Тема 19. Основные школы и направления политико-правовой мысли в России ХХ века
Теория юридического позитивизма Г.Ф. Шершеневича. Самоограничение государственной власти. Понятия «правовое государство» и «конституционное государство». Л.И. Петражицкий. Правопонимание. Психология и право. Позитивное и интуитивное право.Концепция «возрожденного естественного права» П.И. Новгородцева. Социальное государство как форма реализации нравственного закона.
Концепция правового государства в России (Б.А. Кистяковский, С.А. Котляревский, В.М. Гессен и др.). Учение о власти и праве. Проблема прав и свобод индивида в условиях России.
Н.А. Бердяев. Религия и общественный строй. Историософская концепция. Человек, общество и государство. Содержание "русской идеи". И.А. Ильин. Определение права. Правосознание как основа правового поведения индивида в обществе.
Политико-правовые теории евразийского направления мысли (Е.Н. Трубецкой, П.Н. Савицкий, Н.Н. Алексеев и др.). Идеократическая государственность. Правящий отбор, дематическое гарантийное государство.
Либертарно-юридическая концепция права В.С. Нерсесянца. Различение права и закона. Право как всеобщая форма и равная мера свободы индивидов.
5.2. Разделы и темы дисциплин, виды занятий, используемые образовательные технологии (тематический план для дневного отделения)
Таблица 3
Тематический план
№ | Раздел дисциплины, тема | Всего часов | В том числе | Образовательные технологии, используемые при проведении занятий | ||
лекции | практические или семинарские занятия | лабораторные занятия | ||||
Политические и правовые учения в государствах Древнего Востока | ||||||
Политические и правовые учения в Древней Греции и Риме | ||||||
Политические и правовые учения во Франции и Германии в период Просвещения и буржуазных революций XVIII –XIX вв. | ||||||
Политические и правовые теории в США и Западной Европе в период индустриального развития (конец XIX – первая половина XX в.) | ||||||
Политические и правовые учения в России первой половины XIXв. | ||||||
Политические и правовые учения в России второй половины ХIХ – начала ХХ вв. | ||||||
Основные школы и направления политико-правовой мысли в России ХХ века | ||||||
ВСЕГО | ||||||
Количество часов занятий, проводимых в активных и интерактивных формах |
Общее количество часов, используемых в аудиторных занятиях дисциплины в интерактивной форме составляет __43______ %.
5.3. Разделы и темы дисциплин, виды занятий, используемые образовательные технологии (тематический план для заочного отделения)
Таблица 4
Тематический план
№ | Раздел дисциплины, тема | Всего часов | В том числе | Образовательные технологии, используемые при проведении занятий | ||
лекции | практические или семинарские занятия | лабораторные занятия | ||||
Политические и правовые учения в государствах Древнего Востока | 4/6* | 2/2* | 2/4* | |||
Политические и правовые учения в государствах Западной Европы в Средние века и эпоху Возрождения и Реформации | 8/6* | 4/2* | 4/4* | |||
ВСЕГО | 12/12* | 6/4* | 6/8* |
*В соответствии с учебным планом магистерской программы «Правосудие по гражданским, административным делам и экономическим спорам»
5.3.1. Разделы и темы дисциплин, виды занятий, используемые образовательные технологии (тематический план для заочной (ГВД) формы обучения)
Тематический план
№ | Раздел дисциплины, тема | Всего часов | В том числе | Образовательные технологии, используемые при проведении занятий | ||
лекции | практические или семинарские занятия | лабораторные занятия | ||||
Политические и правовые учения в государствах Древнего Востока | 2/3 | 1/1 | 1/2 | |||
Политические и правовые учения в Древней Греции и Риме | 2/1 | 1/0 | 1/1 | |||
Политические и правовые учения во Франции и Германии в период Просвещения и буржуазных революций XVIII –XIX вв. | 2/2* | 1/1* | 1/1* | |||
Политические и правовые теории в США и Западной Европе в период индустриального развития (конец XIX – первая половина XX в.) | 2/1* | 1/0* | 1/1* | |||
Политические и правовые учения в России первой половины XIXв. | 2/2* | 1/1* | 1/1* | |||
Политические и правовые учения в России второй половины ХIХ – начала ХХ вв. | ||||||
Основные школы и направления политико-правовой мысли в России ХХ века | 2/3* | 1/1* | 1/2* | |||
ВСЕГО | 12/12* | 6/4* | 6/8* | |||
Количество часов занятий, проводимых в активных и интерактивных формах |
* В соответствии с учебным планом магистерской программы «Правосудие по гражданским, административным делам и экономическим спорам»
Практические и семинарские занятия.
Таблица 5
№ темы дисциплины. | Тематика практических и/или семинарских занятий | Технология проведения | Трудоемкость в часах Очн./заочн.(з.о. «Правосуд.»)/ГВД (ГВД «Правосуд.») |
Тема 3 | Семинар 1: Политико-правовые идеи Аристотеля, Платона, Цицерона. | Обсуждение докладов и выступлений, дискуссия по спорным вопросам | 2/1(2)/ 1(2) |
Тема 5 | Семинар 2: Политико-правовые идеи Н.Макиавелли, Т.Мора, Т.Кампанеллы Учение Т.Гоббса и Дж.Локка о праве и государстве | Обсуждение докладов | 2/2(2)/ 2(2) |
Тема 13 | Семинар3: Социологическое направление в буржуазной юриспруденции. Г.Кельзен «Чистая» теория права. Теория плюралистической демократии. Технократические концепции государства. | Обсуждение докладов , дискуссия по спорным вопросам | 2/1(1)/ 1(1) |
Тема 17 | Семинар 4: Государственно-правовые идеи М.М. Сперанского, Н.М.Карамзина . | Сравнительный анализ государственно-правовых идей | 2/1(1)/ 1(1) |
Тема 18 | Семинар 5: Н.М. Коркунов. С.А. Муромцев. Г.В. Плеханов о государстве и праве | Дискуссия и обсуждение докладов | 2/1(2)/ 1(2) |
Итого: | 10/6(8)/6(8) |
Самостоятельная работа
5.5.1 Самостоятельное изучение студентами разделов дисциплины
Таблица 6
№ темы Дисциплины | Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение | Кол-во часов |
1,5, 7, 8, 9, 10, 11, 13, 15, 16 | Самостоятельному изучению подлежат все вопросы указанных тем. |
5.5.2 Формы самостоятельной работы
Таблица 7
№ темы Дисциплины | Формы внеаудиторной самостоятельной работы | Трудоемкость в часах |
1, 3, 5, 6, 7, 9, 10, 11, 14, 15, 16 | Работа с учебной и научной литературой | |
2, 3, 4, 5, 12,13, 17,18 | Подготовка к семинару: Работа с учебной и научной литературой, конспектом лекций. | |
Темы 1 - 19 | Подготовка контрольной работы: Работа с учебной и научной литературой, написание контрольной работы | |
2, 4, 17, 18, 19 | Самостоятельная работа в сессию: Работа с учебной и научной литературой, конспектом лекций. | |
Итого: |
Методические указания для студентов по освоению дисциплины
Идеи и достижения прошлого существенно влияют не только на современные политические и правовые теории, но и на юридическую практику наших дней, – потому сложно переоценить значение изучения курса Истории политических и правовых учений для формирования, с одной стороны, всесторонне развитой личности, образованного и активного гражданина своей страны, а с другой – и гражданской позиции законодателя. Оно тем более возрастает в свете активизации в современной России разноплановой деятельности по закреплению демократических принципов функционирования государства и построению развитого гражданского общества.
Именно исходя из этого в учебные планы и включен курс «История политических и правовых учений», направленный на то, чтобы оказать помощь будущим юристам в формировании знаний об истории развития государственно-правовых идей на всём протяжении известной истории человечества.
Предлагаемый курс в значительной мере сориентирован на самостоятельную познавательную деятельность студентов – на их умение работать с нормативно-правовыми актами, литературой, накапливать и систематизировать информацию на бумажных носителях и в электронном виде.
Состав настоящего учебно-методического комплекса включает тематический план, программу курса, планы семинарских занятий, тематику контрольных работ и литературу к ним, а также контрольные вопросы для подготовки к зачёту.
Предлагается следующая структура изложения материала. В первой части студент знакомится с политико-правовыми теориями в зарубежных государствах, последовательно осваивая этапы их развития и выявляя приращение знаний по основным политико-юридическим вопросам. Во второй части – изучает процессы возникновения и эволюции политико-правовой мысли в России.
Такая методика позволяет представить общую линию развития политико-правовых учений и провести историко-сравнительный анализ с выявлением особенностей, характеризующих отечественную политическую теорию на всех этапах ее развития, опираясь при этом на общий уровень развития политического и правового мышления в зарубежных государствах.
Расположение тем подчинено историко-хронологической, логической и сравнительной методикам изложения материала, апробированным в высших юридических заведениях в России и за рубежом.
Историко-сравнительные методики сочетаются с проблемным освещением узловых тем курса. Каждая тема содержит соответствующие учения мыслителей, основные направления политической мысли, разрабатывающие политико-правовую проблематику.
Учебная литература, источники (произведения мыслителей) и монографии (тематические исследования русских и зарубежных авторов) ко всему курсу даны общим списком.
Опыт преподавания данной дисциплины показал, что для получения глубоких знаний недостаточным является только овладение учебной литературой, необходимо также обращение к источникам. При подготовке к семинарским занятиям непосредственное знакомство с произведениями мыслителей обязательно.
Изучение курса завершается зачетом, подготовиться к которому помогут контрольные вопросы, расположенные в хронологическом порядке.
Методические рекомендации по организации
самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа способствует углубленному усвоению предмета, умению обобщать полученные знания. Одним из видов такой работы является подготовка к семинарскому занятию. Ценность такого вида занятий состоит в том, что студент имеет возможность не просто слушать, но и выступать, дискутировать, обмениваться знаниями, анализировать, сопоставлять, оперировать необходимой терминологией. Углублению знаний способствует рассмотрение вопросов через их проблемную постановку и на более высоком методологическом уровне.
Подготовка к семинарскому занятию предусматривает повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с соответствующим разделом учебника, проработку дополнительной литературы и источников, необходимых для расширения кругозора по определенной теме, подбор и анализ материала для докладов и рефератов, предложенных преподавателем. История политических и правовых учений представляет собой весьма объемный материал и требует значительных усилий.
Базовым источником для получения знаний является учебник. Работа с учебником должна происходить в течение всего семестра, а его материал – распределяться равномерно по неделям, в соответствии с темами лекций и семинарских занятий. Неплохой эффект дает чтение учебника не после лекции, а наоборот, перед ней. Основные положения лекции воспринимаются и запоминаются намного легче, если предварительно ознакомиться с темой по учебнику.
При ознакомлении с каким-либо разделом рекомендуется прочитать его целиком, стараясь уловить логику и основную мысль автора. При вторичном чтении лучше акцентировать внимание на основных, ключевых вопросах темы. Можно составить их краткий конспект, что позволит изученный материал быстро освежить в памяти перед экзаменом. Необходимо также отметить сложные и непонятные места, чтобы обсудить их на занятиях с преподавателем.
Поскольку даже объемный учебник является лишь сжатым, концентрированным выражением всего материала, большое внимание следует уделить изучению источников. Непосредственное знакомство с произведениями политико-правовых мыслителей (хотя бы в сокращенном хрестоматийном варианте) позволит более глубоко усвоить изучаемый материал и сделать самостоятельные выводы.
Особой формой самостоятельной работы является написание контрольной работы. Рекомендуемые темы опубликованы в настоящем учебно-методическом комплексе. Студент вправе самостоятельно избрать тему контрольной работы, разумеется, по согласованию с научным руководителем. Контрольная работа представляет собой не только научно-информационное назначение и краткое изложение чужих научных выводов, но и должна явить собой отражение самостоятельных научных изысканий студента.
Контрольная работа по истории политических и правовых учений оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научным статьям: необходимо изложить суть рассматриваемой проблемы, сделать выводы и обобщения; обязательны ссылки на первоисточники и используемую литературу. Объем контрольной работы не должен превышать 10-12 страниц (или 20 000 знаков с пробелами); верхнее и нижнее поля – 2 см, левое – 3 см, правое – 1,5 см; шрифт – TimeNewRoman; кегль – 14; интервал полуторный; нумерация страниц указывается в правом верхнем углу (номер на первой странице не ставится); сноски подстрочные (нумерация сквозная). На первой странице должны быть указаны Ф.И.О. студента, наименование магистерской программы обучения, номер группы, а также указана избранная тема контрольной работы.
Примерная тематика контрольных работ
1. Учение о смешанной форме правления в политико-правовых воззрениях древнегреческих и римских авторов
2. Сравнительный анализ проектов идеального государства в «Утопии» Т. Мора и «Городе солнца» Т. Кампанеллы
3. Политико-правовой идеал Н. Макиавелли
4. Левиафан в учении о государстве Томаса Гоббса
5. Право частной собственности как базовая категория в концепции гражданского общества Дж. Локка
6. Идея народного суверенитета и географический детерминизм в политико-правовых учениях французских просветителей Ш. Монтескье и Ж.-Ж.
7. Доктрина народного суверенитета Жан Жака Руссо
8. Политико-правовая доктрина Ш.Л. Монтескье и её исторические судьбы
9. Английский либерализм. Политические и правовые воззрения И. Бентама 10. И. Кант о природе и сущности государства. Соотношение права и государства.
11. Г.В.Ф. Гегель: Диалектика гражданского общества и государства.
12. Политико-правовая доктрина марксизма: государство, право и природа коммунистического общества.
13. Социологическая теория права (история и современность).
14. Р.Штаммлер и его концепция «естественного права с меняющимся содержанием».
15. Учение Г. Кельзена о «чистой» теории права как вершине легизма.
16. Социологическая теория права в XIX в. (Р. Иеринг, Г. Спенсер).
17. Социологическая юриспруденция XX в. «Школа свободного права» Е. Эрлиха; социологическая юриспруденция Р. Паунда.
18. Правовой либерализм: понятие, содержание.
19. Этика «открытых» и эстетизм «закрытых обществ» в теории К. Поппера.
20. Проекты государственно-правовых преобразований П.И. Пестеля и Н.М. Муравьева.
21. К.П. Победоносцев: идеолог и практик российского самодержавия.
22. Б.Н. Чичерин: «либеральный консерватизм» или «охранительный либерализм».
23. Политическая власть и государство в воззрениях основоположников российского анархизма (М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин).
24. Юридический позитивизм как тип правопонимания. (Г.Ф. Шершеневич). 25. Соотношение права и нравственности в психологической теории права Л.И. Петражицкого.
Доклады, сообщения готовятся по одному из вопросов, вынесенных на семинарское занятие
Промежуточный контроль
Промежуточный контроль проводится посредством зачета в устной форме. Экзаменуемый должен ответить на два вопроса билета.