V. Операции, которые могут быть переданы ЧВОК
A.Рабочая группа должна определить, издать и объявить населению и всем правительственным подрядчикам перечень операций, которые ЧВОК могут выполнять без нарушения национальных законов и международного права.
B.Рабочая группа должна разработать двойственную систему классификации, которая позволяла бы согласовать два фактора
1.Риск того, что выполнение операции приведет к нарушению прав человека или посягательству на полномочия принимающего государства (или отечественного государства, в случае с ЧОК).
2.Степень соответствия ЧВОК, претендующей на получение государственного контракта, минимальным нормам, которые Рабочая группа устанавливает в части защиты прав человека и государственного суверенитета.
C.ЧВОК, которые намерены принимать участие в тендерах на заключение государственных контрактов, Рабочая группа присваивает определенные ранги, подлежащие ежегодному пересмотру. Классификация ЧВОК начинается с Уровня 1 (максимально допустимый уровень) и заканчивается Уровнем 5 (минимально допустимый уровень), в зависимости от соответствия минимальным нормам, которые Рабочая группа устанавливает для ЧВОК в части защиты прав человека и государственного суверенитета. ЧВОК, не представившие Рабочей группе информацию, необходимую для оценки их уровня, считаются неготовыми к участию в тендере на заключение правительственного контракта.
1.Минимальные критерии соответствия, рассматриваемые при оценке ЧВОК:
a.Наем (вербовка) персонала
i.Отсутствие судимостей.
ii.Только совершеннолетние сотрудники (не менее 18 лет).
iii.Официальный наем сотрудников (договор обязателен).
iv.Заключение и добросовестное выполнение контрактов.
v.Наличие процедур по исключению бывших военных преступников из списка кандидатов.
b.Обучение и образование персонала
i.Не допускается использование наркотических веществ (регулярные проверки).
ii.Обучение с применением оружия, которое будет использовано.
iii.Тренинг по неотложной медицинской помощи при выполнении операций в зонах конфликта.
iv.Образовательные программы и тренинги по вопросам прав человека и международного гуманитарного права, религии и культуры принимающего государства и т.д.
c.Устав компании, дисциплинарные процедуры
i.Внедрение во внутреннюю политику компании требований Рабочей группы.
ii.Наличие четко изложенных принципов ЧВОК в части нарушения прав человека и соответствующего наказания, и выполнение этих принципов персоналом. В случае неприемлемости действий персонала и/или нарушении прав человека, международного права и законов принимающего государства, ЧВОК должна оказать правительству полное содействие в проведении расследований и судебных процессов.
iii.Эффективная дисциплинарная практика внутри ЧВОК, независимо от действующих в направляющих и принимающих государствах систем уголовного преследования, в случае неприемлемых действий персонала и при нарушении прав человека, международного права и законов принимающего государства.
iv.Регулярная отчетность, оценка и переподготовка сотрудников, обеспечивающая отстранение недостаточно квалифицированного персонала от работы с незащищенным населением, а также обеспечивающая его необходимую подготовку и обучение в целях соблюдения норм, установленных Рабочей группой.
v.Прозрачность: по мере возможности, необходимо публиковать и представлять по запросу Рабочей группы отчеты о внутренней политике и выполнении законодательных требований. Необходимо принимать все возможные меры по минимизации и разоблачению коррупции.
d.Попытки переговоров (со стороны ЧВОК) с правительствами направляющих и принимающих государств, военными и гуманитарными организациями о гуманном обращении и срочном освобождении сотрудников ЧВОК, плененных в ходе конфликтных ситуаций.
e.Представление информации по требованию:
i.Правительственных служащих при расследовании фактов нарушения прав человека, коррупции и другого злоупотребления полномочиями.
ii.Рабочей группы при оценке готовности к участию в государственном тендере.
f.Любые другие критерии, определенные Рабочей группой
D.Всем правительственным контрактам, тендер на заключение которых проводится среди ЧВОК, Рабочая группа присваивает определенные ранги, подлежащие ежегодному пересмотру. Классификация контрактов аналогична классификации компаний – по шкале «Уровень 1 – Уровень 5», в зависимости от степени риска нарушения прав человека и суверенитета государства при выполнении соответствующего контракта.
1.Минимальные критерии соответствия, рассматриваемые при оценке контрактов:
a.Объем и степень возможного взаимодействия с гражданским населением принимающего государства.
b.Объем и степень взаимодействия с вооруженными силами и/или полицией принимающего государства.
c.Необходимая степень вооружения подрядчика:
i.Тип необходимого оружия.
ii.Количество вооруженных служащих.
iii.Уровень обучения, необходимый для минимизации вероятной опасности для незащищенного населения со стороны вооруженного персонала.
d.Периодичность нападений в зоне выполнения контракта (риск безопасности сотрудников ЧВОК).
e.Соразмерность помощи со стороны вооруженных сил или полиции в зонах конфликта или иных опасных зонах.
f.Вероятность коррупции и/или злоупотребления доверием правительства, правами по контракту, правительственными полномочиями и т.п.
g.Возможность контроля и регулирования.
h.Прозрачность, степень информированности контролирующих органов правительства и/или населения о характере выполняемых операций.
i.Любые другие критерии, определенные Рабочей группой
E.ЧВОК может претендовать на заключение и заключать ТОЛЬКО те контракты, которые соответствуют его уровню и/или не превышают его. ЧВОК Уровня 1 могут претендовать на контракты и заключать контракты всех 5 уровней. Эти ЧВОК подтвердили свою приверженность вопросам защиты прав человека и государственного суверенитета и предоставили своим сотрудникам подготовку, образование и оборудование, необходимое для выполнения целесообразных действий по контрактам, передаваемым на выполнение подрядчикам Уровня 1. В соответствии с законом, ЧВОК Уровня 5 запрещено участвовать в тендерах на заключение контрактов выше пятого уровня. Эти ЧВОК продемонстрировали наименьший уровень соответствия минимальным критериям, и поэтому должны привлекаться только к тем операциям, при выполнении которых существует незначительный риск нарушения прав человека и суверенитета государства.