Необходимость применения права.

Точки зрения на применение права в контексте реализации права:

1) Сводится тому, что применение права есть особая форма реализации права.

2) Применение права есть властная деятельность органов государства, иных органов и должностных лиц.

3) Применение права - это такая форма реализации права, которую можно обозначить как обеспечительную.

Необходимость применения права:

1) Обусловлена природой и характером соответствующих общественных отношений.

2) Правоотношение не может возникнуть без властного веления государственного органа или иного органа, или должностного лица.

3) Возникает спор о права или существуют препятствия для реализации норм права.

4) Требуется официально установить наличие или отсутствие конкретных фактов признать из юридически значимыми.

5) Необходимость контроля со стороны соответствующих государственных органов с целью проверки правильности или законности того или иного акта.

6) Совершено правонарушение и встает вопрос о привлечении лица юридической ответственности.

Признаки применения права:

1) Имеет особый субъект (государственный или иной орган).

2) Носит государственно-властный характер.

3) Выступает формой управленческой деятельности государства.

4) Является деятельностью по выработке индивидуально-конкретных предписаний.

5) Осуществляется в строго определенных процедурных формах.

6) Представляет собой сложный стадийный процесс.

7) Носит творческий характер.

8) Результат оформляется индивидуальным юридическим актом АПП (ППА).

АПП или ППА (Акт право применения или Правоприменительный акт) – это правовой акт компетентного органа или должностного лица, изданный на основе юридических фактов и норм права, определяющих права и обязанности или меру юридической ответственности конкретных лиц.

Признаки ППА:

1) Принимаются компетентными органами и должностными лицами.

2) Строго индивидуальны (адресованы определенным лицам).

3) Направлены на реализацию требований юридический норм.

4) Реализация ППА обеспечивается государственным принуждением.

Классификация ПА:

I) По субъектам принятия: 1) Органов государственной власти. 2) Органов государственного управления. 3) Контрольно-надзорных органов. 4) Акты органов местного самоуправления и др.

II) По значению в правоприменительном процессе: 1) Основные. 2) Вспомогательные.

III) По отраслям: 1) Гражданско-правовые. 2) Конституционно-правовые. 3) Уголовно-правовые. 4) Административно-правовые.

IV) По функциям: 1) Правонаделительные. 2) Правообеспечительный. 3) Правоохранительные.

V) По форме: 1) Имеющие вид отдельного документа. 2) Имеющий вид резолюции на материалах дела, документах.

Структура ППА:

1) Вводная часть содержит наименование акта, место и дату принятия, наименование органа или должностного лица, которое принимается решение по какому делу.

2) Описательная часть описание фактов, являющихся предметов рассмотрения, фиксирует, когда, где, и кем, при каких обстоятельства и какими способами совершены действия.

3) Мотивировочная часть анализ доказательства, подтверждающих наличие или отсутствие фактических обстоятельств их юридическую квалификацию и её обоснование, указание на процессуальные нормы.

4) Резолютивная часть фиксируется решение по делу (о юридической квалификации действий, о правах и обязанностях сторон).

Требования к ППА:

1) Законность: 1) Соблюдение условий подведомственности, подсудности. 2) Строгое соблюдение всех процессуальных норм. 3) Правильная юридическая квалификация. 4) Вынесение решения в строгом соответствии с предписаниями применяемой нормы.

2) Обоснованность (относится к фактической стороне юридического дела, к логическим выводам, доказательствам, подтверждающим или опровергающим выводы о фактах).

3) Целесообразность (соблюдение принципов справедливости, учета материального положения сторон индивидуализация ответственности).

Отличия НПА от АПП:

I) Общие черты: 1) Акты правовые. 2) Принимаются и обеспечиваются соответствующими компетентными органами и лицами. 3) Они являются документами. 4) Акты являются властными.

II) В отличии от НПА АПП: 1) Применяется именно на основе нормативного акта. 2) Конкретизирует норму права (применительно к индивидуальным ситуациям (отношениям)). 3) Носит персонифицированный (строго индивидуально определенный) характер. 4) Не является источников права и рассчитан только на однократное применение. 5) Выступает юридическим фактом для возникновения, изменения и/или прекращения соответствующих правоотношений.

Пробелы в праве.

Пробел в праве –это полое или частичное отсутствие в действующем законодательстве необходимых юридических норм.

Надо учитывать 2 обстоятельства:

1) Соответствующие правовые отношения должны входить в сферу правового регулирования.

2) Отсутствует конкретная норма, с помощью которой возможно и должно регулировать данные общественные отношения.

Устранить пробел можно с помощью правотворческого процесса, в результате которого создается новая норма права. Преодолеть пробел можно с помощью правоприменительного процесса.

Выделяют следующие основные способы преодоления пробелов в праве:

1) Аналогия закона – это решение конкретного юридического дела на основе нормы права, рассчитанное не на данные, а на сходные случаи (общественные отношения). В уголовном и административном праве всякая аналогия исключается.

2) Аналогия права – это решение конкретного юридического дела на основе общих принципов и смысла права.

Толкование нормы права –это интеллектуально-волевая деятельность по установлению подлинного содержания правовых актов в целях их реализации и совершенствования.

Эта деятельность включает в себя две стадии:

1) Уяснение смысла нормы права (толкование для себя).

2) Разъяснение нормы права (толкование во вне).

Способы (приемы) толкования правовых норм – это совокупность приемов и средств, используемых для установления содержания нормы права:

1) Грамматическое толкование. Связан с выяснением значения отдельных понятий и терминов нормативного акта.

2) Логическое толкование – толкование правового акта по его смыслу с использованием законом логики.

3) Систематическое толкование права заключается в уяснении смысла конкретной нормы путем сопоставления её с иными нормами.

4) Историко-политическое толкование – раскрытие политического и социально-экономического содержания правовых предписаний в конкретных исторических условиях.

5) Специально-юридическое толкование. Выражение властной воли законодателя, содержащейся в нормах права, осуществляется не только с помощью общеупотребительных слов, но и специфических терминов.

6) Телеологическое (целевое) толкование. Направлено на уяснение целевого издания правовых актов.

7) Функциональное толкование. Для уяснения смысла нормы интерпретатор должен учитывать условия и факторы, при которых реализуется норма.

Виды толкований:

I) По субъектам: 1) Официальное (легальное – толкование осуществляется органом, специально уполномоченным на то законом, аутентическое – толкование выполняет орган, издавший нормативный акт, правоприменительное – толкование ненормативное официальное толкование. Вторая стадия процесса правоприменения – стадия, на которой выбираются и анализируются нормы права). 2) Неофициальное толкование (обыденное – толкование может осуществить любой субъект права, профессиональное – толкование правовых норм лается специалистами-юристами, доктринальное – производится учеными юристами, специалистами в области права в монографиях, научных комментариях и др.). 3) Казуальное толкование применяется в связи с рассмотрением конкретно дела (казуса). Осуществляется официально или неофициально.

Виды казуального толкования: 1) Судебное. 2) Административное.

II) По объему: 1) Буквальное (адекватное) толкование. Полное соответствие словесного выражения нормы с её действительным смыслом. 2) Распространительное (расширительное) толкование. Смысл нормы шире её буквенного закрепления. 3) Ограничительное толкование – содержание нормы права оказывается уже её текстуального выражения.

Ограничительные толкование нормы права завершается и заканчивается вынесением соответствующего интерпретационного акта.

Интерпретационный акт – это правовой акт компетентных государственных органов, содержащий результат официального толкования права.

Функция права:

1) Познавательная. Она вытекает из самого содержания, сути толкования, в ходе которого субъекты познают право, содержание правовых предписаний.

2) Конкретизационная. При толковании правовые предписания зачастую конкретизируются, уточняются с учетом конкретных обстоятельств.

3) Регламентирующая. Толкованием в форме официального разъяснения как бы завершается процесс нормативной регламентации общественных отношений.

4) Правобеспечительная. Некоторые акты издаются для обеспечения единства и эффективности правоприменительной практики.

5) Сигнализаторская. Толкование нормативных актов позволяет обнаруживать их недостатки технического и юридического характера.

Права человека.

Наши рекомендации