Общественно-политическая мысль второй половины XVIII в.
Течения общественной мысли и их основные представители | Историческая самоидентификация России | Отношение к крепостному праву | Отношение к самодержавию | Проекты государ-ственного устройства | Проекты общественного устройства | Способ преобразования общества |
Либерализм: Воронцов А.Р. (1741–1805) Голицын Д.А.(1734–1803) Десницкий С.Е. (1740–1789) Новиков Н.И. (1744–1818) Панин Н.И. (1718–1783) | ||||||
Радикализм: Радищев А.Н. (1749–1809) Соловцов П.А. (1767–1843) | ||||||
Консерватизм: Щербатов М.М. (1733–1790) |
Основные понятия
Консерватизм, либерализм, радикализм
Контрольные вопросы
1. Чем вызваны причины активизации общественно-политической мысли в XVIII в.?
2. Какова социальная база консервативного, либерального и радикального течений в общественно-политической мысли XVIII в.?
3. Как отразились на взглядах представителей общественно-полити-ческой мысли идеи Просвещения?
4. Можно ли говорить о четкой дифференциации во взглядах представителей разных направлений или она носила условный характер?
5. Каково влияние общественно-политической мысли на жизнь страны? Способствовала ли она реальным преобразованиям в стране?
Литература
Европейский выбор или снова «особый путь»? СПб., 2010.
История политических и правовых учений / Под ред. О.В. Мартышина. М., 2006. С. 368–387.
История России XVIII – XIX вв./ Под ред. Милова Л.В. М., 2010.
Павленко Н.И. История России с древнейших времен до 1861 г. М., 2010.
Русский консерватизм середины XVIII – начала XX вв. М., 2010.
Трепавлов В.В. «Белый царь». Образ монарха и представления о подданстве у народов России XV – XVIII вв. М., 2007.
Тема 7. Культура России в XVIII в.
Цели и задачи изучения темы
Цель написания самостоятельной работы – изучить культуру российского общества XVIII в., показать ее тесную связь с внутренней политикой государства, определить ее характер, найти элементы европеизации в русской культуре, указать на усиление процесса специализации областей культурной жизни, который сопровождался появлением новых сфер культуры (наука, художественная литература, светская живопись), наконец, отметить, что в XVIII в. существенно расширяется пространство культурной жизни общества, причем не только за счет освоения новых культурных ценностей, но и за счет увеличения круга частников культурного процесса.
Методические рекомендации
Начиная изучение культуры первой четверти XVIII в., необходимо отметить, что модернизация Петра I не могла быть завершена без подъема общего культурного уровня населения, в первую очередь дворянства. Культура становится важнейшей составляющей государственной политики. Обратите особое внимание на следующие моменты:
1) сохранялась ли в культуре России XVIII в. преемственность с культурой XVII в.;
2) одним из направлений преобразований было становление светской культуры, ее обмирщение. Отметьте, в чем конкретно оно проявилось;
3) охарактеризуйте новые черты (если таковые были) в культуре 1830–1850-х годов и второй половины XVIII в.;
4) опишите основные направления культурной жизни страны в XVIII в. (просвещение, наука, литература, искусство, архитектура, живопись, театр, быт);
5) подведите итоги культурного развития страны. Особое внимание обратите на I четверть XVIII в. Ряд историков считает, что благодаря преобразованиям Петра I в обществе произошел социокультурный раскол. Как вы понимаете содержание этого процесса, в чем конкретно он выразился?
6) сохранила ли русская культура самобытный характер или стала европейской?
7) оцените преобразования в культуре с точки зрения разных концептуальных подходов.
Задания
I. Тесты
1. Соотнесите между собой фамилии представителей культуры и науки второй половины XVIII в. и область их деятельности
1. И.И. Ползунов, И.П. Кулибин 2. В. Беринг, А.И. Чириков 3. М.М. Щербатов, В.Н. Татищев 4. А.Д. Кантемир, А.П. Сумароков | а) географические исследования б) технические изобретения в) литература г) исторические исследования |
2. Соотнесите между собой фамилии авторов и принадлежавшие им труды.
1. Фонвизин Д.И. 2. Карамзин Н.М. 3. Державин Г.Р. 4. Сумароков А.П. | а) «Бедная Лиза», «Письма русского путешественника»; б) «Недоросль», «Бригадир»; в) «Хорев», «Синав и Трувор» г) «Фелица», «Вельможа» |
3. Какой архитектурный стиль приходит на смену русскому барокко во второй половине XVIII в.?
а) ампир;
б) шатровая архитектура;
в) монументализм;
г) классицизм.
4. Картина «Портрет крестьянки» написана:
а) Ф.С. Рокотовым
б) Д.Г. Левицким
в) И.П. Аргуновым
г) В.Л. Боровиковским
5. В 1719 г. в Петербурге был открыт музей для свободного посещения. Как он назывался?
а) Эрмитаж
б) Русский музей
в) Военно-морской музей
г) Кунсткамера
II. На основе изученного материала заполните таблицу, в которой обобщите основные достижения, связанные с деятельностью известных представителей культуры XVIII в.
Исторический деятель | Род деятельности | Основные результаты деятельности |
Баженов В.И. Кантемир А.Д. Карамзин Н.М. Крашенинников С.П. Кулибин И.П. Левицкий Д.Г. Ломоносов М.В. Ползунов И.И. Посошков И.Т. Сумароков А.П. |
Основные понятия
Обмирщение, социокультурный раскол, классицизм, барокко
Контрольные вопросы
1. Какой период российской истории XVIII в. вы назвали бы периодом расцвета отечественной культуры. Почему? С чем он был связан?
2. Сравните ценностные ориентации россиян в начале и конце XVIII в. О чем они свидетельствуют?
3. Как сказалась политика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II на развитии просвещения, науки и других областей культурной жизни страны?
4. Приверженец модернизационной теории А.Б. Каменский подчеркивает, что «одетый в европейское платье, европейски образованный русский человек, ценитель и знаток философии и изящных искусств, стал полноправным членом семьи народов Европы, внося свой вклад в развитие ее цивилизации». Можно ли так оценивать итог преобразований в области культуры XVIII в.? Какие противоречия заложены в данной оценке?
Литература
Академия наук в истории культуры России XVIII – XX вв. СПб., 2010.
Анисимов Е. Петр Великий. Личность и реформы. СПб., 2009.
Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. В 2 т. Т.1 М., 2009.
Воспоминания русских крестьян XVIII – первой половины XIX в. М., 2006.
Длуголенский Я.Н. Век Анны и Елизаветы. Панорама столичной жизни. СПб., 2009.
История России XVIII – XIX вв. Под ред. Милова Л.В. М., 2010.
Павленко Н.И. История России с древнейших времен до 1861 г. М., 2010. С. 279–295, 321–326, 378–404.
Россия и русский двор в первой половине XVIII в. Серия: Ядро истории российской. М., 2010.
Русская церковь и казачество в эпоху Петра I. М., 2009.
Тема 8. Буржуазные реформы II половины ХIХ в.:
причины, содержание и последствия