Методика оценки мотивационного настроя на преодоление заикания
№ | Высказывания | Ключ | |
1. | Вы настойчивы в совершенствовании своей речи | + | |
2. | Вы без колебаний готовы использовать любые методы, для того чтобы улучшить свою речь | + | |
3. | Вы совершенно уверены, что сумеете отлично овладеть своей речью | + | |
4. | Вы можете научиться говорить не хуже любого оратора | + | |
5. | Есть вещи более важные, чем речь | — | |
6. | Когда вы полностью овладеете своей речью, вы сможете достигнуть в жизни гораздо большего | + | |
7. | Вы непременно хотите пройти несколько курсов по овладению правильной речью | + | |
8. | Вы убеждены, что только самостоятельные занятия приведут к улучшению речи | + | |
9. | Больше вас никто не работает над своей речью | + | |
10. | Вы постоянно и неустанно стремитесь к улучшению своей речи | + | |
11. | Вы вполне удовлетворены достигнутыми успехами в своей речи | — | |
12. | Не во всяком деле нужна хорошая речь | — | |
13. | Вы готовы трудиться день и ночь даже ради самого маленького успеха в улучшении речи | + | |
14. | Ничто не мешает вам работать над речью | + | |
15. | Вы готовы отказаться от работы, которая требует хорошего владения речью, даже если она вам очень нравится | + | |
16. | Сейчас вы гораздо больше, чем раньше, понимаете, как важно упорно работать над своей речью | + | |
17. | Самостоятельные занятия речью приносят слишком мало пользы, чтобы придавать им большое значение | — | |
18. | Есть множество дел, которые отвлекают вас от работы над речью | — | |
19. | Вам неприятно, когда вашу речь трудно слушать тем, с кем вы разговариваете | + | |
20. | Вы можете заставить себя работать над речью, даже если вам этого не очень хочется | + | |
21. | Вам трудно понять тех, кто прикладывает мало усилии при работе над речью | + | |
22. | Без хорошей речи нельзя рассчитывать на серьезные успехи в жизни | + | |
23. | По речи судят о человеке, поэтому нужна хорошая речь | + | |
24. | Вы не стали бы заниматься своей речью, если бы окружающие не обращали на нее внимания | — | |
2. Методика исследования доминирующей мотивационной тенденции Х.Д. Шмальта (решетка мотивации достижения — МД-решетка).
Для диагностики мотивов, входящих в структуру мотивации деятельности нами был использован полупроективный тест Х.Д. Шмальта, получивший название МД-решетка (решетка мотивации достижения), который сочетает в себе преимущества проективного теста и личностного опросника. Стимульный материал теста состоит из 18 картинок-изображений, а также списка 18 утверждений соответствующей тематики. Со стимульным материалом можно ознакомиться в книге Н.В. Афанасьевой «Руководство к тесту мотивации достижения детей 9-11 лет. МД-решетка Шмальта» [11].
Перечень утверждений, входящих в стимульный материал теста, наиболее точно характеризует эмоции, ожидания, представления и образы поведения людей, мотивированных на успех или на неудачу. Восемнадцать утверждений сформулированы в третьем лице и сопровождают каждый из 18 рисунков теста. Испытуемым при заполнении теста было необходимо отметить те высказывания, которые соответствуют их пониманию ситуации на картинке.
Все высказывания теста (помимо избыточных) имеют принадлежность к одной из трех мотивационных тенденций.
1. Надежда на успех (НУ) или стремление к успеху — концепт хорошей собственной способности и уверенности в успехе преодоления трудностей.
2. Боязнь неудачи в связи с ощущением собственной неспособности (БН1) — ощущение собственной неспособности может проявиться в избегании ситуаций достижения и активном избегании неудач.
3. Боязнь неудачи в связи боязнью ее социальных последствий (БН2) — человек мотивирован ожиданием негативной оценки общества.
Порядок исследования. Тестовый материал был представлен в виде тетради, каждый из 18 листов которой включает изображение ситуации со списком утверждений. Испытуемые вносили свои ответы прямо в тестовую тетрадь, которая использовалась однократно. При заполнении теста испытуемым нужно было пометить утверждения в соответствии с их пониманием ситуации на картинке. Инструкция к тесту находилась в начале тестовой тетради и зачитывалась нами вслух.
Инструкция к тексту: «Мы хотим показать вам несколько рисунков и узнать, что каждый из вас думает по поводу того, что на них изображено. На рисунках вы увидите людей, которые чем-либо заняты. Глядя на рисунки, вы наверняка определите, что они делают, о чем думают, что чувствуют. Каждый из вас может вспомнить о сходных ситуациях, в которых ему уже пришлось побывать. Вам нужно найти из приложенного списка те предложения, которые подходят к тому или иному рисунку. Вы должны сначала прочитать все эти предложения и поставить знак «X» в окошке против тех предложений, которые, по вашему мнению, подходят к данному изображению. Крестом вы сможете пометить столько предложений, сколько считаете нужным. Если предложение не подходит к изображению, то поставьте в соответствующее окошко знак «О». Когда вы прочтете все предложения и поставите против них либо «X», либо «О» на одной странице, можно перейти к следующей. Остальные страницы заполните таким же образом».
Обработка результатов. По результатам выполнения данного теста нами составлялась матрица ответов — своеобразная решетка 18 на 18 клеток. Строки этой матрицы соответствуют утверждениям теста, столбцы матрицы соответствуют стимульным рисункам-ситуациям в порядке их предъявления.
Обработка данных обследования начинается с подсчета первичных тестовых результатов по основным мотивационным тенденциям: НУ, БН1 и БН2. Суммируя количество клеток, помеченных крестом из числа относящихся к фактору НУ, мы получаем показатель этой тенденции в баллах (за каждый крестик — 1 балл). Таким же образом подсчитываются факторы БН1 и БН2.
Первичные показатели в баллах оцениваются по параметру высоты (см. Таблицу 1).
Затем первичные показатели в баллах переводятся в процентное соотношение с целью выявления доминирующей мотивационной тенденции. Это необходимо в связи с тем, что представленность каждой мотивационной тенденции в тесте неодинакова (это видно из разного количества баллов, возможных по каждой мотивационной тенденции), а для проведения сравнения необходима одинаковая единица измерения. Например, 29 баллов по шкале НУ (из 90 возможных) — это 32%, а 29 баллов по шкале БН1 — это 27%.
Таблица 1