Понятие, назначение, виды правотворчества.
Правотворчество - это социальная деятельность компетентных государственных органов, непосредственно народа (при референдуме) и по уполномочию государства негосударственных организаций по установлению норм права, их переработке и отмене.
Правотворчество - это составная часть понятия формирования права. Под формированием права понимают сложный, длящийся во времени, многофакторный процесс становления в обществе нормотворческих решений (идей, взглядов, обусловливающих необходимость принятия нормативно-правовых актов). Испытывая сильные субъективные влияния, он обусловлен, в первую очередь, социально-экономическими потребностями общества в конкретный исторический период Существенно влияют на формирование права уровень правосознания и правовой культуры общества, национальный, этнический, религиозный и иные факторы, а также международное положение страны. Правотворчество - это решающий и завершающий этап формирования права. Законотворчество является видом правотворчества.
Для того чтобы нормативно-правые акты были понятны для правоприменителя и для правооользователя, они должны быть выполнены на высоком уровне юридической техники.
Юридическая техника также понимается е широком и узком смысле. В широком смысле - это вся юридическая техника, которая используется в юридической практике, в узком - это совокупность приемов, способов, методов, направленных на разработку, обсуждение, принятие и обнародование нормативно-правовых актов. Разновидностью юридической: техники является законодательная техника.
Законодательная техника - это элемент правотворчества, представляющий систему правил и приемов подготовки наиболее совершенных по форме и структуре проектов нормативных актов, обеспечивающих максимально полное и точное соответствие формы нормативных предписаний их содержанию, доступность, простоту и обозримость нормативного материала, исчерпывающий охват регулируемых вопросов (требования к форме акта, изменения или отмены ранее принятых актов, устранение противоречий, оформление новой редакции статей и т.п.). Низкая законодательная техника связана также с быстрым рассмотрением Госдумой многих кодифицированных нормативно-правовых актов, когда за несколько дней пытаются принять сразу большое количество важных законов.
Правотворчество — это деятельность прежде всего государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм.
Субъектами правотворчества выступают государственные органы, негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т.п.), наделенные соответствующими полномочиями, а также народ при принятии законов на референдумах.
Правотворческая деятельность осуществляется врамках установленных процессуальных норм (процедур), содержащихся в Конституции, регламентах, уставах и т.п. Правотворчество заключается впринятии новых норм права, отмене либо совершенствовании старых путем внесения изменений и дополнений.
Правотворчество характеризуется тем, что:1. оно представляет собой деятельность активную, творческую, государственную;2.основная продукция его — юридические нормы, воплощающиеся главным образом в нормативных актах (кроме этого, в нормативных договорах, правовых обычаях, юридических прецедентах);3.это важнейшее средство управления обществом, здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения;4.уровень икультура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных актов, — это показатель цивилизованности и демократии общества.
Правотворчеству присущи следующие принципы:5.научность (ибо в процессе подготовки нормативных актов важно изучать социально-экономическую, политическую и иную ситуацию, объективные потребности развития общества и т.п.);6.профессионализм (заниматься подобной деятельностью должны компетентные люди — юристы, управленцы, экономисты и др.);7.законность (данная деятельность должна осуществляться в рамках и на основе конституции, иных законов и подзаконных актов);8.демократизм (характеризует степень участия граждан вэтом процессе, уровень развития процедурных норм и институтов в обществе);9. гласность (означает открытость, «прозрачность» правотворческого процесса для широкой общественности, нормальную циркуляцию информации).10.перативность (предполагает своевременность издания нормативных актов).
Виды правотворчества
Правотворчество — богатое по содержанию явление, сверхсложная деятельность по формулированию общих правил поведения. Оно может быть, естественно, неоднородным.
В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такие виды, как:1) непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни);2) правотворчество государственных органов (например, Государственной Думы, Правительства РФ);3) правотворчество отдельных должностных лиц (например, Президента, министра);4) правотворчество органов местного самоуправления;5) локальное правотворчество (например, на предприятии, в учреждении и организации);6) правотворчество общественных организаций (например, профсоюзов).
В зависимости от значимости правотворчество делится на:
1) законотворчество (правотворчество высших представительных органов — парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы — законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой);
2) делегированное правотворчество (нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента по принятию для оперативного решения определенных проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представительного органа);
3) подзаконное правотворчество (здесь нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам — президентом, правительством, министерствами, ведомствами, государственными комитетами, местными органами государственного управления, губернаторами, главами администраций, руководителями предприятий, учреждений, организаций). Далеко не все юридические нормы необходимо принимать на уровне законотворчества. Есть целый спектр ситуаций, когда юридические нормы целесообразнее принимать на уровне подзаконных актов, нормативных договоров и в иных формах. Кроме всего прочего, подзаконное правотворчество характеризуется большей оперативностью, гибкостью, меньшей формальностью, большей компетентностью осуществляющих его конкретных субъектов. Вместе с тем подзаконное правотворчество связано с «непрозрачностью» процесса принятия нормативных актов, с их громоздкостью.