Применению ЭУМК «Основы идеологии
белорусского государства»…………………………………………. 3
2. Учебная программа (рабочий вариант)
по дисциплине «Основы идеологии белорусского
государства» ………………….……………………………………......4
3. Теоретический раздел:
3.1. Конспект опорных лекций по дисциплине
«Основы идеологии белорусского государства»……………… 10
4. Практический раздел:
4.1 Тематические планы……………………………………………….75
4.2. Планы практических занятий…………………………………….76
5. Блок контроля знаний:
5.1. Задания для самостоятельной управляемой работы
студентов и методические указания по их выполнению……….77
5.2. Тестовые задания для самопроверки по
дисциплине «Основы идеологии белорусского
государства» ……………….……………………………………...79
6. Список используемой литературы………………………………… 84
1. Пояснительная записка по учебно-методическому
Применению ЭУМК «Основы идеологии
Белорусского государства»
ЭУМК «Основы идеологии белорусского государства» разработан для студентов университета всех форм обучения на основе новых подходов комплексности, информативности, социально-практической направленности как дополнение к основному базовому учебнику.
Научно-методический компонент ЭУМК:
Структура и содержание комплекса включает совокупность элементов: тезисы лекций, программу курса «Основы идеологии белорусского государства», программы практических занятий, задания для самостоятельной управляемой работы студентов и методические указания по их выполнению; тестовые задания по модулям изучения дисциплины «Основы идеологии белорусского государства»; список используемой литературы, глоссарий. Всё это должно помочь студентам в изучении этой гуманитарной дисциплины.
Предназначение комплекса по идеологии – в ориентации студентов на использование в образовательном процессе совокупности интерактивных методов, развивающих критически-творческое мышление, укрепляющих инновационный потенциал лекций и практических занятий, самостоятельной учебно-познавательной деятельности.
Элементы, составляющие структуру и содержание комплекса, опираются на отработанную методическую основу, предполагают творческий поиск новых подходов к идеологическому образованию и воспитанию студентов, разнообразных педагогических проектов.
Воспитательно-мировоззренческий потенциал ЭУМК:
Идейно-воспитательный компонент ЭУМК содержится в интерактивной парадигме преподавания гуманитарных наук. Она заключена:
· в ценностной ориентации на формирование демократической культуры личности студента;
· в системе методов, формирующих духовно-нравственный, научно-мировоззренческий потенциал выпускника вуза;
· в личностной, индивидуальной направленности обучения и воспитания.
Научно-исследовательская составляющая ЭУМК:
Одной из целей практического применения ЭУМК является побуждение студентов к более углубленному самостоятельному изучению основ идеологии и вовлечение их в научно-исследовательский процесс, участию в республиканских и международных студенческих конференциях, симпозиумах, в т.ч. и заочных электронных; подготовке статей, рефератов, конкретизирующих, углубляющих или аргументировано опровергающих те или иные положения науки и педагогической практики.
Организационно-методические возможности ЭУМК:
Практическая значимость использования студентами ЭУМК состоит в том, что каждый студент имеет возможность получить соответствующую информацию по дисциплине «Основы идеологии белорусского государства» через личный компьютер. С учётом ограниченности учебников на абонементе в библиотеке представляется важным всегда иметь в своём компьютере ежегодно обновляемую информацию по политологии, позволяющую в полной мере подготовиться к текущим практическим занятиям, зачёту или экзамену. Используя тезисы лекций и самостоятельно проработав предложенные примерные тесты, студент может быть в определённой мере быть уверен в сдаче зачёта, поскольку тестовые задания из примерных тестов ЭУМК соответствуют тестовым заданиям тестов на зачёте.
2. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА (рабочий вариант) по дисциплине «Основы идеологии белорусского государства»
Учебная программа курса «Основы идеологии белорусского государства» составлена на основе типовой учебной программы, для высших учебных заведений, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 2 августа 2007 г. Регистрационный № ТД-СГ.007/тип. Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта на заседании кафедры профсоюзной работы 28.08.2015 г., протокол № 1.
Одобрена и рекомендована к утверждению Научно-методическим Советом Учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный университет «МИТСО»_____ 2015 г. протокол №__ .
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа составлена с учетом назревших потребностей в выработке и реализации идеологии государства, в полной мере соответствует нынешним реалиям и условиям идеологического обеспечения стратегических и текущих задач развития страны. В основе содержания программы лежат положения Конституции и законы Республики Беларусь; материалы первого (1996 год), второго (2001 год), третьего (2006 год), четвёртого (2010 год) Всебелорусских народных собраний; Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2020 года.
Цель курса – усвоение студентами в систематизированном виде основного содержания идеологии современного белорусского государства, необходимого для их осознанного участия в общественно-политической жизни страны в качестве ее полноправных граждан.
Основными задачами идеологической работы, которые находят отражение в программе курса, являются: овладение общественным сознанием; внедрение в него необходимых критериев оценки прошлого, настоящего и будущего; создание в глазах общественного мнения позитивного отношения к определенным в государстве стратегическим целям и задачам.
В результате изучения курса студенты должны знать:
· Основные категории, понятия, мировоззренческие основы идеологии;
· Роль идеологии белорусского государства в развитии общества
· Теоретические положения, объясняющие феномены идеологии, политической идеологии и государственной идеологии.
уметь характеризовать:
· Специфику идеологии белорусского государства
· Базисные целевые установки белорусского общества
· Связь идеологии с социально-экономическими процессами
· Собственные мировоззренческие позиции
уметь анализировать:
· Идеологические процессы в Республике Беларусь
· Принимаемые в идеологической сфере решения
приобрести навыки:
· Изложения и отстаивания идей, ценностей, принципов, целей и представлений, составляющих основу организации и деятельности белорусского общества и государства
· Ориентирования в процессах, происходящих в политической, социально-экономической и духовно-культурных сферах белорусского общества
· Осознанного участия в общественно-политической жизни Республики Беларусь.
Связь с другими учебными дисциплинами:
Учебная дисциплина «Основы идеологии белорусского государства» тесно связана с такими учебными дисциплинами как «Политология», «История Беларуси», «История политических и правовых учений», «История государства и права зарубежных стран», «Философия». Связь с этими учебными дисциплинами даёт возможность студентам глубже понять и рассматривать основные категории, понятия, мировоззренческие основы идеологии в историческом и правовом контексте.
Настоящая программа предназначена для реализации на всех факультетах Международного университета «МИТСО». Курс завершается сдачей студентами зачета.
Специаль-ность | Сем. | Всего часов | Ауд. часов | Лек. | Практ./ лаб. зан | СУРС | Экз. | Зач. |
Очная форма обучения | ||||||||
МП, ПР | Зач. | |||||||
ЛГ, МН, МР, ЭУП, ФиК | Зач. | |||||||
Заочная форма обучения | ||||||||
ПР | – | – | Зач. | |||||
ЛГ, МН, МР, ЭУП, ФиК | ||||||||
ЛГ, МН, МР, ЭУП, ФиК | Зач. | |||||||
Заочная сокращенная форма обучения | ||||||||
ПР | Зач. | |||||||
ЛГ, МН, МР, ЭУП, ФиК | Зач. |
2.2. ПРИМЕРНЫЙТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ИДЕОЛОГИИ БЕЛАРУССКОГО ГОСУДАРСТВА» ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МОДУЛЯ «ПОЛИТОЛОГИЯ»
Тематический план учебной дисциплины
(для очной формы обучение)
№№ модулей | Названия модулей | Количество часов | |||
лекции | семинары | СУРС | всего | ||
Модуль 5 | Идеология и её роль в жизнедеятельности современного общества. | ||||
Модуль 6 | Культурно-историческая (цивилизационная) составляющая идеологии белорусского государства | ||||
Модуль 7 | Политическая, экономическая и социогуманитарная составляющие идеологии белорусского государства | ||||
ВСЕГО |
Тематический план учебной дисциплины
(для заочной и заочной сокращённой форм обучения)
№№ модулей | Названия модулей | Количество часов | |||||||
лекции | семинары | УСРС | всего | ||||||
Модуль 5 | Идеология и её роль в жизнедеятельности современного общества. | ||||||||
Модуль 6 | Культурно-историческая (цивилизационная) составляющая идеологии белорусского государства | ||||||||
|
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.
Модуль 5.Идеология и её роль в жизнедеятельности современного общества.
Особенности современного этапа развития белорусского общества как причина, обусловливающая актуальность научного анализа и необходимость изучения и осмысления государственной идеологии Республики Беларусь; распад СССР и провозглашение суверенитета белорусского государства; становление институтов современной белорусской государственности и гражданского общества; формулирование целей развития белорусского общества, приоритетов внутренней и внешней политики Республики Беларусь.
Предмет курса идеологии белорусского государства — составляющая основу деятельности государства совокупность идей, ценностей, принципов и представлений, объединяющих население Беларуси в политическое сообщество, определяющих цели и задачи развития белорусского общества и обосновывающих пути их реализации.
Введение в научный оборот и политический лексикон французом А. Дестютом де Траси понятия «идеология» и эволюция его содержания. К. Маркс и Ф. Энгельс об идеологии как «ложном сознании». К. Манхейм об идеологии как типе и продукте мышления определенных групп людей и орудии коллективного действия в общественно-политической жизни. Современное понимание идеологии. Формирование идеологии. Идеология и мировоззрение. Идеология и политика.
Понятие политической идеологии. Уровни политической идеологии: теоретико-концептуальный, программно-политический, обыденно-актуализированный. Идеология и социально-политическое знание. Теории деидеологизации реидеологизации.
Класификация политических идеологий.
Либерализм - доминирующее идейно-политическое течение Запада. Социально-экономические и теоретические предпосылки возникновения классического либерализма. А. Смит, Дж. Локк, Дж. Милль и другие основоположники либерализма. Индивидуализм и свобода личности - базовые ценности либерализма. Неолиберализм.
Консерватизм - идеология и политика сохранения сложившихся форм общественной жизни. Возникновение консерватизма как реакция на радикализм Французской революции. Основоположники консерватизма: Эдмунд Берк, Жозеф де Местр, Луи де Бональд и др. Верность традиции, понимание общества как органической реальности, социальная иерархия - фундаментальные ценности и положения консерватизма. Неоконсерватизм.
Социализм и его разновидности. Социальные предпосылки возникновения социалистических идей. Социальное равенство и справедливость - базовые ценности социализма.
Базовые социально-политические идеи анархизма, национализма, фашизма, пацифизма, феминизма, экологизма, глобализма, антиглобализма, религиозного фундаментализма.
Требования к компетентности:
знать предмет идеологии белорусского государства и задачи её изучения;
знать и уметь давать характеристику политическим идеям анархизма, пацифизма, феминизма, глобализма, антиглобализма, религиозного фундаментализма;
уметь выделить и характеризовать основные функции идеологии; проводить классификацию политических идеологий;
иметь представление о содержании идеологической работы.
Модуль 6. Культурно-историческая (цивилизационная) составляющая идеологии белорусского государства.
Понятие государства как политического сообщества. Нация как совокупность граждан одного государства. Национальное государство. Национальная идея – выражение этнокультурной или территориальной группой людей осознания себя особой нацией и своего стремления к самоорганизации (самосохранению) в качестве нации-государство.
Идеология – атрибутивный признак государства. Государственная идеология – целостная, относительно-систематизированная совокупность взаимосвязанных идей, ценностей и представлений, в которых образующая государство общность (народ) осознаёт себя, своё положение в окружающей действительности, свои потребности и интересы как единого целого, формулирует и оправдывает свои цели и устремления и обосновывает пути их достижения с помощью государственной власти.
Понятие элементов государственной идеологии; её культурно-историческая (цивилизационная), политическая, экономическая и социокультурная составляющие. Механизм функционирования государственной идеологии как совокупность лиц, институтов, организаций и учреждений, обеспечивающих формирование, систематизацию, нормативно-правовое закрепление и распространение государственной идеологии.
Идейный плюрализм гражданского общества и национально-государственная идеология. Сосуществование и взаимовлияние государственной и частных идеологий в гражданском обществе.
Соответствие белорусской государственной идеологии мировосприятию и мироощущению белорусского народа, фундаментальным ценностям его бытия и его ментальным свойствам.
Цивилизационное многообразие современного мира. Уникальность места белорусов среди славянских и европейских народов. Восточное и западное влияние на формирование социокультурных идеалов и ценностей белорусов.
Вклад отечественных мыслителей, писателей и поэтов XV-XX вв. (Н. Гусовский, Ф. Скорина, С. Полоцкий, Ф. Богушевич, М. Богданович, Я. Купала, Я. Колас и др.) в формирование традиционных идеалов и ценностей белорусского народа.
Гуманистический и демократический идеалы общественной жизни белорусов. Приверженность белорусов идеалу социального равенства и справедливости. Проявление социокультурной самобытности белорусов в их национальном характере. Влияние национальных особенностей белорусов на политическую жизнь общества.
Требования к компетентности:
знать основные этапы становления белорусской национальной государственности;
знать содержание гуманистических идеалов и ценностей белорусского народа;
уметь раскрыть роль духовно-культурного наследия в формировании идеалов и ценностей белорусского народа;
уметь характеризовать социокультурную самобытность белорусов, основные черты их национального характера.