Современная внешняя политика Российской федерации
Современная внешняя политика Российской федерации
Б1.В.ДВ.11.1 Профессиональный цикл. Базовая часть
Направление подготовки
41.03.05 – Международные отношения (уровень бакалавриата)
Профиль подготовки «Международные отношения и внешняя политика»
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Очная
Разработчик (составитель):
к. пол. н., доцент Шонин Н.Е.
Уфа – 2016
СОДЕРЖАНИЕ
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине ,
соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы 3
2. Место учебной дисциплины в структуре основной
образовательной программы 8
3. Объем учебной дисциплины 8
4. Содержание дисциплины 9
4.1 Содержание дисциплины для очной формы обучения 9
5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы
обучающихся по дисциплине 15
6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной
аттестации обучающихся по дисциплине 15
7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой
для освоения дисциплины 30
8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет», необходимых для освоения дисциплины 35
9. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины 35
10. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении
образовательного процесса по дисциплине 36
11. Материально-техническая база для осуществления образовательного
процесса по дисциплине 36
Целями изучения дисциплины «Современная внешняя политика Российской федерации» являются получение обучающимися теоретико-правовых знаний в области современной внешней политики Российской Федерации, практических умений и навыков, необходимых в профессиональной деятельности специалиста в области международных отношений.
ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ , СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
(с ориентацией на карты компетенций)
Учебная дисциплина «Современная внешняя политика Российской федерации» способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 40.03.05 «Международные отношения» (уровень бакалавриата), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 апреля 2016 г. № 465, которыми должен обладать выпускник:
а) общекультурными (ОК):
ü способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);
ü владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией; способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-5);
ü способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-6);
ü способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-7);
ü способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-8);
ü способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-9);
б) общепрофессиональными компетенциями (ОПК):
ü умением системно мыслить, ставить цели и выбирать пути их достижения, умением выявлять международно-политические и дипломатические смысловые нагрузки проблем и процессов (ОПК-1);
ü способностью ясно, логически верно и аргументированно строить устную и письменную речь в соответствующей профессиональной области (ОПК-2);
ü способностью решать практические задачи, находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовностью нести за них ответственность (ОПК-3);
ü способностью на практике использовать звание и методы социальных, правовых и экономических наук при решении профессиональных задач в сфере деятельности государственных структур, бизнеса, частного сектора (ОПК-5);
ü способностью находить практическое применение своим научно обоснованным выводам, наблюдениям и опыту, полученным в результате познавательной профессиональной деятельности в сфере мировой политики и международных отношений (ОПК-6);
ü владением политически корректной корпоративной культурой международного общения (формального и неформального), навыками нахождения компромиссов посредством переговоров (ОПК-7);
ü способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОПК-8);
ü способностью понимать гражданские основы будущей профессиональной деятельности (ОПК-9);
ü способностью на практике защитить свои законные права, в том числе права личности, при уважении к соответствующим правам других в многоэтничном и интернациональном окружении, использовать Гражданский кодекс Российской Федерации и другие нормативные правовые акты (ОПК-10);
ü способностью адаптироваться к условиям работы в составе многоэтничных и интернациональных групп, владение методами делового общения в интернациональной среде, способностью использовать особенности местной деловой культуры зарубежных стран (ОПК-11);
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Данная учебная дисциплина входит в раздел Б1.В.ДВ.11.1 Профессиональный цикл. Базовая часть ФГОС ВПО по направлению подготовки 40.03.05 «Международные отношения» (уровень бакалавриата), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 апреля 2016 г. № 465.
Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате освоения дисциплин ООП бакалавриата по направлению подготовки Международные отношения: «Всемирная история», «Политология», «История политических и правовых учений», «Истории международных отношений», «Мировая политика, «Россия в глобальной политике», «Геополитика», «Проблемы национальной безопасности России».
ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
В целом общая трудоемкость дисциплины «Современная внешняя политика Российской федерации» составляет 4 зачетные единицы, 144 часа. Итоговая форма контроля – экзамен.
При очной форме обучения дисциплина преподается в 7 семестре. В этом случае аудиторная нагрузка составляет 76 часов, в том числе: лекций –18 часов, практических занятий – 36 часов, КСР – 4 часа, (всего контактных часов - 76); самостоятельная работа студентов – 50.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
по дисциплине Современная внешняя политика Российской Федерации
4 курс 7 семестр
Рабочую программу осуществляет: Лекции: доцент Шонин Н.Е. Практические занятия: доцент Шонин Н.Е | Зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ) 4 Учебных часов - 144 лекций - 18, практических занятий - 36 КСР - 4 самостоятельная работа студентов – 50 |
№ П№ п/п | Тема и содержание | Форма изучения материалов (лекции, практические занятия, семинарские занятия, лабораторные работы, самостоятельная работа) | Количество часов аудиторной работы | Основная и дополнительная литература, рекомендуемая обучающимся (номера из списка) | Задания по самостоятельной работе с указанием литературы, номеров задач | Количество часов самостоятельной работы | Формы контроля самостоятельной работы (коллоквиумы, контрольные работы, тесты и т.п.) |
Текущий контроль: 1) опрос 2) проверка конспектов научной и учебной литературы 3) проверка контрольных работ Форма промежуточной аттестации – экзамен | |||||||
Тема1 Внешняя политика как объект изучения и анализа 1. Понятие внешней политики. Ее цели и функции. 2. Органы формирования и реализации внешней политики государства. 3. Формы, методы и средства осуществления внешней поли-тики. 4. Взаимосвязь внешней и внутренней политики | лек/пз | 2/4 | Основная литерату-ра: 1, 2, 3. Дополнительная литература: б) 1-5, 9, 14-18; в) 1, 2, 3, 13, 14, 34. | Изучение вопросов содержания темы; Конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; Проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литерату-ры, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, элек-тронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интер-нет; Подготовка к опросу | Текущий контроль: 1) опрос 2) проверка конспектов научной и учебной литературы 3)Подготовка к контрольной работе | ||
Тема 2 Становление современной российской внешней политики. 1.Факторы формирования основ-ных направлений внешней политики. Эволюция социальной базы. 2.Внешнеполитические интересы и ориентация государственной элиты. Оформление ведомствен-ных и отраслевых интересов. 3.Укрепление «государственни-ческой» тенденции во второй половине 90-х гг. 4. Соотношение преемственности и новизны в построении внешне- политических структур РФ. Складывание механизма «прези-дентской» внешней политики: анализ преимуществ и слабо-стей. 5. Конституционно-правовой ме-ханизм осуществления внешней политики России, его структура и содержание. | лек/пз | 2/4 | Основная литерату-ра: 1, 2, 3. Дополнительная литература: б) 1-5, 14-18; в) 2, 3, 13, 15-17, 26, 29, 34. | Изучение вопросов содержания темы; Конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; Проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литерату-ры, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, элек-тронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интер-нет; Подготовка к опросу | Текущий контроль: 1) опрос 2) проверка конспектов научной и учебной литературы 3)Подготовка к контрольной работе . | ||
Тема 3 Группы интересов в рос-сийской внешней политике 1. Характеристика основных групп влияния в российской внешней политике: газовая, неф-тяная отрасли, атомная промыш-ленность, электроэнергетика, ме-таллургия; отрасли, заинтересо-ванные в протекционизме. 2. Географические приоритеты российских экспортеров. Каналы осуществления влияния, сопря-женность с внешнеполитическим механизмом. 3. Роль групп интересов в опре-делении направлений российской внешней политики: динамика за первое десятилетие, степень совпадения / расхождения с об-щенациональными интересами. | лек/пз | 2/4 | Основная литерату-ра: 1, 2, 3. Дополнительная литература: б) 2-5, 14, 16; в) 2, 3, 17, 34, 37, 39, 40, 41, 42. | Изучение вопросов содержания темы; Конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; Проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литерату-ры, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, элек-тронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интер-нет; Подготовка к опросу | Текущий контроль: 1) опрос 2) проверка конспектов научной и учебной литературы 3)Контрольная работа №2. | ||
Тема 4 Регионы в российской внеш-ней политике 1. Теоретические подходы к проблеме внешней деятельности регионов. Основания и условия внешней активности Российских регионов. 2. Основные виды междуна-родной деятельности регионов, развитие законодательной базы, проблемы координации. ЛК 2 междунар. право. 3. Перспективы участия рос-сийских регионов в деятельности европейских и азиатских суб-региональных организаций, трансграничного сотрудничества. | лек/пз | 2/4 | Основная литерату-ра: 1, 2, 3. Дополнительная литература: а) 1-5, 9, 11, 14, 16; в) 1, 2, 3, 5, 10, 14, 15, 18, 25, 29, 34, 37, 39, 40, 41, 42. | Изучение вопросов содержания темы; Конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; Проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литерату-ры, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, элек-тронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интер-нет; Подготовка к опросу | Текущий контроль: 1) опрос 2) проверка конспектов научной и учебной литературы 3)Подготовка к контрольной работе. | ||
Тема 5 Россия и СНГ. 1. Взаимные экономические от-ношения стран СНГ в 1990-е годы. Проблемы реинтеграции постсоветского пространства. 2. Образование субрегиональных объединений на постсоветском пространстве. Союзное государ-ство России и Белоруссии, Таможенный союз, ЕврАзЭС, ГУУАМ, Единое экономическое пространство. ЕАЭС. 3. Проблемы евразийской инте-грации. 4. Внешнеполитическая ориента-ция стран СНГ. 5. Обеспечение безопасности в пределах содружества. От ДКБ к ОДКБ. 6. СНГ как приоритетная сфера внешней политики России: гео-политические, экономические, военные и культурные интересы России в СНГ. | лек/пз | 2/4 | Основная литерату-ра: 1, 2, 3. Дополнительная литература: б) 1-5, 9, 10; в) 1, 2, 3, 5, 10, 14, 15, 30-34, 40, 41, 42. | Изучение вопросов содержания темы; Конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; Проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литерату-ры, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, элек-тронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интер-нет; Подготовка к опросу | Текущий контроль: 1) опрос 2) проверка конспектов научной и учебной литературы 3) Контрольная работа № 3. | ||
Тема 6 Россия и Шанхайская органи-зация сотрудничества. БРИКС 1. От «Шанхайской пятерки» к ШОС. Побудительные мотивы создания. 2. ШОС как механизм взаимодействия России и госу-дарств Центральной Азии в сфере безопасности. РАТС. 3. Вероятность превращения ШОС в «антинатовский» блок. 4. Перспективы расширения ШОС. 5. БРИКС: действительность и перспективы | лек/пз | 2/4 | Основная литерату-ра: 1, 2, 3. Дополнительная литература: б) 1-5, 9, 10; в) 1, 2, 3, 5, 15, 18, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 34, 40, 41, 42. | Изучение вопросов содержания темы; Конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; Проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литерату-ры, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, элек-тронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интер-нет; Подготовка к опросу | Текущий контроль: 1) опрос 2) проверка конспектов научной и учебной литературы 3)Подготовка к контрольной работе . | ||
Тема 7 Интеграция России в европейские структуры. Россия и НАТО. 1.«Европейская идентичность» и Россия. Участие в общеевропей-ских организациях: ОБСЕ, Совете Европы, ПАСЕ. Конвен-ции по правам человека и др. Значение проблемы. 2.Россия и Европейский Союз: программные документы 1994, 1999, 2000 гг., области сотруд-ничества. 3. Распад блокового противо-стояния и проблема трансфор-мации НАТО. 4. Расширение НАТО на восток и позиция России. 5. Сотрудничество между Рос-сией и НАТО в рамках Совета Россия-НАТО на современном этапе. 6. Проблема ПРО в Европе. 7. Украинский вопрос и отно-шения НАТО с Россией. | лк/пз | 2/6 | Основная литерату-ра: 1, 2, 3. Дополнительная литература: а) 1-7, 12, 13, 18; б) 2-5, 9 12; в) 1, 3, 5, 10, 13, 25, 30, 31, 32, 33, 34, 40, 41. | Изучение вопросов содержания темы; Конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; Проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литерату-ры, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, элек-тронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интер-нет; Подготовка к опросу | Текущий контроль: 1) опрос 2) проверка конспектов научной и учебной литературы 3)Подготовка к контрольной работе | ||
Тема 8 Россия и АТР. 1. Геополитическое и геостра-тегическое положение России как евразийской державы. Разработка концептуальной основы отношений со странами АТР. 2. Приоритеты внешней поли-тики России в АТР: а) перспективы урегулирования отношений с Японией; б) содержание и проблемы «стратегического партнерства» с Китаем. в) аспекты двустороннего со-трудничества с Индией; г) место Ирана в геополитике России. 3. Экономические аспекты инте-грации России в АТР. Россия и региональные организации: АСЕАН, АТЭС. 4. Создание системы много-сторонней безопасности в Азии. Роль России в разрешении военно-политических проблем региона: корейская проблема, ядерные испытания в Индии, Пакистане и КНДР, ядерная программа Ирана. 5. Военно-техническое сотруд-ничество на субрегиональном уровне. | лк/пз | 4/6 | Основная литерату-ра: 1, 2, 3. Дополнительная литература: а) 1-7, 12, 13, 18; б) 2-5, 9 12; в) 1, 3, 5, 11, 20, 22, 24, 25, 27, 28, 30, 31, 33, 34, 40, 41. | Изучение вопросов содержания темы; Конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; Проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литерату-ры, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, элек-тронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интер-нет; Подготовка к опросу | Текущий контроль: 1) опрос 2) проверка конспектов научной и учебной литературы 3)Контрольная работа №4. |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Виды самостоятельной работы:
ü изучение нормативного материала, основной и дополнительной литературы в целях самоподготовки;
ü конспектирование материалов научной и учебной литературы по указанию преподавателя;
ü решение тестов по заданию преподавателя;
ü подготовка к занятиям, проводимым в интерактивной форме;
Формы текущего контроля:
ü опрос;
ü проверка конспектов;
ü тестирование;
ü контрольная работа.
Форма рубежного контроля – контрольная работа, тестирование.
Формы промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины – экзамен.
АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ЭТАПЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
этапы | Результаты обучения | Формируемая компетенция (с указанием кода) | примечание | |
1 этап | Знания | 1. Основные приоритеты внешней политики России | ü способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-9); ü умение системно мыслить, ставить цели и выбирать пути их достижения, умением выявлять международно-политические и дипломатические смысловые нагрузки проблем и процессов (ОПК-1); ü способность по месту работы распознать перспективное начинание или область деятельности и включиться в реализацию проекта под руководством опытного специалиста (ПК-7); ü способностью работать с материалами средств массовой информации, составлять обзоры прессы по заданным темам, находить, собирать и первично обобщать фактический материал, делая обоснованные выводы (ПК-10); | |
2. Основные параметры и крите-рии обеспечения национальной и международной безопасности. | ü владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией, способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-5); ü умение системно мыслить, ставить цели и выбирать пути их достижения, умением выявлять международно-политические и дипломатические смысловые нагрузки проблем и процессов (ОПК-1); ü способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОПК-8); ü способность понимать гражданские основы будущей профессиональной деятельности (ОПК-9); | |||
3. Характеристику состояния национальной безопасности России; особенности геопо-литического и геостратегического положения России; основные военные угрозы национальной безопасности и подходы к их нейтрализации. | ü умение системно мыслить, ставить цели и выбирать пути их достижения, умением выявлять международно-политические и дипломатические смысловые нагрузки проблем и процессов (ОПК-1); ü способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОПК-8); ü способность понимать гражданские основы будущей профессиональной деятельности (ОПК-9); ü способность по месту работы распознать перспективное начинание или область деятельности и включиться в реализацию проекта под руководством опытного специалиста (ПК-7); | |||
4. Важнейшие проблемы и соглаше-ния в области ограни-чения и сокращения вооружений и подход к ним России; проб-лемы выполнения имеющихся соглаше-ний в области разору-жения и контроля за их выполнением. | ü способность использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-6); ü умение системно мыслить, ставить цели и выбирать пути их достижения, умением выявлять международно-политические и дипломатические смысловые нагрузки проблем и процессов (ОПК-1); ü способность работать с материалами средств массовой информации, составлять обзоры прессы по заданным темам, находить собирать и первично обобщать фактический материал, делая обоснованные выводы (ПК-10); ü владением знаниями о правовых основах международного взаимодействия, пониманием и умением анализировать их влияние на внешнюю политику Российской Федерации и других государств мира (ПК-15); ü способностью понимать основы регулирования международных конфликтов с использованием дипломатических, политико-психологических, социально- экономических и силовых методов (ПК-17); ü способностью понимать содержание программных документов по проблемам внешней политики Российской Федерации, умением профессионально грамотно анализировать и пояснять позиции Российской Федерации по основным международным проблемам (ПК-20); ü способностью понимать основные направления внешней политики ведущих зарубежных государств, особенностей их дипломатии и взаимоотношений с Российской Федерацией (ПК-21). | |||
5. Важнейшие государственные документы, определя-ющие внешнюю политику России, а также политику в области обеспечения безопасности | ü способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-7); ü умение системно мыслить, ставить цели и выбирать пути их достижения, умением выявлять международно-политические и дипломатические смысловые нагрузки проблем и процессов (ОПК-1); ü способность ясно, логически верно и аргументированно строить устную и письменную речь в соответствующей профессиональной области (ОПК-2); ü способностью решать практические задачи, находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОПК-3); ü готовность включиться в работу исполнителей младшего звена учреждений системы Министерства иностранных дел Российской Федерации, международных организаций, системы органов государственной власти и управления Российской Федерации (ПК-1); ü способность исполнять поручения руководителей в рамках профессиональных обязанностей на базе полученных знаний и навыков (ПК-5); ü способность работать с материалами средств массовой информации, составлять обзоры прессы по заданным темам, находить собирать и первично обобщать фактический материал, делая обоснованные выводы (ПК-10); ü способность владеть навыками публичных выступлений как перед российской, так и зарубежной аудиторией (ПК-11). | |||
2 этап | Умения | 1. Применять основные методы поиска и обработки информации по международным отношениям, | ü владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией, способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-5); ü способность на практике использовать знание и методы социальных, правовых и экономических наук при решении профессиональных задач в сфере деятельности государственных структур, бизнеса, частного сектора (ОПК-5); ü способность находить практическое применение своим научно обоснованным выводам, наблюдениям и выводам, полученным в результате познавательной профессиональной деятельности в сфере мировой политики и международных отношений (ОПК-6); | |
2. Ориентироваться в международно-политической ситуа-ции, прогнозировать её развитие. | ü владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией, способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-5); ü умение системно мыслить, ставить цели и выбирать пути их достижения, умением выявлять международно-политические и дипломатические смысловые нагрузки проблем и процессов (ОПК-1); ü способность находить практическое применение своим научно обоснованным выводам, наблюдениям и выводам, полученным в результате познавательной профессиональной деятельности в сфере мировой политики и международных отношений (ОПК-6); ü способность по месту работы распознать перспективное начинание или область деятельности и включиться в реализацию проекта под руководством опытного специалиста (ПК-7); | |||
3. Работать с материалами средств массовой информа-ции, составлять обзоры прессы по заданным темам. | ü владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией; способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-5); ü способность работать с материалами средств массовой информации, составлять обзоры прессы по заданным темам, находить собирать и первично обобщать фактический материал, делая обоснованные выводы (ПК-10); | |||
3 этап | Владения (навыки/ опыт деятельности) | 1.Владеть навыками сбора, обработки и оценки междуна-родно-политической информации, имеющей значение для принятия внешнеполитических решений. | ü владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией, способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-5); ü умение системно мыслить, ставить цели и выбирать пути их достижения, умением выявлять международно-политические и дипломатические смысловые нагрузки проблем и процессов (ОПК-1); ü способность по месту работы распознать перспективное начинание или область деятельности и включиться в реализацию проекта под руководством опытного специалиста (ПК-7); ü способность владеть навыками работы в качестве исполнителя проекта, в том числе международного профиля (ПК-8); ü способность работать с материалами средств массовой информации, составлять обзоры прессы по заданным темам, находить собирать и первично обобщать фактический материал, делая обоснованные выводы (ПК-10); | |
2. Исполнять организационно-тех-нические функции и решать вспомога-тельные задачи под руководством опыт-ного специалиста. | ü способность работать в коллективе, толерантно воспринимать социально-этнические, конфессио-нальные и культурные различия (ОК-8); ü владение политически корректной корпоративной культурой международного общения (формального и неформального), навыками нахождения компромиссов посредством переговоров (ОПК-7); ü способностью на практике защитить свои законные права, в том числе права личности, при уважении к соответствующим правам других в многоэтничном и интернациональном окружении, использовать Гражданский кодекс Российской Федерации и другие правовые документы (ОПК-10); ü способностью адаптироваться к условиям работы в составе многоэтничных и интернациональных групп, владение методами делового общения в интернациональной среде, способность использовать особенности местной деловой культуры зарубежных стран (ОПК-11); ü готовность включиться в работу исполнителей младшего звена учреждений системы Министерства иностранных дел Российской Федерации, международных организаций, системы органов государственной власти и управления Российской Федерации (ПК-1); ü способность исполнять поручения руководителей в рамках профессиональных обязанностей на базе полученных знаний и навыков (ПК-5); ü способность владеть навыками рационализации своей исполнительской работы под руководством опытного специалиста с учетом накапливаемого опыта (ПК-6); ü способность владеть навыками работы в качестве исполнителя проекта, в том числе международного профиля (ПК-8); ü способность владеть навыками исполнения организационно-технических функции и решения вспомогательных задач в интересах проекта под руководством опытного специалиста (ПК-9). |
Оценочные средства составляются преподавателем самостоятельно с ежегодным обновлением банка средств. Количество вариантов зависит от числа обучающихся.
РЕЙТИНГ-ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
«Современная внешняя политика Российской Федерации»
Направление 41.03.05 Международные отношения
Квалификация (степень) выпускника – Бакалавр
Курс 4, семестр 7 2018/2019 гг.
Количество часов по учебному плану 144, в т.ч. аудиторная работа 52,
самостоятельная работа 50, лекции-18, практические занятия-36, КСР-4.
Преподаватель: Шонин Николай Егорович, кандидат политических наук
Кафедра: международного права и международных отношений
Виды учебной деятельности студентов | Балл за конкретное задание | Число заданий за семестр | Баллы | |
Минимальный | Максимальный | |||
Модуль 1 Тема 1. Внешняя политика как объект изучения и анализа Тема 2. Становление современной российской внешней поли-тики Тема 3. Группы интересов в российской внешней политике Тема 4. Регионы в российской внешней политике | ||||
Текущий контроль | ||||
Аудиторная работа | ||||
Семинарское занятие 1 по теме 1 1.Выступление с докладом 2. Дополнение, участие в диспуте | 1-2 | |||
Семинарское занятие 2 по теме 1 1.Выступление с докладом 2. Дополнение, участие в диспуте | 1-3 | |||
Семинарское занятие 1 по теме 2 1.Выступление с докладом 2. Дополнение, участие в диспуте | 1-2 | |||
Семинарское занятие 2 по теме 2 1.Выступление с докладом 2. Дополнение, участие в диспуте | 1-3 | |||
Семинарское занятие 1 по теме 3 1.Выступление с докладом 2. Дополнение, участие в диспуте | 1-2 | |||
Семинарское занятие 2 по теме 3 1.Выступление с докладом 2. Дополнение, участие в диспуте | 1-3 | |||
Семинарское занятие 1 по теме 4 1.Выступление с докладом 2. Дополнение, участие в диспуте | 1-2 | |||
Семинарское занятие 2 по теме 4 1.Выступление с докладом 2. Дополнение, участие в диспуте | 1-3 | |||
Рубежный контроль | ||||
1. Письменная контрольная работа №1, 2. | ||||
Модуль 2 Тема 5. Россия и СНГ. Тема 6. Россия и Шанхайская организация сотрудничества. БРИКС Тема 7. Интеграция России в европейские структуры. Россия и НАТО. Тема 8. Россия и АТР. | ||||
Текущий контроль | ||||
1. Аудиторная работа | ||||
Семинарское занятие 1 по теме 5 1.Выступление с докладом 2. Дополнение, участие в диспуте | 1-2 | |||
Семинарское занятие 2 по теме 5 1.Выступление с докладом 2. Дополнение, участие в диспуте | 1-2 | |||
Семинарское занятие 1 по теме 6 1.Выступление с докладом 2. Дополнение, участие в диспуте | 1-2 | |||
Семинарское занятие 2 по теме 6 1.Выступление с докладом 2. Дополнение, участие в диспуте | 1-3 | |||
Семинарское занятие 1 по теме 7 1.Выступление с докладом 2. Дополнение, участие в диспуте | 1-2 | |||
Семинарское занятие 2 по теме 7 1.Выступление с докладом 2. Дополнение, участие в диспуте | 1-2 | |||
Семинарское занятие 3 по теме 7 1.Выступление с докладом 2. Дополнение, участие в диспуте | 1-3 | |||
Семинарское занятие 1 по теме 8 1.Выступление с докладом 2. Дополнение, участие в диспуте | 1-3 | |||
Семинарское занятие 2 по теме 8 1.Выступление с докладом 2. Дополнение, участие в диспуте | 1-3 | |||
Семинарское занятие 3 по теме 8 1.Выступление с докладом 2. Дополнение, участие в диспуте | 1-3 | |||
Рубежный контроль | ||||
1. Письменная контрольная работа №3, №4. | ||||
Поощрительные баллы | ||||
1. Студенческая олимпиада | ||||
2. Публикация статей | ||||
3. Работа со школьниками (кружок, конкурсы, олимпиады) | ||||
Посещае |