Внутренняя политика Алексея Михайловича

Характеристика личности царя Алексея Михайловича.

- не получил должного образования кроме как обучение письму и церковному пению.

- Получил прозвище «тишайший» .

- Очень набожный и нерешительный человек.

- был вспыльчив и "подвижен на гнев", но быстро отходил.

Реформы Алексея Михайловича и их последствия.

Налоговая:

Казна испытывала потребность в деньгах как на содержание разраставшегося аппарата власти, так и в связи с активной внешней политикой (войны со Швецией, Речью Посполитой). Алексея Михайловича увеличило косвенные налоги, подняв в 1646 г. цену на соль в 4 раза. Однако увеличение налога на соль не привело к пополнению казны, так как платежеспособность населения была подорвана. Налог на соль был отменен в 1647 г. Было решено взыскать недоимки за три последних года. Вся сумма налога падала на население "черных" слобод, что вызывало недовольство горожан. В 1648 г. оно вылилось в открытое восстание в Москве. Налоги были снижены.

Денежная:

Изнурительные войны, которые вела в середине XVII в. Россия, истощили казну. Болезненно ударила по экономике страны моровая язва 1654-1655 гг., унесшая десятки тысяч жизней. В поисках выхода из тяжелого финансового положения русское правительство взамен серебряной монеты по той же цене стало чеканить медную (1654). За восемь лет медных денег (в том числе и фальшивых) было выпущено так много, что они совершенно обесценились. Летом 1662 г. за один серебряный рубль давали восемь медных. Правительство собирало налоги серебром, тогда как население должно было продавать и покупать продукты на медные деньги. Жалованье также платили медными деньгами. Возникшая в этих условиях дороговизна хлеба и других продуктов привела к голоду. Доведенный до отчаяния московский люд поднялся на восстание. Медные деньги отменены, но обмен был неэквивалентным.

Религиозная:

С согласия царя.

Стремясь превратить русскую церковь в центр мирового православия, властный и "крутой" патриарх Никон начал реформу по унификации обрядов и установлению единообразия церковной службы. За образец были взяты греческие правила и обряды.

Как последствия многочисленные восстания. И главное- раскол русской православной церкви на никониан и старообрядцев.

Соборное уложение 1649 года.

Причины принятия.

- регламентация жизни страны.

Заседания Земского собора проходили в-1648-1649 гг. и завершились принятием "Соборного уложения" царя Алексея Михайловича. Это был крупнейший Земский собор в истории России. В нем участвовали 340 человек, большинство которых (70 %) принадлежали к дворянству и верхушке посада.

Структура, тираж, способ издания, продолжительность действия.

"Соборное уложение" состояло из 25 глав и содержало около тысячи статей. Отпечатанное тиражом в две тысячи экземпляров, оно явилось первым русским законодательным памятником, изданным типографским способом, и оставалось действующим вплоть до 1832 г. Оно было переведено почти на все европейские языки.

Содержание.

В первых трех главах "Уложения" говорилось о преступлениях против церкви и царской

власти. Любая критика церкви и богохульство карались сожжением на костре. Лица, обвиняемые в измене и оскорблении чести государя, а также бояр, воевод, подвергались казни. Тех, кто "будет приходить скопом и заговором, и учнут кого грабить или побивать", предписывалось "казнить смертно безо всякой пощады". Человек, обнаживший в присутствии царя оружие, наказывался отсечением руки.

"Соборное уложение" регламентировало несение различных служб, выкуп пленных, таможенную политику, положение различных категорий населения в государстве. Оно предусматривало обмен поместий, в том числе обмен поместья на вотчину. Подобную сделку требовалось зарегистрировать в Поместном приказе. "Соборное уложение" ограничивало рост церковного землевладения, что отражало тенденцию подчинения церкви государству.

Важнейшим разделом "Соборного уложения" была глава XI "Суд о крестьянах": вводился бессрочный сыск беглых и увезенных крестьян, запрещались крестьянские переходы от одного владельца к другому. Это означало юридическое оформление системы крепостного права. Одновременно с частновладельческими крестьянами крепостнические порядки распространялись на черносошных и дворцовых крестьян, которым запрещалось покидать свои общины. В случае бегства они также подлежали бессрочному сыску.

Глава XIX "Соборного уложения" "О посадских людях" внесла изменения в жизнь города. Были ликвидированы "белые" слободы, их население включалось в посад. Все городское население должно было нести тягло на государя. Под страхом смертной казни запрещались переход из одного посада в другой и даже женитьба на женщинах из другого посада, т.е. население посада закреплялось за определенньм городом. Горожане получали монопольное право торговли в городах. Крестьяне не имели права держать лавки в городах, а могли торговать только с возов и в торговых рядах.

Наши рекомендации