Влияние расизма и милитаризации на борьбу за женское равноправие

(Выступление А. Дэвис 31 мая 1985 года в Нью-Йорке на семинаре, посвященном подведению итогов объявленного ООН Десятилетия женщины)

Администрация Рейгана серьезно опасается итогов предстоящей конференции и форума в Найроби, где тысячи мужчин и женщин со всего мира будут обсуждать современное состояние борьбы за эмансипацию женщин. Представители администрации Рейгана уже давно начали публично сокрушаться по поводу так называемой «политизации» конференции, как будто проблемы женщин ограничиваются сферами общественной жизни, находящимися вне политики. То, что Рейган называет противодействием «политизации» проблем женщин, на самом деле означает попытку вновь заключить женщин в стенах кухни, спальни и детской, которые, кстати, не так уж и «забронированы» от политики. Как известно, Рейган заявил, что проблема безработицы была бы менее серьезной, если бы женщины всего лишь прекратили искать работу и если бы они не претендовали более ни на что, кроме привычной роли жены, матери и домохозяйки. Женщины, призванные представлять интересы администрации Рейгана на конференции в Найроби — его дочь Маурин и бывшая воинственная представительница США в Организации Объединенных Наций Джин Киркпатрик,— хотели бы убедить нас в том, что ни расизм, ни апартеид не имеют отношения к женским проблемам. И они яростно утверждают, что сионизм не имеет никакого отношения к борьбе женщин за эмансипацию.

В политическом докладе Фонда наследия — «мозгового центра» правых, который выработал важнейшие направления политического курса администрации Рейгана,— говорится: «Основной интерес Соединенных Штатов во время проведения Десятилетия женщины под эгидой ООН состоял в том, чтобы повысить роль женщин в жизни общества и улучшить их положение в различных странах мира. Положение женщин в США хотя и не идеально, но оно может служить примером». В докладе содержится рекомендация правительству США приостановить предоставление внешней помощи с тем, чтобы превратить конференцию в «собрание», которое оставит без внимания самые жгучие проблемы, стоящие перед человечеством. В докладе предлагается оказать нажим на правительство Кения, чтобы оно отказалось дать визы тем, кто может «политизировать» форум.

Мы, безусловно, должны осудить подобные попытки манипулировать конференцией и форумом в Найроби. Мы должны вместе с тем отметить, что концентрированная атака правительства Рейгана на Десятилетие женщины ООН представляет собой косвенное признание ослабления его позиций на международной арене. В то же время мощь прогрессивных сил в мире растет, укрепляются позиции тех, кто твердо привержен делу избавления планеты от чумы империалистической агрессии, тех, кто хочет создать экономический порядок, который может избавить нас от эксплуатации, порожденной транснациональными корпорациями, тех, кто действительно выступает против дискриминации по признаку расы и пола. И те из нас, кто приедет на форум в Найроби в июле — по крайней мере многие из делегации США,— возьмутся за руки с нашими сестрами и братьями, которые идут к освобождению, и с нашими сестрами и братьями в социалистических странах, которые первыми прошли этот путь.

Примечательно, что на форуме в Найроби представительство женщин из США будет качественно отличаться от двух предыдущих международных встреч — в Мехико и Копенгагене. Разумеется, один год, посвященный женщине Организацией Объединенных Наций в 1975 году,— слишком короткий срок, чтобы внести существенные изменения в положение женщин. И мы, конечно, знаем, что и десять лет — не более чем мгновение по сравнению с тем временем, которое необходимо для радикального изменения женской доли во всем мире. Однако, учитывая то, что удалось и чего не удалось достигнуть, мы можем сказать, что за эти десять лет в Соединенных Штатах многие женщины глубоко осознали взаимозависимость с женщинами других стран. У нас появилось более глубокое понимание целей объявленного десятилетия: Равенство, Развитие, Мир. Мы осознаем бесполезность попыток выработать стратегию эмансипации женщин, в которой бы не учитывались экономические условия жизни братьев, отцов, сыновей и мужей женщин из рабочего класса и крестьянства во многих странах мира. Мы подчеркиваем, что женщины, живущие в странах, где в экономике господствуют иностранные монополии, безусловно должны бросить вызов этому господству, если они хотят добиться хоть какого-то прогресса в своей борьбе. Никто не может, например, дать гарантии женщинам Никарагуа в том, что они достигнут своих целей, если они не станут в ряды защитников сандинистской революции, борющихся против интервенционистской политики администрации Рейгана. Точно так же в Южной Африке женщины, особенно страдающие от жестоких форм угнетения, не могут достигнуть прогресса в борьбе за свои права, если они не станут бойцами в более крупной битве за свержение правительства белого меньшинства и, разумеется, капиталистической экономической системы, на которой зиждется апартеид.

Мы все острее начинаем осознавать необходимость сделать борьбу за мир главным направлением нашей борьбы. Празднуя сороковую годовщину победы над фашизмом, мы должны поклясться сделать все, что в наших силах, чтобы предотвратить всеобщее ядерное уничтожение, которое становится реальностью для всего мира в результате действий военно-промышленного комплекса США. 50 миллионов человек погибли от зверств фашистов во время второй мировой войны — причем только в Советском Союзе погибло более 20 миллионов человек.

Следует напомнить, что во время второй мировой войны США начали работу над созданием нового вида оружия, названного «оружием оборонительной войны». Как известно, это оружие оказалось атомной бомбой, взорванной в Хиросиме и Нагасаки. Пусть те, кто сегодня занимается подготовкой «звездных войн», извлекут из этого урок. И атомная бомба в свое время начинала создаваться с «безобидного исследования». Стратегическая оборонная инициатива — удивительно схожая по названию с «ограниченным оружием оборонительной войны» — также несет угрозу смерти. Р. Рейган выдает «звездные войны» за оборонительный щит США против якобы возможного нападения СССР. Однако в действительности эта программа представляет собой составную часть системы оружия первого удара. По плану Рейгана, такое оружие, как ракеты «MX» и «Трайдент-II», можно применить против СССР первыми, а система оружия «звездных войн» призвана обеспечить защиту от любого возмездия. На самом деле программа «звездных войн» рассчитана не на защиту гражданского населения, она рассчитана на защиту ракет Пентагона. По приблизительным оценкам, СОИ обойдется в один биллион долларов, что заметyо ухудшит социально-экономическое положение простых американцев. Женщины будут первыми, кто пострадает от программы «звездных войн».

Женщины первыми пострадают от программы «звездных войн», так как расходы на социальные услуги, в которых нуждаются одинокие матери — особенно афроамериканки, женщины латиноамериканского происхождения и коренные американки,— будут, несомненно, сокращены в пользу бюджета «звездных войн». Как известно, первыми пострадали от агрессивной политики администрации Рейгана наиболее бедные и нуждающиеся.

У женщин есть серьезные причины выступать против растущей милитаризации экономики США. Будет невозможно успешно бороться, предположим, за рабочие места, в которых нуждаются женщины, за равную оплату их труда, охрану материнства и детства, всеобщее образование, здравоохранение, если мы не сможем сбить волну милитаризма.

В Нью-Йорке, например, в результате перекачки общественных средств на социальные расходы в военный бюджет программа по охране материнства была сокращена примерно на 1,4 млн. долл. и около 14 тыс. женщин лишилось пособий.

Разумеется, существует более основательная причина сделать борьбу за мир главным направлением нашей деятельности за женское равноправие. Мы должны бороться за безопасность планеты от угрозы ядерного уничтожения. Ведь в случае войны все будет сметено, уничтожено. В ядерной войне ни у кого не будет возможности решать — участвовать или не участвовать в ней.

«Мужчины и женщины, подобно зданиям, заводам и просто вещам, станут жертвами ракет, уничтожающих все без разбора»,— отмечает писатель Э. Эсситер в своей книге «Власть женщин и ядерная политика».

Он резко критикует феминисток, которые ведут борьбу за равный с мужчинами доступ в военную сферу, например за то, чтобы женщины наравне с мужчинами имели право быть призванными в армию.

«Их движение,— говорит Э. Эсситер,— явно направлено не в ту сторону. Милитаризм противоречит интересам практически всех членов общества, как женщин, так и мужчин... В том, что женщины идут на военную службу, есть что-то не только неверное, но и извращенное. Эти американские феминистки ничего не сделали для того, чтобы противостоять милитаризму «новых правых». Более того, они поощряли тот тип мышления, который неизбежно ведет к возможности ядерной войны, которая может означать гибель их общества и, вероятно, всего человечества».

Женщины США должны поддержать предложенный «кокусом»* черных конгрессменов альтернативный бюджет, предусматривающий замораживание расходов на ядерное оружие, что привело бы к высвобождению миллиардов долларов, которые можно было бы поставить на службу человеку. В альтернативном бюджете предлагается увеличить не финансирование производства ракет «MX» и «Трайдент-II», а расходы на социальное страхование.

Многие женщины пожилого возраста, которые вынуждены жить на скромные пособия и пенсии, безусловно, приветствовали бы такие меры. По альтернативному бюджету следует выделить 38 млрд. долл. на программы здравоохранения, включая «Мэдикэйд», и на жилищное строительство для инвалидов и престарелых.

Но главное то, что мы, женщины, должны бороться за мир не только и не столько потому, что получим от этого прямую выгоду. Дело в том, что у нас есть обязательство перед нашими сестрами в любой части земного шара: мы должны бросить вызов силам, ведущим нас к всеобщему ядерному уничтожению. Мы должны ясно представлять себе, на ком лежит ответственность за эскалацию гонки ядерных вооружений. Она лежит на Пентагоне, военно-промышленном комплексе США, администрации Рейгана, но не на Советском Союзе. По сути дела, антикоммунистическая пропаганда ведется таким образом, чтобы заставить людей больше бояться Советского Союза, чем всеобщего уничтожения. Как известно, во второй мировой войне СССР потерял более 20 млн. человек. Известно также и то, что он последовательно и настойчиво борется за мир во всем мире.

Женщины США должны осознавать свою интернациональную ответственность. Мы несем ответственность, например, перед женщинами Никарагуа. В Никарагуа в соответствии с законом женщинам предоставлены равные права с мужчинами — то, за что женщины США боролись в течение 60 лет, но чего так и не добились. В настоящее время женщины в этой стране имеют право на образование и успешно решают проблему полной ликвидации неграмотности среди женщин. В течение столь короткого времени, с 1979 года, женщины Никарагуа одержали впечатляющие победы. Разве мы не несем перед ними обязательства бороться за будущее без ядерного оружия, чтобы их дети, внуки и они сами могли пользоваться плодами этих побед? Бросая вызов гонке ядерного вооружения, осуществляемой Рейганом, мы должны также выступать против его политики интервенции в Центральной Америке, направленной на подавление прогрессивных режимов и народных революций.

США несут ответственность не только за то, что поставили планету на грань ядерной катастрофы. Администрация Рейгана несет ответственность за репрессии и геноцид, проводимые против своих народов самыми реакционными диктатурами в мире, так как США оказывают этим диктатурам всяческую помощь и поддержку. Возложение венка на кладбище в Битбурге (ФРГ), где есть и могилы эсэсовцев, стало символом приверженности Рейгана современным фашистским и полуфашистским правительствам.

Женщины Южной Африки — самые многострадальные жертвы апартеида. Южноафриканских женщин и их детей часто заставляют жить на бесплодных землях бантустанов, обрекая их на голод и смерть. В белых кварталах городов им разрешено проживать только тогда, когда они работают домашней прислугой. При этом их вынуждают жить в женских общежитиях, где мужьям и детям запрещено их навещать.

Однако такие женщины, как Винни Мандела, Дороти Нуэмбе и покойная Лилиан Нгои, стали великими борцами за счастье своего народа. Выступая против военной помощи, оказываемой ЮАР администрацией Рейгана (а она охватывает спектр сфер — от военных поставок до сотрудничества в ядерных исследованиях), мы должны одновременно оказать конкретную помощь борцам за свержение системы апартеида. И, несомненно, уничтожение апартеида — лишь вопрос времени. День свержения правительства апартеида станет новым днем не только для женщин Африки, но и для женщин всего мира, в том числе и США, новым днем и для наших братьев, мужей, отцов и сыновей. Мы несем интернациональную ответственность перед палестинскими женщинами, оставшимися на оккупированных Израилем территориях. Кэмп-дэвидские соглашения направлены против женщин и мужчин, сражающихся за свою землю и независимость против сил сионизма. Жертвами кэмп-дэвидской сделки стали многие борцы за свободу на Ближнем Востоке. Ответственность за это полностью лежит на организаторах этой сделки, вдохновителем которой, как известно, были США.

Бросая вызов апартеиду и сионизму, мы должны понять их тесную связь с расизмом внутри нашей страны. А борьба с расизмом в Соединенных Штатах — одна из главных задач женского движения. Активная и эффективная борьба за равенство женщин в огромной степени будет зависеть от нашей способности увязывать ее с борьбой против расизма.

В наши дни одним из самых жестоких проявлений расизма — особенно на востоке страны — стал ужасающий рост полицейских преступлений. Самым отвратительным примером преступлений полиции стал недавний поджог в Филадельфии 60 домов черных рабочих и бессмысленное убийство 11 черных женщин, детей и мужчин. Зверские преступления полиции происходят и в Нью-Йорке, где офицер полиции хладнокровно убил 67-летнюю черную женщину во время выселения ее из дома. Госпожа Бампере, как и многие престарелые цветные женщины, не могла заплатить за жилье.

Усиление расизма выражается также в повсеместных нападках на черных, занимающих выборные должности, на тех, кто защищает избирательные законы на Юге. Например, Эвелин Тэрнор — одной из трех черных политических лидеров в графстве Перри, штат Алабама, было предъявлено обвинение в нарушении прав голосования.

Это только некоторые свежие примеры того, как переплетаются дискриминация по признаку расы и дискриминация по признаку пола. Безусловно, борьба за равенство женщин должна быть в то же время и борьбой за расовое и экономическое равенство. И она должна быть борьбой за мир.

Так встретим же форум в Найроби с осознанием того, что в CDJA проблемы женщин из рабочего класса и женщин с небелым цветом кожи в основном схожи с проблемами женщин всего мира, которые считают, что борьбу за равенство женщин можно вести только в контексте общей борьбы за создание более гуманного социально-экономического порядка — порядка, при котором будет уничтожена эксплуатация человека, расизм будет считаться преступлением против общества, а пожар ядерной войны не будет угрожать человечеству.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие
От автора
Глава 1. Рабство и критерии новой женственности
Глава 2. Антирабовладельческое движение и возникновение движения за права женщин 45  
Глава 3. Класс и раса на раннем этапе движения за женские права
Глава 4. Расизм в женском суфражистском движении
Глава 5. Значение освобождения для черных женщин
Глава 6. Образование и освобождение: будущее черных женщин
Глава 7. Движение суфражисток на пороге столетия. Растущее влияние расизма
Глава 8. Черные женщины и клубное движение
Глава 9. Трудящиеся женщины, черные женщины и история движения суфражисток
Глава 10. Женщины-коммунистки
Глава 11. Изнасилование, расизм и миф о черном насильнике
Глава 12. Расизм, контроль над рождаемостью и право на деторождение
Глава 13. Отмирание в будущем домашней работы. Перспектива рабочего класса
Вместо заключения. Влияние расизма и милитаризма на борьбу за женское равноправие
Примечания

Анджела Дэвис

ЖЕНЩИНЫ, РАСА, КЛАСС

Редактор русского текста А. П. Кандалинцев

Художник Н. Н. Аникушкин

Художественный редактор Л. А. Розова

Технический редактор Г. В. Лазарева

Корректор Т. А. Шустина

ИБ № 12380

Сдано в набор 12.05.86,

Подписано в печать 18.12.86.

Формат 84x108 1/32. Бумага типогр. № 1.

Гарнитура об. новая. Печать высокая, Условн. печ. л. 14,7.

Усл. кр.-отт. 15,12.

Уч.-изд. л. 14,88. Тираж 25 000 экз. Заказ №194. Цена 55 коп. Изд. № 37004.

Ордена Трудового Красного Знамени издательство «Прогресс» Государственного комитета СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли.

119847, ГСП, Москва, Г-21, Зубовский бульвар, 17.

Ленинградская типография № 2 головное предприятие ордена Трудового Красного Знамени Ленинградского объединения «Техническая книга» им. Евгении Соколовой Союзполиграфпрома при Государственном комитете СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. 198952, г. Ленинград, Л-52, Измайловский проспект, 29.

[1] Цеткин, Клара. Заветы Ленина женщинам всего мира. М., Политиздат, 1974, с. 6.

[2] The World Almanac and Book of Facts, 1981. N. Y., p.277

[3] The World Almanac and Book of Facts, 1982. N. Y., p. 253.

[4] Международное Совещание коммунистических и партий. Документы и материалы. Москва, 5-17 июня 1969 г. М., 1969, с. 309.

* * Имеется в виду Всемирная конференция по подведению итогов Десятилетия женщины.

* Мароны — термин относится к черным рабам, бежавшим из французских и испанских колоний в Вест-Индии и Гвиане. В работе А. Дэвис он использован условно в отношении беглых рабов из южных штатов США (здесь и далее примечания со знаком «*» даны при редакции русского издания).

** Табмэн, Гарриет (1820—1913) —героиня негритянского народа США. Родилась в семье - рабов, в 1849 г. бежала из рабовладельческого Мэриленда в северные штаты, была проводником групп беглых негров, проведя на Север только в 1850—1860 гг. более 300 рабов. В годы Гражданской войны 1861—1865 гг. участвовала в негритянских отрядах, которые вели партизанскую войну и осуществляли разведку в тылу южных штатов. Негры называли ее «генерал Табмэн».

* «Подземная железная дорога» — так назывался маршрут (точнее, целый ряд маршрутов), по которому сочувствовавшие рабам белые, а также свободные негры помогали бежавшим с 30га рабам переправляться в Канаду, где на них уже не распространялся закон о беглых рабах. Многие из беглецов предпочитали с риском быть пойманными остаться в северных штатах либо уйти на пустующие земли на западе страны. «Подземная дорога» имела свои «станции» — дома верных людей, где беглецы могли останавливаться на ночлег, своих «проводников» — лиц, указывавших неграм дорогу, помогавших лучше организовать «поездку», «Дорога» стихийно начала складываться еще в начале XIX в., по инициативе секты квакеров. Начиная примерно с 1830 г., она превращается в разветвленную, хорошо законспирированную организацию.

* Квартерон, квартеронка — буквально в переводе с испанского «носители четвертой части». Так называли потомков от брака белых с торцеронами, которые в свою очередь были . потомками от брака белых и мулатов.

* Первое женское антирабовладельческое общество было создано черной женщиной в 1832 г, в Салеме, штат Массачусетс.

* «Пенсильвания-холл» — крупное общественное здание в Филадельфии, в котором в то время (1838 г.) размещался муниципалитет.

** Браун, Генри «Бокс» — негритянский подросток: при его бегстве от хозяина-рабовладельца друзья спрятали Брауна в большой ящик (по-английски слово «ящик» произносится «бокс»), в котором он и прибыл благополучно на Север, сохранив на всю жизнь это прозвище.

* Конфедерация — так назвали себя в феврале 1861 г. отделившиеся от США южные рабовладельческие штаты. Конфедерация (в нее входило 11 штатов) просуществовала до апреля 1865 г., когда войска Севера вынудили ее вооруженные силы капитулировать. Буржуазный Север в годы Гражданской войны часто называли Союзом, подчеркивая этим, что он сохраняет верность союзу североамериканских штатов.

* Изумрудный остров — так называют иногда Ирландию, число иммигрантов из которой в США в XIX — начале XX в, было очень высоким.

** Реконструкция — период с апреля 1865 г. по апрель 1877 г., в ходе которого осуществлялось восстановление, реконструкция страны в прежнем составе штатов (т. е., включая бывшую Конфедерацию). Различают радикальный и консервативный подходы к Реконструкции: первый предлагал программу широких преобразований на Юге, включая предоставление черным мужчинам права голоса; согласно второму, южные штаты, формально признав факт отмены рабства, могли возвратиться в состав США.

* «Большой дом» — чаще всего усадьба землевладельца-плантатора.

* Джимкроуизм — широкое понятие, включающее в себя все виды расовой дискриминации черных американцев, будь то отказ в приеме на работу, запрет на совместное пользование транспортом, больницами, школами, более низкая в сравнении с белыми оплата труда и т. д. Термин «Джим Кроу» возник на Юге, так презрительно именовали черных. После того как в 1841 г. в штате Миссисипи железнодорожная компания поместила эти слова на отдельном вагоне для негров, термин стал нарицательным, приобрел нынешнее широкое значение.

* «40 акров земли и мул» — выдвинутый республиканцем-радикалом Т. Стивенсон лозунг, популярный среди негров и белых борцов за их освобождение (аболиционистов) в годы Гражданской войны 1861—1865 гг. и в первые годы после нее, пока не стало очевидно, что не только за «землю и мула», во даже за формально предоставленную неграм «свободу» еще предстоит бороться.

** Декларация об отмене рабства — провозглашена президентом США Авраамом Линкольном 22 сентября 1862 г. Согласно Декларации, с 1 января 1863 г. все черные рабы в 11 южных штатах, вошедших в Конфедерацию, объявлялись формально свободными. Декларация принципиально повлияла на ход войны, показав рабовладельцам, что Север воюет с ними не только за восстановление Союза в прежнем составе штатов, но и за ликвидацию рабовладения — основы экономики Юга.

* Альфред — английский король, правивший в 871—900 гг. Вел успешные войны с датчанами — основными соперниками Англии в те годы, был инициатором составления свода законов страны, открытия новых школ, преподавателями в которые приглашались даже ученые с Европейского континента. Альфред поощрял создание летописей, он сам составил важный летописный труд по древней истории Англии. В английских букварях и учебниках для начальной школы, которыми, очевидно, пользовался упоминаемый в тексте черный юноша, Альфред был одной из центральных фигур.

** Бюро по делам освобожденных рабов (БДОР) — орган, созданный решением конгресса США от 3 марта 1865 г. сроком на один год. В задачи БДОР входила помощь черным беженцам с Юга, содействие им при устройстве на работу, посредничество при конфликтах с местными судебными и гражданскими властями в случаях ущемления прав черных и т. д. От имени властей США БДОР за небольшую плату сдавало черным в аренду земельные участки, оно также создавало новые и субсидировало ранее существовавшие негритянские колледжи на Юге и Севере страны. Во главе БДОР был поставлен один из героев Гражданской войны, генерал О. Ховард. Когда после убийства Линкольна пост президента США занял Э. Джонсон (15 апреля 1865 г.), консервативно-буржуазные круги предприняли попытки свести на, нет радикальные завоевания времен войны. После того как конгресс США 19 февраля 1866 г. принял закон о продлении функционирования БДОР на два года и расширении его полномочий, Э. Джонсон наложил на этот закон вето. Но конгресс 16 июля того же года вторично принял закон, и президент не решился вновь помешать. БДОР, задуманное как орган прогрессивный, призванный помочь получившим свободу рабам, в своей деятельности на Юге отчасти дискредитировало себя, так как в его южные отделения просочилось немало различных дельцов с Севера, стремившихся под вывеской БДОР устроить свои грязные махинации. Их «деятельность» снижала эффективность искренних попыток многих честных северян — членов БДОР помочь освобожденным рабам.

* Капитуляция южан — военная победа армий Севера в апреле 1865 г. Главная из армий южной Конфедерации — армия Северной Виргинии во главе с генералом Р. Ли — капитулировала 9 апреля.

** Измена Хейса — вступив на пост президента США 4 марта 1877 г., Р. Хейс уже в апреле вывел из южных штатов федеральные войска, которые ранее в какой-то степени охраняли черное население от бесчинств расистов. После этого жизнь «свободных» негров в южных штатах стала совершенно невыносимой.

*** Контрреволюция 1S76 г. — речь идет о том же самом (см. предыдущее примечание). Точной датировки того, что автор называет «контрреволюцией», не существует, но процесс «упрощения» Реконструкции, сведения ее к чистой формальности, по сути дела, шел с самого ее начала, а в 1870-е годы приобрел особенно широкие масштабы.

* Закон о гражданских правах был принят конгрессом США 1 марта 1875 г. по инициативе сторонников радикальной Реконструкции. Закон был призван покончить со всей системой расовой дискриминации, джимкроуизма, предполагая равные возможности для черных пользоваться транспортом, школами, общественными местами и т. д. За нарушение закона предусматривался штраф в размере до одной тысячи долларов и даже тюремное заключение на срок от 10 дней и больше. Однако власти южных штатов (особенно после завершения Реконструкции в апреле 1877 г.) демонстративно игнорировали этот закон, а в 1883 г. Верховный суд США объявил его «противоречащим конституции».

* Евгеническое движение, евгеника — в буквальном переводе с греческого означает «хорошая порода». Это реакционное учение возникло во второй половине XIX в. во Франции, затем в Англии и Германии, отчасти распространилось оно и в США. Евгеника предполагает наличие биологически неполноценных рас и пародов, которыми «должны» управлять «полноценные», «высшие» расы и народы. Появление евгеники соответствовало интересам империализма, нуждавшегося в захватах новых земель, занимаемых «неполноценными» народами. Евгеника стала фундаментом биологической «теории» гитлеровского государства, «развившего» это учение до таких масштабов, о которых творцы евгеники и не догадывались.

* Всемирная колумбийская выставка проводилась в Чикаго в мае — октябре 1893 г. Начало ее планировалось приурочить к 400-летней годовщине открытия Америки Колумбом (отсюда и название выставки) — 21 октября 1892 г., но затем сроки грандиозного строительства были перенесены. Выставку посетило более 12 млн. человек, в том числе множество иностранных гостей. В США до сих пор в этой выставке усматривают некий рубеж, отмечающий начало «эры промышленного величия» страны, чему способствовали и восхищенные отзывы иностранных гостей о достижениях американской промышленности, представленных на выставке. Федеральное правительство и власти Чикаго вложили в выставку колоссальные средства, стремясь показать максимально доступное число экспонатов. Широкую панораму американского образа жизни дополнило и незапланированное событие: за два дня до закрытия выставки при входе в собственный дом был убит мэр Чикаго К. Гаррисон.

* Хеймаркет-сквер — площадь Сенного рынка в Чикаго, на которой 4 мая 1886 г. (а не 1 мая, как указано в книге) состоялся митинг протеста против расстрела мирной демонстрации чикагских рабочих накануне, 3 мая. Полиция пыталась вытеснить рабочих с площади, и в это время проникший в ряды демонстрантов провокатор бросил бомбу в полицейских. Начался расстрел демонстрации, а за ним последовали массовые аресты. Лидеры чикагских рабочих во главе с А. Парсонсом были арестованы в первую очередь; суд над ними состоялся спустя более года. Семеро из восьми обвиняемых (из них только один присутствовал на Хеймаркет-сквер 4 мая) были приговорены к смертной казни. После массовых протестов двоим из осужденных казнь была заменена пожизненным тюремным заключением, еще один покончил с собой, а четверо были повешены 11 ноября 1887 г. Поскольку событиям на Хеймаркет-сквер предшествовала общенациональная стачка, проведенная 1 мая (в ней участвовало более 350 тыс. рабочих по всей стране), этот день на I конгрессе II Интернационала в Париже в июле 1889 г. было решено отмечать ежегодно как День международной солидарности трудящихся.

* Закон Смита — назван так по имени предложившего его конгрессмена. Был утвержден конгрессом США 28 июня 1940 г. и был направлен, как и ряд других действовавших в те годы законов, в основном против американских коммунистов и сочувствовавших им лиц, которых скопом обвиняли в «пропаганде насилия» либо в шпионаже в пользу СССР. Этот закон действовал до конца 1950-х годов.

* Эдипов комплекс — стремление к сожительству с матерью, даже если для этого придется убить отца. В более широком смысле — парадоксальный, «от противного» выбор полового партнера. Эдип — мифический царь древнегреческого города Фивы. Его отцу Лаию еще до рождения Эдипа было предсказано, что будущий сын убьет его. Лаий при рождении мальчика приказал бросить его в горах на съедение диким зверям, но Эдип спасся и после долгих приключений, не зная, кто его родители, в случайной стычке убил Лаия (отца), а впоследствии женился на своей матери. Много лет спустя тайна раскрылась, и Эдип ослепил себя, а его жена-мать покончила с собой.

* Ящик Пандоры — в переносном смысле — источник бедствий, коварный дар, чреватый несчастьями. В древнегреческой мифологии Пандора — девушка, созданная богом огня и кузнечного ремесла Гефестом из земли и воды. Верховный бог Зевс подарил мужу Пандоры сосуд (но принято говорить — ящик), в котором хранились все людские пороки, несчастья, болезни. Несмотря на запрет Зевса, Пандора, движимая любопытством, открыла сосуд, и все его содержимое рассеклось по свету.

* Кокус — принятый в США термин, обозначающий влиятельную группу, верхушку какой-либо (чаще всего партийной) организации.

[1] Phillips U. В. American Negro Slavery. A Survey of the Supply, Employment, and Control of Negro Labor as Determined by the Plantation Regime. New York and London, D. Appleton, 1918. См. также статью: Phillips U. B. The Plantation as a Civilising Factor. — «Sewanee Review», XII, July, 1904, перепечатанную в: Phillips U. B. The Slave Economy of the Old South: Selected Essays in Economic and Social History. Edited by Eugene D. Genovese. Baton Rouge, Louisana State University Press., 1968.

В этой статье, в частности, говорилось: «Суть нашей проблемы в следующем:

1. Век или два тому назад негры были дикарями в дебрях Африки. 2. Те, кого привезли в Америку, и их потомки получили некоторое представление о цивилизации и теперь в определенной степени приспособлены к жизни в современном цивилизованном обществе. 3. Этот прогресс негров в огромной мере является результатом их общения с цивилизованными белыми людьми. 4. Колоссальная масса негров будет проживать среди цивилизованной белой нации неопределенно длительное время. Проблема состоит в том, как мы можем наилучшим образом обеспечить их мирное проживание и дальнейший прогресс в этой нации белых людей? Как мы можем наилучшим образом не допустить того, чтобы они вновь скатились в варварство? Возможное решение большинства этих проблем я вижу в создании плантационной системы хозяйствования» (с. 83).

[2] Замечания об особо тяжелом положении черных рабынь можно найти в многочисленных книгах, статьях и антологиях, изданных под редакцией Герберта Аптекера: American Negro Slave Revolts. New York, International Publishers, 1970, First ed. 1948; To Be Free: Studies in American Negro History. New York, 1969. First ed. 1948; A Documentary History of the Negro People in the United States, v. 1. New York, The Citadel Press, 1969; First ed. 1951; The Negro Woman. — «Masses and Mainstream», v. 11, № 2, February, 1948.

[3] Genоvese E. D. Roll, Jordan, Roll: The World the Slaves Made, New York, Pantheon Books. 1974.

[4] Blassingame 1 W. The Slave Community: Plantation Life in the Antebellum South. London and New York, Oxford University Press, 1972.

[5] Fogel R. W. and Engerman S. Time on the Cross: The Economics of Slavery in the Antebellum South, 2 vol. Boston, Little, Brown & Co., 1974.

[6] Gutman H. The Black Family in Slavery and Freedom, 1750—1925. New York, Pantheon Books, 1976.

[7] E1kins S. Slavery: A Problem in American Institutional and Intellectual Life, 3rd edition, revised. Chicago and London, University of Chicago Press, 1976.

[8] Moynihan D. The Negro Family: The Case for National Action. Washington, D. C, U. S. Department of Labor. 1965. Цит. по: Rainwater L., Yancеу W. The Moynihan Report and the Politics of Controversy. Cambridge, Mass., MIT Press, 1967.

[9] DuBois W. E. B. The Damnation of Women, Ch. VII of «Darkwater». New York, Harcourt, Brace and Howe, 1920.

[10] Stampp К. М. The Peculiar Institution: Slavery in the Antebellum South. New York, Vintage Books, 1956, p. 343.

[11] Ibid., p. 31, 49, 50, 60.

[12] Watkins M. and David J.. eds. To Be a Black Woman: Portraits in Fact and Fiction. New York, William Morrow and Co., Inc., 1970, p. 16. Цит. по: Botkin B. A., ed. Lay My Burden Down: A Folk History of Slavery. Chicago, University of Chicago Press, 1945.

[13] Wertheimer B. We Were There: The Story of Working Women in America. New York, Pantheon Books, 1977, p. 109.

[14] Ibid., p. 111. Цит. по: Clarke L. Sons of a Soldier of the Revolution. Boston, 1846, p. 127.

[15] Stampp, op. cit., p. 57.

[16] Ball Ch. Slavery in the United States: A Narrative of the Life and Adventures of Charles Ball, a Black Man. Lewistown, Pa: J. W. Shugert, 1836, p. 150—151. Цит. по: Lerner G., ed. Black Women in White America: A Documentary History. New York, Pantheon Books, 1972, p. 48.

[17] Grandу М. Narrative of the Life of Moses Grandy: Late a Slave in the United States of America. Boston, 1844, p. 18. Цит. по: Frazier F. E. The Negro Family in the United States. Chicago, University of Chicago Press, 1969, First edition, 1939.

[18] Ibid.

[19] Starobin R. Industrial Slavery in the Old South. London, Oxford, New York, Oxford University Press, 1970, p. 165 ff.

[20] Ibid., p. 164—165.

[21] Ibid., p. 165.

[22] Ibid., p. 165—166.

[23] «Работа на металлургических заводах и рудниках также вынуждала рабынь и детей волочить вагоны и тащить руду в дробильню и топку». Ibid., p. 166.

[24] Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 405—406.

[25] Stаrоbin, op. cit., p. 166. В своей книге Старобин пишет: «Рабовладельцы по-разному использовали труд женщин и детей для повышения конкурентоспособности продукции Юга. Прежде всего рабынь и их детей было дешевле, чем мужчин, превратить в рабочую силу и содержать. Джон Е. Калхаун, владелец текстильных предприятий из Южной Каролины, подсчитал, что содержание детей рабов обходится всего в две трети от расходов на содержание взрослых рабов-рабочих. Другой каролинец подсчитал, что разница в цене рабочей силы раба и рабыни даже больше, чем такая разница между свободным и рабом. Свидетельства предпринимателей, использовавших труд рабынь и детей, подтверждают, что они тем самым в значительной степени сокращали свои производственные издержки».

[26] Olmsted F. L, A Journey in the Black Country. New York, i860, p. 14—15. — In: Stampp, op. cit., p. 34.

[27] См.: Маркс К. и Энгельс ф. Соч., т. 46. ч, I, с. 324:

«Труд есть живой, преобразующий огонь, он есть бренность вещей, их временность, выступающая как их формирование живым временем».

[28]Цит. по: Staples R., ed. The Black Family: Essays and Studies. Belmont, Cal, Wadsworth Publishing Company, Inc., 1971, p. 37. См. также: Braсу J., Jr., Meier A, and Hudwiсk E.М. eds. Black Matriarchy; Myth or Reality, Belmont, Cal., Wadsworth Publishing Company, Inc., 1971, p. 140.

[29] Brace y, op. cit., p. 81. См, статью: Rainwater L Crucible of Identity: The Negro Lower-Class Family, ранее опубликованную в «Daedalus», v, XCV, Winter, 19G6, p. 172—210.

[30] Ibid., p. 98.

[31] Ibid.

[32] Frazier, op. cit.

[33] Op. cit., p, 102.

[34] Gutman, op. cit.

[35]Первая глава книги Гутмана называлась «Пришли мне пряди волос моих детей». Это была просьба мужа-раба в письме к его жене, с которой его насильно разлучили, продав другому хозяину. В письме говорится: «Пришли мне пряди их волос в отдельном конверте и подпиши их имена... Не родилась та женщина, которая была бы мне ближе, чем ты. Ты сейчас переживаешь, как и я. Скажи детям: они должны помнить, что у них хороший отец, который заботится о них и всегда о них думает... Лаура, я люблю тебя по-прежнему. Моя любовь к тебе никогда не угаснет» (Gutman, op, cit, p. 6—7).

[36] Gutman, op. cit., ch. 3, 4.

[37] Ibid. p. 356—357.

[38] Elkins, op. cit., p. 130.

[39] Stampp, op. cit., p. 344

[40] Davis A. The Black Woman's Role in the Community of Slaves. — «Black Scholar», v. Ill, № 4, December, 1971.

[41] Genovese. Roll, Jordan., Roll. См. часть II, особенно разделы «Мужья и отцы» и «Жены и матери».

[42] Ibid., p. 500.

[43] Ibid.

[44] Ibid.

[45] Арtheker, op. cit., p. 145, 169, 173, 181, 182, 201, 207, 215, 239, 241—242, 251, 259, 277, 281, 287.

[46] Douglass F. The Life and Times of Frederick Douglass. New York, Collier, London, Collier-Macmillan. Ltd., 1962. Перепечатано с переработанного издания 1892 года. См. особенно гл. 5 и 6.

[47] Ibid., p. 46.

Ф. Дуглас пишет:

«Один из первых случаев, открывших мне глаза, на жестокость и порочность рабства и его озлобляющее воздействие на моего старого хозяина, произошел с молодой женщиной, моей двоюродной сестрой, жестоко оскорбленной и избитой надсмотрщиком в Тукахо. Хозяин отказался защитить ее. Этот надсмотрщик, некий мистер Пламмер, был, как большинство ему подобных, лишен человеческого облика и в дополнение к распутству и омерзительной грубости был еще и ничтожным пьяницей, человеком, не пригодным даже в погонщики мула. Однажды в состоянии пьяного безумия он совершил насилие, которое заставило молодую женщину обратиться к моему хозяину за защитой... Ее шея и плечи были покрыты свежими шрамами и, не довольствуясь ударами бича, трусливый негодяй разбил ей голову дубинкой, оставив ужасную рану, ее лицо было залито кровью».

[48] Ibid., p. 48—49.

[49] Ibid., p. 52.

[50] Wertheimer, op. cit., p. 113—114.

Герда Лернер приводит несколько иную версию этого побега: «В канун рождества 1855 года шесть молодых рабов, воспользовавшись праздником, взяли лошадей и повозку своего хозяина, покинули Лоудон, штат Виргиния, и через два дня, не останавливаясь ни на минуту, в снег и стужу, оказались в федеральном округе Колумбия. Среди бежавших были: Бэрнеби Григби — мулат, 26 лет, его жена — Элизабет, 22 лет (принадлежала другому хозяину), ее сестра Энн Вуд, 22 лет, невеста руководителя группы Фрэнка Уанзера. В группе было еще двое молодых людей».

[51] Показания Сары Гримке в кн. Welld T. D. American Slavery As It Is: Testymony of a Thousand Witnesses. New York.,. American Anti-Slavery Society, 1839. Цит. по: Lerner, op. cit., p. 19.

[52] Ibid.

[53] Aptheker. The Negro Woman, p. 11.

[54] Ibid., p. 11—12.

[55] Aptheker. Slave Guerilla Warfare. — In: To Bе Free. p. 11.

[56] Aptheker. American Negro Slave Revolts, p. 259.

[57] Ibid., p. 280.

[58] Lerner, op. cit., p. 32—33.

Г. Лернер. пишет:. «[В Натчезе, штат Луизиана, были] две школы, где преподавали цветные учителя. Одной из них была рабыня, которая в течение года вела занятия в школе по ночам. Занятия начинались в одиннадцать или двенадцать, ночи, а заканчивались в два часа... Милла Грэнсон, учительница, выучилась читать и писать у детей своего снисходительного хозяина в старом доме в штате Кентукки. У нее было всегда двенадцать учеников. Когда они уходили, научившись писать и читать, на их место приходило то же «апостольское» число учеников, которым она. отдавала все, что могла… Таким образом она обучила сотни человек. Многие из них. сами выписали себе пропуска и отправились в Канаду». Цит. по: Haviland L. S. A Woman's Life-Work, Labors and Experiences, Chicago, Publishing Association of Friends, 1889, p. 300—301.

[59] Ha1eу A. Roots: The Saga of an American Family. Garden City, New York. Doubleday and Co., 1978, с 66, 67.

[60] Bradford S. Harriet Tubman: The Moses of Her People, New York, Corinth Books, 1961. Reprinted from the 1886 edition; Petrу A. Harriet Tubman, Conductor on the Underground Railroad. New York, Pocket Books, 1971. First edition 1955.

[61] Eisen-Bergman A. Women in Vietnam. San Francisco, People's Press, 1975, p. 63.

[62] Ibid., p. 62. «Когда мы проходили через деревни я обыскивали людей, женщины должны были раздеваться догола, а солдаты при «обыске» женщин насиловали их. Это было изнасилованием, а не обыском», Цит. по: Scott G. First Marine Division in WAW. — Winter Soldgier Investigation. Boston, Beacon Press, 1972, p. 13.

[63] Ibid., p. 71. Цит. по: Winter Soldgier Investigation, p. 14.

[64] Blassingame, op. cit,, p. 83.

[65] Genоvese. Roll, Jordan, Roll, p. 415.

[66] Ibid., p. 419.

[67] Jones G. Corregidora. New York, Random House, 1975.

[68] Frazier, op. cit., p. 69.

[69] Ibid., p. 53.

[70] Ibid., p. 70.

[71] Stowe H. B. Uncle Tom's Cabin. New York, New American Library, Signet Books, 1968, p. 27.

[72] Ibid., p. 61.

[73] Ibid., p. 72.

[74] Douglass, op. cit., p. 469.

[75] Ibid., p. 472.

[76] Ibid.

[77] Ibid.

[78] Stowe, op, cit.

Фредерик Дуглас в своей автобиографии писал следующее: «В период массовых провалов побегов рабов вышла книга «Хижина дяди Тома», удивительной глубины и силы. Ничто не могло лучше, чем эта книга, ответить требованиям морали и человечности в тот момент. Ее эффект тогда был огромным и всеобщим. Ни одна книга о рабстве так широко и сильно не затронула сердца американцев. Она вобрала в себя весь пафос, всю силу предыдущих публикаций на эту тему и была восторженно встречена многими как книга, побуждающая к действию»

[79] Stowe, op. cit., p. 107.

[80] См.: Ehrenreich В. and English D. Microbes and Manufacture of Housework. Ch. 5 of «For Her Own Good: 150 Years of the Expert's Advice to Women», Garden City. New York, Anchor Press/Doubleday, 1978; Also Oakley A. Women's Work: The Housewife Past and Present New York, Vintage Books, 1976.

[81] См.: Flexner Е. Century of Struggle? The Women's Rights Movement in the U. S. New; York, Atheneum, 1973. Also Rуan M. P. Womanhood in America. New York, New Viewpoints, 1975.

[82] См.: Aptheker. Nat Turner's Slave Rebellion. New York, Humanities Press, 1966; Robinson H. H. Loom and Spindle or Life Among the Early Mill Girls. Kailua, Hawaii, Press Pacifica, 1976; Also Wertheimer, op. cit., and Flexner, op. cit.

[83] Robinson, op. cit., p. 51.

[84] См. дискуссию по поводу этой тенденции приравнивать институт брака к браку во времена рабства в кн.: Alien P. Woman Suffrage: Feminism and White Supremacy; Allen R. Reluctant Reformers. Washington, D. C. Howard University Press, 1974, p. 136.

[85] Wertheimer, op. cit., p. 106.

[86] См.: Flexner, op. cit, p. 38—40. Also Sillen S. Worn en Against Slavery. New York, Masses and Mainstream, Inc., 1955, p. 11-16.

[87] Sillen, op. cit., p. 13.

[88] Ibid.

[89] Ibid., p. 14.

[90] «Liberator», January 1, 1831. Цит. по: Foster W. The Negro People in American History. New York, International Publishers, 1970, p. 108.

[91] Sillen, op. cit., p. 17.

[92] Ibid.

[93]Первой женщиной, публично выступившей в США, была лектор и писатель Фрэнсис Райт, родившаяся в Шотландии. .(См.: F1exner, op. cit, p. 27—28.) А первой коренной, родившейся в США американкой, выступившей в 1832 году с четырьмя лекциями в Бостоне, была черная Мария У. Стьюарт. (См.: Lerner, op. cit, p. 83.)

[94]Fleхner, op. cit, p. 42. См. текст конституции Женского антирабовладельческого общества в Филадельфии в книге: Papachristou, ed. Women Together: A History in Documents of the Women's Movement in the United States. New York. Alfred A. Knopf, Inc., A Ms. Book, 1976, p. 4—5.

[95] Sillen, op. cit., p. 20.

[96] Ibid., p. 21—22.

[97] Ibid., p. 25.

[98] Flexner, op. cit, p. 51.

[99] Ibid.

[100] Stanton E. C, Antony S. B. and Gage M. J. History of Woman Suffrage, v. 1 (1848—1861), New York, Fowler and Wells, 1881, p. 52.

[101] Papachristou, op. cit., p. 12. См. анализ Герды Лернер в пасторальном письме, опубликованном в ее работе: The Grimke Sisters from South Carolina: Pioneers for Women's Rights and Abolition, New York, Schocken Books, 1971, p. 189.

[102] Papachristou, op. cit., p. 12.

[103] Ibid.

[104] Сара Гримке начала публиковать свои «Letters on the Equality of the Sexes» в июле 1937 г. Они появились в «New England Spectator» и были переизданы в «Liberator». См.: Lеrner. The Grimke Sisters, p. 187.

[105] Цит. по: Rossi A., ed. The Feminist Papers. New York, Bantam Books, 1974, p. 308.

[106] Ibid.

[107] Flexner, op. cit, p. 48; Lerner. The Grimke Sisters, p. 201.

[108] Grimke A, Appeal to the Women of the Nominally Free States. N. Y., W. S. Dorr, 1838, p. 13—14.

[109] Ibid., p. 21.

[110] Flexner, op. cit., p. 47.

[111] Lerner. The Grimke Sisters, p. 353.

[112] Stanton et al. History of Woman Suffrage, v. 1, p. 62.

[113] Ibid., p. 60 (note).

[114] Hole J. and Levine E. The First Feministe. — In: Koedt A., Levine E. and Rapone A., eds. Radical Feminism. New York, Quadrangle, 1973, p. 6.

[115] Stanton E. C. Eighty Years and More: Reminiscences 1815—1897. New York, Schocken Books, 1917, Ch. 5.

[116] Stanton et al. History of Woman Suffrage, v. 1, p. 62.

[117] Ibid., p. 81

[118] Ibid.

[119] Ibid.

[120] Remоnd Ch, The World Anti-Slavery Conference, 1840.— «Liberator», October 16, 1840, переиздано: Aptheker. A Documentary History, v. 1, p. 196.

[121] Ibid.

[122] Ibid.

[123] Stanton et al. History of Woman Suffrage, v. 1, p. 53.

[124] Stanton. Eighty Years and More, p. 33.

[125] Ibid., p. 147—148.

[126] Douglass, op. cit.,p. 473.

[127] Flexner, op. cit., p. 70; Al1en, op. cit., p. 133.

[128] «North Star»/ July 28, 1848, Цит. по: Ph. Foner, ed. The Life and Writings of Frederick Douglass, v. 1. New York, International Publishers, 1950, p. 321.

[129] Walker S. J. Frederick Douglass and Woman Suffrage. — «Black Scholar», v. IV, № 6—7, March — April 1973, p. 28.

[130] Stanton. Eighty Years and More, p. 149.

[131] Ibid.

[132] Gurko M. The Ladies of Seneca Falls: The Birth of the Women's Riqhts Movement. New York, Schocken Books, 1976, p. 105.

[133] См.: «Declaration of Sentiments». — la: Papachristou, op. cit, p. 24—25.

[134] Ibid., p. 25.

[135] Ibid.

[136] Вaxandall R., Gordon L., Reverby S.. eds. America's Working Women: a Documentary History—1600 to the Present. New York, Random House, 1976, p. 46.

[137] Wertheimer, op.cit., p. 66.

[138] Ibid, p. 67.

[139] Baxandall, op. cit, p. 66.

[140] Wertheimer, op. cit., p. 74.

[141] Ibid, p. 103.

[142] Ibid, p. 104.

[143] Papachristou, op. cit, p. 26.

[144] Lerner. The Grimke Sisters, p. 335.

[145] Wertheimer, op. cit, p. 104.

[146] Lerner. The Grimke Sisters, p. 159.

[147] Ibid, p. 158.

[148] Текст речи Марии Стюарт в 1833 г. См.: Lerner, Black Women in White America, p. 563 ff.

[149] Lerner. Black Women in White America, p. 83; Flexner, op. cit, p. 44—45.

[150] Aptheker. A Documentary History, v. I, p. 89.

[151] Douglass, op. cit, p. 268.

[152] Walker, op. cit, p. 26.

[153] Foner. The Life and Writings of Frederick Douglass, v.2, p. 19.

[154] Stanton et al. History of Woman Suffrage, v. 1,p. 115—117. '

[155] Ibid.

[156] Ibid.

[157] Ibid.

[158] Ibid.

[159] Ibid.

[160] Ibid.

[161] Ibid.

[162] Ibid.

[163] Ibid.

[164] Ibid.

[165] Ibid.

[166] Ibid, p. 567—568 (полный текст речи). Также см.: Lerner.Black Women in White America, p. 568 ff.

[167] Franklin J. H. From Slavery to Freedom. New York Vintage Books, 1969, p. 253.

[168].Sillen, op. cit, p.86.

[169] Foster, op. cit, p. 115—116.

[170] Flexner, op. cit, p. 108.

[171] Ibid.

[172] Foster, op. cit, p. 261.

[173] Gurko, op. cit, p. 211.

[174] Lerner. The Grimke Sisters, p. 353.

[175] Ibid, p. 354.

[176] Ibid.

[177] Ibid.

[178] Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 23; с. 309.

[179] Stanton E. G, Antony S. В. and Gage M. J, eds., History of Woman Suffrage, v. 2 (1881—1876), Rochester. N Y Mann Ch., 1887, p. 94—95 (note).

[180] Ibid., p. 172.

[181] Ibid., p. 159.

[182] Ibid., p. 188.

[183] Ibid., p. 216.

[184] Stantоn. Eighty Years and More, p. 240.

[185] Ibid., p. 240-241.

[186] Ibid., p. 241.

[187] Gurko, op. cit., p. 213.

[188] Ibid.

[189] Stanton et al. History of Woman Suffrage, v. 2, p. 214.

[190] F1exner. op. cit., p. 144.

[191] Allen, op. cit., p. 143.

[192] Fоner. The Life and Writings of Frederick Douglass, v. 4, p. 167. Этот отрывок взят из речи «Необходимость продолжения антирабовладельческой деятельности», произнесенной Ф. Дугласом на XXXII съезде Американского антирабовладельческого общества 9 мая 1865 года, Впервые опубликована в «Либерейторе» 28 мая 1865 года.

[193] Ibid., p. 17.

[194] Ibid., p. 41.

[195] Aptheker. A Documentary History, v. 2, р. 553—554. — «Memphis Riots and Massacres». Report № 10i, House of Representatives, 39th Gong., 1st Sess., p. 160—161, 222—223.

[196] Foster, op. cit., p. 261.

[197] DuBois W. E. B. Black Reconstruction in America. Cleveland and New York, Meridian Books, 1964, p. 670.

[198] Ibid., p. 671.

[199] Ibid., p. 672.

[200] По мнению Ф. Фонера, «Дуглас возражал против восхваления Сьюзен Б. Энтони той поддержки, которую Джеймс Брукс оказал на съезде избирательному праву женщин. Дуглас указывал, что это просто «уловка врага, атакующего и угрожающего правам черных мужчин». Брукс, бывший издатель нью-йоркского «Экспресса», яростно антинегритянской, прорабовладельческой газеты, подыгрывал лидерам женского движения, стремясь заручиться их поддержкой в борьбе против избирательных прав черных. Дуглас предупреждал, что если женщины не разберутся в этих ухищрениях бывших рабовладельцев и их союзников на Севере, то «в нашей семье будет беда»». Foner. The Life and Writings of Frederick Douglass, v. 4, p. 41—42.

[201] Stanton et al. History of Women Suffrage» v. 2, p, 245.

[202] Stantоn. Eighty Years and More, p. 258.

[203] Gurko, op. cit., p. 223.

[204] Ibid., p. 223-224.

[205] Ibid., p. 221. См. также: Stanton. Eighty Years and More, p. 256.

[206] Stanton et al. History of Woman Suffrage, v. 2, p. 382.

[207] Foner. The Life and Writings of Frederick Douglass, v. 4, p. 44.

[208] Ibid.

[209] Ibid.

[210] Stanton et al. History of Woman Suffrage, v. 2, p, 222; Lerner, Black Women in White America, p. 569.

[211] Foner. The Life and Writings of Frederick Douglass, v. 4, p. 212 (Letter to Josephine Sohpie White Griffin, Rochester, September 27, 1988).

[212] Stanton et al. History of Woman Suffrage, v. 2, p. 928, Соджориер Трус критиковала подход Генри У, Бичера к вопросу об избирательных правах. См. анализ Аллена, op. cit., р. 148.

[213] Stanton et al. History of Woman Suffrage, v. 2, p. 391. Фрэнсис Е. У. Харпер указала собравшимся на угрозу расизма, рассказав о положении в Бостоне, где 60 белых женщин покинули работу в знак протеста против приема на работу одной черной женщины.

[214] Allen, op. cit, p. 145.

[215] Stanton et al. History of Woman Suffrage, v. 2, p. 214; Allen, op. cit., p. 146.

[216] DuBois. Darkwater, p. 113.

[217] Wertheimer, op. cit., p. 228.

[218] Aptheker. A Documentary History, v. 2, p. 747; Tenant Farming in Alabama, 1889. — «The Journal of Negro Education», XVII, 1948, p. 46 ff.

[219] Aptheker. A Documentary History, v. 2, p. 689. Texas State Convention of Negroes, 1883.

[220] Ibid., p. 690.

[221] Aptheker. A Documentary History, v. 2, p. 704, Founding Convention of Afro-American League, 1890.

[222] DuBois. Black Reconstruction in America, p. 698.

[223] Ibid.

[224] Ibid., p. 699.

[225] Ibid., p. 698.

[226] Aptheker. A Documentary History of the Negro People in the United States, v. 1. Secaucus N. The Citadel Press, 1973, p. 46. A Southern Domestic Worker Speaks, «The Independent», v. LXXII, January 25, 1912.

[227] Ibid., p. 46.

[228] Ibid., p. 47.

[229] Ibid., p. 50.

[230] Ibid.

[231] Ibid., p, 49.

[232] Ibid.

[233] Ibid.

[234] Ibid.

[235] Lerner. Black Women in White America, p. 462. «The Colored Women's Statement to the Women's Missionary Council, American Missionary Association».

[236] Aptheker. A Documentary History, v. 1, p. 49.

[237] DuBois, Darkwater, p. 116.

[238] Ibid., p. 115.

[239] Eatоn I. Special Report on Domestic Service. In: DuВоis W. E, B. The Philadelphia Negro, New York, Schocken Books, 1967, First edition, 1899, p. 427.

[240] Ibid.

[241] Ibid., p. 428.

[242] Ibid.

[243] Ibid., p. 465.

[244] Ibid., p. 484.

[245] Ibid., p. 485.

[246] Ibid.

[247] Ibid., p. 484.

[248] Ibid., p. 449. Итон представляет доказательства, которые «указывают на возможность того, что среди женщин в домашнем услужении по крайней мере нет различия в оплате труда белых и черных...».

[249] Lеrner. Black Women in White America, p. 229—231; Mitchell L. Slave Markets Typify Exploitation of Domestics.— «The Daily Worker», May 5, 1940.

[250] Lerner G. The Female Experience: An American Documentary. Indianapolis, Bobbs-Merrill, 1977, p. 269.

[251] Ibid., p. 268.

[252] Wertheimer, op. cit, p. 182—183.

[253] Lerner. Black Women in White America, p. 232.

[254] Goodman I. A Nine-Hour Day for Domestic Servante.— «The Independent», v. LIX, February 13, 1902. — In: Baxandall et al, op. cit, p. 213—214.

[255] Lerner. The Female Experience, p. 268.

[256] Jackson J. J. Black Women in a Racist Society. — In Willie Ch., ed. Racism and Mental Health. Pittsburgh, University of Pittsburgh Press, 1973, p. 236.

[257] Ibid.

[258] DuВоis. Darkwater, p. 115.

[259] DuBois. Black Reconstruction in America. Ch. V.

[260] Ibid., p. 122.

[261] Ibid., p. 124.

[262] Ibid.

[263] Ibid.

[264] Ibid., p. 123.

[265] Dоug1ass, op. cit., p. 79.

[266] Ibid.

[267] Watkins and David, op. cit., p. 18.

[268] Aptheker. A Documentary History, v. 1, p. 493.

[269] Ibid., p. 19.

[270] Ibid.

[271] Wertheimer, op. cit., p. 35—36.

[272] Lerner. Black Women in White America, p. 76.

[273] См. гл. 2 настоящего издания.

[274] Foner. The Life and Writings of Frederick Douglass, v. 4, p. 553 (note 16).

[275] Ibid., p. 371 ff.

[276] Ibid., p. 372.

[277] Ibid.

[278] Ibid., p. 371.

[279] Ibid.

[280] Flexner, op. cit., p. 99.

[281] Ibid., p. 99-101.

[282] Foner, op. cit., v. 4, p. 373.

[283] Aptheker. A Documentary History, v. 1, p. 157—158.

[284] Ibid.

[285] Goodell W. The American Slave Code. N. Y. American and Foreign Anti-Slavery Society, 1853, p. 321. — In: Elkins, op. cit., p. 60.

[286] Ibid.

[287] Genovese. Roll, Jordan, Roll, p. 565.

[288] Lerner. Black Women in White America, p. 27 and p. 99 ff.

[289] Ibid., p. 32ff.

[290] DuBois. Black Reconstruction in America, p. 123.

[291] Bennett L. Before the- Mayflower. Baltimore, Penguin Books, 1969, p. 181.

[292] Foster, op. cit, p. 321.

[293] DuBois. Black Reconstruction in America, p. 638.

[294] Lerner. Black Women in White America, p. 102.

[295] Ibid., p. 103.

[296] Ibid.

[297] Ibid., p. 104-105.

[298] Frank1in, op. cit., p. 308.

[299] DuBois. Black Reconstruction in America, p. 667.

[300] Wells I. B. Crusade for Justice: The Auto-Biography of Ida B. Wells, edited by Alfreda M. Duster. Chicago and London, University of Chicago Press, 1970, p. 228—229.

[301] Ibid.

[302] Ibid., p. 230.

[303] Ibid.

[304] См.: Кraditоr A., ed. Up From the Pedestal: Selected Writings in the History of American Feminism. Chicago, Quadrangle, 1963. Аргументированные доказательства «принципа целесообразности», см. ч. II, гл. 5 и 6.

[305] Aptheker H. Afro-American History: The Modern Era. N. Y., The Citadel Press, 1971, p. 100.

[306] Ibid.

[307] Wells, op. cit, p. 100.

[308] Ibid., p. 229.

[309] Anthony S. B. and Harper I. H., eds. History of Woman Suffrage, v. 4, Rochester, 1902, p. 246.

[310] Ibid.

[311] Stanton et al. History of Woman Suffrage, v. 2, p. 930.

[312] Ibid, p. 931.

[313] Ibid.

[314] Ibid., p. 248.

[315] Anthony and Harper. History of Woman Suffrage, v. 4, p. 216.

[316] Aptheker. A Documentary History, v. 2, p. 813.

[317] Anthony and Harper. History of Woman Suffrage, v. 4, p. 328.

[318] Ibid., p. 333.

[319] Ibid.

[320] Ibid., p. 343.

[321] Kraditor A. The Ideas of the Woman Suffrage Movement. N. Y. Doubleday/Anchor, 1971, p. 143.

[322] Wells, op. cit., p. 100.

[323] Aptheker. A Documentary History, v. 2, p. 796—797, 798.

[324] Ibid., p. 789.

[325] Ibid., p. 789-790.

[326] Ibid., p. 790.

[327] Ibid., p. 799.

[328] Herper H.H., ed. History of Woman Suffrage, v. 5. N.Y., J.J. Little and Ives Co., 1902, p.5.

[329] Ibid.

[330] Ibid.

[331] Ibid., p. 6.

[332] Ibid., p. 80.

[333] Ibid., p. 81.

[334] Papachristou, op. cit, p. 144.

[335] Ibid.

[336] Ibid.

[337] Ibid.

[338] Franklin J. H. and Starr I., eds. The Negro in Twentieth Century America. N. Y., Vintage Books, 1967, p. 68—69.

[339] Ibid., p. 40.

[340] Papachristou, op. cit, p. 144.

[341] Harper. History of Woman Suffrage, v. 5, p. 83.

[342] Ibid.

[343] Ibid.

[344] Lerner. Black Women in White America, p. 447—450.

[345] Wells, op. cit, p. 271.

[346] Ibid.

[347] O'Neill W. L. The Woman Movement? Feminism in the United States and England. Chicago, Quadrangle, 1969, p. 47ff.

[348] Ibid., p. 48.

[349] Ibid.

[350] Ibid., p. 48-49.

[351] Wertheimer, op. cit., p. 195.

[352] Wells, op. cit., p. 78.

[353] Ibid.

[354] Ibid., p. 78—79.

[355] Ibid., p. 81.

[356] Ibid.

[357] Ibid.

[358] Ibid.

[359] Ibid,, p. 83.

[360] Ibid., p. 117.

[361] Ibid., p. 121.

[362] Ibid., p. 121-122.

[363] Ibid.

[364] Ibid.

[365] Ibid;

[366] Ibid., p. 8.

[367] Ibid., p. 242.

[368] Ibid.

[369] Lerner. Black Women In White America, p. 575—576.

[370] Ibid., p. 576.

[371] Ibid., p. 575—576.

[372] Ibid., p. 444.

[373] Wells, op. cit., p. 78.

[374] Ibid.

[375] Lerner. Black Women in White America, p. 206 ff

[376] Wells, op. cit, p. 260.

[377] Вaxandall, op. cit, p. 83,

[378] Ibid.

[379] Wertheimer, op. cit, p. 161.

[380] Ibid.

[381] Foner Ph. Organised Labor and the Black Worker 1619—1973. Ni Y., International Publishers, 1973, p. 34.

[382] Ibid.

[383] The Ballot— Bread, Virtue, Power, «Revolution», January% 1868; Цит. по: William L. O'Neill. Everyone Was Brave: The Rise and Fall of Feminism in America. Chicago, Quadrangle, 1971, p. 19.

[384] Wertheimer, op. cit, p. 166, 167.

[385] Proceedings, National Labor Uni

Наши рекомендации