Раздел 2 Структура и классификация информационных ресурсов
Государственного сектора
Лабораторная работа № 3
Тема: Методы описания и классификация информационных массивов
Цель: изучение методов описания и классификации информационных массивов
Задание 1. В сети Интернет найти сайт НТЦ «Информрегистр». Изучить содержание сайта. В отчете представить:
- перечень наименований основополагающих нормативных документов Федерального уровня, действующих в сфере информации и информационных ресурсов;
- правила регистрации электронных изданий.
Задание 2. На сайте найти перечень информационных ресурсов, зарегистрированных в госрегистре, результат работы представить в таблице 1.
Таблица 1
Наименование группы ресурсов | Кол-во найденных БД | Кол-во БД созданных или обновленных в текущем году |
Информатика | ||
Информационная служба | ||
Защита информации | ||
Сетевые технологии | ||
Обучающая система |
Задание 3. Из числа найденных БД, созданных или обновленных в текущем году, проанализировать по 3 БД каждого направления. Результаты представить в таблице 2.
Таблица 2
Наименование ресурса | Год создания | Дата обновления информации | Период обновления | Объем ресурса (тыс. записей) | Объем ресурса (Мб) | Сетевой адрес | № госрегистрации | Владелец ресурса |
Задание 4. В отчете представить описание отобранных в п.3 информационных массивов в соответствии с набором метаданных, предназначенных для описания массивов, программных документов, представленных в Интернете:
- содержание информационного массива;
- источник информационного массива;
- принадлежность информационного массива к определенной организационной или информационной системе;
- форма собственности: государственная, муниципальная, собственность общественных организаций, акционерная, частная;
- характер использования информационного массива (назначение): массовые, образовательные, управленческие, межведомственные, ведомственные, региональные, внутрифирменные, личные и другие БД; объем информационного массива (выраженный в сопоставимых единицах измерения);
- открытость информации: открытая, секретная, конфиденциальная;
- форма представления информации: текстовая, цифровая, графическая, мультимедийная и др.;
- носитель ИР: электронный, бумажный и др.
- способ распространения информации: сети (глобальные, локальные), эфирное вещание, полиграфические издания и проч.
Задание 5. На сайте найти перечень статей, соответствующих заданному поисковому запросу. Результат представить в таблице 3.
Таблица 3
Поисковая фраза | Название статьи | Авторы | Журнал | Дата и № регистрации |
Электронная коммерция | ||||
Информационные технологии | ||||
Информационная безопасность |
Задание 6. Перейти на сайт Государственного научно-исследовательского института информационных технологий и телекоммуникаций. Изучить структуру сайта. Открыть Федеральный портал «Единое окно доступа к образовательным ресурсам». Открыть полнотекстовую учебно-методическую библиотеку. Произвести отбор информационных ресурсов по следующим критериям:
- уровень образования - профессиональное;
- аудитория - учащийся;
- типы Интернет - ресурсов для системы образования - учебные материалы.
Затем произвести отбор по представленным выше критериям в каталоге. Результаты работы представить в таблице 4.
Таблица 4
Поисковый запрос | Ресурсов всего в библиотеке | Отобранных ресурсов всего в библиотеке | Ресурсов всего в каталоге | Отобранных ресурсов всего в каталоге |
Информационная безопасность | ||||
Информатика Компьютерная графика | ||||
Образовательные технологии |
Задание 7. Построить график зависимости количества отобранных ресурсов по запросу в каталоге и библиотеке.
Задание 8. Оформить отчет.
Вопросы к защите.
1. Перечислить метаданные, предназначенные для описания массивов, представленных в Интернете.
2. Критерии оценки поиска информационного ресурса
3. Виды подписки на доступ к базам данных.
4. Преимущество профессиональных баз данных перед ресурсами Интернета.
5. Отчего зависит эффективность работы с информационными ресурсами?
6. Этапы поиска информации.
Раздел 3 Структура и классификация информационных ресурсов
Муниципального сектора.
Лабораторная работа № 4
Тема: Информационные ресурсы, используемые хозяйствующими субъектами.
Цель: выявление информационных ресурсов, используемых предприятиями и организациями в предпринимательской деятельности и государственном управлении в выбранной студентом отрасли, и анализ состояния рынка продукции и услуг на основе выявленных информационных ресурсов.
Порядок выполнения работы:
Задание 1. Выбрать одну из отраслей, относящихся к сфере производства (цветная металлургия, пищевая промышленность, легкая промышленность и т.д.) или сферы услуг (реклама, туризм, транспортные услуги т.д.);
Задание 2. Выявить информационные ресурсы, характеризующие состояние отрасли и соответствующего рынка товаров или услуг;
Задание 3. Провести анализ состояния рынка продукции или услуг отрасли на основе выявленных информационных ресурсов. Заполнить таблицу 1.
Таблица 1.
Наименование информационного ресурса | Описание (адрес в сети Интернет) |
Информационно-аналитические Агентства, предоставляющие информацию о состоянии отрасли и рынка (не менее 2-х) | |
Периодические печатные издания, содержащие необходимые информационные и аналитические материалы (не менее 2-х) | |
Базы данных, каталоги, справочники (не менее 2-х) |
Задание 4. Провести анализ состояния отрасли, рынка по следующей схеме:
1. Место и роль отрасли в экономике России.
2. Доля выпускаемой продукции в ВВП.
3. Число предприятий отрасли, количество работающих.
4. Производство в динамике (2010 – 2014гг.).
5. Загрузка мощностей, степень износа оборудования.
6. Экспорт, импорт.
7. Поддержка отрасли государством.
8. Крупнейшие предприятия отрасли их территориальное размещение.
9. Прогноз развития отрасли.
Задание 5.
1. Проведите анализ структуры и состояния наполнения информацией и обновления официального сайта Администрации муниципального образования (или внутригородского района); выделите недостатки и преимущества; представьте основные мероприятия по совершенствованию работы сайта. Муниципальное образование выбрать самостоятельно.
2. На сайте Администрации муниципального образования найдите раздел «Паспорт муниципального образования». Проведите анализ и дайте оценку состояния Паспорта муниципального образования. Сформулируйте выводы.
3. Зайдите на сайт правовой системы Консультант плюс (Режим доступа URL//http://www.consultant.ru), исследуйте структуру сайта, найдите нормативно – правовые акты в области муниципальных информационных ресурсов. Результат исследования представьте в отчете.
Задание 6. Оформите отчет.
Вопросы к защите:
1. Структура и содержание исследований по обеспечению стратегического планирования.
2. Критерии оценки отрасли и экономических условий.
3. Информация для разработки разделов бизнес-плана.
4. Доступность информации, необходимой органам местного самоуправления и населению муниципального образования.
5. Нормативно-правовое обеспечение муниципальных информационных ресурсов.