Принципы правового положения и гарантии прав и свобод личности.

Под основными принципами правового положения личности понимаются выраженные в юридической форме основополагающие политико-правовые идеи, которые в наиболее общем виде определяют характер взаимоотношений государства и отдельных лиц, служат руководящими началами как при осуществлении субъективных прав и обязанностей каждого лица, так и при реализации его охраняемых законом интересов, не опосредованных этими правами и обязанностями. В число основных принципов правового положения входят равноправие граждан, различие объемов прав и обязанностей лиц, проживающих в данной стране, в зависимости от их государственной принадлежности, сочетание общественных и индивидуальных интересов, единство прав и обязанностей, гарантированность прав и свобод.

Принцип равноправия граждан провозглашался как один из важнейших в период зарождения буржуазного конституционализма. Не потерял он своего значения и сегодня. В том или ином виде этот принцип закреплен практически во всех современных конституциях, содержащих постановления о правовом положении граждан.

Равноправие означает равенство всех граждан перед законом, но не тождество самих граждан. Равноправие не устраняет различий между отдельными гражданами, в чем проявляется их индивидуальность, а устанавливает единую мерку для отличающихся друг от друга лиц. Равноправие подразумевает не только то, что гражданину принадлежит такой же объем прав, как и любому другому гражданину, но и то, что объем обязанностей всех граждан одинаков.

В настоящее время большинство государств отказались от расовой или национальной сегрегации, что свидетельствует об определенных успехах демократических сил. Равноправие граждан независимо от национальности и расы, как правило, проявляется (что нашло законодательное закрепление) в доступе в соответствии со своими заслугами и способностями к любым должностям и постам в государстве, в производственной сфере и сфере услуг, в получении равной платы за равный труд, в получении образования в любых учебных заведениях на равных основаниях, а также медицинской помощи в любом лечебном учреждении, в проживании в любой местности без ограничений, а также в любых зданиях, в посещении любых учреждений культуры, мест отдыха и т. д.

Большое значение имеет равноправие женщин и мужчин во всех областях хозяйственной, политической, культурной жизни. Осуществление подлинного равноправия женщин и мужчин возможно лишь на основе специальных законодательно зафиксированных гарантий: государственной охраны интересов матери и ребенка, заботы о состоянии их здоровья, предоставлении женщине при беременности и после родов отпусков с сохранением содержания и т. п. Данные гарантии не являются особыми привилегиями для женщин, а необходимы для обеспечения действительного равноправия в связи с особенностями женского организма и выполнением женщинами функций в обществе. С целью обеспечения равноправия мужчины и женщины в 1979 г. была принята Конвенция ООН "О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин". В текущем законодательстве конкретизируются гарантии равноправия мужчин и женщин.

Равноправие мужчин и женщин сегодня признается почти во всех странах. Даже в странах Востока, где еще сохраняются проблемы обеспечения равноправия в этом аспекте, сам принцип нашел признание и частично претворяется в жизнь вплоть до того, что в отдельных странах Востока именно женщины занимали или занимают посты глав государств и правительств, что прямо или косвенно связано с победой на выборах.

В настоящее время в большинстве стран закреплены равные права и обязанности за гражданами (подданными) независимо от того, являются ли они верующими или нет, а также от того, какую религию они исповедуют. Естественно, это страны, признающие свободу совести. В странах, провозглашающих только свободу вероисповедания, от лица требуется определить свою религиозную принадлежность.

Принцип равноправия не означает, что все лица, находящиеся на территории конкретной страны, имеют одинаковый статус. В любой стране встречаются три основные категории лиц, чей статус различается. Во-первых, это граждане (подданные) данной страны, во-вторых, лица без гражданства (апатриды), в-третьих, иностранцы. Естественно, что больший объем прав и свобод предусматривается для граждан страны, как, впрочем, и обязанностей (служба в армии, например).

Практически во всех современных конституциях, а также в законодательстве можно найти отражение сочетания общественных и индивидуальных интересов. Это находит проявление в закреплении обязанностей как со стороны государства в отношении отдельных лиц, так и со стороны отдельных лиц в отношении государства и других лиц. Законодательно устанавливаются рамки использования прав и свобод. Ни одно право или свобода не может использоваться таким образом, что это приведет к нарушению прав и свобод других лиц, к подрыву общественного порядка, к политической дестабилизации и т. д. Государство обязано следить за претворением этой формулы в жизнь, с тем чтобы, с одной стороны, были защищены права и законные интересы каждого человека, но, с другой стороны, человек не злоупотреблял ими в ущерб другим и были гарантированы интересы общества в целом, что в конечном итоге создает наилучшие условия для развития каждой личности.

В современных условиях индивидуальные права являются первичными, а коллективные права представляют собой, по сути, особую форму реализации некоторых индивидуальных прав. Другими словами, существуют такие индивидуальные права, реализовать которые каждый человек может только в совместной деятельности с другими. Например, права национальных меньшинств вытекают из права каждого человека на определенную национальную принадлежность, из его права сохранять и развивать родной язык, свою культурную самобытность и т. п. Право на объединение (которым обладает каждый человек) может быть реализовано, если есть несколько человек, готовых объединиться друг с другом. В этой связи неправомерно противопоставлять коллективные и индивидуальные права. Задача при обеспечении прав человека состоит в установлении такого режима их претворения в жизнь, при котором в максимальной степени учитывались бы интересы всех и каждого с точки зрения господствующих в данный период в обществе представлений о справедливости.

Принцип единства прав и обязанностей тесно связан с предыдущим. Именно необходимость сочетания общественных и индивидуальных интересов требует установления единства прав и обязанностей. Формула "Нет прав без обязанностей" получила международное признание. Так, в ст. 29 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. указывается, что "каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности". В большинстве новейших конституций закрепляются не только права и свободы, но и обязанности граждан, хотя регламентация прав и свобод полнее и детальнее, а перечень их обширнее, чем обязанностей. Например, в действующих конституциях Японии, Италии, Китая, Кубы и др. в названиях соответствующих разделов и глав прямо указано, что они закрепляют не только права и свободы, но и обязанности граждан. Другие конституции (ФРГ, Греции и т. д.) в названиях разделов не указывают на закрепление обязанностей, но в отдельных статьях этих разделов обязанности тем не менее содержатся.

Расширение прав с неизбежностью влечет за собой повышение ответственности и увеличение обязанностей для носителей этих прав. Так, демократизация общества заключается не только в предоставлении большого количества прав гражданам, но и в повышении требовательности к их действиям по реализации этих прав, поскольку такие действия имеют серьезные последствия для судеб страны, да и самих граждан тоже.

Гарантированность прав и свобод. Недостаточно провозгласить права и свободы личности. Возможность их фактического осуществления должна обеспечиваться созданием необходимых условий для этого. Одной из основных гарантий соблюдения прав и свобод личности является экономическая независимость личности, которая возможна лишь в том случае, если человек является собственником средств производства, причем он может иметь средства производства в частной собственности, но может участвовать и в коллективной собственности, причем необходимым условием является не номинальное, а реальное участие в собственности. Экономическая гарантия имеет большое значение.

Наряду с экономической гарантией прав и свобод существует и политическая, которая заключается прежде всего в степени демократичности политического режима. В условиях тоталитарного режима гражданское общество полностью поглощается государством и реализация прав и свобод практически невозможна, а осуществление каких-либо из них может рассматриваться скорее как исключение. Таким образом, даже при наличии экономической гарантии, но при отсутствии политической воплощение прав и свобод в жизнь невозможно. Примерами тому служат антидемократические режимы, существовавшие при сохранении частной собственности, в частности в фашистской Италии (1922-1944 гг.), нацистской Германии (1933-1945 гг.), фашистской Португалии (1926-1974 гг.) и др.

Наряду с экономической и политической гарантиями имеются и другие, например идеологическая. Под идеологической гарантией понимается наличие в господствующей идеологии или идеологиях концептуальной значимости прав и свобод человека, приоритетности прав и интересов человека в общественной жизни, рассмотрение блага человека как одной из основных ценностей или высшей ценностью, обоснования важности соблюдения и защиты прав и свобод человека.

Кроме того, немаловажную роль играет формально-юридическая гарантия, которая представляет собой закрепление прав и свобод личности в конституции и других законодательных актах. Само по себе внесение прав и свобод в тексты правовых актов, конечно, не приводит автоматически к их исполнению. Однако их закрепление создает правовую основу для борьбы за их осуществление. Поэтому эта гарантия так же важна, как и другие, но так же действует в полной мере лишь при наличии других.

Еще одной гарантией является юридико-организационная. Она включает в себя существование и должное функционирование соответствующих государственных институтов, одной из задач которых является защита прав и законных интересов граждан. Одним из таких институтов выступает суд. К этим же органам относится прокуратура, которая защищает права и свободы граждан специфическими средствами в ходе осуществления общего надзора за соблюдением законности. Депутаты законодательных органов власти практически во всех странах обладают полномочиями и одновременно несут обязанности по содействию гражданам в отстаивании их прав. В различных органах могут быть созданы и создаются подразделения, работающие с обращениями граждан. Рассматривая обращения граждан и других лиц и принимая по ним те или иные решения, такие подразделения имеют возможность защищать права и свободы человека. В некоторых странах задача обеспечения прав человека возложена на специализированные органы исполнительной власти. Так, в Республике Кот д'Ивуар функционирует Министерство прав человека. В ряде стран (например, в Австралии, Канаде, Южной Корее и др.) создаются и действуют специфические органы - комиссии по правам человека. Главной их задачей практически в любой стране, где они существуют, является мониторинг соблюдения и нарушений прав человека, подготовка предложений для органов исполнительной власти по совершенствованию механизма обеспечения прав человека, содействие решению конкретных проблем в данной сфере.

Омбудсман.

Весьма специфическим органом является омбудсман. Ниже пойдет речь об омбудсмане как о парламентском уполномоченном. Однако само слово "омбудсман" в XX в. оказалось столь популярным, что так в настоящее время именуют и некоторые общественные органы и органы, создаваемые в рамках исполнительной ветви власти, которые можно именовать исполнительными или административными омбудсманами. В отношении исполнительных омбудсманов можно сказать, что они, как и классические парламентские уполномоченные, представляют собой государственные органы. Однако исполнительные омбудсманы назначаются в рамках исполнительной ветви власти и осуществляют в отличие от парламентских омбудсманов внутренний контроль за работой административного аппарата. Исполнительный и парламентский омбудсманы решают несколько разные задачи и подходят к одному и тому же предмету с разных сторон. Так, исполнительному омбудсману "изнутри" исполнительной власти какие-то явления видны отчетливее, какие-то процессы понятнее, но он не видит того, что ясно парламентскому омбудсману как внешнему по отношению к органам исполнительной власти наблюдателю. Можно сказать, что исполнительный омбудсман является разновидностью внутреннего самоконтроля исполнительной власти. Такой внутренний самоконтроль исполнительной власти существует практически во всех странах, хотя контролеры не всегда именуются омбудсманами. Что касается парламентского омбудсмана, то это действительно новая форма обеспечения прав и законных интересов человека, которые нарушены в результате действий или бездействия административных органов и должностных лиц. В принципе сосуществовать в одном государстве могут как исполнительный омбудсман, так и парламентский омбудсман, не мешая друг поскольку решают различные по своей сути задачи.

Омбудсман - самостоятельный государственный орган - опирающееся на парламент должностное лицо, целью которого является защита прав и законных интересов человека, нарушаемых действиями или бездействием административных органов и должностных лиц.

Количество стран, где ныне существует этот институт в той или иной форме, приближается к 100. Впервые он возник в Швеции согласно Форме правления 1809 г. За пределами Швеции данный институт получил распространение только в XX в., главным образом после Второй мировой войны. Шведское происхождение института омбудсмана проявилось в заимствовании названия самого органа - омбудсман. Правда, слово "омбудсман" вполне может быть переведено на другие языки в значении "представитель", "поверенный", "делегат", "адвокат", "уполномоченный". Но привилось именно слово "омбудсман" без перевода, причем в некоторых странах (кроме Швеции, в Финляндии, Ямайке, в ряде провинций Канады, штатов США, штатов Индии и др.) именно так официально называется этот орган, в других странах официально принято какое-либо иное название, но неофициально (в прессе, научной литературе) применяют данное наименование.

Почти во всех странах, где имеется данный институт, омбудсман назначается парламентом или одной из его палат - как правило, нижней палатой. Исключение составляет Франция, в которой посредник (французский вариант омбудсмана) назначается Советом министров, что отражает общую тенденцию к снижению роли парламента в этой стране и повышение роли органов исполнительной власти, но при этом посредник рассматривает жалобы граждан, поступившие к нему от депутатов и сенаторов, и ежегодно отчитывается о своей деятельности не только перед президентом, но и перед парламентом. В Великобритании парламентские уполномоченные назначаются королевой, но надо учесть, что формально британский парламент составляют королева, Палата общин и Палата лордов. В некоторых странах англосаксонской системы права сохранилась традиция оформления назначения омбудсмана главой государства при сохранении решающей роли в этом вопросе парламента.

Как правило, омбудсман назначается на определенный срок - от четырех до восьми лет. В Великобритании и Намибии этот срок не ограничен. Лицо слагает свои полномочия только тогда, когда ему исполняется 65 лет (возраст ухода на пенсию служащих). Однако практически во всех странах омбудсман, не оправдавший доверия или не справляющийся со своими обязанностями, может быть смещен назначившим его органом до истечения срока полномочий. Вместо него назначается новый омбудсман. В федеративных государствах омбудсман может быть назначен и на общефедеральном уровне, и на уровне отдельных субъектов федерации.

Взаимосвязь парламента и рассматриваемого института не ограничивается назначением и правом досрочного отстранения от должности омбудсмана. Так, во многих странах средства, необходимые для обеспечения работы омбудсмана и его аппарата, составляют отдельную статью бюджета законодательного органа. Кроме того, омбудсман обязан ежегодно отчитываться или докладывать в парламенте о своей работе.

Во многих странах омбудсман не ограничивается надзором за формальным соблюдением законности, а вправе в отличие от прокуратуры вмешаться, если при отсутствии формальных нарушений закона права и законные интересы человека ущемлены в результате действий (бездействия) административных органов либо должностных лиц. В отдельных странах круг органов государства, находящихся под надзором омбудсманов, шире администрации. В Швеции, Испании и Финляндии, например, надзор со стороны омбудсманов распространяется не только на администрацию, но и на суды. Омбудсманы имеют доступ ко всей необходимой для их деятельности информации во всех органах власти. Как правило, омбудсманы могут действовать при получении жалобы лично от гражданина либо по собственной инициативе. В то же время в Великобритании и Франции омбудсманы не могут получать жалобы лично от граждан: они рассматривают только те жалобы отдельных лиц, которые им направляют члены парламента.

Омбудсман не может своей властью отменить решение соответствующего органа, но может потребовать объяснений от государственного органа или должностного лица, направить свое заключение в орган, нарушивший права или законные интересы лица, с требованием отменить соответствующее решение или предпринять определенные действия, может обратиться в вышестоящий административный орган, чтобы он отменил решение подчиненного ему органа, может в определенных случаях передать дело в суд или следственные органы, в крайнем случае может обратиться в парламент.

Отличительной чертой института омбудсмана является также личный характер осуществления им своих полномочий. Иначе говоря, на омбудсмана возложена обязанность самому рассмотреть дело, направить запрос, изучить материалы и обстоятельства, вынести решение. Персонал выполняет лишь вспомогательную работу. При этом и количество работников в службе омбудсмана сравнительно невелико. Единоличный характер отправления полномочий омбудсманом имеет целью избежать бюрократизации этого института, дать возможность омбудсманам в результате личного рассмотрения дел и общения с гражданами лучше разобраться в ситуации с правами человека в стране и лично же изложить информацию и сделанные на ее основе выводы парламенту.

Следствием единоличного характера института омбудсмана при значительном количестве жалоб является нехватка времени и возможностей для разбора их всех. С целью преодоления этого в некоторых странах назначают нескольких омбудсманов. В Австрии Коллегия народной правозащиты состоит из трех членов, и некоторые дела по решению Коллегии могут передаваться для разрешения одному из них. В Швеции в настоящее время назначаются четыре омбудсмана, которые сами избирают старшего, координирующего их активность и распределяющего обязанности по конкретным направлениям. В Финляндии и Нидерландах наряду с омбудсманом назначают заместителя, в Испании - два заместителя. Заместители выполняют те же функции, что и омбудсман, но рассмотрение некоторых категорий дел находится в исключительном ведении омбудсманов.

В некоторых странах назначают специализированных омбудсманов. Так, в Швеции и Польше имеется омбудсман по правам ребенка. В Венгрии вслед за учреждением в 1989 г. должности уполномоченного Государственного собрания по правам граждан законодательно была установлена в 1993 г. должность уполномоченного Государственного собрания по правам национальных и этнических меньшинств. В Канаде, наоборот, вначале появились специализированные омбудсманы (уполномоченный по официальным языкам Канады -- 1969 г., омбудсман по вопросам информации Канады - 1983 г.), а затем уже омбудсманы общей компетенции (национальный омбудсман Канады - 1986 г.). Специализация омбудсманов помогает уменьшить нагрузку на каждого из них и содействует повышению эффективности их работы.

Популярность института омбудсмана ведет к постоянному количественному росту стран, введших у себя этот орган. При этом если первоначально омбудсманы учреждались в основном в государствах с парламентарной формой правления или в республиках со смешанной (полупрезидентской) формой правления, то позже этот институт получил распространение и в президентских республиках (Аргентина, Венесуэла, отдельные штаты США).

Наши рекомендации