Тема 24. Государство, право и глобальные проблемы современности

Планируемые результаты изучения темы, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы: ОК-2, ОК-5, ПК-2, ПК-7, ПК-11

Понятие глобализации. Экономические и политические измерения современной глобализации. Влияние глобализации на развитие государства.

Сущность государства в условиях глобализации. Основные типы государств в условиях глобализации. Функции государств в глобальном мире. Феномен “зависимого государства” в условиях глобализации. Влияние транснациональных корпораций на внутригосударственную политику.

Изменение понятия государственного суверенитета. Перспективы развития государственных систем в условиях глобализации.

Место и роль современного российского государства в глобальном мире.

Сущность и основные закономерности развития права в условиях глобализации. Взаимодействие национальных правовых систем и правовых семей. Правовая интеграция. Рецепция права в современном мире. Правовой империализм. Глобализация и правовое отчуждение.

Относительно самостоятельный характер систем международного и национального права. Взаимосвязь и взаимодействие международного и внутригосударственного права. Соотношение международного права и внутригосударственного права современной России.

6. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

Важным видом работы при изучении дисциплины «Актуальные проблемы теории государства и права» является самостоятельная (внеаудиторная) работа обучающегося, которая осуществляется в следующих формах:

1. Подготовка к семинарским занятиям.

2. Подготовка рефератов, презентаций (работа в малых группах).

3. Подготовка к участию в коллоквиуме.

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

При изучении дисциплины используются следующие виды самостоятельной работы студентов: подготовка рефератов, решение проблемно-практических заданий и решение тестов.

Написание рефератов - один из видов самостоятельной деятельности обучаемых.

Методические рекомендации для подготовки рефератов

Реферат в учебном процессе представляет собой краткое изложение в письменном виде содержания научного труда или трудов специалистов по избранной теме, обзор литературы определенного направления.

Написание работы преследует цель проверки теоретических знаний и умения обучающихся систематизировано излагать материал, развивать навыки самостоятельного анализа литературы, применять их при решении практических задач.

Реферат включает следующие обязательные части: титульный лист; содержание; введение; основная часть (раскрывается сущность выбранной темы); заключение; список использованной литературы.

Подготовка и написание реферата включает:

Выбор темы.Темы рефератов для текущего контроля указаны в рабочей программе учебной дисциплины. Возможно, после консультации с преподавателем, обоснование и формулирование собственной темы. Тематика рефератов для текущего контроля определяется в соответствии с учебной программой и (или) с учетом интересов и склонностей студентов.

Работа, выполненная по произвольной и несогласованной теме, не засчитывается и к рецензии не допускается.

Сбор, обработка, анализ и обобщение эмпирического материала. Этапы работы над рефератом. Стоит выделить четыре основных этапа работы над текстом: подготовительный этап; изложение материала; оформление реферата; устное сообщение по теме реферата.

Подготовительный этап предполагает составление плана, который служит организующим началом в самостоятельной работе студента, способствует систематизации материала и последовательности его изложения. Выделяются два способа составления плана: хронологический и проблемный. Хронологический предусматривает изучение явления в его историческом развитии. Проблемный предполагает рассмотрение нескольких явлений во взаимосвязи. Допустимо использование обоих способов. Как правило, пункты плана дословно повторяются в тексте реферата в качестве заголовков разделов. План составляется студентом самостоятельно.

Подготовительный этап включает поиск источников. Тема реферата определяет предмет изучения и задача студента – найти информацию, относящуюся к данному предмету. Работу с источниками целесообразно начинать с предварительного чтения, при этом следует выделять структурные единицы текста (закладками отмечаются те страницы, которые требуют более внимательного изучения). Исходя из результатов предварительного чтения, определяется дальнейший способ работы с источниками. Для ускорения работы с большими объемами текста вначале следует подробно изучить оглавление источника. Далее, выбрав разделы (фрагменты) текста, необходимо вдумчиво, неторопливо прочитать с «осмысленной проработкой» материал.

Просмотр источников предусматривает выделение в тексте:

1) главного; 2) основных доводов (аргументов); 3) выводов.

Следует обращать внимание на то, чтобы тезис вытекал из аргумента. Особое внимание надо уделить утверждениям автора, носящим проблематичный и гипотетический характер, а также скрытым вопросам по теме работы. Наиболее часто применяемый способ выделения главного в тексте – улавливание проблематичного характера утверждений, при этом следует давать оценку авторской позиции. В качестве рационального приема применяют сравнение различных мнений по одному и тому же вопросу, анализ весомости и доказательности аргументов авторов текста, что позволяет сделать вывод о наибольшей убедительности одной из позиций.

Требования к оформлению рефератов. Оформление реферата выполняется в соответствии с требованиями стандартов, разработанных для данного вида документов. Объем реферата не более 20-ти страниц. Требования к оформлению текста: размер бумаги - А4; поля: слева - 30 мм; справа - 10 мм; сверху - 20 мм; снизу - 20 мм; ориентация книжная; шрифт Times New Roman, высота 14pt; межстрочное расстояние - полуторное; выравнивание по ширине; красная строка 1,25 см; сноски на использованные источники внизу текста; список учебной литературы оформляется в алфавитном порядке, нормативно-правовые акты располагают в определенной логической последовательности в соответствии с принятой системой классификации.

Все страницы работы, включая иллюстрации и приложения, нумеруются по порядку без пропусков и повторений. Первой страницей считается титульный лист, на котором номер не ставится, вторая страница также не нумеруется, на третьей странице ставится цифра «3» и т.д. Порядковый номер страницы печатают на середине верхнего поля страницы.

Методические рекомендации для подготовки презентаций

Подготовка презентации - это вид самостоятельной работы студентов по созданию наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint. Этот вид работы требует координации навыков студента по сбору, систематизации, переработке информации, оформления ее в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде. То есть создание материалов-презентаций расширяет методы и средства обработки и представления учебной информации, формирует у студентов навыки работы на компьютере. Материалы-презентации готовятся студентом в виде слайдов с использованием программы Microsoft PowerPoint.

Методические рекомендации для подготовки к коллоквиуму

Коллоквиум - это вид учебно-теоретических занятий, представляющий собой собеседование преподавателя со студентами по проблемам учебной дисциплины «Актуальные проблемы теории государства и права».

Цели коллоквиума – добиться глубокого изучения студентами рекомендованных работ, тем, разделов курса; пробудить стремление овладеть методологическими подходами и теоретическими наработками в области межсекторного взаимодействия; осуществить контроль самостоятельной работы магистров.

Коллоквиум проводится как индивидуальная беседа преподавателя с обучающимся. Однако, так как одной из главных задач коллоквиума является углубление знаний студентов, собеседование следует проводить в присутствии группы обучающихся. Если студент, с которым беседует преподаватель, не отвечает на поставленный ему вопрос, рекомендуется

адресовать этот вопрос другим присутствующим. Таким образом, беседа идет с группой обучающихся по отдельной проблеме теоретико-методологических проблем курса. В этом случае небольшой коллектив обучающихся работает активно и вдумчиво, так как каждый следит за работой, дополняет другого, участвует в споре и обсуждении.

В ходе собеседования преподаватель может задавать вопросы при изложении магистрами материала, направлять беседу, включать в беседу других присутствующих. Собеседование не должно носить формального характера. Поэтому не рекомендуется на коллоквиум одновременно вызывать большую группу студентов. К студентам, сдающим коллоквиум, предъявляются обычно следующие требования. Каждый должен иметь конспект ответов, который может быть относительно кратким, но содержательным. Коллоквиум без конспектов ответов проводить не следует, ибо не может быть глубокого, серьезного изучения работ без их конспектирования, знания категорий, раскрытых в работе. Студент должен видеть за каждой концепцией и категорией реальные процессы и явления общественной жизни.

На коллоквиуме обучающийся хорошо «раскрывается», он высказывает все свои сомнения, задает вопросы, иногда полемизирует с преподавателем. Поэтому предоставляется возможность лучше узнать каждого обучающегося и лучше организовать дифференцированное обучение.

Преподаватель постановкой вопросов может направлять беседу.

Примерные вопросы для коллоквиума

1. Понятие и формы реализации права.

2. Понятие и стадии правоприменения.

3. Пробелы в праве и пути их преодоления.

4. Способы и виды толкования права.

5. Соотношение понятий реализация права и действие права.

6. Дискуссионные вопросы понимания форм реализации права.

7. Соблюдение права. Исполнение права. Использование права.

8. Применение права как особая форма его реализации.

9. Стадии правоприменительного процесса.

10. Субъекты применения права.

11. Правоприменительный акт: понятие, особенности, виды.

12. Аналогия закона и аналогия права.

13. Пределы применения права по аналогии.

14. Коллизии в праве и способы их разрешения.

15.Понятие толкования правовых норм.

16. Способы толкования и проблема их выбора.

17. Виды толкования права по субъектам.

18. Официальное и неофициальное толкование.

19. Толкование права по объему: ограничительное, расширительное и буквальное.

20. Акты толкования: понятие и виды.

21. Интерпретационнные акты, их виды.

Методические рекомендации по проведению «круглого стола»

Круглый стол - это формат проведения научных и научно-практических мероприятий, представляющий собой площадку для дискуссии ограниченного количества человек (обычно не более 25), компетентных в данной области.

Цель Круглого стола – предоставить участникам возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, а в дальнейшем сформулировать либо общее мнение, либо четко разграничить разные позиции сторон.

Участниками Круглого стола являются: слушатели Программы, эксперты, модератор.

Указанным лицам целесообразно придерживаться следующих принципов участия в данном мероприятии:

• компетентность относительно обсуждаемой темы;

• соблюдение этических требований к выступлению и дискутированию.

При подготовке Круглого стола необходимо придерживаться следующей

последовательности:

1. Выбор темы.

2. Подбор ведущего (модератора) и его подготовка. Модератор должен обладать такими качествами, как коммуникабельность, артистичность, интеллигентность. Немаловажным является личное обаяние и чувство такта. Особую роль для Круглого стола играет компетентность ведущего, поэтому модератор обязан самостоятельно осуществить подготовку в рамках заданной темы Круглого стола.

3. Подбор участников и определение экспертов Круглого стола. Инициатору необходимо наметить потенциальных экспертов, которые могли бы дать квалифицированные ответы на вопросы, возникающие в рамках обсуждения заявленной темы Круглого стола.

Применительно к обозначенной в программе проблематике, в качестве экспертов могут выступать политики, государственные и муниципальные служащие префектур и районных управ, имеющие практический опыт в области государственного управления, а также компетентные студенты. На предварительном этапе подготовки Круглого стола необходимо разослать предполагаемым участникам информационные письма и приглашения к участию в данном мероприятии.

4. Предварительная рассылка вопросов предполагаемым участникам осуществляется за 7-10 дней до Круглого стола;

5. Подготовка анкеты для участников Круглого стола. Цель анкетирования состоит в том, чтобы оперативно и без больших затрат времени и средств получить объективное представление о мнении участников Круглого стола по обсуждаемой проблематике государственного управления. Целесообразно проводить сплошное анкетирование, при котором опрашиваются все участники Круглого стола. При составлении анкеты необходимо определить основную задачу-проблему, расчленить ее на составляющие, предположить, на основании каких сведений можно будет сделать определенные выводы. Вопросы могут быть открытыми, закрытыми, полузакрытыми. Формулировка их должна быть короткой, ясной по смыслу, простой, точной, однозначной. Начинать нужно с относительно простых вопросов, затем предлагать более сложные. Желательно сгруппировать вопросы по смыслу. Перед вопросами обычно помещают обращение к участникам опроса, инструкцию по заполнению анкеты. В конце следует поблагодарить участников.

6. Подготовка предварительной резолюции Круглого стола. Проект итогового документа должен включать констатирующую часть, в которой перечисляются те проблемы формирования и размещения социального заказа, которые обсуждались участниками Круглого стола. Резолюция может содержать конкретные рекомендации библиотекам, ресурсным центрам поддержки НКО, органам городского управления разных уровней, выработанные в ходе обсуждения или решения, которые могут быть реализованы через определенные мероприятия с указанием сроков их выполнения и ответственных.

В процессе проведения круглого стола целесообразно учесть следующие рекомендации.

Круглый стол открывает ведущий. Он представляет участников дискуссии, оглашает повестку мероприятия, предоставляет слово выступающим, направляет ход дискуссии, следит за регламентом, который определяется в начале обсуждения, анкетирует участников круглого стола, обобщает итоги, суммирует конструктивные предложения. Обсуждение в рамках Круглого стола должно носить конструктивный характер, не должно сводиться, с одной стороны, только к отчетам о проделанной работе, а с другой, - только к критическим выступлениям. Сообщения должны быть краткими, не более 10 минут. Проект итогового документа оглашается в конце обсуждения (дискуссии), в него вносятся дополнения, изменения, поправки. Ведущий следит за тем, чтобы высказались все участники, «держит» ход обсуждения в русле главной проблемы, ради которой организована встреча за «круглым столом». Такой способ проведения Круглого стола вызывает больший интерес у аудитории.

Но он требует от ведущего большего мастерства и глубокого знания «нюансов» обсуждаемой проблемы.

Темы для «круглого стола»:

1. Глобальные проблемы современности и возможности национально-правовых систем по их решению.

2. Сущность государства в условиях глобализации. Основные типы государств в условиях глобализации.

3. Изменение понятия государственного суверенитета.

4. Перспективы развития государственных систем.

5. Место и роль современного российского государства в глобальном мире.

6. Сущность и основные закономерности развития права в современных условиях.

7. Взаимодействие национальных правовых систем и правовых семей. Правовая интеграция.

8. Рецепция права в современном мире. Правовой империализм.

9. Относительно самостоятельный характер систем международного и национального права.

10. Взаимосвязь и взаимодействие международного и внутригосударственного права.

11. Соотношение международного права и внутригосударственного права современной России.

Наши рекомендации