ЛЕКЦИЯ 3. Государственная идеология как социально-политический феномен.
1. Идеология – атрибутивный признак государства.
2. Составные элементы, уровни и механизм функционирования государственной идеологии.
3. Идейный плюрализм гражданского общества и государственная идеология.
1. Идеология – атрибутивный признак государства.
В настоящее время едва ли не общепринятым является определение государства, данное немецким социологом Максом Вебером (1864-1920). Согласно ему Государство – это сообщество людей, которое в пределах определённой территории претендует на монополию легитимного, т.е. узаконенного физического насилия. Правом на использование физического принуждения наделяется выделенная из состава населения данной территории группа людей, организованная в виде особых институтов, именуемых органами государственной власти и управления.
С понятием государства непосредственным образом связано понятие «нация».Одни исследователи нацией считают естественно сложившуюся объективно существующую общность людей, отличающуюся своей культурной идентичностью. В основе такой идентичности могут быть общность происхождения, языка, истории, культуры, обычаев, образа мышления. Особое значение придаётся языку, в котором воплощается историческая память общности.
Справочно: не зря Российская императрица Екатерина Вторая, после захвата земель ВКЛ в 1772 г. в письме графу Чернышёву, новому наместнику литвинских земель, чтобы оправдать притязания России на территорию ВКЛ прямо пишет «надо стереть ненужную историческую память литвинов».
Данное понимание нации выдвинуто немецкими исследователями И.Г.Гердером (1744-1803) и И.Г.Фихте (1762-1814). Нация в этом случае рассматривается как «коллективный индивид», обладающий базовыми потребностями, самосознанием, общей волей и способный на единое целенаправленное коллективное действие. Одной из таких его потребностей является обеспечение условий для своего сохранения и развития.
Другие исследователи полагают, что между нацией и государством существует неразрывная взаимосвязь: в качестве нации признаётся только политически организованное сообщество людей. Такое понимание высказал французский философ Ж.-Ж.Руссо (1712-1778). Иными словами нацией признаётся государственно организованное территориальное сообщество людей. Такую группу людей называют также гражданской нацией или политической нацией. При таком подходе понятия «государство» и «нация» совпадают. Отсюда и название «Организация Объединённых Наций», хотя её членами являются государства.
Взаимосвязь понятий «государство» и «нация» позволяют соединить их в понятие «национальное государство». Следствием утверждения «нации-государства» как формы политического сообщества стало формирование современной системы международных отношений. В её основе лежит принцип национального, или государственного, суверенитета, и поэтому её принято определять как нацио-центристскую или государственно-центристскую международную систему. За точку отсчёта её истории принимается завершение тридцатилетней войны в Европе и заключение Вестфальского мирного договора (1648), который закрепил статус государства как суверенного субъекта международных отношений. С этого момента суверенитет впервые становится атрибутом государства и его носителем признаётся народ, а не монарх, что не только серьёзно видоизменило политическую карту Европы (распад Священной римской империи на ряд наций-государств), но и привело к изменению международных отношений.
Каждая считающая себя нацией общность – будь то культурно-самобытная группа людей или политическое сообщество – вырабатывает определённую совокупность представлений о самой себе: своём происхождении, своей истории, своём отличии от других общностей и своём подобии с ними. Такую совокупность представлений принято называть «национальным самосознанием».
Нации являются носителями относительно целостной системы идей, ценностей и представлений, в которых они осознают себя, своё положение в окружающей действительности, свои потребности и интересы как единого целого, формулируют свои цели и устремления и обосновывают пути их достижения с помощью государственной власти. Такую совокупность воззрений можно назвать не просто национальным самосознанием, а национальной идеологией.
Представление группы людей, согласно которой она рассматривает себя в качестве особой общности, а именно нации, и в силу чего считает себя вправе по собственному усмотрению строить как свою внутренняя жизнедеятельность, так и свои отношения с другими народами, принято называть национальной идеей. Своё юридическое закрепление она получила в международно-правовых документах в виде признания права народов (наций) на самоопределение в качестве суверенного субъекта политики.
Национальная идея всегда выступает как ядро национального самосознания, отражающее основной итог исторического пути народа, его современное состояние, его чаяния и устремления; она является фактором политической мобилизации общности, служит основой программ её деятельности по устройству и переустройству способов своего существования в меняющихся исторических условиях. Когда идея нации овладевает сознанием группы (общности) людей, находящейся в составе политически организованного сообщества, то она, как правило, становится отправным моментом формирования движения данной общности за национальное самоопределение. Если это движение наталкивается на сопротивление со стороны властей, то оно именуется борьбой за национальное освобождение.
Национальную идею не следует отождествлять с девизом нации или, что то же самое, с девизом государства. Девиз государства представляет собой краткое словосочетание, выражающее наивысшие ценности данного народа, базовые принципы организации его бытия или его представления об общественном идеале. Девизом Французской Республики, например, являются слова «Свобода. Равенство. Братство», Великобритании – «Бог и права человека», Федеративной Республики Германии – «Единство, закон и свобода». Девиз государства закрепляется в его Конституции или специальном законодательном акте.
Поскольку понятия «государство» (политически организованное сообщество людей) и «нация» (совокупность граждан одного государства) в сущности тождественны, то национальную идеологию применительно к политически организованному сообществу можно назвать государственной идеологией.
С момента самоорганизации национальной общности в государство совокупность составляющих её идеологию принципов, ценностей, целей и представлений становится государственной идеологией. При этом основным субъектом её формирования и её носителем продолжает оставаться народ. Носителем общезначимых идей и ценностей выступают также выражающие и поддерживающие их институты и органы государственной власти, лидеры государства, правящая элита общества.
Таким образом, государственная идеология есть целостная, относительно систематизированная совокупность идей, ценностей и представлений, в которых образующая данное государство общность людей (народ) осознаёт себя и своё положение в окружающей действительности, выражает свои потребности и интересы как единого целого, определяет формы организации своего бытия, формулирует и оправдывает свои цели и устремления и обосновывает пути их достижения с помощью государственной власти.
Более кратко – государственная идеология – это составляющий основу организации и деятельности данного государства комплекс общественно значимых идей, ценностей норм и представлений, которые отвечают общим интересами и устремлениям его граждан.
Политическое сообщество всегда нуждается в поддерживаемой институтами государства совокупности идей, т.е. идеологии, которая выражает насущные интересы, чаяния и устремления народа. Таким образом, идеология является одним из атрибутивных признаков государства. Атрибутивный признак – это существенный признак, внутренне присущий определённому явлению или объекту.
В качестве атрибутивных признаков государства обычно называют территорию, население власть, суверенитет, право на налоги, на применение легального насилия, хотя ими и не исчерпываются таковые. Без них государство как политическое сообщество действительно немыслимо и невозможно. Но также невозможно представить государство как субъект политики без его собственной идеологии.
2. Составные элементы, уровни и механизм функционирования государственной идеологии.
Общепринятым подходом к систематизации всей совокупности идей, ценностей и представлений, составляющих идеологию того или иного государства, является их группирование по основным сферам жизнедеятельности общества. Поэтому составляющими элементами государственной идеологии являются:
1. Культурно-историческая, или цивилизационная составляющая, которая включает в себя совокупность устоявшихся идей и представлений относительно происхождения и формирования данного народа, развития его самосознания и становления в качестве самобытной этнической общности, а затем и особой нации. В структуре данной составляющей ключевое значение принадлежит традиционным, вырабатывавшимся народом на протяжении всей истории его развития социокультурным идеалам и ценностям. К данной составляющей государственной идеологии относятся также представления о месте и роли народа в мировом историческом процессе, становлении его этнических, а затем и национально-культурных особенностей в контексте развития более широкой, цивилизационной общности и мирового сообщества в целом.
2. Политическую составляющую государственной идеологии образует комплекс идей и представлений данного народа относительно условий становления и особенности институтов своего государства, степени их соответствия современным потребностям и интересам нации, а также относительно направлений и путей их дальнейшего развития. Данная составляющая государственной идеологии включает представления о характере социально-политического строя страны в целом, целях и путях его модернизации, месте и роли различных социальных сил, политических партий и движений, других общественных формирований в социально-политическом процессе. Она охватывает и внешнеполитические аспекты жизнедеятельности народа.
3. Экономическая составляющая государственной идеологии включает разделяемые народом представления об особенностях организации экономической жизни страны, его отношение к различным видам собственности и формам хозяйствования, понимание им места и роли государства в экономических процессах, господствующие в обществе представления о справедливости в сфере распределения национального богатства, балансе интересов различных социальных классов, групп и слоёв, жителей города и деревни. Данная составляющая содержит такде идеи и представления, раскрывающие понимание народом места и роли национальной экономики в региональном и мировом хозяйстве.
4. Социогуманитарную составляющую государственной идеологии образует комплекс реализуемых государством идей, касающихся взаимоотношений общества и человека. Данная компонента государственной идеологии включает приоритеты политики государства в области реализации прав и свобод человека, в сфере науки, культуры и образования. Каждое государство вырабатывает и реализует определённые подходы к регулированию семейных отношений, нравственных норм жизни своих граждан.
Государственная идеология как особый вид политической идеологии также есть многоуровневый феномен. Уровни государственной идеологии:
1. Теоретико-концептуальный уровень государственной идеологии образуют литературные сочинения, претендующие на научность и содержащие концептуальный, системный анализ различных сторон жизнедеятельности данного общества. Это учебники, трактаты, монографии, диссертации, статьи, доклады, написанные с использованием формального научного аппарата.
2. Программно-политический уровень государственной идеологии составляют государственные документы, в которых закрепляются основные принципы, ценности, идеалы и устремления народа, основные направления и задачи внутренней и внешней политики государства. Это прежде всего Конституция, законодательные акты, государственные программы, директивы, концепции, доктрины и т.п.
3. Обыденно-актуализированный уровень образуют средства человеческой деятельности, в которых так или иначе пропагандируется содержание государственной идеологии – политическая символика, популярные книги, статьи, лекции, произведения национальной кино- и телепродукции, художественная литература и т.д.
Одной из самых эффективных форм выражения, воспроизводства и пропаганды содержания национально-государственной идеологии на обыденном уровне являются политические символы. Совокупность символов, в которых закрепляются и пропагандируются существенные смысловые аспекты национально-государственной жизни, называется государственной символикой. К государственным символам относятся флаг, герб и гимн государства.
Механизм функционирования государственной идеологии составляет совокупность лиц, институтов, организаций и учреждений, призванных заниматься формированием, систематизацией, нормативно-правовым закреплением, воспроизводством идеологии данного государства и её распространением среди членов сообщества, а также все те материализованные средства, в которых эта идеология закрепляется и посредством которых она доводится до сознания граждан. К таким средствам относятся тексты конституции, законов, политические манифесты, монографии, учебники, популярные книги и статьи учёных, символика государства, национальные праздники, исторические памятники, мемориальные комплексы, денежные знаки, произведения литературы и искусства и т.д.
Опыт ХХ века показал: возможны два варианта функционирования государственной идеологии – 1) централизованный государственный идеологический аппарат и 2) идеологический механизм без внешних признаков централизованности.
Первый складывался в Советском Союзе и странах советского блока.
Второймеханизм государственной идеологии – в западных странах. В чистом виде ни одного из вариантов не существовало. В современных демократических странах преобладают черты второго варианта. Его важнейшими составными элементами являются:
1. Выборы, референдумы и другие формы выражения интересов и волеизъявления граждан;
2. Высшие должностные лица государства как официальные выразители общенациональных интересов и разработчики стратегических целей и насущных задач развития общества;
3. Институты и органы государственной власти и управления – парламент, правительство, суды и другие правоохранительные органы, структуры местного управления и самоуправления, призванные выявлять существующие в обществе интересы, обеспечивать нормативно-правовое закрепление и приведение в действие общественно значимых идей, ценностей, принципов и целей;
4. Конституция, законы и другие нормативные акты как формы юридического закрепления идей, ценностей, ценностей и представлений;
5. Государственно-политические документы – манифесты, декларации, концепции, доктрины и т.п. – в которых закрепляются те или иные положения идеологии данного государства;
6. Специализированные научно-исследовательские учреждения, важнейшей функцией которых является обеспечение теоретико-концептуального оформления идеологии государства и доведение её содержания до сознания различных категорий граждан;
7. Учреждения национальной системы образования и культуры, призванных участвовать в распространении содержания государственной идеологии и формировании у них гражданских качеств;
8. Средства массовой информации – печать, радио, телевидение, которые призваны пропагандировать идеалы и ценности народа и содействовать консолидации нации;
9. Материальные объекты и нематериальные проявления человеческого творчества – монографии, учебники, книги и статьи, произведения литературы и искусства, музейные экспозиции, монументальные сооружения, государственные символы и т.п. – содержание которых отражает историю, идеалы, ценности, цели и интересы данного народа.
3. Идейный плюрализм гражданского общества и государственная идеология.
Гражданским называется общество, в котором имеется и постоянно расширяется область свободного волеизъявления людей, где компетенция государственного вмешательства в их деятельность ограничена и строго определена законом. Такое общество составляет комплекс частных лиц, их добровольных ассоциаций и институтов (включая семью, школу, средства массовой информации, производственные творческие и иные объединения по интересам, церковь, общественные организации и движения), взаимодействие которых регулируется гражданским правом.
С одной стороны, не вызывает сомнения такая черта гражданского общества, как мировоззренческий плюрализм. Очевидно, что для гражданского общества характерна разветвлённая социальная структура, каждая из составляющих которой является носителем специфического социального интереса, а значит, и собственной системы идей, ценностей и представлений. Этим и предопределяется идейно-политическое многообразие, присущее гражданскому обществу. С другой стороны, очевидным является и тот факт, что каждое политически организованное сообщество людей также является носителем особых, затрагивающих его жизненные основания как целого, интересов, которые в равной мере относятся ко всем членам сообщества. Систему идей, ценностей и представлений, носителем которых являются организованный в политическое сообщество народ, как уже отмечалось ранее, принято называть государственной идеологией. Поэтому на вопрос «Совместимы ли идейный плюрализм гражданского общества и государственная идеология» ответ однозначен: «Да, совместимы».
Государственная идеология в гражданском обществе представляет собой не что иное, как концентрированное выражение общих интересов всех членов сообщества, т.е. национальных интересов. Это означает, что государственная идеология не только совместима с идейным плюрализмом гражданского общества, но её наличие является необходимым условием жизнедеятельности такого общества, обеспечения его целостности и стабильности. Иными словами, в гражданском обществе государственная и частные идеологии сосуществуют при добровольном признании всеми социальными субъектами приоритета идей, ценностей и представлений общенациональной значимости, т.е. государственной идеологии, что получает своё юридическое закрепление в конституции государства.
Мировоззренческий плюрализм и государственная идеология в гражданском обществе не только совместимы друг с другом, но и, более того, предполагают друг друга. Государственная идеология есть в сущности своей идейная «скрепляющая» гражданского общества, общий знаменатель циркулирующей в нём совокупности идей и представлений, относящихся к различным областям общественной жизни. Без таковой, равно как и без института права, общество погрязнет в бесконечных спорах, в выяснении каждым субъектом только своей «правды».
Вместе с тем, признавая идейный плюрализм гражданского общества, государство не может допустить легального существования и открытой пропаганды идей и доктрин, направленных на разрушение общественных устоев или насильственное изменение политического устройства. Даже в самых демократических обществах в законодательном порядке запрещается деятельность объединений людей экстремистского, общественно-опасного характера. Государство сознательно регламентирует идеологическую деятельность социальных субъектов, отвергая те или иные постулаты, установки и цели, которые ведут к расколу и разрушению общества.
В разных странах практикуются различные формы и способы регулирования содержания частных идеологий, выражающих интересы различных групп людей. В демократических обществах одним из наиболее распространённых способов контроля со стороны государства содержания идеологических доктрин, скажем политических партий, является регистрация партий в соответствующем органе государства. В Республике Беларусь, например, эта функция возложена на Министерство юстиции. И если в ходе осуществления процедуры регистрации в уставе или политической программе партии будут выявлены положения (идейные постулаты, принципы, цели, задачи или способы деятельности), противоречащие национальному законодательству, то такой партии будет отказано в придании ей статуса юридического лица.
Это означает, что идейное многообразие в гражданском обществе имеет место на своё проявление лишь в рамках основополагающих ценностей и принципов национально-государственной идеологии, получивших своё нормативное закрепление в Конституции и законах страны. В мире нет государств с безбрежным идейным плюрализмом. Каждое государство своим уголовным законодательством предусматривает суровое наказание за такие практические проявления идейного «плюрализма», как измена государству, заговор с целью захвата или удержания власти неконституционным путём, шпионаж, террористический акт, призывы к свержению существующего строя и др. Более того примечательной чертой современного развитого гражданского общества, в частности в США, является постепенное ограничение конкуренции идей и смещение акцентов в сторону «принципа идеологического господства и подчинения», что особенно проявилось после террористических актов 11 сентября 2001 г.