Основные функции радио в довоенный период 1 страница
В начале работы Белорусское радио определило для себя достаточно широкий круг вопросов, которые требовали повседневного освещения. Одной из основных задач того времени была мобилизация рабочих на социалистическое строительство. В Беларуси было решено возвести ряд предприятий. Партия требовала, чтобы радиовещание постоянно освещало и комментировало важные процессы общественной, экономической, политической, культурной жизни республики, вопросы производства, кооперации.(информационная функция). Пленум ЦК КП(б)Б в 1926 г. отметил, что в республике необходимо повысить культурный уровень рабочих, подготовить квалифицированных рабочих в разных отраслях промышленности, обеспечить социалистическое направление культурному развитию в условиях разных национальностей которые проживают на тер. БССР. ЦК назвал радио одним из важнейших средств в решении этой задачи. (пропагандистская функция).Вся работа радио в основном была связана с пропагандистскими кампаниями: обсуждение проекта новой Конституции СССР, подготовка к партийным съездам и пропаганда их решений и т.д). (пропагандистская функция). Также радио открывало огромные возможности для эстетического воспитания масс уже в первые годы. Оно позволяло познакомить огромную аудиторию с мастерством актёров, писателей, поэтов. Художественное слово прочно занимает место в радиопрограммах. (культурно-просветительская функция). Происходила пропаганда музыкального искусства ( к началу 30-ых гг. муз.программам отводилось не менее половины всего вещательного времени). Пройдя путь от информационных сообщений и чтения в эфире газетных текстов до многообразия радиоформ и радиожанров, радиовещание сформировалось как самостоятельное мощное средство информации, агитации и пропаганды.
15. Первые формы художественного вещания на белорусском радиоОсобенно интенсивно в конце 20-х – начале 30-х годов развивалось худ.радиовещание – музыкальные и литературные передачи. Постепенно осваивались сложные формы вещания – прямые трансляции из театров и клубов. В эфире появились передачи «Вечера танца», «Сельский концерт», читались лекции о музыке. В 1928 году был создан Большой симфонический оркестр радиоцентра, который содействовал становлению бел.нац. музыки. В 1935 году появилась новая форма вещания, как «Радиотеатр с публикой в зале». Это второй театр (после Москвы) радиотеатр в Советском Союзе. Несколько раз в неделю в помещении минского клуба имени Дзержинского можно было услышать концертное исполнение многих опер, симфон. музыку, выступления лучших советских музыкальных певцов, музыкантов. Рождались новые формы передач – встречи с писателями и поэтами, творческие вечера, трансляции из театров с пояснениями. Большой популярностью пользовались творческие вечера. В декабре 1928 г. Белорусское радио организовало творческий вечер, посвящённый белорусскому искусству. Открыл его Я. Купала. Стихи читали Колас, Гартный. В области лит-драм-ого творчества утвердилась радиопьеса. Были инсенированы лит.произведения Коласа (Недаступны, На прасторахжыцця), Бядули (Рунь), Чорнага ( Хвои гавораць, Лявон Бушмар).
16. Художественные коллективы, артисты театра – участники радиопередачВначале 1931 радиоцентр расширил свой штат, увеличил число музыкантов и певцов. Чаще всех можно было видеть певцов, первых выпускников музтехникума Александровскую, Друкер, Богачич, Болтина, Денисова, Шмелькина. Перед аудиторией часто звучали новые произведения бел.композиторов. В 1935 впервые была исполнена кантат Аладова. Были организованы творческие концерты Аладова, Пукста, Тикоцкого, Чуркина. Произведения белорусских композиторов регулярно звучали в концертах радиотеатра в исполнении симфонического оркестра радио. В белорусском радиотеатре выступали Оборин, Ойстрах, Брушков, Лемешев, Рождественская, Батурин. Приглашались и известные советские дирижёры – профессора Штейнберг и Орлова. В декабре 1928 г. Белорусское радио организовало творческий вечер, посвящённый белорусскому искусству. Открыл его Я. Купала. Стихи читали Колас, Гартный.
17. Политический, экономический, художественный контексты - объекты радиожурналистики30-ых гг. 20 в.В вещании определилось три основных направления: обще-полит, культ-просвет и худ-ое. Основной формой регулярного общественно-политического радиовещания в стране были так называемые радиогазеты, т. е. на первом этапе радио выступало как средство озвучивания газетных материалов.В 30-е гг. радио активно выступает как средство вовлечения трудящих-ся в различные политические и производственные кампании, актуальныеобщественные мероприятия. В практику вещания входят новые формы:радиомитинги, радиопереклички, радиорейды, радиосуды, производственные радиособрания и т. д. Появление их было вызвано необходимостью организации и популяризации в первую очередь развивающегося тогда социалистического соревнования.Всевозможные радиособрания городов, радиопоходы, всесоюзные радиосуды обсуждали вопросы бесхозяйственности, требовавшие немедленного решения, например, радиопереклички, посвященные проблемам газификации. Звучали радиомитинги лесорубов, радиоконкурсы на лучший сельсовет(проведенный М. И. Калининым) и т. д. В часы, когда в эфире шла перекличка между отдельными заводами и колхозами, радио превращалось в общественную трибуну, в гигантский дискуссионный клуб.Радио открывало огромные возможности для эстетического воспитания масс уже в первые годы. Оно позволяло познакомить огромную аудиторию с мастерством актеров, писателей, поэтов. Художественное слово прочно занимает место в радиопрограммах. Но этого было недостаточно. Поиски жанров литературных радиопередач приводят к созданию радиоспектакля, к рождению советского радиотеатра. В декабре 1975 г. в эфир вышла передача «Вечера у Марии Волконской». Это была первая пьеса, написанная специально для радио и сыгранная актерами у микрофона. В конце 20-х гг. возникают так называемые радиотеатры с публикой в зале (в Ленинграде и Москве).С начала 30-х гг. начинается сравнительно небольшой этап в истории радиотеатра, когда в практику вещания все более стала внедряться так называемая «теория радиоискусства» как какого-то особого искусства, отделяющего радио от других областей художественного творчества. Это привело к образованию своеобразной стены между работниками радио и «про-
сто» писателями и драматургами.Итак, в 20.30-е гг. появляются и развиваются все виды вещания: информационное, общественно-политическое, детское и молодежное, музыкальное и литературно-драматическое; все основные формы радиопередач:радиогазеты, доклады, лекции, консультации, ответы на вопросы радиослушателей, трансляции собраний, съездов, диспутов, концертов; радиопереклички и радиомитинги; радиоуниверситеты.Появляются и утверждаются различные жанры передач: информационные выпуски новостей, беседы, фельетоны, корреспонденции, очерки, интервью, репортажи.
18. Радиовещание в Беларуси в довоенный уровень: студийное и внестудийное вещание (репортажи, трансляции, концерты, радиомитинги, радиопереклички)Более отчётливо специфика радио проявилась в многочисленных прямых трансляциях с мест событий. Начиная с 1925 – 1926 наряду с радиогазетой они были важной формой вещания. Техническая возможность одновременного выхода в эфир из разных городов стимулировала появление новых форм вещания – радиоперекличек и радиомитингов. В ноябре 1928 была проведена первая радиоперекличка городов Москва, Ленинград, Минск, Баку, Тбилиси. Новая форма получила широкое распространение. Трансляции делились на общ-полит, просвет и развлекат. Это были радиопереклички, радиособрания, радиопосты, радиомотинги, радиоконцерты. Наиболее эффективными из них стали радиопереклички, хотя и не сразу. В 1929-1930 Всесоюзное радио организовало ряд перекличек, посвященных различным вопросам соцсоревнования, повышения произ-сти труда. Первая радиоперекличка в масштабах республики прошла в марте 1931 года и посвящалась подготовке Белоруссии к весеннему севу. В дальнейшем радиопереклички стали самой популярной формой вещания. В 1935 году радио стало инициатором радиособрания стахановцев швейных фабрик республики, которое проходило в Минске.Новая студия радиоцентра позволяла передавать в эфир выступления известных худ коллективов. Первый концерт симфонической музыки состоялся в октябре 1929 в помещении Бел гос театра С мая 1928 по январь 1929 Минская радиостанция передала 165 концертов. Возникли «прямые» передачи, предшественники радиорепортажа. Первый «настоящий» репортаж вышел в эфир Всесоюзного радио в 1928. Первыми программами репортажного плана на радио были передачи с новостроек. Он должен был освещать общественно значимые темы, создавать сюжеты. В целом с рождением репортажа расширился темат спектр радиоинформации, жизнь республики стала освещаться полнее и многообразнее.
19. Радио во время войныО начале войны страна узнала именно по радио: правительственное сообщение было передано 22 июня в 12 ч. дня, экстренные же выпуски газет вышли только к вечеру. Было прекращено издание всех газет на временно оккупир. террит. В данных условиях возросла роль радио. Осн. направления его перестройки: место многих традиц. рубрик заняли фронтовые передачи, сводки Совинформбюро сост.осн.содержание программ общ.-пол.вещания, орг-ция вещания для временно оккупир. Террит. и партизан, эвакуация радиост.в тыл, центр.вещание перешло на короткие волны. Ежедневн часов передача «Слушай, фронт!» рассказ.о том, как сов.люди трудятся в тылу, помогая Красной Армии. Передавались репортажи с предпр., колхозов, выступления пол.деят., артистов. «Письма с фронта и на фронт» - передача, в которой читались присланные в редакцию письма, которые по содержанию можно раздел.на письма, в к-рых была инф-ция о жизни на фронте и в тылу, и письма – просьбу разыскать родных. За годы войны было передано более 2 млн писем, в эфир вышло ок.9 тыс.передач. Осень 1942 – к. 1943 – период коренного перелома в ходе ВОВ. Поэтому в эфире постоянно звучит тема битв под Сталинградом и на Курской дуге и тема восстановления районов, освоб.от врага. Появл. передача «Приказы Верх Главнокомандующ» о награждении фронтовиков орденами, о присвоении званий Героев Сов. С. Хар.особен вещания в военные годы – частые выступл. общ.деят., поэтов, стремление макс.использ.живые голоса героев фронта и тыла. В годы войны впервые широко применяется звукозапис.техника. В годы войны велось вещание на зарубежные страны из Москвы на 21 иностр.языке. Передачи шли и на Германию. Сообщ списки нем.пленных, передавались антивоенн выступления пленных, их письма к родным. В первые же месяцы войны были орг.спец.передачи для населения временно оккупир районов и партизан. В к. 1941 на базе бел.редакции Центр.вещания в Москве была орг.радиост. «Савецкая Беларусь». 1-я передача из Москвы на бел.яз. прозвуч. в эфире 1 янв. 1942. Объём ежедн. вещания сначала был 2,5 ч., затем – 7 ч. Осн. рубрики: «Советы партизанам», «Советы Деда Талаша», «Письма из-под неволи». Все партиз.отряды были снабжены портативными приёмными радиост-ми, обеспечены радистами. Коллектив радиост. «Сав. Беларусь» стремился оперативно информир. всё население Бел о положении на фронтах и в тылу, показать всенар.партиз.б-бу на оккупир.террит.
20. Купала, Колос, Кулешов, др. бел. писатели и поэты – участники передач р/с «Савецкая Беларусь»
В к. 1941 на базе бел. редакции Центр. вещания в Москве была орг.радиост. «Савецкая Беларусь». 1-я передача из Москвы на бел.яз. прозвуч. в эфире 1 янв. 1942. Благодаря передачам «Савецкай Беларусі» население получало правдивую информацию. в радиопередачах активное участие принимали деятели лит-ры и искусства Беларуси – Купала, Колос, Кулешов, Крапива, Танк, Бровка, Панченко. Они посвятили своему народу более 70 выступлений. Стихотворением Купалы «Беларускім партызанам” начинались все передачи радиост. «Сав.Бел.». большое впечатление на радиоаудиторию произвело чтение Колосом письма к сыну Юрию, с к-рым связь прерваласьв начале войны. В радиостудии Колос встреч.с героем своей повести «Дрыгва» - изв.бел.партизаном Дедом Талашом. Также часто звучали сатирич.стихи, фельетоны, памфлеты, басни (например, фельетон Крапивы «Мы отблагодарим» (ответ белорусов «сатрапу Гитлера В. Кубе» на его проект земельн.реформы)). Звучали памфлеты Чорного «Тонкая душа тонкой кишки гадины», «Немцы устанавливают панщину». Публицистическое слово на радио бел.писателей и поэтов отличалось большой эмоциональностью. В одной из бесед, записанных в 1943 для «Сав.Бел.» Чорны отмечал: «Во время ВОВ публицистика особенно стала нашим популярным жанром. Здесь непосредственное слово звучит более остро. Публицистика стала оружием нашей борьбы».
21. Белорусские музыканты в передачах р/с «Савецкая Беларусь»В радиопередачах «Сав.Бел.» активное участие принимали деятели лит-ры и искусства Беларуси. Свыше 50 концертов дали по радио нар.артистка СССР Л. Александровская, нар.артисты БССР Р. Млодек, Д. Орлов, А. Ильинский, П. Молчанов, заслуж.артисты БССР Л. Алексеева, И. Муромцев, И. Болотин, артистка Д, Кроз, а также Бел. ансамбль песни и танца, Бел. фронтовой театр и др. Слушатели присылали заявки на исполнение любимых музык. произведений, концерты, сост.по заявкам, пользовались огромной популярностью среди партизан. Первый прозвучал 15 апреля 1942. Композитор Тикоцкий написал оперу «Алеся» о девушке-партизанке на либретто Бровки, много патриотических песен создал Богатырев, композитор Любан побывал на передовой и впечатления высказал в своих произведениях. 18 мая 1942 в Москве сост. концерт бел. исполнителей, транслировавшийся по радио, на к-ром присутствовали белорусы-фронтовики и партизаны. 11 июня р/с «Сав.Бел.»транслировала лит.-муз. вечер , в к-ром приняли участие Александровская, хор Всесоюзного радио, аркестр нар.инструментов под управлением Осипова. Звучали стихотворения Купалы, Колоса, Танка и др. Музыка становилась оружием в борьбе с фашизмом. Яркими словами, всеми существующими средствами пропаганды радио разжигало в сердцах советских людей священную ненависть к врагу.
22. Арганізацыя радыёвяшчання Беларусі ў 1942–1944 гг. С первых дней войны значит. территория Беларуси была оккупирована захватчиками. И на оккупир. территории советское радио было, естественно, запрещено. Необходима была коренная перестройка радиовещания в условиях военного времени. Основные направления перестройки: 1. по-иному стала строиться вещательная сетка, место многих традиц. рубрик заняли фронтовые передачи. 2. централизация информации сосредоточена в передаче «От Советского Информбюро». Сводки Совинформбюро составляли основное содержание программ общ-полит радиовещания. 3. с общими передачами из Москвы и Ленинграда были организованы специальные передачи для населения временно оккупированных районов и партизан. 4. Крупные радиостанции были эвакуированы в тыл (Куйбышев, Свердловск); центральное вещание перешло на короткие волны; вместо трех программ была оставлена одна. В к.1941 на базе бел.редакции Центр. вещания в Москве была орг.р/с «Савецкая Беларусь». Первая передача прозвучала 1 янв.1941. Объем ежедневного вещания первоначально был два с половиной часа, затем семь часов. Передачи вели на белорусском языке хорошо знакомые по довоенным передачам дикторы Бел.радио Л. Ботвинник и В. Юревич. Передачи предназначались всем слоям населения. Основные рубрики: «Советы партизанам», «Советы деда Талаша», «Письма из неволи» и др. Все партизанские отряды в ходе войны были снабжены из-за линии фронта портативными приемными р/с, обеспечены радистами. Заканчивались передачи сообщением о времени начала очередной передачи и призывами: «Смерть нем.-фаш. оккупантам. Пусть живет свободная Советская Белоруссия!» Обеспечивал редакцию необходимыми данными с оккупир. районов Беларуси ЦК КПБ. Это были листовки и подпольные газеты, информация из донесений руководителей партиз. соединений, материалы радиоперехватов, трофейные документы, к-рые широко использовались в информ. выпусках, в передачах, разоблачающих фашистскую пропаганду. Коллектив р/с «Савецкая Беларусь», в свою очередь, стремился оперативно информировать партизанские отряды, подпольные партийные и комсомольские организации, все население Белоруссии о положении на фронтах и в тылу, стремился всесторонне показывать всенар. партиз. борьбу на оккупир. террит. В передачах постоянно звучал призыв к белорусским партизанам: «Ни на минуту не оставлять в покое врага! Взрывать его коммуникации, средства связи! Уничтожать живую силу и технику!» 20-мин выпуск «Последних известий» выходил для подпольщиков и партизан с 1 сент.1942. он вкл.в себя обзор событий на фронтах, призывы к бел.нар. ведущее место занимали сводки Совинформбюро. В начале 1943 прозвучала программа «Беседы Деда ТАлаша». Посколько герою было окола 100 лет, его записанные рассказы читали дикторы. В 1943-1944 началось освобождение первых бел.городов и сёл. «Сав.Бел.» транслировала в сент.1943 артиллерийский салют и концерт в честь освобождения Гомеля. В н.1944 из москвы в ново-белицу(под гомелем) прибыла передвижная р/с вагонного типа. Там же временно разместился Бел.радиокомитет. 25 марта 1944 прозвучали слова: «Гаворыць р\с імя Саўнаркома БССР на хвалі 531 метр!” 3 июля 1944 был освоб. Минск, и связисты приступ.к восстановлению средств связи. 20 сент.”Сав.Бел.” провела свою последнюю передачу. 22 сент1944 возобновила свои передачи из минска р/с имени СНК БССР.
23. Тэхнічнае забяспечванне і арганіз.стр-ра Бел.радыё у пасляваенны перыядПосле восстановления приёмной и передающей радиосети (необходимое оборудование поступило из Москвы) возобновило работу респ. и местное вещание.в 1946 его осущ. 12 обл. и 121 районная редакции. В 50-х уровень вещания превысил довоенный. В 1949 г. Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию был преобразован в Комитет радиоинформации и Комитет радиовещания при СМ СССР. В марте 1953 вместо них были созд. Главное управление радиоинф-ции и Главное управление радиовещания в составе Министерства культуры СССР. Реорганизация произошла и в БССР. Опыт журналистов военных лет – потребность в живом слове, прямом обращении к людям- пригодился и для послевоенного вещания . однако метод бестекстовых передач на Бел. радио был активно использ.только в сер.50-х. впервые поворот от отчётных программ к показу конкр.человека наметился в 1954 , в период всеобщей активизации молодёжи, отправл.по путёвкам на освоение казахских целинных земель. В это время ощущался явный поворот радио к насущным проблемам дня, живой отклик на запросы и интересы трудящихся: производст.успехи отражала передача «На прамысловай хвали», вышел «Радыёчасопис для жанчын». Летом 1957 г. радио широко освещало VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов, к-рый проходил в Москве. Звучало много репортажей, интервью, выступлений. появ.новая рубрика «Навстречу фестивалю», радиожурнал «Беларусь физкультурная». Весьма удачными уз.-образоват.передачами явились «Вечера бел.музыки». вперве прозвуч.в окт.1961.в целом в 60-е лит.-драматич. и муз.передачи занимали больше половины ежедневных программ нац.радио.в 60-е произошла важная реформа: были ликвидир. Главные управления, а осн.структ.подразделением стали главные редакции, в состав к-рых вошли вещат.отделы.с 1 окт.1960 Всесоюзное радио впервые начало работать круглосуточно. в 1962 открыта р/с «Юность», а в янв1963 вышел первый выпуск р\с «Бел.маладзёжная». значит.событие 60-х – рождение программы для школьиков «Рамантыки». Выходила радиогазета «Юныя ленінцы”, программа “Театр у микрофона”. В 60-е улучшились технические возможности радиовещания. В авг1963 Дом радио переместился с ул.Революционной в новое здание на Красной с современной для тех лет аппаратурой, большой студией, спец.конц.студией, лит-драм блоком, центр аппаратной на 10 каналов.
24.Даты, прынцыпы і мэты адкрыцця радыёстанцый “Маяк” і “Крыніца”.«Монополия» была нарушена в августе 1964 г., когда рядом с «Последними известиями» и, как бы в помощь им, появилась еще одна качественно новая форма, специальная информационно-музыкальная программа «Маяк». Основателем «Маяка» принято считать одного из будущих идеологов перестройки А. Н. Яковлева. Первый главный редактор, при котором программа приобрела свое неповторимое лицо, — выдающийся советский журналист Ю. А. Летунов. Первый эфир — 1 августа 1964 года из студии на Пятницкой, 25. Создана на технической базе прежней Второй программы Всесоюзного Радио как информ-муз программа. Создаётся Общероссийская Гос Радиовещательная Компания «Маяк» в состав к-рой входят гос радиокомпании «Маяк» и «Юность». В качестве позывных была выбрана мелодия «Подмосковные вечера», которая используется и по сей день». В 1998 году Общероссийская Гос Радиокомпания «Маяк» была включ в состав Всероссийской Гос Телерадиокомпании. В постановлении ЦК КПСС говорилось: «Радиопрограмма Маяк. должнасодержать оперативную информацию (не реже двух выпусков в час) о важнейших событиях эконом, полит и культ жизни СССРи заруб. стран, краткие комментарии на тему дня, новости спорта, репортажи, интервью; создавать путем тщательного отбора и продуманного повторения наиболее важных новостей политически верную картину событий внутр и междунар жизни. Радиопрограмма Маяк. должна состоять также из коротких передач симфонической и народной музыки, народных, советских и зарубежных песен, номеров эстрады, коротких рассказов и композиций». Вот так четко были определены в постановлении содержание и профиль новой программы, гл. функции и задачи «Маяка», его место в структуре программ советского радио. Организация «Маяка» явилась крупным качественным сдвигом в развитии информ радиовещания, так как новая форма, по сравнению с традиционной системой выпусков «Последних известий», обладала рядом существенных особенностей и преимуществ: впервые в истории советского радиовещания задача оперативной информации возлагалась не на отдельную оперативную передачу и не на комплекс оперативных передач, а на целую специальную программу. Кроме того, «Маяк» превосходил все другие каналы информации по степени оперативности. Это обеспечивалось своеобразной структурой . выпуски новостей передавались один за другим через каждые полчаса (за выпуском новостей следовали музыка или какой-либо другой материал). Таким образом, с созданием «Маяка» объем информации советского радио значительно увеличивался (количество выпусков увеличилось вдвое). Новая программа стала подлинно общесоюзной, стабильно собирая самую большую аудиторию. Вслед за «Маяком» программы такого типа появились и в союзных республиках (в Белоруссии . «Крыніца»). В 1972 году начала выходить в эфир информ-полити и муз программа "Крыніца" с передачами "Любимые мелодии", "Маршрутами выходных дней", "Для тех, кто в дороге", "Молодые голоса" и др. Значительное место занимали цикл передач "Новатор", программа "Спросим себя, товарищи!", "Актуальный микрофон". Выходили информ выпуски "Новости республики" и "Минские новости". В мае 1994 года радиостанции "Крыница" и "Белорусская молодежная" объединились в новую программу "Радио-2" с популярными рубриками "Слово для души", "Жизнеописание", "Местечко" и др. В 1994 году Указом Президента РБ утверждено Положение о Нац гос телерадиокомпании РБ, которая стала осуществлять руководство всем процессом от создания до выхода в эфир радиопрограмм.
8. “Радыёперадача”: час і характарыстыка дзейнасці таварыства.В качестве средства массовой информации все большую роль играло радиовещание. В 1921 г. в Москве начинают действовать первые радиоустановки. Ведется активная деятельность по организации программ радиовещания, по строительству радиостанций на местах. В 1923 г. в стране насчитывалось около 300 приемных станций. После открытия в Москве радиостанции имени Коминтерна началось массовое радиолюбительство и в конце 1924 г. было учреждено Общество друзей радио (ОДР), члены которого стали первой массовой слушательской аудиторией. Регулярное радиовещание («широковещание») в СССР началось в 1924 году. Его организация была возложена на акционерное общество «Радиопередача» (октябрь 1924 – появилось, декабрь 1924 – получило название), учредителями выступили Наркомпочтель, Всероссийский электротехнический трест заводов слабого тока, РОСТА. Формой организации было акционирование, типичное для периода Новой Экономической Политики. Идеологический контроль над материалом, поступающим в эфир, осуществлялся Наркомпросом. Одна из основных задач Р – развитие радиовещания в регионах. Установка радиоприёмников для массового слушателя. В первую очередь, рабочих клубах, домах крестьян и в домах-читальнях.
Положительно влияние на развитие радиовещания. В Минске было 20 радиоприёмников, которые обслуживали 200 человек. Значительную помощь в развитии радиовещания оказывала радиопресса. Первая радиогазета «Новости радио» появилась 8 февраля 1925 г. Это было еженедельное издание Акционерного общества «Радиопередача». Газета выходила на 12 полосах, тиражом 50 тыс. экз. до 2 сентября 1928 г. Издавались также два журнала «Радиолюбитель» (1924–1930), «Радио всем». Оба являлись органами Общества друзей радио. 2-го ноября 1925 годы вышел приказ по правлению акционерного общества «Радиопередача» о категорическом запрещении входить в радиостудию во время передач и репетиций, для того, чтобы ограничить и пресечь всякую возможность информационной диверсии. 31 августа 1926 года Наркомпрос РСФСР наметил ряд предприятий по осуществлению контроля над радиовещанием: назначение ответственных лиц за доклады, лекции, трансляции съездов, конференций, дискуссий и других передач в наркоматах и организациях. Полностью деятельность «Радиопередачи» была приостановлена в 1928-м году, в рамках общей концепции «Реорганизации системы радиовещания».
10. Арганізацыйная структура радыёстанцыі імя Саўнаркома БССР у канцы 20-х – пачатку 30-х гг. ХХ ст.Июнь 1925 года – создание специальной Радиокомиссии по управлению развитием радиовещания в стране.По радио выступил с докладом председатель Совета Народных Комиссаров БССР Адамович, а затем состоялась трансляция концерта студентов музыкального техникума. На открытии было принято решение о присвоении радиостанции имени СНК БССР. С тех пор день 15 ноября стал Днем белорусского радио. Открытие радиостанции имело большое значение. Люди могли получать информацию о стране и на родном языке. Так как в большинстве своём белорусы были оторваны от всего мира, если можно так выразится, то развитие радио играло большую роль. Передачи радио можно было принимать на расстоянии 300 км. Однако качество вещания оставляло желать лучшего. Небольшой была мощь радиопередатчика, который находился в центре города и не имел хорошей антенны. Оборудование радиостудии тоже было не очень. Материалы из газет для зачитывания у микрофона передавались нерегулярно. Газеты печатали критические замечания в сторону радиостанции.И это содействовало повышению качества вещания, его регулярности. Однако были и положительный отзывы. Встал вопрос, чем же заполнить эфир. В 1926 году создана Радиоколлегия которая занималась идейным направлением и созданию передач. Радиоколлегия разработала первую программу радиовещания. В июле 1926 радиостанция РВ-10 имени Совнаркома БССР стала работать в структуре АО "Радиопередача". Появились передачи для разных категорий слушателей: "Белорусская деревня", "Красная смена", "Пионер Беларуси", передавались выступления членов литературного объединения "Молодняк". В 1927 Общество друзей радио провело первый Всебелорусский день радио. С 1928 в республике начало развиваться проводное вещание. На Белорусском радио введена типовая недельная сетка вещания, в которой была заложена адресность передач в зависимости от профессиональной и возрастной принадлежности слушателей, созданы симфонический оркестр и первый радиоуниверситет с техническим, сельскохозяйственным и общеполитическим факультетами. Наряду с передачами из студии Белрадиоцентра начались трансляции передач из театров и клубов. Впервые в республике проведена радиоперекличка городов СССР с участием Минска. В начале 30-х годов передачи Белорусского радио велись в форме радиогазет. В эфир регулярно выпускались программы "Международный отдел", "За большевистские темпы", "В рабочий полдень", "Красноармейская газета" и др. В 1933 создан Комитет радиофикации и радиовещания при СНК БССР по организации программ для всех радиостанций и радиоузлов Беларуси. Появились новые формы вещания, открыты секторы "Последних известий", общественно-политический, художественный, детский, низового вещания, "В помощь самообразованию" и др. С усовершенствованием технических средств практиковались прямые эфирные передачи: репортажи со встреч, митингов, собраний, демонстраций. В 1936 Под рубрикой "Радиотеатр" выходили драматические и музыкальные передачи, в т. ч. радиоинсценировки и радиоспектакли по произведениям белорусских писателей.
7. Радыёвяшчанне з Масквы ў 10-х – пач. 20-х гг ХХст.В первые годы изобретения радио использовалось больше среди военных, нежели среди простых людей. К слову сказать, финансировали Попова исключительно военные! Только после октябрьской революции радио пошло в народ. Особое внимание развитию радио уделял Ленин. Он разработал целую программу по перестройке радио. Эта программа включала в себя три остновных пункта: 1. Поставить развитие радиотехники на научную основу 2. Широкое развитие радио, особенно в отдалённых районах страны 3. Всестороннее использование радио в культурной революции, народном образовании и т.д. (короче, сделать радио для народа, а не для военных!) Из важных радиособытий этих лет следует отметить дату 22 июня1921 г ., когда через рупоры, установленные на шести площадях Москвы, начались первые регулярные речевые передачи (в здании телефонной станции на ул. Горького была устроена своеобразная радиостудия, в которой читались телеграммы РОСТА о событиях в стране и за рубежом, передавались газетные материалы, выступления по различным вопросам). В 1922 г. на улицах Москвы появилась первая радиопередвижка; в этом же году состоялся большой концерт по радио профессоров Московской консерватории и артистов Большого театра. В 1923 г. по радио впервые была передана из Москвы первая лекция, а в честь годовщины Красной Армии был передан радиоконцерт, который слушали во многих районах страны и за границей. Таким образом, радио, родившись в качестве средства связи, с первых лет своего существования, особенно после 1917 г ., стало активно вторгаться в жизнь, выполнять более разносторонние функции, чем все прежние средства связи. И на первом этапе было сделано самое главное заложены основы широковещания.