Где размещены институты и органы Европейского Союза?
В 1950-е гг., когда начался процесс строительства Европейского Союза, обсуждалась идея выделить для европейских институтов "особый округ, имеющий собственный суверенитет", т.е. поступить по образцу США (федеральный округ Колумбия, где расположена столица Вашингтон).*(97)
Эта идея не получила реализации. Приложенный в 1997 г. к учредительным договорам Протокол "Об установлении местонахождений институтов, некоторых органов и служб Европейских сообществ" окончательно закрепил режим множественности географических центров Союза. Наиболее важными из них служат Брюссель и Люксембург, которые часто называют "европейскими столицами".
Брюссель - официальная резиденция Совета Европейского Союза и Европейской комиссии, а также консультативных органов (Экономический и социальный комитет и Комитет регионов).
В Люксембурге размещены неполитические институты Союза: Суд и Счетная палата. Здесь же находится штаб-квартира Европейского инвестиционного банка. В Люксембурге, кроме того, расположены некоторые службы Комиссии и три месяца в год проводит заседания Совет (апрель, июнь и октябрь).
Европейский центральный банк размещен во Франкфурте-на-Майне (ФРГ), а Европейский парламент - в Страсбурге (Франция). Однако комиссии Парламента заседают в Брюсселе (Бельгия), а его аппарат (Генеральный секретариат) находится в Люксембурге. В Страсбурге также работает Европейский омбудсман.
Штаб-квартира правоохранительных органов Союза (Европол и Евроюст) - в Гааге*(98) (Нидерланды).
Агентства Союза являются децентрализованными организмами не только по своему статусу, но и по местонахождению. Их принято размещать в разных частях территории Союза, например Европейское агентство по окружающей среде расположено в Копенгагене (Дания), Ведомство по гармонизации в рамках внутреннего рынка - в Аликанте (Испания), Европейский центр по развитию профессионального образования - в Салониках (Греция) и т.д.
Раздел VII. Судебная система Европейского Союза
Какую роль играет судебная власть в Европейском Союзе?
Европейский Союз с самых первых лет своего существования располагает самостоятельной и авторитетной "ветвью" судебной власти, на вершине которой находится Суд Европейских сообществ. Будучи не только правоприменительным, но и правотворческим институтом, Суд сыграл выдающуюся роль в утверждении основополагающих начал правопорядка Сообщества и Союза, таких как принципы верховенства и прямого действия, приоритет основных прав человеческой личности, последовательная защита от нарушений "свобод" внутреннего рынка (свободы движения товаров, лиц, услуг и капиталов).
Судебная практика, созданная Судом, - одна из важнейших категорий источников права Европейского Союза, распространяющая действие на все государства-члены и их органы правосудия (см. вопрос N 28). Изучение этой практики - неотъемлемый элемент подготовки любого европейского юриста.
Посредством своих нормативных (прецедентных) решений Суд Европейских сообществ последовательно усиливает федеративные черты Союза, что выразилось в признании им Договора о ЕС 1957 г. "конституционной хартией", а самого себя - "конституционным судом".
"Истина состоит в том, что с течением лет Суд постепенно создал образование конституционного типа, затушевывая при этом элементы, которые относили Сообщество к классическому международному правопорядку"*(99).
Результаты указанной деятельности консолидированы в Лиссабонском договоре 2007 г. о реформе Европейского Союза (см. вопрос N 17). Вступление в силу Лиссабонского договора также должно привести к дальнейшему возрастанию юрисдикции союзных судов.