От манифеста 17 октября 1905 г. к третьеиюньскому перевороту 1907 г. 11 страница
Весной 1909 г. после поражений, нанесенных ему в борьбе за местную реформу, и едва не уйдя в отставку под натиском правых, Столыпин начал отступление и в вероисповедных вопросах. К этому времени первые из проектов только дошли до общих заседаний Думы. И сразу же Крыжановский стал подчеркивать, что Министерство внутренних дел действует «в тесном единении со Святейшим Синодом» и выступает против права старообрядцев не только проповедовать, но и исповедовать свои взгляды. В противном случае, говорил он, возникло бы сомнение в самом праве официальной церкви именоваться православной.99 Вслед за тем по законопроекту о переходе из одного исповедания в другое с большой речью выступил сам премьер. Столыпин защищал принципиальное право государства на церковно-гражданское законодательство, но одновременно заявил, что правительство готово взять назад лю-
96 См. подробнее: Дякин В. С. Самодержавие, буржуазия и дворянство. С. 44—47.
97 Особый журнал Совета министров 3 и 17 февраля 1907 г. // Особые журналы Совета министров царской России: 1907 год. Ч. 1. Вып. 2. С. 450, 452.
98 Определение Святейшего Синода 15—21 декабря 1907 г. (РГИА. Ф. 797. Оп. 96. Д. 188. Л. 110—113).
99 Государственная Дума: Третий созыв. Сессия И. Ч. 4. Стб. 1026, 1029.
20 Власть и реформы 609
бой вероисповедный закон, если в него «вследствие спешности п боты и ее новизны» вкралось ущемление прав господствующе" церкви,100 после чего министерство действительно вернуло из Ду. мы самый принципиальный законопроект «Об отношении госудап-ства к отдельным исповедям», а также об отмене некоторых ограничений в смешанных браках.101
Собственно, на этом попытки правительства проводить вероисповедные реформы кончились. Отбиваясь от стремления клерикальных кругов вообще изъять церковные вопросы из ведения светской власти и подталкивая Синод к преобразованию прихода Столыпин одновременно начинает бороться против, собственных вероисповедных законов в их думском варианте.
Октябристско-кадетским большинством Дума приняла законы о старообрядцах и о переходе из одного исповедания в другое. В основу были положены министерские проекты с некоторыми либеральными поправками. Кроме того, из правительственного проекта об отмене политических и гражданских ограничений по религиозному признаку Дума выделила в отдельный проект раздел, отменявший ограничения, связанные со снятием духовного сана.102 Столыпинский официоз «Россия» немедленно усмотрел в этих проектах «нежелание считаться с тем, что законы предположены к осуществлению в русском православном государстве».103 Почувствовав нетвердость позиции правительства, обер-прокурор Синода С. М. Лукьянов обвинил его в проведении политики «полной веротерпимости» и потребовал поставить на страже православия закон. Сама церковь, как признавал он, справиться со своими врагами была не в состоянии.104 Как бы в ответ на это Государственный совет стал затягивать и без того неспешное обсуждение проекта о переходе из одного исповедания в другое, а «Россия» пообещала, что правительство предоставит возражения против думского варианта этого закона.105 Пропущенный Государственным советом в совершенно выхолощенном виде закон о правах лиц, снявших духовный сан, не был утвержден Николаем П.106
В ноябре 1912 г. Макаров предложил взять из Думы еще 4 вероисповедных законопроекта, в том числе об отмене политических и гражданских ограничений по религиозному признаку. «Неотложный пересмотр вышеупомянутых ограничительных узаконений, — писал при этом Макаров, —не вызывается потребностями жизни».107 В итоге из всего пакета законов о свободе совести
100 Там же. Стб. 1757, 1759.
101 П. А. Столыпин—С. М. Лукьянову. 10 октября 1909 г. (РГИА. Ф. 821. Оп. 10. Д. 40. Л. 91—98).
10а Дякин В. С. Самодержавие, буржуазия и дворянство. С. 142—146.
103 Россия. 1909. 28 мая.
Ю4 русские ведомости. 1910. 9 окт.
105 Россия. 1911. 18 мая.
106 Всеподданнейший отчет председателя Государственного совета за сессию 1910—1911 гг. СПб., 1911. С. 46—48.
107 Представление Министерства внутренних дел в Совет министров 3 ноября 1912 г. (РГИА. Ф. 1276. Оп. 2. Д. 12. Л. 372—374).
осталось только Положение о старообрядцах, проведенное в
1906 г. по ст. 87.
Два обстоятельства бросаются в глаза при оценке столыпинских политических реформ. Прежде всего — их ограниченность.
Местная реформа в своей ближайшей перспективе затрагивала •щшь узкий слой цензовых элементов. Понижение ценза вдвое увеличивало число полноцензовых избирателей (с 35 до 72— 75 тыс. человек), по-прежнему отстраняя основную массу населения от участия в выборах в органы самоуправления. С каждым очередным вариантом уездной реформы урезалось представительство городов. Не удовлетворялось желание городов, на которые приходилась значительная часть земских доходов, выделиться из земства. Вообще не планировалась городская реформа — городская буржуазия не получала ничего. Создание волостного земства и привлечение крестьян-собственников в уездное в принципе могло привести к изменению социальной структуры местного самоуправления. Но в предвидении этого заранее планировалось такое распределение гласных между куриями, при котором крестьяне в уездных собраниях оставались бы в меньшинстве. Среди волостных гласных добиться этого было бы невозможно, но зато ограничивались права волостного управления. И здесь, таким образом, речь шла о минимальных уступках, откупиться которыми дворянство не смогло бы, даже если бы и захотело. Проекты местных реформ не создавали основы для альтернативного хода развития деревни, а следовательно и страны.
То же самое можно сказать и о вероисповедных проектах. Они отчасти удовлетворяли инославное и иноверное меньшинство населения страны, не уравнивая его, однако, с православным. Православное население затрагивалось ими лишь в пограничных ситуациях (смешанные браки, права снявших сан). Не легализовалось фактическое внеконфессиональное состояние растущей прослойки городского населения, отошедшего от церкви. Сама православная церковь осталась вне преобразований. У таких реформ было мало шансов снять острую для режима проблему кризиса веры.
Второе обстоятельство, характерное для столыпинских политических реформ, —быстрота, с которой правительство прекратило борьбу за их осуществление. Первые варианты реформ были составлены накануне II Думы. Они, очевидно, содержали максимум возможных уступок правительства предвидимому думскому большинству. Л. А. Тихомиров заметил это, говоря о вероисповедных проектах.108 То же самое относится и к местной реформе. Поэтому быстрый отход от этих вариантов к внесенным в III Думу связан с тем, что отпала необходимость считаться с либералами. Но правительство по сути дела не настаивало и на новых, начисто лишенных либерализма проектах. С весны 1909 г. оно свертывает
ins JI А Тихомиров- П. А. Столыпину. Б/д (Там же. Ф. 821. Оп. 10. Д. 46. Л. 3).
п °~ |
свою реформаторскую деятельность во всем, кроме земельной литики.
Быстрое отступление Столыпина легко объяснимо. Пппа»,