Базовые постулаты нетрадиционных идейно-политических течений.
4.1. Анархизм.К нетрадиционным принято относить идейно-политические течения, которые либо стали актуальными в первой половине ХХ века, либо возникли на рубеже ХХ– ХХI веков. Все они сформировались как реакция различных групп населения главным образом индустриально развитых стран на новые общественные проблемы и конфликты. Из таких идеологий наиболее давнюю историю своего развития имеет анархизи.
Анархизм (от греч. Anarchia – безначалие, безвластие) – общественно-политическое течение, отрицающее необходимость государственной и всякой иной власти, проповедующее неограниченную свободу личности, непризнание общего для всех порядка в отношениях между людьми.
Первую попытку систематизировать представления об «обществе без государства» предпринял английский писатель и историк Уильям Годвин (1756-1836) в своей книге «Исследование о политической справедливости» (1793). Однако как идейно-политическое течение анархизм сложился в 1840-1870-е годы в Западной Европе. Основные его теоретические положения были выдвинуты немецким философом Максом Штирнером (1806-1856) и французским философом и экономистом Пьером Прудоном (1809-1865). Видными представителями анархизма были русские революционеры М.А.Бакунин (1814-1876) и П.А.Кропоткин (1842-1921).
Основой идейных воззрений анархистов является индивидуализм. Поэтому наиболее враждебно анархисты относятся ко всем разновидностям государственной власти в которой они видят главное препятствие на пути к утверждению свободы личности. По их мнению, основной задачей социальной революции является установление безгосударственного общественного строя, который будет представлять собой федерацию автономных производственных ассоциаций, коммун, провинций и социальных общностей. В обыденном употреблении термином «анархия»зачастую обозначается полный хаос, беспорядок, которые случаются в жизни при отсутствии необходимого управления. Однако, по убеждению анархистов только анархия, т.е. отсутствие какого-либо принуждения в отношениях между людьми, и может породить подлинный общественный порядок, основанный на свободном самоуправлении и добровольном взаимодействии всевозможных ассоциаций индивидов («Анархия – мать порядка!»). Это идейно-политическое течение существует в различных странах в виде немногочисленных анархистских групп, и говорить о наличии широкого анархистского движения нет оснований.
4.2. Фашизм.В 20-40-е годы ХХ века в странах Европы достаточно широкое распространение получила идеология фашизма (итал. – fasio – пучок, связка, объединение). Наиболее полное воплощение идеология и практика фашизма получила в тоталитарных политических режимах Б.Муссолини в Италии в 1922–1943 гг. и А.Гитлера в Германии в 1933–1945 гг. Менее развитые в идеологическом и практическом отношении формы фашизм приобрёл а режимах генерала Ф.Франко Баамонде в Испании, маршала А.Ф.Петена во Франции, А.Салазара в Португалии, адмирала М.Хорти в Венгрии, А.Павелича в Хорватии, Й.Тисо в Словакии. Отдельные рецидивы фашизма проявились и после Второй мировой войны – Перона в Аргентине, Пиночета в Чили.
Идейно-политическая доктрина фашизма получила своё концентрированное воплощение в программных работах А.Гитлера «Моя борьба» (1925-1926) и Б.Муссолини «Доктрина фашизма» (1932). Официальным идеологом немецкого фашизма считается А.Розенберг (1893-1946), разработавший в книге «Миф ХХ века» (1930) доктрину национал-социализма. Идеологом итальянского фашизма является философ Дж.Джентиле (1875-1944), изложивший свои политические идеи в книге «Происхождение и доктрина фашизма» (1929). Определённый вклад в формирование идеологии фашизма внесли также Р.Гесс и И.Геббельс и др.
Возникновению фашизма способствовала обстановка мирового экономического кризиса и усиления революционных настроений среди населения, охвативших страны Западной Европы после Первой мировой войны и победы революции в России. Это идейно-политическое движение было взращено на изощрённой демагогии, спекулировавшей популярными в то время антикапиталистическими и социалистическими лозунгами. В Германии росту фашизма способствовали также ущемлённые Версальским мирным договором 1919 г.национальные чувства немецкого народа. Поэтому неудивительно, находил свою опору преимущественно в социально обездоленных группах в условиях общенациональных кризисов. Фашизм отличает от иных форм тоталитарных режимов наличие относительно широкой социальной поддержки в большинстве социальных слоёв, каждому из которых «вожди» обещают определённые социальные выгоды.
Фашизму во всех его разновидностях свойственны воинственный иррационализм, ненависть ко всякому теоретизированию, неприязнь к образованности. Идеологи фашизма исходили из того, что принципы этого движения не нуждаются в теоретических доказательствах, а их подтверждение следует искать в самой практике. Они считали, что апеллировать следует не к разуму людей, а к их чувствам, эмоциям, инстинктам. Поэтому главную задачу государства в области образования они видели не в том, чтобы накачивать обучаемых как можно большим количеством знании, сколько в том, чтобы растить из них физически здоровых людей.
Стержневой в идеологии фашизма является идея нации, а в немецкой разновидности этой идейной доктрины, именуемой чаще всего нацизмом, – идея расы. Провозглашается превосходство одной расы над всеми другими, чем и обосновывается её право на господство. Идеологи нацизма внушали массам, что именно немцы составляют высшую расу, что именно в их жилах течёт чистая арийская кровь, и поэтому самой судьбой они предназначены для мирового господства.
Фашизм опирался на массовую военизированную политическую партию и непререкаемый авторитет вождя, «фюрера». Его отличает абсолютная нетерпимость к инакомыслию внутри общества, тотальный террор, а также агрессивность во внешней политике. Широко пропагандировались мифы об установлении тысячелетнего рейха в Германии и о возрождении величия Рима в Италии, оправдывалась политика завоевательных войн, установления мирового господства. К чему привела такого рода политика, хорошо известно – лагеря смерти, душегубки, планомерное уничтожение «низших рас» и «недочеловеков» (евреев, цыган, славян), рабская эксплуатация народов оккупированных стран во имя процветания и благополучия «высшей расы».
Разгром гитлеровской Германии, фашистской Италии и их союзников во Второй мировой войне привёл к ликвидации фашизма классического образца и запрету этой идеологии. Однако фашизм время от времени даёт о себе знать в виде неофашистских партий и групп в различных странах. Его появление провоцируется экономическими трудностями, межэтническими противоречиями и другими явлениями.
4.3. Национализм.Национализм представляет собой систему идей, взглядов, представлений и практических действий, основанных на этноцентризме (т.е. абсолютизации выдающейся роли своего этноса или нации и пренебрежение к другим этнонациональным общностям) и ориентированных на дискриминацию прав и свобод людей и групп иных наций. Главенствующей идеей данной идеологической доктрины является понимание и истолкование нации как основы и главенствующего субъекта государственно-политической, экономической и социокультурной системы общества.
Имеется множество разновидностей национализма:
1. Социокультурный национализм выражает стреаление национально-этнической общности к сохранению и упрочению своей национальной определённости, социокультурной и духовно-психологической самобытности.
2. Языковый национализм ориентирован на сохранение, всемерное развитие и расширение применения сферы родного языка, вплоть до придания ему статуса государственного.
3. Экономический национализм направлен на обеспечение приоритета своим национальным промышленным, сельскохозяйственным производителям, торговым и банковско-финансовым группам в международной экономической конкуренции.
4. Политический национализм проявляется в тенденции создать собственное государство на основе осознания единства нации, превосходства (либо доминирования) своего государства на международной арене.
5. Социально-бытовой национализм проявляется в недоверии, неприязни или враждебном отношении к людям других национальностей (например, к цыганам, евреям, чеченцам и др.) в повседневных межличностных и межгрупповых взаимодействиях.
6. Милитаристско-агрессивный национализм господствовал в период между двумя мировыми войнами в Германии и Италии и принимавший форму идеологии и практики господства одной нации над другими, агрессивного подавления, подчинения и порабощения народов других стран представителями «высшей» (в частности, «арийской») расы, тесно смыкается с расизмом.
Наряду с глобальными идеологиями в современном обществе функционируют также локальные и частичные идеологии.
Локальные идеологии формируются и развиваются, как правило, в одной или нескольких сопредельных странах, обладающих сходными или близкими по содержанию особенностями языка, культуры, религиозных верований, психического самоутверждения и самовыражения. Характерным примером такой идеологии является исламский фундаментализм, распространённый в ряде стран, население которых выражает приверженность исламской религии и построенным на её основаниях образцам культуры и миропонимания.
Более узким диапазоном распространения отличаются частичные идеологии. Они обычно вплетены в национально-идеологическую панораму отдельного государства и в своём содержании, формах проявления, идейной направленности, целеустановках выражают множественность интересов и ценностных ориентаций различных социальных групп и общностей. Конкретным проявлением наличия в обществе частичных идеологий является многопартийность, свойственная многим современным государствам. Частные идеологии часто даже выражают претензии на общегосударственное и даже более широкое значение своих доктрин (например, партийные идеологии ЛДПР, «Яблока», Союза правых сил в России).