Электронный учебно-методический комплекс
Кафедра профсоюзной работы
ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА»
Составитель: Давидюк П.Г., доцент кафедры
профсоюзной работы,
кандидат исторических наук, доцент
Минск – 2015.
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Пояснительная записка по учебно-методическому
Применению ЭУМК «Основы идеологии
белорусского государства»…………………………………………. 3
2. Учебная программа (рабочий вариант)
по дисциплине «Основы идеологии белорусского
государства» ………………….……………………………………......4
3. Теоретический раздел:
3.1. Конспект опорных лекций по дисциплине
«Основы идеологии белорусского государства»……………… 10
4. Практический раздел:
4.1 Тематические планы……………………………………………….75
4.2. Планы практических занятий…………………………………….76
5. Блок контроля знаний:
5.1. Задания для самостоятельной управляемой работы
студентов и методические указания по их выполнению……….77
5.2. Тестовые задания для самопроверки по
дисциплине «Основы идеологии белорусского
государства» ……………….……………………………………...79
6. Список используемой литературы………………………………… 84
1. Пояснительная записка по учебно-методическому
Применению ЭУМК «Основы идеологии
Белорусского государства»
ЭУМК «Основы идеологии белорусского государства» разработан для студентов университета всех форм обучения на основе новых подходов комплексности, информативности, социально-практической направленности как дополнение к основному базовому учебнику.
Научно-методический компонент ЭУМК:
Структура и содержание комплекса включает совокупность элементов: тезисы лекций, программу курса «Основы идеологии белорусского государства», программы практических занятий, задания для самостоятельной управляемой работы студентов и методические указания по их выполнению; тестовые задания по модулям изучения дисциплины «Основы идеологии белорусского государства»; список используемой литературы, глоссарий. Всё это должно помочь студентам в изучении этой гуманитарной дисциплины.
Предназначение комплекса по идеологии – в ориентации студентов на использование в образовательном процессе совокупности интерактивных методов, развивающих критически-творческое мышление, укрепляющих инновационный потенциал лекций и практических занятий, самостоятельной учебно-познавательной деятельности.
Элементы, составляющие структуру и содержание комплекса, опираются на отработанную методическую основу, предполагают творческий поиск новых подходов к идеологическому образованию и воспитанию студентов, разнообразных педагогических проектов.
Воспитательно-мировоззренческий потенциал ЭУМК:
Идейно-воспитательный компонент ЭУМК содержится в интерактивной парадигме преподавания гуманитарных наук. Она заключена:
· в ценностной ориентации на формирование демократической культуры личности студента;
· в системе методов, формирующих духовно-нравственный, научно-мировоззренческий потенциал выпускника вуза;
· в личностной, индивидуальной направленности обучения и воспитания.
Научно-исследовательская составляющая ЭУМК:
Одной из целей практического применения ЭУМК является побуждение студентов к более углубленному самостоятельному изучению основ идеологии и вовлечение их в научно-исследовательский процесс, участию в республиканских и международных студенческих конференциях, симпозиумах, в т.ч. и заочных электронных; подготовке статей, рефератов, конкретизирующих, углубляющих или аргументировано опровергающих те или иные положения науки и педагогической практики.
Организационно-методические возможности ЭУМК:
Практическая значимость использования студентами ЭУМК состоит в том, что каждый студент имеет возможность получить соответствующую информацию по дисциплине «Основы идеологии белорусского государства» через личный компьютер. С учётом ограниченности учебников на абонементе в библиотеке представляется важным всегда иметь в своём компьютере ежегодно обновляемую информацию по политологии, позволяющую в полной мере подготовиться к текущим практическим занятиям, зачёту или экзамену. Используя тезисы лекций и самостоятельно проработав предложенные примерные тесты, студент может быть в определённой мере быть уверен в сдаче зачёта, поскольку тестовые задания из примерных тестов ЭУМК соответствуют тестовым заданиям тестов на зачёте.
2. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА (рабочий вариант) по дисциплине «Основы идеологии белорусского государства»
Учебная программа курса «Основы идеологии белорусского государства» составлена на основе типовой учебной программы, для высших учебных заведений, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 2 августа 2007 г. Регистрационный № ТД-СГ.007/тип. Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта на заседании кафедры профсоюзной работы 28.08.2015 г., протокол № 1.
Одобрена и рекомендована к утверждению Научно-методическим Советом Учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный университет «МИТСО»_____ 2015 г. протокол №__ .
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа составлена с учетом назревших потребностей в выработке и реализации идеологии государства, в полной мере соответствует нынешним реалиям и условиям идеологического обеспечения стратегических и текущих задач развития страны. В основе содержания программы лежат положения Конституции и законы Республики Беларусь; материалы первого (1996 год), второго (2001 год), третьего (2006 год), четвёртого (2010 год) Всебелорусских народных собраний; Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2020 года.
Цель курса – усвоение студентами в систематизированном виде основного содержания идеологии современного белорусского государства, необходимого для их осознанного участия в общественно-политической жизни страны в качестве ее полноправных граждан.
Основными задачами идеологической работы, которые находят отражение в программе курса, являются: овладение общественным сознанием; внедрение в него необходимых критериев оценки прошлого, настоящего и будущего; создание в глазах общественного мнения позитивного отношения к определенным в государстве стратегическим целям и задачам.
В результате изучения курса студенты должны знать:
· Основные категории, понятия, мировоззренческие основы идеологии;
· Роль идеологии белорусского государства в развитии общества
· Теоретические положения, объясняющие феномены идеологии, политической идеологии и государственной идеологии.
уметь характеризовать:
· Специфику идеологии белорусского государства
· Базисные целевые установки белорусского общества
· Связь идеологии с социально-экономическими процессами
· Собственные мировоззренческие позиции
уметь анализировать:
· Идеологические процессы в Республике Беларусь
· Принимаемые в идеологической сфере решения
приобрести навыки:
· Изложения и отстаивания идей, ценностей, принципов, целей и представлений, составляющих основу организации и деятельности белорусского общества и государства
· Ориентирования в процессах, происходящих в политической, социально-экономической и духовно-культурных сферах белорусского общества
· Осознанного участия в общественно-политической жизни Республики Беларусь.
Связь с другими учебными дисциплинами:
Учебная дисциплина «Основы идеологии белорусского государства» тесно связана с такими учебными дисциплинами как «Политология», «История Беларуси», «История политических и правовых учений», «История государства и права зарубежных стран», «Философия». Связь с этими учебными дисциплинами даёт возможность студентам глубже понять и рассматривать основные категории, понятия, мировоззренческие основы идеологии в историческом и правовом контексте.
Настоящая программа предназначена для реализации на всех факультетах Международного университета «МИТСО». Курс завершается сдачей студентами зачета.
Специаль-ность | Сем. | Всего часов | Ауд. часов | Лек. | Практ./ лаб. зан | СУРС | Экз. | Зач. |
Очная форма обучения | ||||||||
МП, ПР | Зач. | |||||||
ЛГ, МН, МР, ЭУП, ФиК | Зач. | |||||||
Заочная форма обучения | ||||||||
ПР | – | – | Зач. | |||||
ЛГ, МН, МР, ЭУП, ФиК | ||||||||
ЛГ, МН, МР, ЭУП, ФиК | Зач. | |||||||
Заочная сокращенная форма обучения | ||||||||
ПР | Зач. | |||||||
ЛГ, МН, МР, ЭУП, ФиК | Зач. |
2.2. ПРИМЕРНЫЙТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ИДЕОЛОГИИ БЕЛАРУССКОГО ГОСУДАРСТВА» ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МОДУЛЯ «ПОЛИТОЛОГИЯ»
Тематический план учебной дисциплины
(для очной формы обучение)
№№ модулей | Названия модулей | Количество часов | |||
лекции | семинары | СУРС | всего | ||
Модуль 5 | Идеология и её роль в жизнедеятельности современного общества. | ||||
Модуль 6 | Культурно-историческая (цивилизационная) составляющая идеологии белорусского государства | ||||
Модуль 7 | Политическая, экономическая и социогуманитарная составляющие идеологии белорусского государства | ||||
ВСЕГО |
Тематический план учебной дисциплины
(для заочной и заочной сокращённой форм обучения)
№№ модулей | Названия модулей | Количество часов | |||||||
лекции | семинары | УСРС | всего | ||||||
Модуль 5 | Идеология и её роль в жизнедеятельности современного общества. | ||||||||
Модуль 6 | Культурно-историческая (цивилизационная) составляющая идеологии белорусского государства | ||||||||
|
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.
Модуль 5.Идеология и её роль в жизнедеятельности современного общества.
Особенности современного этапа развития белорусского общества как причина, обусловливающая актуальность научного анализа и необходимость изучения и осмысления государственной идеологии Республики Беларусь; распад СССР и провозглашение суверенитета белорусского государства; становление институтов современной белорусской государственности и гражданского общества; формулирование целей развития белорусского общества, приоритетов внутренней и внешней политики Республики Беларусь.
Предмет курса идеологии белорусского государства — составляющая основу деятельности государства совокупность идей, ценностей, принципов и представлений, объединяющих население Беларуси в политическое сообщество, определяющих цели и задачи развития белорусского общества и обосновывающих пути их реализации.
Введение в научный оборот и политический лексикон французом А. Дестютом де Траси понятия «идеология» и эволюция его содержания. К. Маркс и Ф. Энгельс об идеологии как «ложном сознании». К. Манхейм об идеологии как типе и продукте мышления определенных групп людей и орудии коллективного действия в общественно-политической жизни. Современное понимание идеологии. Формирование идеологии. Идеология и мировоззрение. Идеология и политика.
Понятие политической идеологии. Уровни политической идеологии: теоретико-концептуальный, программно-политический, обыденно-актуализированный. Идеология и социально-политическое знание. Теории деидеологизации реидеологизации.
Класификация политических идеологий.
Либерализм - доминирующее идейно-политическое течение Запада. Социально-экономические и теоретические предпосылки возникновения классического либерализма. А. Смит, Дж. Локк, Дж. Милль и другие основоположники либерализма. Индивидуализм и свобода личности - базовые ценности либерализма. Неолиберализм.
Консерватизм - идеология и политика сохранения сложившихся форм общественной жизни. Возникновение консерватизма как реакция на радикализм Французской революции. Основоположники консерватизма: Эдмунд Берк, Жозеф де Местр, Луи де Бональд и др. Верность традиции, понимание общества как органической реальности, социальная иерархия - фундаментальные ценности и положения консерватизма. Неоконсерватизм.
Социализм и его разновидности. Социальные предпосылки возникновения социалистических идей. Социальное равенство и справедливость - базовые ценности социализма.
Базовые социально-политические идеи анархизма, национализма, фашизма, пацифизма, феминизма, экологизма, глобализма, антиглобализма, религиозного фундаментализма.
Требования к компетентности:
знать предмет идеологии белорусского государства и задачи её изучения;
знать и уметь давать характеристику политическим идеям анархизма, пацифизма, феминизма, глобализма, антиглобализма, религиозного фундаментализма;
уметь выделить и характеризовать основные функции идеологии; проводить классификацию политических идеологий;
иметь представление о содержании идеологической работы.
Модуль 6. Культурно-историческая (цивилизационная) составляющая идеологии белорусского государства.
Понятие государства как политического сообщества. Нация как совокупность граждан одного государства. Национальное государство. Национальная идея – выражение этнокультурной или территориальной группой людей осознания себя особой нацией и своего стремления к самоорганизации (самосохранению) в качестве нации-государство.
Идеология – атрибутивный признак государства. Государственная идеология – целостная, относительно-систематизированная совокупность взаимосвязанных идей, ценностей и представлений, в которых образующая государство общность (народ) осознаёт себя, своё положение в окружающей действительности, свои потребности и интересы как единого целого, формулирует и оправдывает свои цели и устремления и обосновывает пути их достижения с помощью государственной власти.
Понятие элементов государственной идеологии; её культурно-историческая (цивилизационная), политическая, экономическая и социокультурная составляющие. Механизм функционирования государственной идеологии как совокупность лиц, институтов, организаций и учреждений, обеспечивающих формирование, систематизацию, нормативно-правовое закрепление и распространение государственной идеологии.
Идейный плюрализм гражданского общества и национально-государственная идеология. Сосуществование и взаимовлияние государственной и частных идеологий в гражданском обществе.
Соответствие белорусской государственной идеологии мировосприятию и мироощущению белорусского народа, фундаментальным ценностям его бытия и его ментальным свойствам.
Цивилизационное многообразие современного мира. Уникальность места белорусов среди славянских и европейских народов. Восточное и западное влияние на формирование социокультурных идеалов и ценностей белорусов.
Вклад отечественных мыслителей, писателей и поэтов XV-XX вв. (Н. Гусовский, Ф. Скорина, С. Полоцкий, Ф. Богушевич, М. Богданович, Я. Купала, Я. Колас и др.) в формирование традиционных идеалов и ценностей белорусского народа.
Гуманистический и демократический идеалы общественной жизни белорусов. Приверженность белорусов идеалу социального равенства и справедливости. Проявление социокультурной самобытности белорусов в их национальном характере. Влияние национальных особенностей белорусов на политическую жизнь общества.
Требования к компетентности:
знать основные этапы становления белорусской национальной государственности;
знать содержание гуманистических идеалов и ценностей белорусского народа;
уметь раскрыть роль духовно-культурного наследия в формировании идеалов и ценностей белорусского народа;
уметь характеризовать социокультурную самобытность белорусов, основные черты их национального характера.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ.
Конспект опорных лекций по дисциплине «Основы идеологии белорусского государства»
Идеология либерализма
Становление буржуазных государств осуществлялось под знаменем борьбы за идеи и принципы, которые принято называть классическим либерализмом (от лат. – liberalis – свободный). Идеология либерализма была исторически первой политической идеологией.
Либерализм как самостоятельное идеологическое течение сформировался на базе политической философии английских просветителей Дж. Локка (1632 – 1704), Т. Гоббса(1588 – 1679), А. Смита (1723 – 1790) в конце XVII – XVIII в.
Связав свободу личности с уважением основополагающих прав человека (права на жизнь, свободу, частную собственность), а также с системой частного владения, либерализм положил в основу своей концепции идеалы свободной конкуренции, рынка, предпринимательства. Поворотным пунктом в развитии либерализма следует считать Великую французскую буржуазную революцию. Именно в это время идеологические принципы либерализма начинают воплощаться в политическую практику.
Основные идеи либерализма.
Центральное место в идеологии либерализма занимает идея индивидуальной свободы и автономии индивидуальной воли. При феодализме личность была полностью подавлена и подчинена существующему социальному порядку. Выдающиеся мыслители того времени критиковали такое положение вещей. Они утверждали, что общество – это механизм, состоящий из автономных и самореализующихся индивидов, и выдвинули и обосновали доктрину естественных прав человека на жизнь, свободу, собственность. Согласно ей, человек – независимый субъект, который сам знает, что для него хорошо и что плохо. Дж.С. Милль сформулировал эту мысль в форме следующей аксиомы: «Человек сам лучше любого правительства знает, что ему нужно», а Дж.Локк писал, что индивид «хозяин своей собственной персоны».
В целом либеральное мировоззрение с самого начала тяготело к признанию идеала индивидуальной свободы в качестве универсальной цели. Более того, гносеологической предпосылкой либерального мировоззрения является вычленение человеческой индивидуальности, осознание ответственности отдельного человека за свои действия, как перед самим собой, так и перед обществом, утверждение представления о равенстве всех людей в своем врожденном, естественном праве на самореализацию.
Принцип индивидуализма в идеологии либерализма тесно связан с принципом невмешательства. Идея невмешательства формировалась одновременно и в тесной содержательной связи с принципом индивидуализма. Поскольку индивид и его деятельность являются смыслообразующей основой общества, именно он обладает приоритетом над социальными связями, а для возможности реализовать этот приоритет он должен обладать достаточным иммунитетом к внешним воздействиям. Ни другие индивиды, ни государство, ни общество в целом не должны выходить за свои естественно установленные границы и переходить их, вмешиваясь в жизнь человека.
Невмешательство означает ни больше и ни меньше, чем свободу человека сохранять собственную особенность, быть самим собой. Для этого человеку и необходима неприкосновенность его «малого мира», подпадающего под понятие частной жизни. Речь идет о том, что только этот малый мир определяется индивидом и представляет собой самого индивида в его реализации.
Одним из центральных положений либерализма является абсолютная ценность человеческой личности и изначальное («от рождения») равенство всех людей. Это положение было направлено против феодальных порядков, основанных на сословном делении и привилегиях. Выдвигая этот тезис, экономически окрепшая буржуазия стремилась занять в обществе подобающее ее экономическому могуществу положение. И. Кант, отражая эти настроения, отмечал, что человек сам по себе цель и не может быть использован как орудие для достижения каких-либо иных целей.
В политической области высшей ценностью либералы считают право, провозглашается свобода, не зависимая от каких-либо критериев государственного строя, свобода создания всевозможных союзов, партий, ассоциаций, организаций. Либералы призывали к ограничению функций государства. Государству они соглашались оставить лишь функцию поддержания общественного порядка и внешнюю защиту. Задача государства состоит в том, чтобы регулировать отношения между свободными гражданами на основе строгого соблюдения законов, которые призваны гарантировать свободу личности, неприкосновенность собственности, равенство всех перед законом и другие права человека и гражданина.
С момента своего возникновения либерализм отстаивал критическое отношение к государству, принципы высокой политической ответственности граждан, религиозную веротерпимость и плюрализм, идею конституционализма. Стержнем либеральной политики является антипатия к росту и усилению государственной, особенно исполнительно-распорядительной власти.
В экономической области либерализм защищал идеалы свободного рыночного обмена, личной предпринимательской инициативы, «честной конкуренции», осуждал всякий протекционизм, выступал против политического вмешательства в экономическую жизнь.
Главный лозунг, выдвинутый торгово-промышленными кругами – «свободы действий», т.е. полного освобождения экономической деятельности от надзора государства. Последнему отводилась роль «ночного сторожа», охраняющего частную собственность, следящего за порядком и законопослушанием граждан. Сама же частная собственность рассматривалась в качестве гаранта и меры свободы. В. Фон Гумбольдт писал, что идея свободы развивается только вместе с идеей собственности, и самой энергичной деятельности люди обязаны именно чувству собственности. Дж. Локк относил частную собственность, наряду со свободой и равенством, к числу естественных прав и свобод человека.
В социальной сфере либерализм исходит из «естественного неравенства» людей, которые даже при одинаковых условиях непременно покажут разные результаты. Неравенство либералы рассматривали как естественный биологический, социальный и исторический факт, обусловленный неравенством способностей, талантов, трудолюбия людей. В работах многих представителей классического либерализма равенство противопоставлялось свободе, а последняя отождествлялась с владением частной собственностью.
Классический либерализм выделяет два типа общественной эволюции: естественную, происходящую в гражданском обществе и искусственную, насаждаемую государством сверху. Благополучно обстоят дела там, где гражданское общество активно, а государство пассивно. Демократические режимы функционируют хорошо тогда, когда мотор заложен в самом гражданском обществе, а тормоз – в правительстве. Когда же общество лишено внутреннего мотора и его деятельность стимулируется и направляется государством, то это прямой путь к деспотизму.
В духовной сфере провозглашалась свобода волеизъявления взглядов – свобода совести, слова, печати, социального и национального самосознания. Но во всех свободах предпочтение отдается не свободе коллектива, а свободе личности, индивида, что является, с точки зрения либералов, наилучшей формой самореализации отдельных индивидов.
Эти идеи были взяты на вооружение частью политической элиты Запада, общественными движениями, которые затем конституировались в партии либерального толка. Но реализация либеральной модели показала, что, уничтожив сословные привилегии, разделив законодательную, судебную, исполнительную власть, создав правовые гарантии свободы слова, совести, собраний, равенства граждан перед законом, классический либерализм привел к поляризации общества, в котором права и свободы становились формальными. Свободные рыночные отношения не обеспечивали социальную гармонию и справедливость.
Ограниченные возможности либерализма в сдерживании процессов нарастания социального неравенства обнаружил глубокий кризис первой трети ХХ века (1929 – 1933гг.), что потребовало известной модернизации либеральной политической доктрины. На смену классическому варианту была выдвинута идея нового, или социального, либерализма (неолиберализма). Разработку этой разновидности либерализма связывают прежде всего с именами двух английских экономистов: Дж.Милля и Джона Кейнса (1881 – 1946). Послевоенные десятилетия были связаны с реализацией его экономической концепции «государства всеобщего благоденствия».
Центральным теоретическим положением кейнсианства является признание решающей роли эффективного спроса в обеспечении экономического роста. Кейнс обосновал необходимость отказа от «государства - ночного сторожа» и выступил за регулирование экономического развития.
Идеология неолиберализма
Суть идеологии социального либерализма, или неолиберализма, можно свести к следующим основным положениям
1. На смену идее о «государстве-ночном стороже», не вмешивающемся ни в экономическую, ни в социальную жизнь общества, а лишь гарантирующем его основу: свободу конкуренции, рынок, единые формально-юридические права граждан, индивидуальные свободы, пришла идея «государства всеобщего благоденствия». Его главные задачи – прекращение социальных конфликтов путем поддержания наиболее обездоленных, социально незащищенных слоев общества на основе активного вмешательства в экономическую жизнь через налоги, государственную собственность, бюджет, планирование и т.д.
Неолибералы выступают за государственное, доступное всем категориям населения медицинское обслуживание, бесплатное дошкольное воспитание, школьное и высшее образование, дальнейшее расширение системы социального обеспечения. Они – за политику прогрессивного налогообложения, предпочтение отдают государственному сектору в экономике.
2. Неолибералы придерживаются принципа плюралистической демократии, призванной обеспечить учет интересов всех социальных групп общества в области политической власти. Плюралистическая демократия включает в себя принцип разделения властей, открытость принятия решений на уровне представительных органов при условии, что избиратели обладают всей полнотой информации по решаемым проблемам и возможностями для воздействия на выработку их решения. По мнению либералов, истинная демократия – это не правление народа, а свободная конкуренция между потенциальными политическими и государственными лидерами за голоса избирателей.
3. Неолибералы дали принципиально новое понимание справедливости. По их представлениям справедливость – это в первую очередь политическая справедливость, т.е. равные политические права. Положение человека в обществе зависит от его таланта, способностей, трудолюбия, т.е. от него самого. Из социальных прав неолибералы признают лишь право на образование, труд, пенсию, пособие по безработице, социальное страхование. Они считают, что общественная система не основанная на справедливости, не имеет будущего. Социальный либерализм с его идеей всеобщего благоденствия доминировал в политической, экономической и духовной жизни вплоть до середины 70-х гг.
Идеология консерватизма
Консерватизм (фр. Conservatisme, от лат. conservare – сохранять) представляет собой совокупность социально-философских идей, а также экономических политических, иных ценностей и идеалов, которые, раскрывая природу общества, государства и места в них отдельного индивида, ориентированы на сохранение устоявшихся традиций, осторожное отношение к радикальным переменам.
Консерватизм защищает традиционные ценности – порядок, стабильность, традиционализм. Эти ценности проистекают из социально-политической парадигмы, согласно которой общество и государство являются результатом естественной эволюции, а не договора и объединения граждан, как признается в либерализме. Общество развивается благодаря наличию в нем естественной жизненной силы, существование которой рационально объяснить невозможно. Коль логика прогресса задана свыше, то не логично вмешиваться в естественный ход исторического развития.
В политике реформ консерватизм предпочитает выбирать все то, что приближает к традиционным ценностям, а не отдаляет от них.
Как в любом течении, в консерватизме выделяют практику и собственно идеологию. Практика всегда более реалистична, осторожна, учитывает сложившуюся расстановку сил, трудности её изменения. Идеология, концепции и лозунги – более решительны и откровенны, нацелены не только на день сегодняшний, но и будущий.
Главной предпосылкой возникновения консерватизма явились «успехи» либерализма после Великой Французской революции 1789 г. Потрясенные попытками радикального политического переустройства общества, духовные отцы этого направления – Жозеф де Местр, (1754 – 1821), Луи де Бональд, Э. Берк – пытались утвердить мысль о противоестественности сознательного преобразования социальных порядков.
Консерватизм прошел длинный путь развития, но основные его идеи остаются неизменными. Важнейшими из них являются следующие:
1. Нравственный абсолютизм. Консерваторы всегда выступали и выступают сторонниками объективности и неизменности нравственных ценностей, главной из которых является Бог и религия. Свобода, по их мнению, не есть освобождение от моральных предписаний. Деятельность общественных систем, правительств, частных лиц должна оцениваться в соответствии с неизменными нравственными стандартами (порядочность, ответственность, дисциплинированность и т.д.). Легитимация политического руководства должна основываться на его этических достоинствах.
2. Традиционализм – установка на сохранение и защиту старых образцов, способов жизни, ценностей, признаваемых всеобщими и универсальными. Многовековые традиции, аккумулирующие опыт и мудрость предков, «здоровые предрассудки» должны составлять фундамент любого здорового общества, связь и «солидарность поколений». Политика должна опираться на сложившиеся традиции по принципу: «все старое понятно и приятно. Все новое неясно и темно». Однако консервативный традиционализм не исключает социальных изменений. Э. Берк писал: «Если государство лишено возможности изменений, то у него нет и возможности заботиться о собственном состоянии». Перемены необходимы, но любые перемены должны внедряться постепенно, обдуманно, избирательно, с постоянной оглядкой на прошлое, и «то, что можно не менять, менять не нужно».
3. Политический реализм. Консерваторы воздерживаются от идеализации социального планирования, социальных абстракций, рациональных проектов и их воплощения в жизнь. Любое сознательное переустройство общества противоестественно, т.е. те формы общественной жизни, та социальная система, которые формировались естественным путем, веками, не должны произвольно изменяться или разрушаться. Они ценны уже потому, что прошли проверку временем.
4. Отрицательное отношение к идее равенства и вера в естественную иерархию. Консерваторы – принципиальные противники идеи социального равенства. Они считают, что человеческое общество представляет собой естественную иерархию. Люди неравны в своих способностях. Существующее разделение труда требует сохранения различий в социальном положении людей, различающихся в зависимости от профессии, квалификации, качества труда, уровня самодисциплины.
Вершину пирамиды социальной структуры общества занимает «естественная аристократия», т.е. власть принадлежит наиболее одаренным, выдвигающимся из всех слоев общества. Наиболее современной они считают такую структуру политического правления, которая основана на правлении наиболее достойных, побеждающих на выборах в острой конкуренции с другими достойными.
5. Критическое отношение к активному участию в политике широких народных масс. Отвергая примат политики и идеологии в жизни человека, консерваторы выступают за сильное авторитетное правительство, которое необходимо как преграда против возможных социальных беспорядков, как инструмент социального контроля. Желательно иметь совершенных людей у власти. Это даже важнее самой совершенной системы власти, т.к. важнейшей гарантией против злоупотребления властью является именно качество политического руководства.
Консерваторы недоверчиво относятся к демократии, особенно к демократии популистского толка. Они считают, что демократия ведет к потере нравственности, торжеству посредственности и распущенности. Политический процесс, по их мнению, – это смена демократических элит у власти на основе строгого соблюдения демократических правил. Они противники авторитаризма и тирании.
6. Национализм. Консерватизм опирается на идею национального величия. В истории они, как правило, отталкиваются от примеров «славного прошлого», на которых необходимо воспитывать молодое поколение и по которым необходимо моделировать современность;
7. Непримиримость к идейным и политическим оппонентам. Особенно характерна она для радикального консерватизма, т.н. «новых правых». Они призывают к жестким методам борьбы с противниками, склонны отыскивать заговоры и призывать к их ликвидации. Тактика «новых правых» основана на разграничении политического окружения по принципу «друг-враг», на отказе от компромиссов и взаимодействия с конкурентами.
8. Консерваторы являются сторонниками местного самоуправления. В споре между центром и периферией они на стороне периферии. Сам процесс социально-экономического развития объективно требует децентрализации государственной власти, более четкого и сбалансированного перераспределения властных полномочий между центром и периферией.
Новый расцвет идеологии и триумф политики консерватизма начинается с 70-х гг. ХХ века. Этот период отмечен в истории развития современных индустриальных государств экономическим спадом, необходимостью глубокой структурной перестройки экономики, отвечающей новому этапу технологической революции. В этот период консерватизм трансформировался в неоконсерватизм.
2.1. Идеология неоконсерватизма
Неоконсерватизм – это политическое течение, в основе которого лежат идеи консерватизма, приспособленные к новым условиям общественного развития. Как утверждает один из идеологов неоконсерватизма А. де Бенуа, в отличие от реакцион