Часть третья. Расширение трезвого движения. Конец 19 века – начало 20-го века.
Вернёмся к плакату «Вино – злейший враг человечества» (1874 год). В центре плаката мы видим винокуренный завод, превращающий хлеб и картофель в отраву. Горе людей, последствия отравлений тоже показаны, но нет ещё понимания того, что для счастливой трезвой жизни нужно на веки вечные утвердить и сохранить Трезвость. Движение народа к Трезвости всё ещё остаётся стихийным, поэтому и применялись такие методы защиты: «страшилки» (как этот плакат), обеты (принародные обещания) добровольного воздержания и антиалкогольные бунты. Но и это всё опиралось на желание, волю людей жить трезво!
Мы знаем, что «страшилки» пугают последствиями, которые человек не относит лично к себе. При этом вне зоны внимания остаются причины людского горя – отнимания Трезвости. Обеты воздержания также не освобождают человека от программ самоотравления. А когда отравление обществу уже навязано обманом, утихли и бунты. Плакат относится к началу следующего подъёма трезвого движения народа.
В конце 19 века на защиту народной Трезвости в России встали представители интеллигенции, учителя, врачи, писатели. Надо сказать, что к этому времени окрепло трезвое движение в Америке и целом ряде европейских стран, их опыт очень пригодился в России. Об этом будем говорить подробнее позже.
К этому же периоду времени относится деятельность учёного, учителя, трезвенника Сергея Александровича Рачинского. Закончив Московский университет, С. А. Рачинский продолжает обучение в Германии, становится доктором наук (ботаника). На пике своей научной карьеры, в 1872 году, неожиданно покидает Московский университет и переезжает в своё поместье, село Татево, становится сельским учителем. В школе Рачинского проходили уроки родной природы, дети работали на школьном огороде, пасеке, в саду, проводились уроки столярного и переплётного дела. Под его руководством в 1882 году при татевской церковно-приходской школе появляется первое ученическое общество трезвости. Из письма Рачинского к юношеству: «…Пока я держался умеренности, все мои речи оставались гласом вопиющего в пустыне. Все со мной соглашались, никто не исправлялся. С тех пор как я дал и исполняю обет трезвости, за мной пошли тысячи». Вокруг Татево выросло целое «ожерелье» обществ трезвости в других сёлах.
Черты этого человека мы сегодня можем увидеть на замечательных картинах его ученика, художника-передвижника Николая Петровича Богданова-Бельского (рис. 8, 9).
Вглядимся в сюжет картины «Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского». На доске написан пример, который ученикам необходимо решить устно:
(Примечание для учителя. Здесь можно разделить уроки №9 и №10, посмотреть произведения художника Н.П. Богданова-Бельского и предложить учащимся устно решить задачу. Ответ: 2)
Задача, изображенная на картине, не могла быть предложена ученикам стандартной начальной школы, в ней не предусматривалось изучение понятия степени. Однако Рачинский не следовал типовому учебному курсу; он был уверен в отличных математических способностях большинства крестьянских детей и считал возможным существенное усложнение программы по математике.
Активным противником пьянства, отнимания у людей Трезвости, был Лев Николаевич Толстой. В 1887 году он организовал общество «Согласие против пьянства». Желавшие вступить в него должны были подписать декларацию: «Ужасаясь перед тем страшным злом и грехом, которые происходят от пьянства, мы, нижеподписавшиеся, порешили: во-первых, для себя никогда не пить пьяного… и не угощать ничем пьяным других людей; во-вторых, по мере сил внушать другим людям, и особенно детям, о вреде пьянства и о преимуществах трезвой жизни и привлекать людей в наше согласие…» На языке УСТ эта фраза звучала бы примерно так: «Увидев зло, горе людей, происходящее от отнимания Трезвости, увидев, что трезвая жизнь даёт преимущества, мы решили сохранить свою Трезвость, убеждать других жить трезво».
Первым в общество записался сам Л.Н. Толстой, за ним последовали выдающиеся живописцы И.Е. Репин, Н.Н. Ге-младший, известный путешественник Н.Н. Миклухо-Маклай и многие другие. Всего декларацию Толстого подписали более 740 человек.
Рисунок
8. «Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского» (1895)
Рисунок
9. «Воскресное чтение в сельской школе» (1895)
В 1863-1866 годах чистого спирта на душу населения ежегодно приходилось в среднем по 4,55 литра, через 10 лет – 4,18, ещё через 10 лет — 3,32, а в 1893 г. — 2,46 литра. Благодаря влиянию на умы людей лучшей части нашей интеллигенции, народных просветителей, потребление алкогольных ядов в стране постепенно уменьшалось. В 1894 году, убедившись, что с падением потребления алкогольных ядов поступления в казну уменьшаются, царское правительство вновь установило государственную винную монополию. Не было ещё понимания, что людское горе, потери и убытки при этом во много раз превосходят доходы и ложатся на плечи всех граждан страны.
(Для справки. Инициатором введения с 1894 г. государственной монополии на продажу винно-водочных изделий, дававших тогда до четверти всех поступлений в казну, был российский министр финансов С.Ю. Витте. Одновременно он продолжил подготовку денежной реформы, имевшей целью введение в России золотого обращения. Витте продолжил серию конверсионных займов за границей, задачей которых был обмен имевших хождение на иностранных рынках 5- и 6-процентных облигаций старых займов на займы с более низкими процентами и более длительными сроками погашения. Золотое обращение, введённое с 1897 года, означало конвертируемость русской валюты, что привело к оттоку капитала из страны. Такие действия привели Россию к кризисам 1900-1905 годов.
Циркуляр от 28 ноября 1896 года С.Ю. Витте содержит целый набор лживых утверждений. Вот что он писал: «...Казённое вино по своим качествам удовлетворяет самым строгим санитарным требованиям, что на подбор продавцов в винных лавках... обращено серьёзное внимание... что случаи пьяного разгула, сопровождавшие обыкновенно всякие деревенские торжества, отходят понемногу в область прошедшего и вместе с тем в семьях водворяется тишина и согласие... Что в южных и юго-западных губерниях уже высказывались похвалы доброкачественности казённого вина и отзывы об уменьшении разгула в деревнях... что крестьяне, осеняя себя крестным знамением, выражали благодарность батюшке-царю, избавившему народ от пагубного влияния дореформенного кабака, разорявшего в большинстве случаев окрестное население преимущественно путём продажи питий в долг и под заклад. Наконец, что акцизное ведомство проявило при осуществлении реформы... глубокое воодушевление высокою идеей упрочения нравственности и благосостояния народа, положенного в основание реформы...» Последняя фраза – верх лицемерия и абсурда! Акцизное ведомство, получающее «откат» от торговли ядами, воодушевлено идеей упрочения нравственности и благосостояния народа?! «Благодаря» Витте, в самом начале 20 века в России было заложено строительство 350 винных заводов.)
Как и во многих городах, в Тюмени в 1895 году возникло общество Трезвости. Его деятельность поддерживали именитые люди края. Общество имело библиотеку, народную читальню, чайные. Общество выступало с концертами, лекциями, издавало брошюры, распространяло журнал «Вестник трезвости».
В 1910 году прошёл Всероссийский съезд по борьбе с пьянством и алкоголизмом, на котором среди делегатов было 150 врачей и учёных медиков. (Заметим, что официальное название было именно таким, ещё не готово было общество к тому, чтобы провести съезд утверждения и сохранения Трезвости.)
Съезд вынес специальное решение: «Пищевым продуктом может быть только такое вещество, которое является абсолютно безвредным для организма. Алкоголь же, как наркотический яд, в любых дозах наносит человеку огромный вред, отравляя и разрушая организм, он сокращает жизнь человека в среднем на 20 лет».
В 1911 году в России алкогольных ядов было продано на 1 млрд 26 миллионов рублей, а только прямые убытки от этого составили 3 млрд рублей.
Народ объединялся в общества трезвости. Их деятельность частично поддержали официальная власть, в школах преподавались основы трезвости, издавалась в большом количестве соответствующая литература.
(Для справки.Мендельсон А.Л. Учебник Трезвости (для начальной и средней школы), издание Российского общества борьбы с алкоголизмом.,1913 год;
Беляев М.М., Беляев С.М., Сборник задач противоалкогольного содержания (при преподавании в низших классах всех ведомств), М.,1914 год;
Введенский И.Н., «Опыт принудительной трезвости», М., Московское Столичное Попечительство о народной трезвости, 1915 год и др.)
28 апреля 1913 года прошёл Первый всероссийский праздник Трезвости, охвативший несколько сот городов и деревень Российской империи.
В 1914 году народ добился Трезвости. В преддверии Первой мировой войны был издан сначала царский запрет на продажу алкоголя. Торговля алкогольными ядами была прекращена с 19 июля 1914 года сначала на период мобилизации, а в августе продлена на всё время войны.
Через несколько недель царским указом право решать вопрос о продолжении или снятии запрета было передано органам местного самоуправления, городским думам и сельским обществам, земским собраниям. Народ воспользовался правом закрывать питейные заведения. Только правящая элита оставила себе отравление. Уровень самоотравления с 1913 года к 1915 году снизился с 4,7 литров абсолютного алкоголя на человека в год до 0,2 литров. Трезвость сразу положительно сказалась на жизни людей.
Число психических больных снизилось за тот же период с 10267 до единичных случаев, число арестованных в отравленном виде снизилось в 20 раз, прирост денежных вкладов в сберкассы вырос в 3 раза. Это только некоторые цифры положительного опыта Трезвости тех лет.
Трезвость – воля народа, и когда ему предоставлена возможность жить естественной трезвой жизнью, народ так и живёт. По инициативе членов государственной Думы, крестьян И.Т. Евсеева и П.М. Макогона, в Государственную думу было внесено законодательное предложение «Об утверждении на веки вечные в Российском государстве трезвости». В объяснительной записке к законодательному собранию авторы писали:
«Высочайше Утверждённым Положением Министров 27 сентября 1914 года городским думам и сельским общинам, а Положением 13 октября 1914 года – земским собраниям на время войны предоставлено было право запрещать торговлю спиртными напитками (ядами, прим. авт.) в местностях, находящихся в их ведении. Волею Государя право решения вопроса, быть или не быть трезвости во время войны, было предоставлено мудрости и совести самого народа. Сказка о трезвости – этом преддверии земного рая – стала на Руси правдой. Понизилась преступность, затихло хулиганство, сократилось нищенство, опустели тюрьмы, освободились больницы, настал мир в семьях, поднялась производительность труда, явился достаток.
Несмотря на пережитые потрясения, деревня сохранила и хозяйственную устойчивость, и бодрое настроение, облегчённый от тяжкой ноши пьянства сразу поднялся и вырос русский народ.
Да будет стыдно всем тем, которые говорили, что трезвость в народе немыслима, что она не достигается запрещением. Не полумеры нужны для этого, а одна решительная бесповоротная мера: изъять алкоголь из свободного обращения в человеческом обществе на вечные времена.»
(Примечание для учителя.В последнем абзаце встречается слово «запрещение». О нём немного ниже.)
В 1915 году состоялся Пироговский съезд русских врачей, в его резолюции было записано: «Алкоголь не может быть отнесён к питательным средствам, с чем необходимо ознакомить население… Нет ни одного органа, который бы не подвергался разрушительному воздействию алкоголя. Необходимость исключения алкоголя из списка лекарственных средств является выводом из множества научных наблюдений и точных лабораторных опытов».
Большевистская ленинская газета «Путь правды» писала 19 апреля 1914 года: «Алкоголь самый тёмный и страшный враг светлой человеческой мысли»