Конституционные законы Третьей республики во Франции.
в 1875 г. Учредительное собрание приняло Конституцию Третьей республики, где в своего рода анонимной форме (простым упоминанием "пре-зидента Республики") санкционировался и утверждался республиканский строй. В 1877 г. президент Мак-Магон предпринял неудачную попытку государственного переворота, которая привела к окончательному падению авторитета монархистов. В 1884 г. была принята конституционная поправка, гласившая, что "республиканская форма правле-ния не может быть предметом пересмотра".
§ Закона 24 февраля 1875 г. об организации Сената;
§ Закона 25 февраля 1875 г. об организации государственной власти;
§ Закона 16 июля 1875 г. об отношениях между государственными властями.
Эти законы отличались необычайной краткостью (насчитывали всего 34 статьи), а поэтому многие вопросы конституционного устройства республики оставались не раз-работанными и решались в последующем с помощью текущего законодательства.
Предусмотренная конституцией государственная организация Третьей республики, основанная на принципах парламентаризма и либерализма, отразила ряд серьезных уступок консерваторам. Учредительное собрание, стремилось создать систему госу-дарственных органов, напоминающих монархию. Именно поэтому избираемый на 7 лет и имеющий право переизбрания президент Республики наделялся многими прерога-тивами, которые к этому времени уже утерял английский король. Президент имел право законодательной инициативы, промульгировал законы и следил за их исполнением. Он мог отсрочить заседания парламента, распустить нижнюю палату (с согласия верхней). Президент руководил вооруженными силами, назначал на все гражданские и военные должности, имел право помилования. При президенте как главе государства аккреди-товывались иностранные дипломаты. За свои действия президент не нес политической ответственности, его декреты подлежали контрассигнации одного из министров.
Сенат как верхняя палата парламента был постоянно действующим учреждением. Он не мог быть распущен и каждые 3 года обновлялся на одну треть. Как и Палата депутатов, он обладал правом законодательной инициативы, разработки законов, контроля за деятельностью правительства.
Конституционная поправка 1884 г. ликвидировала ин-ститут пожизненных сенаторов, но назначенные ранее сенаторы сохраняли свой пост до конца жизни (вплоть до первой мировой войны).
Конституция 1875 г. предусмотрела создание Совета министров, правовой статус которого не был детально разработан. Но принципиальное значение имело положение о том, что "министры солидарно ответственны перед палатами за общую политику правительства и индивидуально - за их личные действия".
Таким образом, закреплял-ся институт парламентской ответственности правительства, который придавал ему са-мостоятельность по отношению к президенту. Однако, президент не являлся главой правительства, а лишь назначал председателя Совета министров из числа лиц, поль-зующихся поддержкой большинства депутатов. Если пост президента Республики был вакантным, Совет министров осуществлял всю полноту исполнительной власти.
Политическое развитие Германии в первой половине ХІХ в. Пути и формы объединения страны.
В результате войны с Данией она присоединила в 1864 г. Шлезвиг и Гольштейн (последняя область первоначально по договору переходила Австрии), в 1866 г. аннексировала у Австрии Ганновер, Нассау, Франкфурт и др. земли. В итоге Австрия потеряла свое ведущее политическое значение. В 1866 г. был упразднен Германский союз и образован Северо-Германский союз, в который вошли 28 государств с населением в 30 млн. человек.
Успешная война с Францией в 1871 г. привела к присоединению Эльзаса и Лотарингии и к выплате огромной контрибуции в 5 млрд. франков в пользу Германии. "Оборонительные договоры" Северо-Германского союза с Баденом, Баварией, Вюртембергом, Гессен-Дармштадтом стали основой для нового союза, преобразо-ванного в 1871 г. в Германскую империю.
18 нваря 1871 г. в Версальском дворце король Пруссии был провозглашен гер-манским императором под именем Вильгельма I.
Образование Немецкой империи. Конституция 1871 г.
В 1871 г. была принята Конституция Германской империи (на основе конституции Северо-Германского союза с учетом договоров с южно-германскими государствами).
За южно-германскими государствами закреплялись некоторые особые права:
• Бавария и Вюртемберг, например, сохранили право сбора налога на водку и пиво (важная статья дохода бюджета), а также на управление почтой и телеграфом;
• у Баварии сохранялась определенная самостоятельность в области управления ар-мией и железными дорогами, а в имперском комитете по "армии и крепостям" она занимала постоянное место (другие члены комитета назначались императором);
• под председательством Баварии действовал комитет иностранных дел, состоящий из уполномоченных Саксонии, Вюртемберга, плюс два ежегодно избираемых члена других государств и пр.
В Конституции 1871 г. законодательно закреплялась модель федеративно – адми-нистративного политического устройства, разработанная во Франкфуртской Консти-туции, т.е. передача федеральному собранию (Союзному совету - бундесрату и рейхстагу) законодательной компетенции по вопросам армии, флота, внешней полити-ки, таможни и торговли, почты, телеграфа, железных дорог, судоходства и пр. Консти-туцией предписывалось, что "имперские законы имеют преимущество перед законами земельными".
В 3 ст. главы Конституции 1871 г. "Союзный совет" были включены положения, за-крепляющие организационную структуру своеобразной формы германской федерации.