Часть четвёртая. Трезвое движение. 1917-1925 гг.
В день взятия Зимнего дворца, 8-го ноября 1917 года, орган руководства Октябрьским вооружённым восстанием, Петроградский военно-революционный комитет издал приказ, который запрещал производство алкоголя и брал под контроль его складирование. Газета «Правда» писала: «Враги революции хотят превратить наше движение в погром, солдат революции - в пьяную орду … напоить и одурманить их, превратить их из граждан в идиотов, исполняющих волю буржуазных провокаторов». Здесь же было напечатано стихотворение Д. Бедного, которое заканчивалось так:
Воля народная тонет в вине.
Все мироеды довольны вполне:
– Пей, голытьба распроклятая! Пей!
Ты не уйдёшь от цепей!
Первым декретом Советской власти был Декрет о мире, вторым – декрет о земле, третьим декретом от 8 ноября 1917 года Советское правительство продлило прекращение торговли алкогольными ядами, утвердив «Постановление о борьбе с пьяными погромами».
О слове борьба мы с вами уже говорили. Оно безресурсное, нерезультативное, прикрывает бесконечное топтание на месте и направляет усилия не на искоренение причин отнимания Трезвости, а на вечную борьбу со следствиям. Слово борьба приписывает силу предмету борьбы, а борцу придаёт видимость героя. Кроме того, здесь у корыстных интересов возникает возможность именно из безрезультатности извлечь выгоду. Таким образом, борьба с алкоголизмом, с алкобизнесом, за Трезвость… против… всё это лопается как мыльный пузырь при правильном направлении вектора усилий на утверждение и сохранение Трезвости.
Целым рядом недостатков обладает и слово запрещение, их надо видеть. Запрет на какое-либо действие придаёт ему, этому действию, значимость, притягательность. Действие начинает выглядеть как запрещённое проявление большой собственной воли. Для примера возьмём выражение «запрещение отравлений табаком в общественных местах». Его контекст такой: «Люди очень хотят отравляться табачными ядами, но в общественных местах это делать нельзя, запрещено». А на самом деле такой воли у людей нет, людей принуждают отравляться злые интересы! Здесь нужны не запреты, а грамотные действия по освобождению людей от программ самоотравления.
В названии следующего правительственного документа мы увидим также слово «напитки», неприменимое к алкогольному яду, к тому же это постановление регламентирует только его производство и продажу.
Итак. 19 декабря 1919 года Совет Народных Комиссаров РСФСР принял Постановление о запрещении в стране без разрешения производства и продажи спирта, крепких напитков и не относящихся к напиткам спиртосодержащих веществ, предусматривающее строгие меры наказания «не менее 5 лет тюремного заключения с принудительными работами и конфискацией имущества». Отрава считалась крепкой при содержании спирта более 1,5 процента.
(Для справки.В постановлении СНК «О запрещении в РСФСР без разрешения производства и продажи спирта, крепких напитков и не относящихся к напиткам спиртсодержащих веществ» говорилось:
«Совет народных комиссаров постановляет:
1. Воспрещаетсяповсеместно в Российской Социалистической Федеративной Советской Республике изготовление без разрешения спирта, крепких напитков и не относящихся к напиткам спиртсодержащих веществ из каких бы припасов или материалов, какими бы способами, какой крепости и в каком количестве спиртовые напитки и вещества ни были приготовлены.
2. Воспрещается продажа для питьевого потребления спирта, крепких напитков и не относящихся к напиткам спиртсодержащих веществ.
3. Напитки признаются крепкими, если содержание в них винного спирта превышает полтора процента (градуса) …
6. Продажа спирта, крепких напитков и не относящихся к напиткам спиртосодержащих веществ для технических (врачебных, фармацевтических, химических, учебных и учёных и т.п.) надобностей, а равно и для вывоза за границу производится исключительно из выделывающих эти напитки и вещества национализированных или взятых государством на учёт заводов и заведений, из складов, аптек и других мест торговли, коим эта продажа разрешена правительством…
8. За выкурку спирта в недозволенных законом местах, из каких бы то ни было припасов, каким бы то ни было способом, в каком бы то ни было количестве и какой бы то ни было крепости виновные подвергаются:
а) конфискации спирта, припасов, материалов, аппаратов и приспособлений для выкурки;
б) конфискации всего имущества;
в) лишению свободы, соединённому с принудительными работами на срок не ниже 5 лет. Тем же наказаниям подвергаются виновные в соучастии тайном винокурении и пособничестве ему, а также виновные в продаже, передаче, приобретении, хранении, проносе и провозе незаконно выкуренного спирта)
Неудивительно, что практика дала отклонение от линии Трезвости. Вскоре был принят целый ряд законов ослабляющих позиции Трезвости. Как мы с вами видим, в документах тех лет отрава называется напитком, присутствуют слова запрет, борьба, но нет ещё речи об утверждении и сохранении Трезвости.
В 1922 году запреты на отравление алкоголем были сняты, но показатели отравления росли очень медленно. Этот факт показывает, народ желает сохранять Трезвость.
В самый трезвый период истории России XX века (1914-1924) родилось Советское государство. При этом трезвый народ выстоял в гражданской войне и выдержал иностранную военную интервенцию 14-ти государств.
Однако 26 августа 1923 года ЦИК СССР и СНК СССР издали постановление о возобновлении производства и торговли спиртными напитками (алкогольными ядами) в СССР.
Ошибочно считалось, что государственная торговля алкогольными ядами даст доход в бюджет. Мы знаем, что каждый вырученный от продажи алкогольной отравы рубль даёт примерно 6 рублей убытков. А с учётом того, что алкогольные деньги составляют примерно одну треть бюджета, получаем в убытках два госбюджета ежегодно. Даже сами слова «спиртные напитки» в названии закона говорят о том, что не сложилось ещё в обществе понимание того, что алкоголь – ядовитая техническая жидкость, и он не может быть отнесён к пище.
Выводы Пироговского съезда врачей были забыты, обман, информационный террор начали набирать обороты. Уровень самоотравления начал непрерывно расти.
Так, принятый ещё в 1914 году Госдумой царской России «сухой закон» просуществовал 11 лет и был отменён (точнее, действие его было приостановлено) в 1925 году.
Уровень самоотравления до 1925 года оставался ниже 0,5 л алкогольного яда на человека в год.
Известна служебная записка Сталина к Молотову 1 сентября 1930 года в связи с военным усилением Польши и явными враждебными намерениями по отношению к СССР, в которой Сталин говорит о том, что придётся пойти на увеличение производства и продажи водки (алкогольных ядов).