспособность и дееспособность субъекта правоотношения?
8. От каких факторов зависит содержание и объем дееспособности?
9. В чем состоит различие юридического факта и юридического поступка?
10. Почему среди юридических фактов различают события и деяния?
Задания.
1. Подобрать примеры правоотношений каждого вида из любых отраслей российского права.
2. Письменно проклассифицировать по всем основаниям следующие юридические факты: увольнение с работы, заключение договора купли-продажи, затопление дома при наводнении, обнаружение клада, нарушение правил дорожного движения, наступление пенсионного возраста, вынесение приговора судом.
3. Подготовиться к терминологическому диктанту и тесту по темам Толкование норм права «Реализация норм права», «Правосознание и правовая культура», «Правовые отношения».
Занятие 22. Правовые отношения. Промежуточный контроль
Терминологический диктант и тест по темам Толкование норм права «Реализация норм права», «Правосознание и правовая культура», «Правовые отношения».
Занятие 23. Правовое поведение
Контрольные вопросы.
1. Какова субъективная сторона правомерного поведения?
2. Каково значение правомерного поведения для развития общества и государства?
3. Какие виды правомерного поведения выделяют?
4. Каковы признаки правонарушения?
5. Что такое деликтоспособность?
6. Что такое вина и каковы ее формы?
7. Каковы элементы состава правонарушения?
8. Каковы виды правонарушений?
9. В чем состоит отличие проступков от преступлений?
10. Какие факторы лежат в основе классификации правонарушений?
11. Почему правонарушением признается только виновное деяние?
12. В чем трудность доказательства виновности?
Задания.
1. Известный российский ученый А.А. Яковлев писал: «Точно так же как правомерное поведение не есть результат правовой информированности, противоправное поведение отнюдь не всегда есть результат правовой безграмотности». Согласны ли вы с этим?
2. В юридической литературе правомерное поведение рассматривается как многофакторное явление. Перечислите факторы, которые, по вашему мнению, определяют правомерное поведение человека.