Организация верховной власти и управления
Древнерусское государство было монархией. Во главе его стоял Киевский князь. Ему принадлежала верховная законодательная власть. Известны крупные законы, изданные великими князьями и носящие их имена: Устав Владимира, Правда Ярослава и др.
Киевские князья сосредоточивали в своих руках и исполнительную власть, будучи главой администрации.
Они выполняли также функции военачальников, они сами возглавляли войско и лично водили рать в бой. Владимир Мономах вспоминал в конце жизни о 83 своих больших походах. Некоторые князья погибали в бою, как это случилось, например, со Святославом.
Походы были важным направлением деятельности князя, в особенности на Византию (до половины XI в. их насчитывают шесть). Кроме непосредственных результатов (прежде всего в виде добычи), они имели важное значение для установления торговых отношений, получения различного рода преимуществ и льгот от Константинополя. Стратегические последствия этого взаимодействия сказались в принятии христианства и последующем византийском влиянии на Русь.
Внешние функции государства великие князья выполняли не только силой оружия, но и дипломатическим путем. Древняя Русь стояла на европейском уровне дипломатического искусства. Она заключала различного рода международные договоры — военного, торгового и иного характера. Как тогда было принято, договоры имели устную и письменную формы.
Уже в Х в. Древнерусское государство вступило в договорные отношения с Византией, Хазарией, Болгарией, Германией, а также с венграми, варягами, печенегамии др.
Дипломатические переговоры вели сами князья и направляемые ими посольства. Иногда посольство возглавлял и сам монарх, как это было, например, с княгиней Ольгой, ездившей с посольством в Византию.*
Главной экономической функцией княжеской администрации был сбор налогов (В.О. Ключевский).
Дань, как форма налогов, была в основном натуральной и собиралась либо поводом – подвластные племена привозили дань в Киев; либо полюдьем – князь с дружиной сам собирал дань.
Последнее выглядело как кормление, поскольку князь с дружиной отправлялся в поход поздней осенью и возвращался из подвластных земель ранней весной. Хорошо известный эпизод таких административно-финансовых мероприятий связан с именем Игоря, убитого древлянами.
Сложилась система разнообразных прямых налогов, а также торговых, судебных и иных пошлин. Налоги собирались обычно мехами, но это не означает, что они были только натуральными. Меха куницы, белки были определенной денежной единицей. Даже когда они теряли товарный вид, их ценность как платежного средства не исчезала, если на них сохранялся княжеский знак. Это были как бы первые русские ассигнации. На Руси не было своих месторождений драгоценных металлов, поэтому уже с VIII в. в оборот входит наряду с мехами иностранная валюта (дирхемы, позже — денарии). Эта валюта часто переплавлялась в русские гривны.*
Возникло денежное выражение корма, причем, по «Русской правде», только денежные отчисления осуществлялись за исполнение административно-судебных функций, судебную пошлину князю и десятину церкви.
Выполняли князья и судебные функции.
Суд и администрирование осуществлялись князем, прежде всего, на основе обычного права.
Судебная функциябыла важнейшим средством укрепления и реализации власти князя и государственного управления в целом. Сфера княжеской юрисдикции, не описанной законом, была, в сущности, неограниченной. Опора на дружину, значительная военная активность, обязательным условием которой было беспрекословное подчинение власти князя, расширяла и закрепляла надзаконную деятельность князя.
Порядок престолонаследия:
Власть князяформировалась путем эволюции власти племенного или военного вождя, но князья периода военной демократии были выборными.
Став главой государства, великий князь передает свою власть по наследству, по прямой нисходящей линии, т. е. от отца к сыну. Обычно князьями были мужчины, но известно и исключение — княгиня Ольга.
В ходе укрепления княжеской власти закреплялось право наследственной передачи власти князя, хотя установившийся в Киевской Руси порядок имел живые следы родоплеменных традиций, и единовластие до половины XI в. было политическою случайностью, а не политическим порядком. При отце сыновья правили областями в качестве его посадников (наместников) и платили как посадники дань со своих областей великому князю-отцу. Но когда умирал отец, тогда, по-видимому, разрывались все политические связи между его сыновьями, чем и можно объяснить усобицы между сыновьями Святослава и Владимира.
Решение проблемы передачи власти князя имело особое значение для создания гарантий устойчивости всей системы управления. Её уязвимость, основанная на неопределенности, видимо, не могла быть преодолена на раннем этапе государства.
Состояние власти еще более усложнилось после смерти Ярослава Мудрого (978–1054 гг.). Установился сложнейший и рождающий непрестанные конфликты порядок – «лествичное право»,когда власть переходила к старшему в роду (от старших братьев к младшим, а потом к их сыновьям в том же порядке), что означало старшинства дяди над племянниками.
Это были остатки родового наследственного права.
Противовесом ему было семейное наследственное право,когда власть переходит от старшего сына главы рода к его сыновьям, что означает старшинство племянников над дядьями.
Таким образом правомочия монарха (Киевского князя) охватывали все сферы государственной жизни на фоне захвата функций родоплеменных органов управления с опорой на дружину.
Таким было управление первых киевских князей, опиравшихся непосредственно на военную силу, имевших с подданными не только административные, но и даннические отношения. Сама же практика кормлений использовалась в государственном управлении и на более поздних этапах, имела важное значение в Русском централизованном государстве и сложилась как традиция.
Государственно-правовой статус князя, обладавшего весьма обширной юрисдикцией, был характерен тем, что ни в правовых документах, ни в летописях нельзя обнаружить факты ответственности князей перед какими-либо органами или социальными группами, включая крупнейших феодалов. С трудом можно отыскать в летописи и моральное осуждение их повседневных злодеяний. Если осуждает князей летопись, то за рознь земли русской.
На Руси такое важное качество управления было длительным и устойчивым, создалась определенная традиция. Разумеется, что на это положение влияли и определенные политико-идеологические условия:
· – личные качества князя,
· – борьба различных политических сил вокруг киевского престола,
· – религиозные и правовые факторы – принятие христианства, формирование законодательного свода «Русской правды».