Укрепление доверия и безопасности при использовании ИКТ
Одно из важнейших условий успешного развития информационного общества - укрепление доверия и безопасности при использовании ИКТ. Приоритетными направлениями деятельности в области обеспечения информационной безопасности являются:
- развитие правового обеспечения информационной безопасности и совершенствование правоохранительной деятельности в этой сфере;
- разработка и внедрение эффективных программных и программно-аппаратных средств защиты информационных ресурсов, информационных и телекоммуникационных систем;
- создание централизованно управляемой ИКИ, необходимой для обеспечения деятельности государственных органов, включая соответствующий уровень защиты информации;
- увеличение набора в высшие учебные заведения на специальности в области защиты информации, совершенствование системы повышения квалификации и создание системы переподготовки кадров в этой области;
- формирование системы мониторинга информационной безопасности Республики Беларусь в наиболее важных сферах жизнедеятельности общества и государства.
Для юридических и физических лиц должны быть созданы доступные в ценовом и техническом аспекте механизмы и средства, обеспечивающие идентификацию и аутентификацию пользователей, конфиденциальность и целостность сообщений в системах и сетях общего пользования. Это позволит расширить сферу использования электронного документооборота, ведения электронной торговли, предоставления электронных услуг, широкомасштабного внедрения систем электронных платежей.
Ожидаемые результаты реализации Стратегии
Реализация настоящей Стратегии позволит к 2015 году достичь следующих основных результатов:
- количество абонентов и пользователей стационарного широкополосного доступа на 100 жителей составит 38 (в настоящее время 18,3);
- количество абонентов и пользователей мобильного широкополосного доступа на 100 жителей составит 53 (в настоящее время 30,5);
- относительное число юридических лиц, использующих средства электронной цифровой подписи при оказании им электронных услуг, увеличится на 20 процентов;
- в комплексе будут завершены работы по созданию базовых компонентов ИКИ информационного общества, в том числе необходимых для обеспечения функционирования государственной системы оказания электронных услуг;
- доля интегрированных через ОАИС государственных информационных ресурсов в общем объеме государственных информационных ресурсов, используемых для оказания электронных услуг, составит не менее 20 процентов;
- будут созданы условия для оптимизации административных процедур государственных органов на основе интеграции через ОАИС государственных информационных ресурсов;
- будут сформированы количественные показатели и обеспечено их достижение в части оказания интерактивных и транзакционных электронных услуг различными государственными органами и организациями и не менее чем на 50 процентов сокращено время ожидания результата оказания услуги;
- число государственных органов и организаций, сокративших совокупные издержки на эксплуатацию государственных информационных систем за счет пользования услугами специализированных организаций, составит не менее 10 процентов от числа организаций, эксплуатирующих государственные информационные системы;
- завершится создание единой защищенной системы электронного документооборота государственных органов;
- число учебных заведений, имеющих доступ в Интернет, достигнет 100 процентов;
- относительная доля медицинской документации, представленной в электронном виде, составит не менее 50 процентов;
- относительное число заказов на государственные закупки товаров, работ и услуг, размещаемых на электронных торговых площадках, достигнет 100 процентов;
- доля товаров и услуг, реализуемых на внутреннем рынке средствами электронной торговли, достигнет 30 процентов;
- доля исследований и разработок в сфере ИКТ в общем объеме научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществляемых за счет всех источников финансирования, составит не менее 20 процентов.
Электронное правительство
«Электронное правительство» - в самом полном смысле этого слова, — это та инфраструктура, которую сегодня создают государственные органы, чтобы изменить способы выполнения своих задач. Ранее ИТ-инфраструктура государственного сектора создавалась для внутреннего использования в отдельных департаментах и учреждениях. Теперь государственные службы должны дать более широким слоям населения доступ к своей инфраструктуре, с тем, чтобы главные ценности электронного века — «быстрее, лучше, дешевле, доступнее» — были применимы и к государственным услугам.
Целью электронного правительства является обеспечение граждан и организаций быстрым и качественным доступом к государственным услугам и повышение эффективности функционирования государственных органов путем широкого применения ИКТ.
Для достижения указанной цели необходимо выполнение следующих задач:
- создание нормативной правовой и методологической базы, позволяющей государству, гражданам и организациям функционировать в условиях информационного общества;
- формирование и развитие электронных услуг государственных органов;
- обеспечение доступа к услугам электронного правительства, организация работ по ликвидации информационного неравенства и повышению уровня образования в сфере ИКТ;
- формирование базовых компонентов инфраструктуры электронного правительства и оптимизация информационной инфраструктуры государственных органов;
- обеспечение защиты информационной инфраструктуры электронного правительства.
Переход к электронному правительству (е-правительству) начинается с использования Интернет различными государственными организациями. В дальнейшем эти организации переходят к предоставлению всеобъемлющей динамической информации с возможностями поиска по базам данных и службой ответов на сообщения по электронной почте. Следующим шагом становится возможность оказания финансовых и юридических услуг, чтобы граждане и частные фирмы могли покупать лицензии и разрешения, подавать налоговые декларации, платить штрафы и обращаться с просьбами о социальных льготах. Затем организации смогут развивать взаимное сотрудничество по внедрению порталов, позволяющих гражданам переходить от одной службы к другой без необходимости снова удостоверять свою личность. Благодаря такому сотрудничеству, государственные базы данных могут стать интерактивными и взаимодействовать друг с другом. Информация и услуги могут быть тематически сгруппированы по жизненным ситуациям или по конкретным областям и в таком виде представлены гражданам.
Каким бы ни было учреждение или организация, находится ли оно на федеральном, региональном или местном уровне, очень важно, чтобы ИТ-решения на базе инфраструктуры е-правительства были доступны для всех граждан.
Каналами предоставления услуг для населения в Интернет могут быть государственный веб-узел, электронный магазин или общественные порталы. Государство заинтересовано в том, чтобы предоставить своим гражданам максимальное число таких каналов, а общественные порталы могут привлечь за день столько людей, сколько государственный веб-узел — за месяц и более.
Глобальными целями формирования и развития программ электронного правительства в мире являются значительное улучшение ситуации с:
- доверием гражданина к государству;
- качеством принимаемых госорганами решений;
- издержками на содержание госорганов.
Важнейшие принципы организации электронного правительства в мире:
- открытость и ответственность деятельности госорганов;
- наличие обратной связи при взаимодействии госорганов с обществом;
- однократность обращения гражданина к правительственному веб-порталу для получения всей информации и услуг («одно окно»).
В своем развитии и внедрении е-правительство проходит 5 основных стадий:
1. начальная (возникающее веб-присутствие) - выход госорганов в сеть. Каждый госорган имеет веб-сайт со статичной и ограниченной информацией;
2. развитие (расширенное веб-присутствие) - получение постоянно обновляемой информации через веб-сайты госорганов (публикации, правовые акты, новости, электронные адреса и др.), передача вопроса (комментария) по электронной почте;
3. интерактивное взаимодействие (уровень «обратной связи») - интенсификация взаимодействия между госорганами и гражданами. Веб-сайты госорганов напрямую позволяют: делать запросы и получать данные; посылать информацию, загружая электронные бланки и используя аутентификацию; связываться по электронной почте с госслужащими;
4. проведение электронных транзакционных операций - возможность проводить электронные платежи за получаемые услуги (связь, коммуналка, налоги и так далее) с использованием ЭЦП; получать через сеть документы и осуществлять сделки; получать паспорта, лицензии и другие транзакционные услуги. Веб-портал правительства обеспечивает прямой доступ к госорганам и их услугам;
5. полностью интегрированное веб-присутствие - осуществление всеми госорганами всех электронных функций и электронных услуг, а также получением любым желающим любой публичной услуги через веб-портал правительства.
Первые позиции в мире по уровню «зрелости» электронного правительства занимают сегодня США и Сингапур.