Крах Третьей республики во Франции. Разработка и принятие Конституции 1946 г.

В политической сфере:

  • Многопартийность и соответственно борьба правых и левых сил, блоков, группировок. В парламенте насчитывалось от 20 до 30 фракций.

Избирательное право:

  • По Закону 1919 г. мажоритарная система была заменена системой пропорционального представительства.
  • В 1927 г. – мажоритарная система была восстановлена.

– Франция и колонии были разделены на избирательные округа (однако, неравные по площади и численности избирателей);

– От 1 округа – избирался 1 депутат;

В административно-управленческой сфере:

Формально - основы государственного строя определялись конституционными законами 1875 г. Фактически - роль президента (главы государства) сводилась к минимуму. Пост председателя Совета министров и организационная структура правительства получили юридическое оформление только законами 1934 – 1935 гг.;

Только перед 2 мировой войной исполнительной власти и правительству перешло право издания нормативных актов по различным вопросам государственной жизни. Правительство могло издавать нормативные (подзаконные) акты без делегирования ему законодательных полномочий парламентом;

Экономический кризис 30-х годов привел к обострению социальных противоречий.

Следствие: выросла активность крайне правых организаций фашистского толка («Огненные кресты», «Аксьон франсэз» и др.).

Перед 2 мировой войной характерно усиление реакции правых сил, что привело к объединению антифашистов в Народный фронт (партии коммунистов, социалистов, радикалов и более 40 различных демократических организаций пришедших к соглашению о единстве действий).

Программа Народного фронта (1936 г.)

В политике:

  • роспуск и разоружение фашистских организаций;
  • отмена репрессивного законодательства;
  • создание системы коллективной безопасности в Европе.

В экономике:

  • меры по повышению жизненного уровня населения и по борьбе с безработицей;
  • реорганизация французского банка и введение контроля за крупнейшими банками страны;
  • национализация военной промышленности.

На выборах 1936 г. Народный фронт одержал победу и сформировал правительство состоящее в основном из социалистов и радикалов.

Результатом деятельности левого парламента и правительства стало:

  • Повышение заработной платы рабочим;
  • Введение 40-часовой рабочей недели;
  • Проведение реформы Французского банка;
  • Отменены чрезвычайные декреты;
  • Частично национализирована военная промышленность;
  • Распущены военизированные фашистские организации;
  • Удалось не допустить установление в стране авторитарного режима.

Однако в результате противоречий в антифашистском блоке в 1938 г. к власти пришло правое крыло радикалов. Они отказались от большинства мероприятий и программ левых сил и вышли из Народного фронта.

В результате начала 2 мировой войны (1939), летом 1940 г. войска гитлеровской Германии вторглись во Францию, которая после короткого сопротивления капитулировала. Основная часть Франции - управлялась немецкими оккупационными органами. На юге (не оккупированной зоне) - власть оказалась в руках прогермански настроенного правительства маршала Петена (т.н. «правительство Виши» - по названию города-резиденции). III Французская республика пала.

Конституция Франции была утверждена на референдуме 1946 г.

Это ознаменовало создание IV Республики во Франции.

Для Конституции 1946 г. характерно:

• широкая демократизация общественной жизни;

• предоставление широкого круга прав и свобод;

• гарантии конституционной законности.

Впервые во Французской Конституции оговаривалось:

• равноправие мужчин и женщин, а также народов зависимых стран;

• социально-экономические права: право на труд, отдых и материальное обеспечение в случае нетрудоспособности, право рабочих на объединение в профсоюзы, право на забастовки, коллективное определение условий труда и на участие в управлении предприятием, право на всеобщее светское бесплатное образование и др.

• расширялась сфера регулирования политической деятельности государства (положения о мирной внешней политике, об отношениях с колониями и пр.).

Кроме того:

• Франция объявлялась парламентской республикой (нижняя палата парламента – Национальное собрание – провозглашалась единственным законодательным органом страны, который не мог никому делегировать свои законодательные полномочия.

• Национальное собрание получило исключительное право законодательной инициативы в финансовых вопросах.

• Сохранялась двухпалатная структура Парламента. Вторая палата – Совет республики – наделялся только совещательными функциями. Совет республики частично избирался в департаментах и коммунах, а частично назначался Национальным собранием. (Его состав должен был периодически обновляться).

• Глава государства – Президент республики – избирался на совместном заседании палат парламента сроком на 7 лет. Президент был лишен права роспуска нижней палаты. Любые акты президента, включая назначение на высшие должности в государстве, требовали согласия председателя Совета министров и одного из министров.

• Исполнительная власть передавалась Совету министров. Председатель Совета – являлся главой правительства. Совет министров осуществлял непосредственно управление страной. Его деятельность контролировалась нижней палатой парламента.

• В случае порицания правительства большинством парламента или провала в парламенте важного законопроекта - кабинет министров обязан был уйти в отставку.

• В случае двух правительственных кризисов подряд, последовавших за вотумами недоверия или порицания, правительство могло распустить парламент.

Наши рекомендации