Трезвость – воля народа (5-9 класс)

Урок №1. Трезвый мир – это будет!
Кукольное представление «Петрушка, Фавт и дети»

На планете нашей Фавт

Будет очень удивлён!

Дети – чудо, это факт,

Отправляемся в полёт!

Пояснительная записка

Цель данного информационно-просветительского мероприятия (кукольного представления) донести до детей следующие утверждения: Трезвость - естественное состояние человека, оно необходимо для добрых дел; только трезвый человек – хозяин (в доме, стране, на планете Земля).

Реквизит: складной настольный минитеатр (для одного актёра-кукловода). Продолжительность спектакля 25 минут.

План и ход мероприятия.

1. Знакомство с афишей.

На афише детский рисунок «Трезвый дом, трезвый двор, трезвый мир – это будет!» Обсуждение с детьми, что такое Трезвость? Это естественное состояние человека, семьи, общества. С Трезвостью человек рождается, так же как с телом, здоровьем.

2. Обсуждение вопроса: - «Кто на Земле хозяин?»

Дети усаживаются на места. Актёр говорит о том, что по сюжету спектакля некоторый персонаж будет искать хозяина планеты Земля.

Ребята, давайте обсудим, что значит – быть хозяином, например в семье, в доме. Кто в доме хозяин? (Родители. Они трудятся, отвечают за достаток в семье.) Что нужно, чтобы было в семье? (Жизнь и радость). Что нужно для жизни? (Пища, тепло, вода, одежда, движение, работа... Когда со всем этим порядок, и радость есть. У человека есть и от того радость, что у близких людей всё хорошо). А дети в семье – гости? (Они помощники, будущие ответственные хозяева).

О качествах хозяина. Умный, добрый, здоровый, бережливый. Эти качества есть только у Трезвого человека! А скажите, что такое Красная книга? Можно ли сказать, что на нашей планете хозяйство в полном порядке, если навсегда исчезают виды животных? (Рассказ о черепахе Одинокий Джордж). Высыхают реки, под угрозой исчезновения Аральское море. Учёные подсчитали, что только 3% из того, что производит человечество, людям действительно нужно. Человек, потерявший Трезвость, не бережёт даже своё здоровье, а тем более, не способен заботиться о семье, о планете Земля. В то же время примеры Трезвых стран говорят о том, что там высокий достаток, благосостояние, бережное отношение к природе. А теперь сказка. В ней некоторый персонаж будет искать хозяина Земли.

3. Просмотр кукольного представления.

4. Обсуждение спектакля.

Вопросы для обсуждения: «Перечислите, пожалуйста, всех, кого встретил и ошибочно принял за хозяина планеты Земля пришелец из космоса? Сам ли человек иногда теряет свою Трезвость? Почему у людей отнимается Трезвость? (Корыстные интересы). Трудно ли защитить, сберечь свою Трезвость? (Нет, легко, просто нужны знания, понимание того, что с Трезвостью все рождаются). Для чего нужна Трезвость человеку? (Трезвость это основа жизни на планете Земля).

5. Ответы на вопросы детей.

Петрушка, Фавт и дети

(По мотивам сказки Яронимаса Лауцюса «Гномик и уфонавт»)

(Декорация «Поляна»)

(Актёр открывает декорации настольного театра и произносит слова с афиши, надевая в это время перчаточную куклу «Петрушку» на руку.)

– Ребята, узнаёте, кто это? (Петрушка!) Озорной мальчишка, он сбежал из своей сказки и, кажется, попал… в другую!

Ласковое солнышко разморило Петрушку, он присел в тень, под деревце на краю поляны. Вдруг странный шум и движение в небе привлекли его внимание. (Медленно с поворотами летит, скрывается за ширмой …ложка, а затем только - сама «тарелка». Направление полёта: из-за облака в лес. Тарелка подготовлена, то есть нити, на которых она кружится, заранее скручены) На глазах у изумлённого Петрушки сначала повисла, потом медленно проплыла над поляной и через минуту совершила посадку за деревьями удивительная летающая тарелка. Приземление, очевидно было мягким. (Как только сначала ложка, а потом тарелка скрывается за «лесом», «приземляется» за кулисами, оттуда раздаётся звенящий шум.) Вскоре на поляну вышел кто-то очень странный с целым пучком антенн на голове. (Он с нескрываемым восхищением смотрит вокруг, вдыхает аромат цветов и не сразу замечает Петрушку).

– Приветствую тебя, житель Земли и её хозяин! – обрадовался пришелец. – Давай познакомимся и будем друзьями! Я – астронавт Фавт. На орбите вашей планеты во время дозаправки в воздухе произошло непредвиденное отсоединение главной ступени двигателя. Важная деталь моего звездолёта упала на планету Земля. Я уже устранил неисправность и хочу получше узнать вашу планету. Из космоса она такая красивая! (Из-за дерева со словами «чи-рик, чи-рик» показывается голова какой-то птицы и скрывается)

– А меня зовут Петрушка, но я живу лишь в сказках. Так что ты ошибся. Хозяин Земли – человек. Вот его и ищи.

– Милый Петрушка! Я впервые на вашей планете, будь, пожалуйста, моим проводником.

– Хорошо! – сразу же согласился Петрушка. – Возможно, нас ждут невероятные приключения, и я смогу рассказать о них детям! Мы полетим на летающей тарелке? … или на летающей ложке?

– Нет, ведь у меня есть встроенный трёхфазный цифровой двигатель. В путь! – воскликнул астронавт, осторожно посадил на себя своего нового маленького друга и полетел над лесом. Малыш зажмурился от страха и сначала только прислушивался к шуму мотора. Вдруг полёт замедлился. (Они ныряют в облака. Актер говорит слова и одновременно меняет декорации.) Петрушка впервые оказался внутри облака. Оно было холодное и влажное. (Опускаются в огороде).

(Декорация «Огород»)

– Здравствуй, житель Земли и её хозяин! Тебя приветствует астронавт Фавт! – услышал он голос своего друга. Петрушка открыл глаза и, увидев, что произошло, стал хохотать. Астронавт даже рот от удивления раскрыл.

– Что случилось? – спросил он.

– Ты только что поздоровался с пугалом! – едва сдерживая смех, вымолвил Петрушка. – Это никакой не житель земли, а просто чучело, поставленное охранять огород от ворон и воробьёв. (Показывается голова птицы, чирикает или произносит «Кар-кар») Видишь привязанные к нему блестящие ленты? Они колышутся от ветра, блестят, шуршат и отпугивают птиц, а также грызунов, чтобы те не съели картофель. (Фавт берет с дерева фрукт, пробует).

– Какой красивый и вкусный картофель!!!

– Нет, картофельные гнёзда у нас находятся в земле, а на деревьях у нас растут фрукты. Правда гнёзда на деревьях тоже есть… (Из-за дерева опять показывается голова какой-то птицы, чирикает или говорит «ку-ку»).

– Удивительно, гнёзда - в земле, гнёзда - на деревьях! Какие вкусные фрукты растут у вас! Ладно, летим дальше, – смутился Фавт, – я буду внимательнее.

Теперь Петрушка осмелел и не закрывал глаза. Он мечтал о том, как будет рассказывать детям о своих приключениях. (Ныряют в облако. Идёт смена декораций)

Ему почему-то вспомнились и сказочный ковёр- самолёт, и конёк-горбунок, и жар-птица, и даже ступа бабы-яги, и другие сказочные неопознанные летающие объекты. Задумавшись, он не заметил, как они опустились прямо на территорию зоосада.

(Декорация «Зоопарк»)

– Привет вам, жители Земли! Я – астронавт Фавт. Скажите, кто из вас здесь хозяин? Я бы очень хотел с ним познакомиться.

В ожидании ответа он стал разглядывать жирафов, обезьян, медведей. Звери молчали. Ничего не ответил даже старый учёный попугай. Он только что-то записал в свою книжечку.

Тогда заговорил Петрушка:

– Милый Фавт, ведь я объяснил тебе, что хозяин Земли – человек, а это – звери, они не умеют говорить.

– А как выглядит человек?

– Ну, немножко похож на то чучело, которое мы видели в огороде. Немножко – на тебя, только у него нет антенн и встроенного трёхфазного цифрового двигателя.

– Неужели я похож на чучело? - обиделся Фавт.

– Нет, конечно, ты красивый и умный, ты умеешь управлять летающей тарелкой! – похвалил его Петрушка.

Необыкновенный полёт продолжился. Внизу мелькали такие красивые реки, леса, что Петрушка невольно залюбовался. Между тем Фавту нравилось менять высоту полёта. (Ныряют в облако. Идёт смена декораций. Перед тем, как убрать декорацию «Зоопарк», нужно опустить её шторки).

Иногда они летели прямо в облаке, совсем низко над прекрасными цветочными полянами, и тогда аромат трав становился очень ярким, и цветы как по морю плыли по траве. «Какая красивая планета!» - то и дело восклицал Фавт.

(Декорация «Площадь»)

– А вот и человек! Вот он, в центре площади! - радостно закричал вдруг астронавт. - Похож на меня и чуточку на то пугало. Спускаемся!

Друзья стремительно пошли на снижение и через минуту оказались внизу.

– Привет тебе, житель Земли и её хозяин! Привет тебе, человек! Но почему ты такой суровый? Какие заботы тревожат тебя? Я, астронавт Фавт, готов помочь тебе! Бросай эту палку, я хочу по-братски обнять тебя! – восклицал пришелец из космоса, обнимая… статую. – Но почему ты не отвечаешь мне?

– Потому что это не человек, а памятник, который люди воздвигли в честь полководца, победившего сто лет назад в большой битве, – объяснил Петрушка. – И в руке у него не палка, а меч, которым он разил врага.

– Кто же был этот враг? Грызун? А может, он разил воробья или ворону? – поинтересовался Фавт.

– Ты всё перепутал. У нас, на Земле, с воробьями воюют только чучела, а люди… воюют между собой – одни с другими.

– Как? Человек против человека? – поразился космический гость. – Быть того не может!

Он глубоко задумался. Грусть легла на его лицо. Но что-то снова привлекло внимание Фавта. Со скамьи, что стояла недалеко от памятника, громко кашляя и шатаясь, поднялась какая-то унылая фигура, подозрительно похожая на чучело. (Сначала сцены он сидит спиной, малозаметный. Потом встаёт и становится видно, что ремень на нём расстегнут. Он идёт по цветам, то есть роняет декорацию «Цветок»).

Фавт нерешительно посмотрел на своего друга. А тот, готовый сгореть от стыда, произнёс:

– Это тоже не хозяин Земли, хотя и человек. Он потерял разум, ясность мыслей, доброту и здоровье, потому что потерял свою Трезвость.

– Сам?

Петрушка совсем сник, опустил глаза. – Нет, не сам. У него не хватило знаний, чтобы сберечь свою Трезвость.

– Неужели опять, человек против человека? – горестно воскликнул Фавт. (Фавт и Петрушка вместе поправляют декорацию «Цветок»).

Но тут радостные детские голоса зазвенели на площади. Лучи солнца разбудили птиц, оживили цветники, аллеи, крыши домов. Весёлая ватага мальчишек и девчонок показалась на площади.

Лицо Петрушки просветлело:

– Это дети – будущие хозяева земли. Они спешат в школу. Они добрые и умные. Дети знают, что у них от рождения у каждого есть Трезвость! И у них есть уроки, где они учатся беречь свою Трезвость. Есть на нашей планете и взрослые трезвые люди и даже целые трезвые страны, есть хозяева планеты Земля.

Глаза астронавта засветились радостью:

– Это хорошо, очень хорошо, Петрушка! Но мне уже пора возвращаться к своему звездолёту… Знаешь что, дружок, давай сейчас полетим на мою планету. А вернёмся тогда, когда подрастут эти дети. Когда человек будет протягивать руку другому человеку, только для того, чтобы дружески пожать её. Когда у всех людей будет достаточно знаний, чтобы жить трезво и счастливо на такой удивительной, прекрасной планете! У Земли есть будущее! Согласен лететь со мной? Тогда в путь! (Улетают за лес, на встроенном двигателе, то есть на Фавте).

Вскоре над лесом поднялась сказочная летающая тарелка. (Летит медленно, теперь уже из-за леса в облако, летающая тарелка). Дети на площади удивлённо посмотрели ей вслед. Казалось, что задумчивыми взглядами проводили её и пугало, и даже памятник великому полководцу…

Урок №2. Трезвость – основа РАЗЛИЧЕНИЯ.
Игра «Солнце-болото»

Цели: обобщить и закрепить в упражнениях пройденный материал начальной школы, закрепить вывод о том, что жизнь постоянно ставит перед человеком задачи на РАЗЛИЧЕНИЕ, Трезвость – основа РАЗЛИЧЕНИЯ.

План:

1. Организационный момент. Деление на 2-3 команды (по желанию).

2. Информация – сигнал к действию. Задание №1.

3. Малой, безопасной меры зла не бывает. Задание №2, задание №3.

4. Язык УСТ – язык правды. Задание №4.

5. Аналитическое задание №5.

6. «Дерево Добра».

Материальное обеспечение: на каждую команду карточки с изображением Солнца и болота; комплект карточек с различного рода информацией (как с утверждающей созидательные ценности, так и с искажающей их); таблицы с вопросами на РАЗЛИЧЕНИЕ «солнце – болото». Набор наглядностей для демонстраций учителем включает карточку №1*, три полиэтиленовых пакета (1.с рекламой табачного крематория, 2.«Я не курю!» и 3.«Трезвая Россия»), карточки «Будь здоров!», карточки №1 (разные) и карточки №2 (одинаковые).

Ход урока:

(Пояснение для учителя. Данное занятие – практическое, состоит из логически связанных тематических блоков. Полученные ранее знания углубляются и обобщаются учителем при участии ребят перед каждым заданием.)

1. Ребята, тема сегодняшнего занятия записана на доске. В ходе игры вам предстоит выполнить несколько заданий на смекалку, внимание, умение мыслить логически, на РАЗЛИЧЕНИЕ. Человек рождается со способностью к РАЗЛИЧЕНИЮ, в которой обязан совершенствоваться всю свою жизнь. Высокая способность к РАЗЛИЧЕНИЮ обеспечивает высокую жизнестойкость. Две минуты даётся вам на деление на команды, выбор названий команд.

(Пояснение для учителя. Здесь уже должно работать РАЗЛИЧЕНИЕ, учитель должен проследить, чтобы названия были созидательными. Как корабль назовёшь, так корабль и поплывёт!)

2. Любая информация – это сигнал к действию. Это может быть слово, изображение, или звук. Петух нашёл зёрнышко, его «ко-ко-ко» для кур является информацией, куры по сигналу спешат к зёрнышку. Человек после получения информации применяет её в действии сразу же или отдалённо по времени, обдуманно или нет. Человек буквально живёт в море информации. Различной! Корыстная, злая информация принуждает людей даже к действиям, разрушительным по отношению к себе, к жизни на земле. Ясное абстрактно-логическое мышление, которое, как мы помним, основанием имеет Трезвость, даёт возможность различить, какую информацию следует принять как руководство к действию, а какую – отбросить сразу. Различить – значит, заранее выстроить логическую цепочку, увидеть абстрактный образ будущего, к чему информация ведёт, к каким действиям, к каким изменениям в окружающем мире. К Добру или злу, к Солнцу или в болото.

Внимание.Задание №1 (5 баллов). Сейчас каждая команда получит карточки «Солнце», «болото». Поверхность стола, за которым сидит команда, делится мелом на 2 части, на две дороги, вверху каждой из них нужно расположить карточки «Солнце», «болото». Также команды получают набор карточек с различного рода информацией, их нужно разместить либо на дороге к «Солнцу», либо на дороге в «болото». Баллы даются не за скорость, а за правильность ответов!

(Пояснение для учителя. Важно, чтобы команды справились с заданием, поэтому учитель, если необходимо, ещё на стадии обсуждения предлагает найти и исправить ошибки, выставляет баллы, записывая их на доске.)

3. Ребята, как хорошо, что у вас не было колебаний по поводу какой-либо карточки, куда её отнести. Хотя среди карточек были и такие, где искажения понятий Добра совсем небольшие, на первый взгляд. Действительно, есть Добро и зло, Солнце и болото, но нет малой, безопасной меры зла. Народ это коварное свойство зла подметил: «Коготок увяз – всей птичке пропасть». «Ложка дёгтя в бочке мёда». Небольшие, на первый взгляд, количества зла являются первым звеном цепочки, ведущей к большим разрушительным следствиям. Это первая ступенька, первый шаг к беде. Даже пожелать здоровья человеку можно по-разному. Можно сказать так: «Не болей!» или так: «Пусть у тебя никогда инфаркта не будет!», а можно сказать так: «Будь всегда здоров!» Какое же пожелание попадёт в нашей игре на дорогу к Солнцу? (Третье пожелание).

(Пояснение для учителя. Для размещения на дороге к Солнцу каждой команде выдаётся по дополнительной карточке «Будь всегда здоров!»)

Перед вами 3 полиэтиленовых пакета с различной информацией. На одном – прямая реклама табачного отравляющего снаряда, на другом – «Я не курю!», а на третьем – «Трезвая Россия». Так же как пожелание «Не болей!» выражение «Я не курю» содержит частицу не, которая проходит мимо критики, мимо сознания человека. В этих выражениях смысл содержат глаголы болеть и курить, они-то и привлекают внимание. Могут даже поселить в голове дурные мысли, вредные программы поведения. Причём такой пакет находится, как правило, на уровне глаз малышей. А малыши ещё не защищены знанием! А что мы ещё видим на картинке (пакет «Я не курю»)? Если человек свободен от мысли себя травить табаком (или любым другим ядом), зачем же он будет брать в руки эту гадость, ломать её (как показано на этом пакете)? Ему понятно, что просто нужно сохранять свободу от дурных мыслей, от таких вредных программ поведения, нужно БЕРЕЧЬ, СОХРАНЯТЬ свою Трезвость!

Внимание. Задание № 2 (2 балла) - это вопросы. Внимание, команда №1… (её название)! На дорогу к Солнцу или в болото нужно положить первый пакет (реклама табачного крематория)? (В болото). Внимание, команда №2… (её название)! Куда нужно положить второй пакет («Я не курю»)? (Тоже в болото). Третий пакет («Трезвая Россия»)? Понятно, это к Солнцу! (Вероятно, команды ответят хором).

Внимание. Задание № 3 (5 баллов). Я попрошу после минутного обсуждения представителей команд обосновать, на каких карточках, которые вы положили в болото, понятие Добра искажено коварно и скрыто, в «небольших количествах». Эффект «Ложка дёгтя в бочке мёда».

4. Ребята, вы заметили, что на наших занятиях мы говорим на каком-то особенном языке. Сравните и скажите, где записано выражение на языке правды, а где – на языке лжи?

«Пить водочку надо по праздникам» – «отравляться алкогольным ядом по праздникам»

Слева – призыв к отравлению, выражение на языке лжи. Разве можно пить (как пищу) яд, да ещё так ласково яд называя? Разве можно связывать отравление с праздником? Знание правды, язык правды – это и есть защита от обмана. Справа дословный перевод, который сразу вскрывает абсурдность лживого утверждения. Правдивая же и жизнеутверждающая фраза на языке утверждения и сохранения Трезвости (язык УСТ) звучит так: «Живи всегда трезво!» На языке УСТ говорят люди, свободные от программ самоотравления.

Обман сразу становится очевидным, если применить к нему язык правды. Например, возьмём карточку 1* с рекламой ядовитого разведения.

(Пояснение для учителя. Здесь карточку можно лишь показать и сразу зачитать перевод.)

«Коктейль «Вишнёвый». Смешайте 40 мл алкогольного яда, 20 мл вишнёвого сока, 40 мл молока. Перелейте полученную ядовитую гремучую смесь в ритуальную посуду для самоубийства и долейте молоко. Травитесь через соломинку».

Внимание.Задание №4 (5 баллов). Текст карточки № 1 нужно перевести на Язык УСТ (утверждения и сохранения Трезвости). Командам даётся 2-3 минуты на обсуждение. Ответы дают представители команд, зачитывая и первоначальный текст, и исправленный.

«Не пей, не кури – проживёшь счастливую жизнь!» – Трезвость – это счастливая жизнь!

«Этот человек странный, особенный – он не пьёт, не курит» – Этот человек обычный, нормальный – трезвый.

5. Ребята, мы все, как уже было сказано, живём, буквально, в море информации. И жизнь постоянно ставит перед нами задачи на РАЗЛИЧЕНИЕ. И, поэтому, естественно, в этом РАЗЛИЧЕНИИ каждый человек совершенствуется всю жизнь, если… сохраняет свою Трезвость, ведь, как мы знаем, Трезвость – основа абстрактно-логического мышления.

(Пояснение для учителя.Следующее задание является аналитическим. Оно выводит рассуждения ребят на новый уровень обобщений.)

Внимание. Задание №5 (10 баллов) Команды получают для заполнения листы с аналитическим ситом, таблицей «Солнце – болото». Ребята, вам нужно исследовать информацию на карточке № 2 и ответить на вопросы. При этом свои ответы нужно вписать на листе либо на дороге к «Солнцу», либо на дороге в «болото».

(Пояснение для учителя. На задание отводится примерно 7-10 минут. Важно, чтобы в командах шло общее активное обсуждение. После выполнения этого задания учитель зачитывает наиболее важные, удачные ответы, рисует схематически на доске Дерево Добра, Солнце над ним.)

Внимание. А теперь, попрошу представителей команд (а если участников немного, можно всем вместе) все свои карточки, относящиеся к Солнцу, закрепить (магнитами) на нашем ОБЩЕМ Дереве Добра! Посмотрите, как его много, так же как много улыбок вокруг.

(Пояснение для учителя. Можно вместе спеть куплет песни «От улыбки хмурый день светлей...». В зависимости от информационного наполнения карточек, от уровня подготовки учащихся данное занятие может неоднократно проводиться с ребятами различного возраста.)

Трезвость – воля народа (5-9 класс) - student2.ru ДОБРО ЗЛО ___ ___ ___ ___ ___ ___ ___ ___ ___  
1. От кого исходит данная информация?
     
2. Какой язык использует данная информация?
     
3. Каким интересам служит данная информация?
     
4. Какие выводы (программы поведения) и действия формирует данная информация у неподготовленного человека (слабое РАЗЛИЧЕНИЕ)?
     
5. Какие выводы (программы поведения) и действия формирует данная информация у человека, защищённого от обмана знанием, развитым РАЗЛИЧЕНИЕМ?
     

Добрым людям, созидателям данная информация нужна?

Наши рекомендации