Крах Третьей республики во Франции. Разработка и принятие Конституции 1946 г.
В политической сфере:
- Многопартийность и соответственно борьба правых и левых сил, блоков, группировок. В парламенте насчитывалось от 20 до 30 фракций.
Избирательное право:
- По Закону 1919 г. мажоритарная система была заменена системой пропорционального представительства.
- В 1927 г. – мажоритарная система была восстановлена.
– Франция и колонии были разделены на избирательные округа (однако, неравные по площади и численности избирателей);
– От 1 округа – избирался 1 депутат;
В административно-управленческой сфере:
Формально - основы государственного строя определялись конституционными законами 1875 г. Фактически - роль президента (главы государства) сводилась к минимуму. Пост председателя Совета министров и организационная структура правительства получили юридическое оформление только законами 1934 – 1935 гг.;
Только перед 2 мировой войной исполнительной власти и правительству перешло право издания нормативных актов по различным вопросам государственной жизни. Правительство могло издавать нормативные (подзаконные) акты без делегирования ему законодательных полномочий парламентом;
Экономический кризис 30-х годов привел к обострению социальных противоречий.
Следствие: выросла активность крайне правых организаций фашистского толка («Огненные кресты», «Аксьон франсэз» и др.).
Перед 2 мировой войной характерно усиление реакции правых сил, что привело к объединению антифашистов в Народный фронт (партии коммунистов, социалистов, радикалов и более 40 различных демократических организаций пришедших к соглашению о единстве действий).
Программа Народного фронта (1936 г.)
В политике:
- роспуск и разоружение фашистских организаций;
- отмена репрессивного законодательства;
- создание системы коллективной безопасности в Европе.
В экономике:
- меры по повышению жизненного уровня населения и по борьбе с безработицей;
- реорганизация французского банка и введение контроля за крупнейшими банками страны;
- национализация военной промышленности.
На выборах 1936 г. Народный фронт одержал победу и сформировал правительство состоящее в основном из социалистов и радикалов.
Результатом деятельности левого парламента и правительства стало:
- Повышение заработной платы рабочим;
- Введение 40-часовой рабочей недели;
- Проведение реформы Французского банка;
- Отменены чрезвычайные декреты;
- Частично национализирована военная промышленность;
- Распущены военизированные фашистские организации;
- Удалось не допустить установление в стране авторитарного режима.
Однако в результате противоречий в антифашистском блоке в 1938 г. к власти пришло правое крыло радикалов. Они отказались от большинства мероприятий и программ левых сил и вышли из Народного фронта.
В результате начала 2 мировой войны (1939), летом 1940 г. войска гитлеровской Германии вторглись во Францию, которая после короткого сопротивления капитулировала. Основная часть Франции - управлялась немецкими оккупационными органами. На юге (не оккупированной зоне) - власть оказалась в руках прогермански настроенного правительства маршала Петена (т.н. «правительство Виши» - по названию города-резиденции). III Французская республика пала.
Конституция Франции была утверждена на референдуме 1946 г.
Это ознаменовало создание IV Республики во Франции.
Для Конституции 1946 г. характерно:
• широкая демократизация общественной жизни;
• предоставление широкого круга прав и свобод;
• гарантии конституционной законности.
Впервые во Французской Конституции оговаривалось:
• равноправие мужчин и женщин, а также народов зависимых стран;
• социально-экономические права: право на труд, отдых и материальное обеспечение в случае нетрудоспособности, право рабочих на объединение в профсоюзы, право на забастовки, коллективное определение условий труда и на участие в управлении предприятием, право на всеобщее светское бесплатное образование и др.
• расширялась сфера регулирования политической деятельности государства (положения о мирной внешней политике, об отношениях с колониями и пр.).
Кроме того:
• Франция объявлялась парламентской республикой (нижняя палата парламента – Национальное собрание – провозглашалась единственным законодательным органом страны, который не мог никому делегировать свои законодательные полномочия.
• Национальное собрание получило исключительное право законодательной инициативы в финансовых вопросах.
• Сохранялась двухпалатная структура Парламента. Вторая палата – Совет республики – наделялся только совещательными функциями. Совет республики частично избирался в департаментах и коммунах, а частично назначался Национальным собранием. (Его состав должен был периодически обновляться).
• Глава государства – Президент республики – избирался на совместном заседании палат парламента сроком на 7 лет. Президент был лишен права роспуска нижней палаты. Любые акты президента, включая назначение на высшие должности в государстве, требовали согласия председателя Совета министров и одного из министров.
• Исполнительная власть передавалась Совету министров. Председатель Совета – являлся главой правительства. Совет министров осуществлял непосредственно управление страной. Его деятельность контролировалась нижней палатой парламента.
• В случае порицания правительства большинством парламента или провала в парламенте важного законопроекта - кабинет министров обязан был уйти в отставку.
• В случае двух правительственных кризисов подряд, последовавших за вотумами недоверия или порицания, правительство могло распустить парламент.