Особенности социального познания

1. Субъект и объект познания совпадают. Общественная жизнь пронизана сознанием и волей человека, она, по сущест­ву, субъект-объектна, представляет в целом субъективную ре­альность. Получается, что субъект познает здесь субъекта же (познание оказывается самопознанием).

2. Получаемое социальное знание всегда связано с инте­ресами индивидов-субъектов познания. Социальное познание задевает непосредственно интересы людей.

3. Социальное знание всегда нагружено оценкой, это цен­ностное знание. Естествознание насквозь инструментально, в то время как обществознание — это служение истине как цен­ности, как правде; естествознание — «истины разума», обще­ствознание — «истины сердца».

4. Сложность объекта познания — общества, которое обладает разнообразием различных структур и находится в постоянном развитии. Поэтому установление социальных за­кономерностей затруднено, а открытые социальные законы носят вероятностный характер. В отличие от естествознания в обществознании невозможны (или очень ограничены) пред­сказания.

5. Поскольку общественная жизнь изменяется очень бы­стро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин.

6. Ограничена возможность применения такого метода научного познания, как эксперимент. Наиболее распростра­ненном методом социального исследования является научная абстракция, в социальном познании исключительно велика роль мышления.

Описать и понять социальные явления позволяет пра­вильный подход к ним. Это означает, что социальное позна­ние должно опираться на следующие принципы:

— рассматривать социальную действительность в разви­тии;

— изучать общественные явления в их многообразных связях, во взаимозависимости;

— выявлять общее (исторические закономерности) и осо­бенное в общественных явлениях.

Всякое познание общества человеком начинается с восп­риятия реальных фактов экономической, социальной, поли­тической, духовной жизни — основы знаний об обществе, де­ятельности людей.

    Социальный факт    
       
             
Объективный факт   Научный факт
Событие, имевшее место в определенное время, при оп­ределенных условиях Знание о событии, которое описано с учетом специфи­ки социальной ситуации, в которой оно имело место
         
Не зависит от исследовате­ля; может быть не зафикси­рован путем описания его свойств   Отражен в книгах, рукопи­сях, научных докладах или зафиксированы иным путем
             

Наука различает следующие виды социальных фактов.



    Виды социальных фактов    
       
             
Действия, поступ­ки людей, отдель­ных индивидов или больших социаль­ных групп   Продукты челове­ческой деятельнос­ти (материальные и духовные)   Словесные (вер­бальные) дейст­вия: мнения, суждения, оценки

Чтобы факт стал научным, его следует интерпретиро­вать (лат. interpretatio — истолкование, разъяснение). Прежде всего факт подводится под какое-либо научное поня-

тие. Далее изучаются все существенные факты, из которых складывается событие, а также ситуация (обстановка), в кото­рой оно происходило, прослеживаются многообразные связи изучаемого факта с другими фактами.

Таким образом, интерпретация социального факта — это сложная многоступенчатая процедура его истолкования, обобщения, объяснения. Только интерпретированный факт является действительно научным фактом. Факт, представ­ленный только в описании его признаков, — всего лишь сырье для научных выводов.

С научным объяснением факта связана и его оценка, кото­рая зависит от следующих факторов:

— свойства изучаемого объекта (события, факта);

— соотнесение изучаемого объекта с другими, однопорядковыми, или идеалом;

— познавательные задачи, которые поставил исследова­тель;

— личная позиция исследователя (или просто человека);

— интересы той социальной группы, к которой исследова­тель принадлежит.

Образцы заданий

Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.

«Специфика познания общественных явлений, специфи­ка обществознания определяется многими факторами. И, по­жалуй, главный среди них — само общество (человек) как объект познания. Строго говоря, это и не объект (в естествен­но-научном смысле этого слова). Дело в том, что обществен­ная жизнь насквозь пронизана сознанием и волей человека, она, по существу, субъект-объектна, представляет в целом субъективную реальность. Получается, что субъект познает здесь субъекта же (познание оказывается самопознанием). Ес­тественно-научными методами, однако, этого делать нельзя. Естествознание охватывает и может осваивать мир лишь объ­ектным (как объект-вещь) образом. Оно действительно имеет дело с ситуациями, когда объект и субъект находятся как бы по разные стороны баррикад и потому так различимы. Ес­тествознание и субъекта превращает в объект. Но что значит превратить субъекта (человека, ведь, в конечном счете) в объ­ект? Это значит убить в нем самое главное — его душу, сде­лать из него некую безжизненную схему, бездыханную конст­рукцию. <...> Субъект не может стать объектом, не перестав быть самим собой. Познать субъекта можно только субъект­ным же образом — через понимание (а не абстрактно-общее

объяснение), чувствование, выживание, сопереживание, как бы изнутри (а не отстраненно, извне, как в случае с объектом).

Специфичен в обществознании не только объект (субъект-объект), но и субъект. Везде, в любой науке кипят страсти, без страстей, эмоций и чувств нет и не может быть человеческого поиска истины. Но в обществознании их накал, пожалуй, са­мый высокий» (Гречко П. К. Обществознание: для поступаю­щих в вузы. Часть I. Общество. История. Цивилизация. М., 1997. С. 80-81.).

I C1. Опираясь на текст, укажите главный фактор, который определяет специфику познания общественных явлений. Како­вы, по мнению автора, особенности данного фактора? Ответ: Главным фактором, который определяет специфику познания общественных явлений, выступает его объект — са­мо общество. Особенности объекта познания связаны с уни­кальностью общества, которое пронизано сознанием и волей человека, что делает его субъективной реальностью: субъект по:шаот субъекта же, т. е. познание оказывается самопозна­нием.

I C2. I В чем заключается, по мнению автора, отличие обще-ствознания от естествознания?

Ответ: По мнению автора, отличие обществознания от есте-гтпознпния заключается в различии объектов познания, его методов. Так, в обществознании объект и субъект познания совпадают, а в естествознании или разведены, или существен­но различаются, естествознание — это монологическая форма знания: интеллект созерцает вещь и высказывается о ней, об­ществознание — это диалогическая форма знания: субъект как таковой не может восприниматься и изучаться как вещь, ибо как субъект он не может, оставаясь субъектом, стать без­гласным; в обществознании познание осуществляется как бы изнутри, в естествознании — извне, отстраненно, с помощью абстрактно-общих объяснений.

СЗ. I Почему автор считает, что в обществознании накал

страстей, эмоций и чувств является самым высоким? Дайте свое объяснение и приведите с опорой на знания обществовед­ческого курса и факты общественной жизни три примера «эмоциональности» познания общественных явлений. Ответ: Автор считает, что в обществознании накал страстей, эмоций и чувств является самым высоким, поскольку здесь всегда присутствует личностное отношение субъекта к объек-

ту, жизненная заинтересованность в том, что познается. В ка­честве примеров «эмоциональности» познания общественных явлений могут быть приведены: сторонники республики, изу­чая формы государства, будут искать подтверждение преиму­ществ республиканского строя перед монархическим; монар­хисты особое внимание уделят доказательствам недостатков республиканской формы правления и достоинств монархиче­ской; всемирно-исторический процесс рассматривался в на­шей стране в течение длительного времени с точки зрения классового подхода и др.

С47] Специфика социального познания, как отмечает ав-

тор, характеризуется рядом особенностей, две из которых рас­крыты в тексте. Опираясь на знания обществоведческого кур­са, укажите любые три особенности социального познания, не отраженные во фрагменте.

Ответ: В качестве примеров особенностей социального по­знания могут быть приведены следующие: объект познания, которым является общество, сложен по своей структуре и находится в постоянном развитии, что затрудняет установле­ние социальных закономерностей, а открытые социальные за­коны носят вероятностный характер; в социальном познании ограничена возможность применения такого метода научного исследования, как эксперимент; в социальном познании иск­лючительно велика роль мышления, его принципов и методов (например, научная абстракция); поскольку общественная жизнь изменяется достаточно быстро, то в процессе социаль­ного познания можно говорить об установлении только от­носительных истин и др.

Раздел 5. Политика

Тема 1. Власть, ее происхождение и виды

Проблема власти всегда являлась центральной темой мно­гочисленных исследований, находилась в центре внимания политических лидеров, ученых, деятелей культуры. В совре­менной теории политики существуют следующие подходы к решению вопроса о природе власти:

Классовая (марксистская) концепция Власть — организованное господство одного класса (экономически доминирующего) над дру­гими классами общества
Элитарная (от фр. elite — луч­шее, отборное) концепция Власть исходит из разделения общества на элиту и массы и представляет собой отношение между господствующей элитой (меньшинством) и под­чиненными массами (большинством)
Структурно-организа­ционная концепция Власть проистекает из универсальности иерар­хической структуры организации политической жизни, предполагающей отношения подчине­ния низших уровней высшим. Власть — это со­циальное сосредоточение командования
Поведенческая концепция Власть, стремление к ней — доминирующая чер­та человеческой психики и сознания

Таким образом, имеет место множество определений влас­ти, описаны различные ее проявления. Однако до сих пор нет устоявшихся однозначных подходов к ее сущности.

    - Власть — это: 1—i
  |
Волевое воз­действие на поведение лю­дей со сторо­ны субъекта власти   Способность одной стороны (индивида или группы) вли­ять на поведение другой стороны вне зависимости от того, готова ли эта по­следняя к сотрудничеству или нет   Механизм ор­ганизации и регулирова­ния совмест­ной деятель­ности

Власть появляется одновременно с человеческим общест­вом, которое не может обойтись без нее, так как безвластие оз­начает хаос, распад, бесцельность существования.

Любая власть предполагает неравенство в отношениях между властвующими (субъектами власти) и подвластными

(объектами власти). С этим связана возможность злоупотреб­ления властью и использования ее во вред подвластным. Можно выделить следующие компоненты власти.

Субъект власти

Источники власти

Объект власти

Человек, общность людей, организа­ция, народ, миро­вое сообщество, объединенное в ООН

Авторитет, сила, престиж, закон, бо­гатство, харизма, тайна, интерес и др.

Индивид, соци­альная группа, класс и т. п.

т

Власть

I

Функции власти

Основания власти

Ресурсы власти

Господство, руко­водство, регуля­ция, контроль, уп­равление, коорди­нация, организа­ция, мобилизация

База, источники, на которые опира­ется власть: эконо­мические, социаль­ные, юридические, административно-силовые, культур­но-информацион­ные основания

Все то, что инди­вид или группа могут использо­вать для влияния на других: при­нуждение, наси­лие, убеждение, поощрение, пра­во, страх, тради­ции, мифы и т. д.

Существует множество классификаций (типологий) власти.

Основа классификации Виды власти
Степень институциали-зации Правительственная, городская, школьная и др.
Субъект власти Классовая, партийная, народная, президентская, парламентская
Режим правления Демократическая, авторитарная, деспотическая и др.
Правовой признак Законная — незаконная; легальная — нелегальная
Количество индивидов, принимаю­щих ключевые решения Коллективная (общественная, клас­совая, групповая) и личная (едино­личная)
Сферы воздействия Экономическая, политическая, ин­формационная, идеологическая, ду­ховная и др.

Одной из важнейших в жизнедеятельности человеческого общества является политическая власть.

Политическая власть (от гр. politike — искусство управ­ления государством, от polis — город-государство) — это пра­во, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определенные политические взгляды, установки и цели.

Политическая власть имеет ряд признаков, отличающих ее от других видов власти.

Распространяется на все общество, на всех про­живающих на территории данного государства

      f      
Признаки политической власти -  
         
  *      
Только ей Характерно Имеет возможность Действует  
принадле- существование использовать самые на основе  
жит право единого обще- разнообразные права  
использо- государствен- средства (принуди- от имени  
вать си- ного центра тельные, экономи- всего обще-  
лу в пре- принятия по- ческие, социаль- ства  
делах литических ные, культурно-    
страны решений информационные)    

Политическая власть имеет множество разновидностей.

Основа классификации Разновидности политической власти
С точки зрения своего предназначения Законодательная» исполнительная, судебная
По месту в структуре власти Центральная, региональная, мест­ная
По основному субъекту Монархическая, республиканская

Существует классификация видов политической власти в зависимости от типов социального господства1, которые с ней связаны.

1 Создана немецким социологом, философом и историком М. Ве-бером.

Типы политической власти

• Традиционный — опирается на традиции, ритуалы; это власть обыденности, привычности и неизменности.

• Легальный — основывается на правовых нормах и ра­циональных понятиях.

• Харизматический (гр. charisma — милость, Божий дар) — опирается на особую притягательную силу лидера.

Эти три идеальных типа господства практически нигде не представлены в абсолютном виде. Можно привести примеры каждого из них, однако любая политическая система включа­ет элементы всех трех типов.

Исследователи выделяют следующие функции политиче­ской власти: формирование политической системы общест­ва, организация его политической жизни, политических от­ношений, которые включают отношения между государством и обществом, общественными институтами, классами; управ­ление делами общества и государства на разных уровнях, ру­ководство органами власти и политическими и неполитиче­скими процессами, контроль политических и иных отноше­ний; создание определенного, характерного для того или иного общества типа правления, политической системы, соот­ветствующих ей политических отношений и других полити­ческих характеристик общества.

Политическая власть в современном мире должна быть:

— ограничена, т. е. разделена на законодательную, ис­полнительную и судебную;

— регламентирована, т. е. определена рамками закона и находится под общественным контролем;

— институциональна, т. е. имеет организационное выра­жение;

— легитимна (лат. legitimus — законный), т. е. имеет об­щественно-моральное оправдание и признание.

Важнейшей составляющей политической власти является государственная власть.

Государственная власть — один из видов власти в об­ществе, где в качестве субъекта власти выступает госу­дарство & лице своих органов, учреждений и должностных лиц, а в качестве объекта власти — население страны: граждане (в республиках) или подданные (в монархиях).

Государственная власть имеет свои отличительные при­знаки:

— публичный характер, т. е. выступает от имени обще­ства;

— суверенный характер, т. е. верховенство по отноше­нию ко всем другим физическим лицам, учреждениям, орга-

134 *

низациям внутри страны (внутренний суверенитет) и неза­висимость в решении всех вопросов своей политики в отноше­ниях с другими государствами (внешний суверенитет);

— ограниченность территорией,, это базовое условие су­ществования государства.

Понятие «политическая власть» шире понятия «государ­ственная власть». Политическая власть осуществляется не только в рамках государства, но и в рамках партий, профсою­зов, международных организаций. Однако государственная власть является стержнем политической власти.

Политическая

Государственная власть

власть

Большое значение для политической власти имеет пробле­ма ее устойчивости.

  Основные принципы устойчивости политической власти    
   
Легитимность власти   Результативность власти  
Процедура общественного признания власти, политиче­ских решений, лидеров, пар­тий, организаций и движений   Степень выполнения влас­тью тех функций и ожида­ний, которые возлагает на нее население  
   
Признаки   Признаки
• Положительная оценка власти, признание права на управление, согласие на подчинение • Признание власти граж­данским обществом • Признание власти мировым сообществом   • Успешная экономическая политика • Устойчивый рост благосос­тояния основной части насе­ления • Укрепление общественно­го порядка • Авторитет на международ­ной арене
             

Одной из самых распространенных классификаций госу­дарственной власти является ее деление на законодательную, исполнительную и судебную. Эта типология основывается на теории разделения властей.

Цель разделения властей

Предотвратить возвышение оной из властей над другими, утверждение авторитаризма и диктаторского режима в обществе; предусмотреть систему «сдержек и противове­сов», направленную на то, чтобы свести к минимуму воз­можные ошибки в управлении

I

Теория разделения властей

(Дж. Локк, Ш. Монтескье, А. Гамильтон, Д. Мэдисон)

Основные пложения

Законода­тельная, ис­полнитель­ная, судеб­ная власти предоставля­ются различ­ным людям и органам со­гласно конс­титуции

Все власти равны и автоном­ны, ни од­на из них не может быть уст­ранена лю­бой другой

Никакая власть не может пользо­ваться пра­вами, пре­доставлен­ными конститу­цией дру­гой власти

Разделение властей и их основные функции

Законодатель­ная (парламент)

Представляет ин­тересы граждан, издает законы

Судебная власть дейст­вует незави­симо от поли­тического влияния, судьи пользу­ются правом длительного пребывания в должности

Исполнительная (правительство)

Управляет госу­дарственными делами

Судебная (судьи всех уровней)

Следит за соблю­дением законов органами власти

Взаимодействие

Таким образом, разделение властей предоставляет опреде­ленные гарантии от произвола, беззакония, авторитаризма. Однако этот принцип нельзя абсолютизировать: для нормаль­ного функционирования государства необходимо взаимодей­ствие всех ветвей единой государственной власти.

Образец задания

1 А1. | Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о сущности власти?

А. Любая власть означает способность, право и возможность повелевать, распоряжаться и управлять кем-либо или чем-либо. Б. Любая власть — это контроль над экономическими ресур­сами.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны Ответ: 1.

Тема 2. Политическая система, ее структура и функции

Политическая система общества — это сложная, раз­ветвленная совокупность различных политических инсти­тутов, социально-политических общностей, форм взаимо­действий и взаимоотношений между ними, реализуемых че­рез политическую власть.

В политической системе, согласно одному из подходов, су­ществующих в политологии, выделяется пять структурных компонентов, которые называют подсистемами.

Структура политической системы общества

Институциональная подсистема Нормативная подсистема
  Культурно-идеологическая цодсистема  
   
Функциональная подсистема Коммуникативная подсистема
       

Структурные компоненты (подсистемы) политической системы общества

Наименование подсистемы Ее сущность
Институцио­нальная Включает: — государство — это единая политическая организация общества, которая распрост­раняет свою власть в отношении всего населения на закрепленной за ним террито­рии, располагает специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом. Это главный институт политической системы;

Продолжение табл.

Наименование подсистемы Ее сущность
Институцио­нальная — политические партии — это организован­ные группы единомышленников, выражаю­щие интересы определенных социальных слоев и стремящиеся к достижению опреде­ленных политических целей (завоевание го­сударственной власти или участие в ее осуществлении); — общественно-политические движения — это добровольные формирования, возникшие в результате свободного и сознательного стремления граждан объединиться на осно­ве общности своих интересов*, — иные политические институты
Нормативная Включает: политические принципы; политиче­ские традиции; нормы моралиу воплощенные в конституциях, иных законах, партийных про­граммах, уставах политических объединений, а также в процедурах, определяющих правила поведения в политике
Функци­ональная Охватывает формы и направления политической деятельности, методы осуществления власти
Коммуника­тивная Совокупность связей и взаимодействий: — между подсистемами политической системы; — между политической системой и другими подсистемами (сферами общественной жиз­ни) общества: экономической, социальной и т. п.; — между политическими системами различ­ных стран
Культурно-идеологиче­ская Охватывает: — политическую психологию — совокуп­ность представлений, чувств, эмоций, пси­хологических стереотипов, отражающих непосредственное отношение людей к сло­жившейся политической системе общества, политике, политическим институтам; — политическую идеологию — систему идей, взглядов, концепций на политическую жизнь, способов объяснения мира полити­ки, в основе которого лежат ценности, ори­ентации на те или иные политические яв­ления, процессы, структуры;

Окончание табл.

Наименование подсистемы Ее сущность
  —политическую культуру — систему сло­жившихся в обществе норм политического по­ведения на основе представлений о полити­ческих идеалах, справедливом государстве, смысле политической жизни, значимости по­литической борьбы, способов оценивания и объ­яснения политических явлений

В совокупности всех указанных компонентов политиче­ская система представляет собой сложный механизм форми­рования и функционирования власти в обществе.

  Взаимодействие политической системы со средой  
             
Воздействие общества на по­литическую систему   Воздействие политической системы на общество
         
Импульсы, побуждающие по­литическую систему реагиро­вать на них   Решения, осуществление мер по их претворению в жизнь
             

Функции политической системы

— Определение целей, задач, путей развития общества.

— Организация деятельности общества по выполнению принятых целей и программ.

— Распределение материальных и духовных ценностей.

— Формирование политического сознания, приобщение членов общества к политическому участию и деятельности.

— Согласование разнообразных интересов государства и социальных общностей.

— Обеспечение внутренней и внешней безопасности и ста­бильности политического строя.

— Разработка правил и законов поведения людей и групп в обществе.

— Контроль за соблюдением выполнения законов и пра­вил, пресечение действий, нарушающих политические нормы.

Образец задания

1 С5. | Назовите основные особенности политической систе­мы современного российского общества.

Ответ: В качестве основных особенностей политической сис­темы современного российского общества могут быть назва­ны: Российская Федерация — демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления; наличие трех ветвей власти; наличие у Президента РФ боль­шого количества полномочий; начальный этап формирования гражданского общества и становления партий; недостаточно высокая политическая активность граждан и др.

Тема 3. Признаки, функции, формы государства

Понятие «государство» всегда привлекало внимание пред­ставителей политической мысли. В ее истории выделяются следующие концепции происхождения и сущности государства.

Основные теории происхождения государства

• Теологическая (Августин Блаженный, Фома Аквин-ский) — государство сотворено Богом; правитель подчинен Божественной воле;

• Классовая (К. Маркс, В. И. Ленин) — государство — продукт классовой борьбы, орудие в руках господствующих классов;

• Патриархальная (Р. Филмер) — государство выросло из семьи; подданные относятся к монарху, как дети к отцу;

• Договорная (естественно-правовая) (Г.Гроций, Ж.Ж.Рус­со, Дж, Локк) — государство — продукт договора межд^ людьми о защите их естественных прав;

• Теория насилия (Е. Дюринг, Д. Юм, Л. Гумплович) — государство создается в процессе завоевания для подчинения побежденных.

Государство — политико-территориальная суверенная ор­ганизация публичной власти, располагающая специальным аппаратом в целях осуществления управленческо-обеспе-чительной, охранительной функций и способная делать свои веления обязательными для населения всей страны.

Окончание схемы

Признаки государства   Функции государства — это основные направления дея­тельности государства, в ко­торых выражаются и конкре­тизируются его сущность и социальное назначение
     
     

1. Территориальная ор­ганизация власти (инс­титут гражданства, го­сударственная граница)

2. Публичный характер власти (несовпадение государства и общества, особый аппарат власти и управления)

3. Суверенный характер власти (верховенство государства внутри стра­ны и его независимость во внешних отношениях)

4. Принудительный ха­рактер власти (приме­нение насилия в целях исполнения принимае­мых государством реше­ний)

5. Исключительные пра-

на взимание налогов сборов с населения, эмиссию (выпуск) денег

6. Обязательность членства в государстве

7. Претензии на предста­вительство общества как целого и защиту об­щих интересов и общего блага

8. Наличие государствен­ной символики (гимн, герб, флаг)

1. Политическая —*■ госу­дарство оказывается главным носителем политической власти, обеспечивая условия деятельности политических и общественных институтов

2. Экономическая -+ государ­ство регулирует экономиче­ские отношения и структур­ные изменения в экономике (национализация, привати­зация и др.)

3. Социальная —► осуществ­ление государством про­граммы развития образова­ния и здравоохранения, со­циального обеспечения и поддержки культуры

4. Идеологическая -* воспи­тание членов общества, фор­мирование гражданских и патриотических ценностей через систему государствен­ного образования и офици­альные каналы средств мас­совой информации

1. Участие в решении гло­бальных проблем

2. Обеспечение националь­ной безопасности

3. Развитие взаимовыгодно­го сотрудничества

4. Отстаивание государст­венных интересов в между­народных отношениях

Наряду с указанными основными признаками государст­ва в современной науке выделяют дополнительные признаки:

— язык как средство общения на территории того или иного государства;

— единую оборонную и внешнюю политику;

— единую транспортную, информационную, энергетиче­скую системы и др.

Государство осуществляет свои функции в определенных формах.

Формы осуществления функций государства — одно­родная деятельность органов государства, посредством ко­торой реализуются его функции.

Формы осуществления функций государства

Правовая форма

Правотворческая форма

Разработка и принятие юридических норм, из­дание нормативно-пра­вовых актов

Правоисполнитель-ная форма

Принятие мер по ис­полнению норм права, издание индивиду­альных актов примене­ния права (приговор су­да и др.)

Правоохранительная форма

Контроль и надзор за соблюдением и испол­нением норм, примене­ние принудительных мер к их нарушителям

Организационная форма

Организационно-регламен-тирующая форма

Текущая деятельность госу­дарственных структур по обеспечению функциониро­вания органов государства, связанная с подготовкой про­ектов документов, организа­цией выборов и т. д.

Организационно-хозяйст­венная форма

Оперативно-техническая хо­зяйственная работа, связан-| ная с бухучетом, статисти( кой, снабжением и т. д.

Организационно-идеологиче­ская форма

Повседневная идеологическая работа, связанная с разъясне­нием вновь изданных норма­тивных актов и формирова­нием общественного мнения

Государство является главным управляющим центром по­литической системы общества.

Качества государства, превращающие его в важнейший субъект политической жизни

— Государство является самой массовой политической организацией у так как оно включает в себя всех членов обще­ства.

— Любой человек участвует в жизни государства как политической организации,

— Государство обладает суверенитетом, т. е. полной независимостью от других политических образований, как внутри страны, так и за ее пределами.

— Государство является собственником ресурсов и средств производства.

— Государство располагает развитой системой юри­дических средств, при помощи которых оно может осу­ществлять контроль и регулирование различных сфер обще­ственной жизни.

— Государство имеет специальный аппарат, который может следить за соблюдением положений законодательства, а следовательно, помогать государству достигать стоящих пе­ред ним целей.

Будучи важнейшим субъектом политической жизни, го­сударство не может быть признано только политическим образованием. Например, государство устанавливает разного рода технические стандарты, стандартизирует образование, выполняет организационные функции и др.

Форма государства — это устройство поли­тической организации общества, призванное обеспечить ее стабильность и нормальное функционирование

Форма правления   Форма государствен-, но-территориального устройства   Политический режим
Это способ ор­ганизации верховной государст­венной власти   Это способ взаимосвязи территориальных обра­зований государства, закрепленный консти­туцией   Это совокупность методов и споео* бов осуществле­ния в стране го­сударственной власти и управ­ления

Окончание табл.

                i
Монархия (отгр. monarchia — единовлас­тие, самодер­жавие)   Респуб­лика (от лат. res-publica — общест­венное дело, государ­ство)   • Унитарное (от фр. unitai-ге — единый) • Федератив­ное (от лат. f oedus — со­юз, договор) • Конфедера­тивное (от лат. confoede-ratio — союз, сообщество)   • Демократичес­кий (от гр. demo-kratia — власть народа) • Тоталитарный (от новолат. tota-liter — целиком, полностью) • Авторитарный (от лат. auctori-tas — власть, вли­яние)
       
         
Абсолютная (Катар, Оман, Саудовская Аравия)   Президентская (Арген­тина, Бразилия, США)  
Дуалистиче­ская (Иорда­ния, Марок­ко, Непал)   Полупрезидентская (смешанная) (Авст­рия, Россия, Франция)
Парламент­ская (Вели­кобритания, Норвегия, Швеция)   Парламентская (Гер­мания, Индия, Италия, Швейцария)

Виды монархий и их признаки

Линии сравнения Абсолютная Дуалистиче­ская (от лат. duo — два) Парламентская (конституционная)?
1. Принадлеж­ность законо­дательной власти Монарху Разделена между мо­нархом и пар­ламентом Парламенту
2. Осуществ­ление испол­нительной власти Монарх Формально — монарх, фактиче­ски — правитель­ство
3. Назначение главы прави­тельства Монарх Формально — монарх, но с уче­том парламент­ских выборов

Окончание табл.

Линии сравнения Абсолютная Дуалистиче­ская (от лат. duo — два) Парламентская (конституционная)
4. Ответствен­ность прави­тельства Перед монархом Перед парламен­том
5. Право рос­пуска парла­мента (парламент отсутствует) У монарха (неограни­ченное) У мон<

Наши рекомендации