Современное понимание цивилизационных теорий

Современное понимание принципов развития цивилизаций во многом является результатом синтеза предшествовавших теорий. В первую очередь вводится различие между мировыми (глобальными) и локальными цивилизациями.

Мировая цивилизация – этап в истории человечества, характеризующийся определенным уровнем потребностей, способностей, знаний, навыков и интересов человека, технологическим и экономическим способом производства, строем политических и общественных отношений, уровнем духовного воспроизводства.

Локальные цивилизации выражают культурно-исторические, этнические, религиозные, экономико-географические особенности отдельной страны, группы стран, этносов, связанных общей судьбой, отражающих и преломляющих ритм общеисторического прогресса, то оказываясь в его эпицентре, то удаляясь от него. Каждая локальная цивилизация имеет свой почерк, свой ритм, более или менее синхронизированный с ритмом мировых цивилизаций.

Родственная для понятия мировая цивилизация категория — общественно-экономическая формация, до последнего времени общепринятая в научных трудах и учебниках и используемая для характеристики крупных, объективно обусловленных этапов в развитии общества. Почему же потребовалось отказаться от этой привычной категории, заменять ее новым понятием, да еще используемым в столь разных смыслах?

Современное понимание цивилизационных теорий - student2.ru Во-первых, стремление избавиться от грубого социологизма и детерминизма, примата материального над духовным, что положено в основу понятия общественно-экономической формации. Наш подход исходит из примата человека, его потребностей, знания, умения, культуры, идеологии — всего того, что часто называется обобщающим словом общественное сознание и что отличает человека от всего остального мира. Безусловно, человек не может оторваться от окружающего мира; развитие производительных сил (главным элементом которых является человек с его потребностями и способностями, знанием и умением, желанием и волей) является одним из определяющих факторов исторического прогресса — наряду с динамикой духовного мира.

Во-вторых, жесткая пятичленная схема смены общественно-экономических формаций по существу антиисторична. Она пыталась уложить сложный, противоречивый ритм исторического прогресса, отличавшийся самобытностью в судьбах разных стран и народов, в прокрустово ложе догматической схемы. При этом начало истории — первобытнообщинная формация — оказывалось неопределенно протяженным, игнорировались качественно различные этапы в предыстории и первых этапах истории человечества; последняя формация — коммунистическая — означала, по существу, конец истории, в ней устранялись противоречия как главные движущие силы исторического прогресса. Подобно христианскому раю, это было бы бесконечно однообразное общество, фактически лишенное развития. Жизнь опровергла эту великую утопию, идеалы коммунизма потерпели тяжелое поражение в конце XX в. (хотя они и будут вновь возрождаться в модификационном виде, поскольку тяга к полному равенству и изобилию продолжает сохраняться и воспроизводиться).

Концепция смены мировых цивилизаций четко очерчивает начало исторического процесса, ведя отсчет истории с неолитической революции и предшествовавшего ей переходного периода — мезолита; предлагает более дробное по сравнению с марксистской схемой членение крупных этапов истории и, главное, исходит из того, что ритм смены цивилизаций, присущие ему движущие силы и противоречия сохранятся и в будущем, — до тех пор, пока будет существовать человеческое общество (а дни его пока не сочтены, хотя крупная космическая, экологическая или термоядерная катастрофа могут внезапно прекратить исторический процесс либо отбросить человечество на несколько циклов назад).

Остановимся теперь более подробно на структуре и динамике избранного нами объекта исследования — цивилизации.

Структуру цивилизации можно представить в виде усеченной пирамиды, которая делится по вертикали на пять этажей, каждый из которых, в свою очередь, включает ряд взаимодополняющих элементов:

ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ (ДУХОВНЫЙ МИР)
наука культура образование мораль идеология, религия
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
социальные национальные политические государственные правовые
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА
структура воспроизводства формы собственности обмен распределение экономическое управление
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА
средства труда источники энергии предметы труда природные ресурсы технологии организация производства
ЧЕЛОВЕК, СЕМЬЯ, НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ
потребности способности знания навыки интересы (желания) воля
                                 

1. Основой, фундаментом пирамиды цивилизации служит человек, а точнее — семья, первичная ячейка общества, его молекула (которая, в свою очередь, состоит из неделимых атомов — членов семьи, выполняющих взаимодополняющие функции, хотя возможна и семья из одного человека, вынужденного выполнять многие, но не все функции). Именно в семье сохраняется и воспроизводится биосоциальный генотип человека, происходит смена поколений людей, формируются и удовлетворяются основные жизненные потребности, приобретаются исходные знания и навыки (которые затем пополняются и развиваются системой образования), формируются интересы и воля человека. В семье — исходный и конечный пункты общественного воспроизводства. Самосохранение семьи ставит предел разрушительным началам при кризисах и изломах переходного периода, служит основой для их преодоления. Разрушение семьи в конечном итоге привело бы к вырождению и гибели атомизированного общества.

Совокупность семей образует народонаселение, развивающееся по демографическим законам, определяющее общий объем и структуру потребностей общества. Общая численность населения, темпы его роста, заселенность территории во многом определяют уровень развития общества, накапливающиеся в нем противоречия.

История цивилизаций началась с формирования в период неолита моногамной семьи (большой семьи, включающей несколько поколений ближайших родственников) как общественно-экономической единицы. С каждой новой цивилизацией менялись состав и функции семьи, ее роль в материальном и духовном воспроизводстве; историю семьи в ритме смены цивилизаций еще предстоит написать. Но семья всегда оставалась основной ячейкой общества (с тех пор как оно сформировалось), передающей из поколения в поколение его наследственный инвариант и впитывающей прошедшие испытания на прочность и оказавшиеся полезными мутации (полезные нововведения).

Семья — основная воспроизводственная ячейка общества. В ней осуществляется воспроизводство человека—не только главной производительной силы, но и цели и смысла общественного воспроизводства. В домашнем хозяйстве в современном обществе затрачивается до 30 — 40% (а в кризисных ситуациях — больше) полезного труда, в личном подсобном хозяйстве создается часть потребляемого семьей продовольствия, а в домашнем — основная часть личных услуг (по приготовлению пищи, уборке помещений, воспитанию детей, ремонту, а иногда и изготовлению одежды и т.п.).

Но, разумеется, семья не исчерпывает содержания фундамента цивилизации (общества). Речь идет прежде всего о человеке как индивидууме, личности, располагающей самобытным духовным миром, проходящей стадии своего жизненного цикла, впитывающей потоки информации и энергии от семьи, общества и отдающей эти потоки обратно в преобразованном виде. Каждый человек индивидуален, неповторим, но он служит атомом, зеркалом общества. Нет человека без общества — как и нет общества без человека. История общества — это история множества людей, их судеб, осознанных действий, подчас спонтанных поступков. История цивилизаций, ступени в динамике общества — это последовательное, полное противоречий сотрудничество и борение множества личностей, через сознание и деятельность которых проявляются исторические закономерности, сохраняется и обогащается наследственный генотип, осуществляется движение общества от одной исторической ступени к другой. Отдельный человек многолик, изменчив, порой загадочен и необъясним в своих устремлениях и поступках; но именно из поступков, содружества и противоборства миллионов и миллиардов индивидуумов складывается ход исторического прогресса.

Современное понимание цивилизационных теорий - student2.ru 2. Следующий этаж пирамиды цивилизации — технологический способ производства, выражающий совокупность используемых в обществе технологий, принципов и форм организации производства, средств производства, а также естественных производительных сил. На первых стадиях становления человеческого общества эпохи различаются археологами и историками по основным материалам, из которых изготовлялись орудия труда (каменные, бронзовые, железные). Главным источником энергии была мускульная сила человека, а затем животных; преобладала простейшая кооперация труда, при почти полной подчиненности человека природным силам. Но шаг за шагом человек формировал искусственный мир все более сложных орудий труда, затем машин, сложных технических систем, передавая энергетические, а теперь и управленческие и контрольные функции изобретенным им приборам, системам программируемого контроля. Развивалось общественное разделение труда — внутрипроизводственное, межотраслевое, территориальное; производство в масштабах предприятия, региона, страны, мирового хозяйства все больше приобретало признаки интегрированной целостности.

При переходе от одной цивилизации к другой происходит смена технологического способа производства, используемого набора средств производства и форм его организации, — развертывается технологическая революция. Но и в рамках данного способа производства происходят качественные изменения, смена технологических укладов, основанных на общих принципах и энергетических источниках технических систем, требующих определенных, адекватных этим системам форм организации производства. Так, индустриальный способ производства, начало которому положила промышленная революция, включает пять технологических укладов. Первый из них в значительной мере строится на технике, унаследованной от мануфактурного способа производства; второй — четвертый выражают последовательные ступени саморазвития индустриального способа производства; современный, пятый, преобладающий в развитых странах в конце XX в., является переходным к постиндустриальному технологическому способу производства, несет в себе зародыши, первичные элементы последнего, который станет развиваться на собственной основе лишь в следующем веке.

Каждый технологический уклад, в свою очередь, включает ряд сменяющих друг друга примерно раз в десятилетие взаимосвязанных поколений техники, каждое из которых реализует крупное изобретение, базисное нововведение. Современным примером может служить смена поколений вычислительной, лазерной, космической, ракетной техники. Каждое поколение является ступенью формирования и развертывания технологического цикла более высокого уровня (научно-технического направления), реализующего общий технологический принцип во множестве модификаций и моделей техники.

Смежные технологические способы производства, технологические уклады, поколения техники образуют общие поля, переходные периоды разной длительности, что обеспечивает непрерывность технического прогресса. В то же время утверждение каждого нового поколения техники, технологического уклада и способа производства знаменует очередной шаг технического прогресса, технологический переворот того или иного масштаба и глубины.

Переходные поколения техники, как и переходные технологические уклады, строящиеся на противоречивых, сменяющих друг друга технологических принципах, менее эффективны. Наибольшей эффективностью отличаются поколения и уклады, находящиеся в середине технологического цикла более высокого уровня, выражающие фазу его зрелости, полную реализацию заложенного в нем потенциала.

Ступени в развитии техники отражают шаги познания, материализации знаний и технологических навыков человека и, в свою очередь, открывают новые просторы в развитии его производственных способностей.

Современное понимание цивилизационных теорий - student2.ru 3. Следующий этаж пирамиды общества — экономический способ производства, строй экономических (производственных) отношений. Его основные элементы: структура воспроизводства; формы собственности (присвоения) средств производства и его результатов; способы распределения произведенного продукта между участниками воспроизводства, членами общества; способы обмена, циркуляции в обществе произведенных материальных благ; формы экономического управления, регулирующий и мотивационный механизм, побуждающий отдельных работников, воспроизводственные единицы к наиболее эффективным результатам.

Каждой цивилизации свойственны определенные соотношения элементов воспроизводства и отраслей, строй экономических отношений. Неолитическая цивилизация строилась, на общинной собственности, уравнительном распределении, натуральном обмене, непосредственном управлении трудовой деятельностью при первичных формах общественного разделения труда. Раннеклассовая и античная цивилизации — на частном присвоении (индивидуальном либо коллективном) средств производства и работников в сочетании с общинной и мелкой частной собственностью свободных земледельцев и ремесленников, минимальном пайке для рабов, росте товарного обмена (охватывающего лишь часть продукта общественного производства), внеэкономическом принуждении и государственной организации общественных работ (строительство и регулирование оросительных систем, сооружение пирамид, дворцов, храмов). Для средневековой и прединдустриальной цивилизаций характерны сословно-феодальная («многоэтажная») собственность на землю и частичная — на работников производства (крепостных крестьян и ремесленников) при личной собственности крестьянских семей на орудия труда, полубуржуазной собственности с элементами наемного труда в ремесле, промышленности, строительстве, торговле в «вольных городах», формировании развитого рыночно-денежного механизма. Для индустриальной цивилизации характерен экономический строй, основанный на отношениях капитала и наемного труда, господстве рыночных отношений.

Экономический способ производства проходит через определенные стадии в своем развитии, отвечающие фазам его жизненного цикла.

Однако следует отметить, что в «чистом» виде экономических отношений не бывает. В каждую эпоху сосуществуют, дополняют друг друга и противоборствуют различные экономические уклады: преобладающий, типичный для данного способа производства или его фазы; более или менее значительные остатки прежних, ранее преобладающих укладов; элементы, ростки зарождающихся будущих укладов, историческое время для которых еще не пришло. В переходные периоды наблюдается относительное равновесие и острое противоборство уходящего и приходящего укладов; поэтому здесь правомерно говорить о преобладании смешанной экономики.

4. Социально-политический строй — очередной этаж пирамиды цивилизации — выражает сложную систему общественных отношений. К ним можно отнести следующие их основные виды:

а) социальные отношения между различными группами населения —

половозрастными (мужчины и женщины, дети, взрослые и старики); занимающими разное место в общественном воспроизводстве и разделении труда (различные классы, работники физического и умственного труда, жители городов и деревень); различающимися по культурным и религиозным интересам (служители культа и верующие, относящиеся к разным религиям), уровню образования и т.п.;

Современное понимание цивилизационных теорий - student2.ru б) этнические и национальные — между группами людей, живущих в

одном регионе (стране) и обладающих общностью культуры, экономики,

исторических традиций, языка и т.д.; между людьми, относящимся к разным расам, нациям, национальностям, национальным группам;

в) политические — между партиями, выражающими интересы отдельных социальных групп, классов, стран, этносов, отстаивающими эти интересы в содружестве или противоборстве с другими политическими силами, причем противоборство это может принимать крайние формы вооруженных столкновений, войн, колониальных захватов. Различают внутриполитические отношения (внутри одной страны, государства) и внешнеполитические (между различными странами);

г) государственно-правовые, отражающиеся в различных формах государственной власти, реализующих ее системах правовых норм, обеспечивающих их соблюдение государственных и правоохранительных органов. Государство осуществляет разнообразные функции как внутри страны (обеспечение условий воспроизводства, правопорядка, поддержка определенных слоев населения, подавление сил, стремящихся изменить государственный строй), так и во взаимоотношениях с другими странами защита от нападений других государств или захват других стран, содержание для этого армий, регулирование внешнеэкономических отношений и т.п.); соответственно различаются сферы правового регулирования.

Современное понимание цивилизационных теорий - student2.ru Каждой цивилизации свойственны свой строй и уровень развития социально-политических отношений. Общеисторической закономерностью является постепенное усиление этой сферы, появление все новых видов и типов отношений. Если в неолитической цивилизации преобладали отношения между половозрастными группами, первыми ступенями общественного разделения труда (скотоводы, земледельцы), соседними общинами, то уже на следующей стадии отношения многократно усложнились: возникли классы, политические группы, государства, правовые системы, выделился слой людей, занимающихся управлением государством, сбором налогов, службой в армии, правосудием, служением культуре. Это был огромный скачок в формировании общества, упорядочении общественных отношений. В каждой последующей цивилизации эти институты совершенствовались, дифференцировались. Они сохранятся и в дальнейшем: как показала историческая практика, время исчезновения классов и отмирания государства еще не пришло. Да и вообще вопрос — придет ли оно, поскольку эти ожидания вытекали из представлений о стирании классовых различий и чисто насильственной функции государства как машины для подавления одного класса другим, противопоставлявшейся самоорганизации равноправных членов общества. Между тем, функции государства разнообразнее, оно является неизбежно возникшей формой самоорганизации общества, противостоящей произволу и хаосу в общественных отношениях.

На разных фазах цивилизационного цикла уровень упорядоченности социально-политической сферы неодинаков. В переходные периоды резко обостряются социальные противоречия, борьба между различными классами, партиями, государствами доходит до крайних форм череды революций, гражданских и межгосударственных войн, происходит смена лидеров социально-политической сферы, сопровождающаяся ломкой части государственного аппарата, изменением правовой системы, политических институтов. В социально-политической сфере наблюдается хаос, нарастает беззаконие, усиливается преступность; в войнах, революциях и от рук преступников гибнет значительная часть населения. На следующих фазах цивилизационного цикла из хаоса переходного периода рождается новая упорядоченность социально-политической сферы, отвечающая происшедшим радикальным переменам в человеке, технологическом и экономическом способах производства.

5. Какова структура верхнего этажа пирамиды цивилизации — духовного мира человека, общественного сознания?

Это прежде всего область человеческого знания, которая приобрела со временем форму упорядоченного знания — науки, сперва чисто эмпирической, а затем — абстрактной, изучающей закономерности развития природы, общества, самого человека. Общественное сознание начинается с той поры, когда человек (не как отдельный индивидуум, а как совокупность индивидуумов) смог отделить себя от окружающего мира, осознать свое место и целенаправленно использовать это знание для самовыживания и развития. Определенный уровень познания стал частью социального генотипа, обогащающегося от поколения к поколению. Сформировалось ветвистое дерево наук (общественных, естественных, технических), постоянно обновляемое и пополняемое. Могучая сила общественного интеллекта, ядром которого является научное познание, выступает в качестве первоисточника саморазвития человека и динамики общества, его движения по виткам исторической спирали.

Если наука—накопленный результат деятельности левого полушария, то культура — плод деятельности правого полушария, конкретнообразного, эмоционального восприятия окружающего мира. Она включает эстетические оценки, понятия прекрасного и безобразного, гармонии природы и красоты человека. К культуре относятся разнообразные виды искусств (живопись, ваяние, зодчество, музыка, вокал, хореография, театр), некоторые из которых возникли еще в период палеолита (наскальные рисунки, танцы, пение); литература; кино- и видеоискусство, возникшие лишь в течение последнего столетия; книгопечатание и средства массовой информации. Богатство и разнообразие культуры, дополняя знания, позволяет разносторонне, объемно воспринимать окружающий мир, более эффективно его трансформировать.

В духовную сферу входит также совокупность норм нравственности, этических оценок поведения каждого человека, его взаимоотношений с другими членами семьи и социальными группами и т.п. Нормы нравственности дают критерии — что хорошо и что плохо в поступках каждого человека; без них невозможно функционирование общества. Эти правила поведения закрепляются в семейных и национальных традициях, религиозных заповедях, а наиболее существенные для государства — в нормах права.

Современное понимание цивилизационных теорий - student2.ru Наконец, к общественному сознанию (духовному миру) следует отнести идеологию, выражающую мировоззрение человека, группы Людей, политической партии, государства, совокупность целей их действия, ранжирование приоритетов. Идеология может приобретать религиозную форму, но ее сфера не ограничивается религией. В моем понимании (ибо понятие это неоднозначно) идеология выражает целеполагание, определяет волю, целенаправленные действия человека, которые опираются не только на сознание, но и подсознание, толкают его на величайшие подвиги, на самопожертвование ради поставленной цели — либо на жуткое злодейство.

Все сферы духовной жизни той или иной цивилизации тесно связаны между собой, взаимно переплетены, выражают определенную ступень в поступательном движении общественного сознания. В переходные периоды происходит радикальная «расчистка» духовной сферы: терпят крушение устаревшие научные парадигмы и утверждаются новые, меняются художественные стили, содержание, методы и организационные формы образования, обновляются этические нормы, вытесняются старые и формируются новые идеологические течения, религии и т.п. Хаос на время охватывает духовный мир, возрождаются некогда отброшенные заблуждения и суеверия, вспыхивает яростная борьба за то, чем заполнить внезапно возникший вакуум в общественном сознании. Затем кризис духовной сферы преодолевается; утверждается, распространяется и совершенствуется новое содержание общественного сознания, пока не пробьет его час и оно не окажется под ударами очередного кризиса.

Так в общем виде выглядит структура пирамиды цивилизации; происходящие в ней изменения более детально будут рассмотрены ниже.

Наши рекомендации