Вопрос 2. классификация норм права
В любом государстве существует и появляется огромное количество норм права. Эти нормы можно классифицировать (разделить) на виды в соответствии с определенным критерием (признаком).
1. Нормы права по предмету правового регулирования (или по отраслям права):
-нормы конституционного;
- административного;
- уголовного;
- гражданского;
- трудового;
- экологического права и др.
2. По функциям норм права в механизме правового регулирования выделяют: исходные (специализированные) правовые нормы, нормы - правила поведения.
Исходные (специализированными)-называются нормы, определяющие основные начала в правовом регулировании. Они отличаются высоким уровнем абстракции и наиболее общим характером. Эти нормы, как правило, тесно связаны с другими нормами права и взаимодействуют, получая развитие и конкретизацию именно в них. Но данные нормы самостоятельно не действуют.
Различают следующие исходные нормы:
-учредительные нормы, или нормы-принципы;
- прогностические нормы, или нормы-цели;
- дефинитивные нормы, или нормы-дефиниции;
- оперативные нормы, или нормы-инструменты;
- коллизионные нормы, или нормы-арбитры;
Учредительные нормы, или нормы-принципы — нормы, в которых сформулированы непререкаемые требования общего характера, относящиеся ко всем или большинству институтов или норм отрасли права. Так, нормой-принципом является ст.2 Конституции РФ, которая гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».
Прогностические нормы,или нормы-цели —нормы, в которых содержатся прогнозы развития государственного или общественно-политического строя. Нормы-цели можно считать разновидностью учредительных норм. Вместе они служат нормами-эталонами, которые позволяют установить соответствие целей и средств конкретных правовых предписаний объективным закономерностям общественного развития. Например, ст. 1 Конституции РФ гласит: «Российская Федерация- Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».
Дефинитивные нормы, или нормы-дефиниции(определения) — нормы, которые содержат определения правовых категорий и понятий. Например, понятие юридического лица, преступления, сделки и др.
Оперативные нормы, или нормы-инструменты— нормы, роль которых выражается в установлении даты вступления (изменения, прекращения) нормативно-правового акта в силу, в его распространении на новый круг общественных отношений, на новый срок. Они называются «оперативными», потому что обеспечивают регулирование общественных отношений оперативным путем: не через издание новых регулятивных норм, а через принятие нормативно-правовых актов, их изменение, дополнение, отмену, распространение сферы и сроков действия, т.е. регулируют их движение.
Коллизионные нормы, или нормы-арбитры— нормы, которые при наличии противоречия между отдельными нормативными актами по одному и тому же предмету регулирования, должны быть применены в данном случае, т.е. это нормы, регулирующие выбор нормы.
Они призваны решать коллизии(столкновения норм, связанные с особенностями регулирования одних и тех же общественных отношений разными правовыми актами).
Нормы правила поведения призваны непосредственно регулировать общественные отношения при помощи определения прав и обязанностей участников этих отношений и условий их реализации, а также воздействие государства на нарушение установленных правил поведения. Именно в этих нормах детализируются и конкретизируются исходные нормы.
Эти нормы являются предметом дальнейшей классификации.
Нормы права по функциональной направленности (по функциям права):
- регулятивные (правила поведения) — устанавливают права и обязанности субъектов (например, норма, которая закрепляет правомочия собственника: владение, пользование, распоряжение, или норма, которая определяет порядок брака).
- охранительные (стражи порядка)— устанавливают способы юридической ответственности за нарушение прав и невыполнение обязанностей, закрепленных в регулятивных нормах (например, норма Уголовного кодекса об ответственности за убийство).
По характеру содержащихся в них предписаний:
Дозволяющие (управомочивающие) -нормы, указывающие на возможность совершатьопределенные действия, наделяющие субъектов определенными правами(напр., подавать иск в суд, получать пенсию, распоряжаться имуществом или: право родителей требовать возврата детей от любого лица, удерживающего детей у себя не на основании закона или судебного решения). Эти нормы содержат в своем тексте слова: «вправе», «имеет право», «может».
Обязывающие - нормы, указывающие на необходимость совершатьопределенные действия, наделяющие субъектов определенными обязанностями(напр., представлять таможне необходимые для таможенного контроля документы; заполнять и своевременно подавать в налоговую инспекцию декларацию о доходах). Эти нормы содержат слова «обязан», «должен».
Запрещающие- нормы, указывающие на необходимость воздерживатьсяот совершения действий определенного рода, устанавливающие запреты (напр., не сообщать посторонним лицам о факте усыновления ребенка; лицам, не достигшим 18 лет, запрещается быть опекунами и попечителями). Эти нормы сопровождаются словами «запрещается», «не вправе», «не может».
3. Нормы права по методу правового регулирования (или по форме закрепления желаемого поведения субъектов права)
- императивные;
- диспозитивные;
- поощрительные;
-рекомендательные.
Императивные — нормы, выражающие в категорических предписаниях государства, четко обозначенные действия, не допускающие никаких отклонений от исчерпывающего перечисления прав и обязанностей субъектов. Иначе: императивные нормы прямо предписывают правила поведения.
Диспозитивные — нормы, предписывающие государством вариант поведения, но дающие возможность сторонам регулируемого отношения самим определять права и обязанности в отдельных случаях. Их называют «восполнительными», поскольку они восполняют отсутствующее соглашение и действуют только тогда, когда стороны регулируемого отношения не установили для себя другого правила, не договорились по данному вопросу (распознаются по формулировкам: «при отсутствии иного соглашения», «если иное не установлено в договоре» и др.). Иначе: диспозитивные нормы предоставляют свободу выбора поведения.
Поощрительные — нормы, устанавливающие меры поощрения за одобряемый государством и обществом вариант поведения субъектов, заключающийся в добросовестном и продуктивном труде (напр., правила выплаты премий).
Рекомендательные — нормы, устанавливающие варианты желательного с точки зрения государства поведения субъектов.
4. Нормы права по субординации в правовом регулировании
- материальные
- процессуальные
Норма материального права — норма, являющаяся первичным регулятором общественных отношений: содержит правило (права, обязанности, запреты), на основании которого возможно решение дела по существу. Например, нельзя совершать убийство.
Норма процессуального права — норма, устанавливающая оптимальный порядок применения норм материального права: содержит правило, на основании которого возможно решение дела по существу. Например, порядок расследования преступления, порядок вызова свидетелей в суд и т.п.
5. Нормы права по субъектам правотворчества:
- нормы принимаются непосредственно населением конкретного территориального образования (сельский сход и т. д.) или населением всей страны (всенародный референдум;
-нормы органов представительной власти;
-нормы главы государства;
-нормы органов исполнительной власти
-нормы общественных объединений, коммерческих организаций, трудовых коллективов предприятий.
6. Нормы права по действию во времени:
- постоянные
- временные
7. Нормы права по действию по кругу лиц:
-общие - распространяются на всё население;
-специальные - распространяются на определённый круг лиц;
ВЫВОД: Таким образом, правовые нормы можно классифицировать по различным основаниям, отражающим наиболее важные черты права и его применения. Это и классификация по отраслям права, по пределам действия норм права в пространстве и времени, и деление по кругу лиц, на которых распространяются действия нормы и т.д. Также наиболее важным основанием действий норм права является классификация по назначению норм права и по характеру устанавливаемых правил поведения. В первом случае выделяют регулятивные и правоохранительные нормы, что отражает основное назначение норм права - регулировать общественные отношения и охранять установленные ими права.
Поэтому можно сказать, что проведение детальной классификации помогает определить место конкретной нормы в системе права, характеризует значение и функции определённых видов правовых норм и т.д. То есть, эта операция имеет большое значениедля теории права и для процесса правотворчества и правоприменения.