Наместничества окраинных территорий
В общероссийской системе политико-административного устройства немалую роль сыграло так называемое наместническое управление. Хотя генезис и конкретные подтипы российского наместничества мало изучены в современной исторической науке, можно тем не менее утверждать со всей определенностью, что одной из важных причин развития этой формы административно-ведомственного управления стало расширение империи за счет новых территорий. С точки зрения исторической семантики само это понятие, вероятно, восходит к периоду формирования и развития централизованной Российской державы. В Петровское время обозначаются новые контуры этого административного устройства, когда представление о старом наместничестве в форме воеводства переносится на губернское управление. Интересно отметить, что в манифесте Петра I, датированном 1702 г., по существу, не проводится различие между наместничеством и губернаторством173. В дальнейшем термин "наместник" продолжает существовать наравне с должностным званием губернатора и генерал-губернатора, но фактически выступает в качестве освященного исторической традицией почетного титула174. В царствование Екатерины II по мере увеличения числа провинций зарождается практика объединения нескольких губерний в одно наместничество. Такие крупные административные единицы именовались также генерал-губернаторствами, во главе которых стояли высшие командные военные чины175. Известен факт, когда в 1783 г. губернии Лифляндия и Эстляндия были объявлены наместничествами. Прибалтийский край делился на Рижскую и Ревельскую губернии, переданные под верховное управление наместника, поэтому местная администрация была подчинена ему на тех же основаниях, что и в других провинциях России.
В 70 — 90-х гг. XVIII в. российские наместники управляли Восточной и Западной Белоруссией, куда входили Могилевская, Виленская, Слонимская губернии, а в центральных областях была образована Минская губерния.
В царствование Екатерины II в качестве наместников обычно назначались видные сановники и вельможи, пользовавшиеся доверием императрицы. Нередкоим давались чрезвычайные властные полномочия для рассмотрения гражданских и иных дел. Государство отпускало значительные денежные средства на содержание наместников, предоставляло им стражу для почетных случаев и личной охраны176.
Наместническая форма правления имела своей главной целью укрепление государственной власти на местах путем централизации административной системы. В большинстве своих конкретно-исторических проявлений эта система была направлена также на подрыв основ местного сепаратизма и национальных движений.
В 1782 г. наместники были поставлены во главе почти всех провинциальных учреждений и наделены полномочиями генерал-губернаторов. Фактически они оказались неподвластны Сенату и подчинялись лично царю. В период правления Павла I должность наместника в большинстве центральных и окраинных губерний страны была упразднена177. В истории российского наместничества можно выделить условно три крупных периода. Первый относится примерно кXV — XVII вв., когда наместничество часто выступало в виде особого воеводского правления. Второй этап приходится на XVIII столетие, когда эта форма провинциального устройства сосуществует и фактически совпадает с губернским и генерал-губернаторским управлением. Широкое распространение наместничество получает при Екатерине II, что было связано с ростом количества губерний и необходимостью концентрации государственной власти, ослабленной в результате крестьянских волнений и пугачевского бунта. Третий период хронологически можно отнести примерно к середине XIX — началуXX в., когда происходит возрождение наместничества в новом специфическом виде. Реанимация такой практики была обусловлена рядом причин, среди которых наиболее важное значение имело нарастание внутреннего социально-политического напряжения.
Наместничество как форма политико-административного устройства существовало в целом ряде окраин Российского государства. Помимо Украины, Белоруссии, Молдавии оно было введено в Прибалтике, Великом княжестве Финляндском и Царстве Польском. В XIX — началеXX в. режим особого наместничества с элементами административной автономии был установлен в Сибири, на Дальнем Востоке и на Кавказе178. Свое наиболее яркое проявление эта форма управления нашла в Кавказском наместничестве того времени.
В историко-типологическом плане можно выделить два подвида наместнической формы управления на Кавказе: первый хронологически относится к более раннему, а второй — к более позднему периоду. В конце XVIII в. на Северном Кавказе и в Закавказье начинается крупная политико-административная перестройка. В 1785 г. в областях Степного Предкавказья царь особым указом учреждает первое Кавказское наместничество. Новая форма управления краем имела типичное для центральных областей страны административно-территориальное устройство. Наместническое управление было введено и в высокогорных районах — Кабарде, Осетии, Чечне, Ингушетии. В период русско-турецкой войны 1768 — 1774 гг. вводится должность пристава для надзора над Кабардой и некоторыми другими областями Северного Кавказа. В конце XVIII в. был установлен строгий военно-административный контроль над всеми народами Центрального Кавказа179.
Первое Кавказское наместничество функционально и структурно почти не отличалось от общероссийской системы провинциального управления, однако имело характерные черты военно-пограничного режима. Сенатским указом административным центром Кавказского наместничества был определен Екатеринодар. В наместничество вошли не только кавказские территории, но и оказавшиеся еще в XVI в. в составе империи земли бывшего Астраханского ханства. Кавказский наместник имел звание "главнокомандующего войсками и осуществлял все руководство над гражданской властью"180.
В 20 — 30-х годах ХIХ в. в условиях начавшегося освободительного движения кавказских горцев происходит смена гражданской и военной администрации в крае.Вся полнота власти сосредоточивается в руках Главноуправляющего (одновременно главнокомандующего русскими войсками на Кавказе)181. В 1844 г. эта должность упраздняется и образуется второе Кавказское наместничество, просуществовавшее с некоторым перерывом (с 1883 по 1905 г.) почти до Октябрьской революции. Кавказский наместник обладал довольно широкими правами военного и административного управления регионом. Очевидно, потерпев неудачу в деле централизации местного управления, царское правительство взяло тогда курс на предоставление некоторой политико-административной самостоятельности на Кавказе.
В сущности, это была особая форма власти на подведомственной территории, игравшая роль своеобразного центрального органа в регионе и обладавшая функциями министерства182. Особая канцелярия при наместнике пользовалась всеми правами центрального министерства183.
В середине 40-х гг. XIX в. происходит оформление военно-административного аппарата управления Кавказским наместничеством, который по своей структуре очень напоминал министерское ведомство. Канцелярия наместника, состоявшая из назначавшихся самим императором чиновников, выполняла и функции надзора над всей местной администрацией и судебными органами. Наместнику подчинялись начальники округов, главы ведомств путей сообщения, учебные, дорожные и строительные комиссии и другие учреждения края184.
В Кавказском наместничестве сочетались властные гражданские и военные прерогативы управления под верховным контролем царского правительства. В этой своеобразной форме правления причудливо сливались принципы единоначалия, элементы административной автономии и высшего бюрократического органа типа центрального министерства. Однако автономные начала власти наместника оказывались сильно ограничены, поскольку существовавшие при нем особый совет и канцелярия были подконтрольны императору и подотчетны Государственному совету. В идеале кавказский наместник как бы выполнял функции "коллективного министерства", но в реальности должен был подчиняться центральному правительству.
В середине XIX в. Кавказское наместничество было подчинено вновь созданному Кавказскому комитету на правах особого министерства, входившего в Государственный совет. Затем происходит сокращение его военных и гражданских функций управления. После разгрома мюридизма царское правительство взяло курс на ликвидацию Кавказского наместничества, утратившего свое прежнее значение, и в 1882 г. его упраздняют вместе с Кавказским комитетом.
Под воздействием первой русской революции Кавказское наместничество вновь возрождается. Опасаясь новых национальных потрясений в крае, правительство назначило в 1905 г. в качестве наместника графа И.И. Воронцова-Дашкова. Новый глава военной и гражданской власти региона сохранил все прежние "объединенные полномочия всех министров на Кавказе". Согласно царскому указу от 26 февраля 1905 г., наместник становился членом Государственного совета и Комитета министров. Однако парадокс заключался в том, что местные органы власти не были изъяты из подчинения центральных министерств. В то же время глава кавказской администрации наделялся правом по своему усмотрению проводить в жизнь министерские циркуляры и распоряжения или выносить их на рассмотрение в Комитет министров. Одновременно, по этому же указу, из подчинения наместника изымались учреждения государственного банка и центральных контрольных и судебных инстанций, по отношению к которым он пользовался правами министра юстиции.
В предоктябрьское время, в условиях перехода от абсолютизма к конституционно-монархическому строю, российские наместники лишились представительства в упраздненном Совете министров и Государственном совете. Вместе с тем наместники (в том числе и кавказский) сохранили право на карательные и чрезвычайные меры. В случае необходимости они могли наказывать и даже высылать в административном порядке провинившихся.
Сравнительно-исторический метод, таким образом, дает возможность проследить основные черты, особенности и типологию политико-административной системы России. Применение его позволяет определить уровни властных и управленческих структур вих вертикальном и горизонтальном срезах, механизм взаимодействия и субординации. Выявляются и главные тенденции становления, развития и эволюции исследуемой системы (пути исторической адаптации и синтеза традиционных и новых форм управления на окраинах империи и т.д.). По нашему твердому убеждению, компаративный анализ может быть с успехом применен и в дальнейших изысканиях по истории многонационального Российского государства.
Примечания к главе VIII
1 Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1969. С. 8.
2 Медушевский А.Н. Административные реформы в России XVIII -- XIX вв. в сравнительной исторической перспективе. Научно-аналитический обзор. М., 1990. С. 9 -- 12.
3 Градовский А.Д. История местного управления в России. СПб., 1868. С. 3 сл.; История государственных учреждений России XVI -- XVII вв. М„ 1991. С. 2.
4 Подробнее см.: Коркунов М. Русское государственное право. М., 1901. Т. 1.
5 Анисимов Е.В. Самодержавие в системе государственной власти // Реализм исторического мышления. Проблемы отечественной истории периода феодализма. М., 1991. С. 20.
6 Зайончковский П.А. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX в. М., 1978. С. 106.
7 Сенцов А.А. Развитие формы Российского государства в XIX в. // Известия Высших учебных заведений. Правоведение. М., 1980. 4.
8 См.: Шмидт С.О., Гутнова Е.В., Исламов Т.М. Абсолютизм в странах Западной Европы и России (опыт сравнительного изучения) // Новая и новейшая история. М., 1987. 3. С. 42--58 .
9 Конституционное государство. Сборник статей. СПб., 1905. С. 1-- 41.
10 Тамже.
п Бердяев Н. Судьба России. М., 1990. С. 13.
12 Медушевский А.Н. Административные реформы в России XVIII -- XIX вв. в сравнительной исторической перспективе. С. 12.
13 Там же. С. 30-31.
14 Анисимов Е.В. Самодержавие в системе государственной власти. М., 1991. С. 29.
15См.: Государственные учреждения России XVI -- XVIII вв. С. 5; Абсолютизм в России (XVII - XVIII вв). М., 1964; Шмидт С.О. Становление российского самодержавия. М., 1973.
16 Реформы второй половины XVII-- XX в. Подготовка, проведение, результаты. М., 1989. С. 64-83; Медушевский А. Реформы Петра Великого в сравнительно-исторической перспективе // Вестник высшей школы. М., 1990. 3. С. 65--72.
17 См.: Зайончковский П.А. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX в. М., 1978.
18 См.: Витте С.Ю. Самодержавие и земство. СПб., 1914.
19 Конституционное государство. С. 40.
20 Медушевский А.Н. Административные реформы в России XVIII -- XIX вв. в сравнительной исторической перспективе. М., 1990. С. 7.
21 Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. С. 105.
22 Там же. С. 11.
23 Градовский А.Д. Собр. соч. Т. VIII. С. 1 -- 8.
24 Там же. С. 129 -- 130.
25 См.: Лазаревский Н.И. Лекции по русскому государственному праву. СПб., 1910. Т. 11; Чичерин Б. Курс государственной науки. М., 1898. Т. III.
26 Градовский А.Д. История местного управления в России. СПб., 1868. Т. 1. С. 2 сл.
27 Медушевский А.Н. Реформы Петра Великого... С. 65 -- 72; Градовский А.Д. Собр. соч. Т. VIII. С. 25.
28 Полное собрание законов Российской империи, 2-е собрание (далее -- ПСЗ-2). Т. VI. № 4870.
29 Зайончковский П.А. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX в. С. 24.
30 Градовский А.Д. Собр. соч. Т. VIII. С. 27.
31 Блинов А. Губернаторы. Историко-юридический очерк. СПб., 1905. С. 2;
Готье Ю. История областного управления в России от Петра I до Екатерины II., М., 1913, Т. 1. С. 18; Карнович Е. Русские чиновники в былое и настоящее время. СПб., 1897. С. 10—22.
32 Полное собрание законов Российской империи, 1-е собрание (далее ПСЗ 1). Т. 20. № 14392.
33 Блинов А. Губернаторы. Историко-юридический очерк. СПб., 1905. С. 148.
34 Зайончковский П.А. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX в. С. 56.
35 Царский указ о создании Третьего отделения был издан 15 апреля 1846 г.
36 Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. С. 250.
37 Там же.
38 Зайончковский П.А. Кризис самодержавия на рубеже 1870 -- 1880 гг. М., 1964. С. 155.
39 ПСЗ-1. Т. 25. №26803.
40 Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. С. 258.
41 Сенцов А.А. Развитие формы Российского государства в XIX в. // Известия Высших учебных заведений. Правоведение. М., 1980. 4. С. 88--93; Кожахментов Г.З. Представительство и участие народов Туркестана и Казахстана в Государственной Думе // Известия АН Казахской ССР. Серия "Общественные науки".
42 Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. С. 293.
43 Там же. С. 332 337.
44 Евреинов Г. А. Национальные вопросы инородческих окраин России. Схема политической программы. СПб., 1908. С. 25.
45 Разумеется, отдельные вопросы этой сложной темы затрагивались в некоторых работах отечественных и зарубежных исследователей, а также в ходе научных дискуссий, однако главным образом они касались отдельных периодов истории российской государственности.
46 Подробнее см.: Русское централизованное государство: Образование и эволюция в XV-- XVIII вв. М., 1980.
47 Градовский А.Д. Собр. соч. Т. VIII. С. 186 ел.
48 Данным термином обозначались этнические территории, обладавшие правом на осуществление государственной власти в автономных республиках, областях и национальных округах в составе союзных республик СССР // Большая Советская Энциклопедия. М., 1970. Т. 1. С. 162.
49 Энциклопедический словарь. Изд. Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. СПб., 1890. Т. 1. С. 126; Энциклопедический словарь Русского библиографического института. Гранат. М., 1890. Т. 1. С. 26-- 331.
50 Большая Советская Энциклопедия. Изд. 3-е. М., 1968. Т. 1. С. 162.
51 См.: Тряпкина Н.И. О проблеме восточной деспотии // Двадцать вторая научная конференция "Общество и государство в Китае". Ч. 2. М., 1990. С. 31 33.
52 Преображенский П. С Калмыкия в первой половине XVII в. Принятие калмыками русского подданства. М., 1963. С. 14.
53 В конце XIX -- начале XX в. Калмыкия в административном отношении была включена в состав Астраханской и Ставропольской губерний.
54 История народов Северного Кавказа (конец XVIII в. -- 1917 г.). М., 1988. С. 11.
55 Государство и государственные учреждения дореволюционного Дагестана Махачкала, 1989. С. 55.
56 История народов Северного Кавказа (конец XVIII в. -- 1917 г.). С. 20-- 21.
57 Государства и государственные учреждения дореволюционного Дагестана. С. 140; История народов Северного Кавказа. С. 279-- 280.
58 Иваненко В.Н. Гражданские учреждения Закавказья. С. 281, 330, 331.
59 Дубровин Н. Закавказье от 1803--1806 гг. СПб., 1866. С. 465.
60 Мильман А. Политический строй Азербайджана в XIX -- начале XX в. Баку, 1966. С. 40-- 45.
61 Иваненко В.Н. Гражданские учреждения Закавказья. С. 129.
62 Мильман А. Политический строй Азербайджана в XIX -- началеXX в. С. 63.
63 АКАК. Т. II. 803; Т. XI. 223.
64 Иваненко В.Н. Гражданские учреждения Закавказья. С. 65, 72, 95 -- 96.
65 АКАК. Т. VI. Ч. I. 989.
66 Алиев Б.Г. Союзы сельских общин Дагестана в XVIII -- первой половине XIX в. Л., 1990.
67 Государства и государственные учреждения Дагестана. С. 5.
68 Иваненко В.Н. Гражданские учреждения Закавказья. С. 49.
69 Там же. С. 245, 268; Государства и государственные учреждения Дагестана. С. 78 -- 82.
70 История народов Северного Кавказа. С. 114.
71 Градовский А.Д. Начала русского государственного права. Т. 1. С. 134;
Коркунов Н.М. Русское государственное право. Т. 1. С. 141 -- 153.
72 Финляндия / Под ред. Д.Протопопова. СПб., 1898. С. 40.
73 Финляндская окраина России. Вып. II. С. 588.
74 Там же. С. 62; Финляндия. СПб., 1898. С. 91-- 99.
75 Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. С. 253-- 254, 337.
76 Карьев Н. Исторический очерк представительных учреждений в Западной Европе // Конституционное государство. С. 38.
77 Евреинов Г.А. Национальные вопросы инородческих окраин России. СПб., 1908. С. 5.
78 Сенцов А.А. Национально-государственное устройство России накануне Октября 1917 г. // Советское государство и право. М., 1990. № 10. С. 118 -- 119.
79 Там же. С. 119.
80 Алексеенков П. Национальная политика Временного правительства в Туркестане в 1917 г. // Пролетарская революция. 1928. № 8. С. 107 120.
81 Сенцов А.А. Национально-государственное устройство России накануне Октября 1917 г. // Советское государство и право, 1990. № 10. С. 119-- 125.
82 Эмер де Виттель. Право народов или принципы естественного права, применяемые к поведению и делам наций и суверенов. М., 1960. С. 5.
83 Пайчадзе Г.Г. Георгиевский трактат. Тбилиси, 1983. С. 148-- 154.
84 Губаревич-Радобыльский А. Экономический очерк Бухары и Туниса. Опыт сравнительного исследования двух систем протекторатов. СПб., 1905. С. 3.
85 Там же. С. 90.
86 Энциклопедический словарь. Изд. Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. СПб., 1898. Т. 50. С. 509; Большая Советская Энциклопедия. М., 1975. Т. 21. С. 357.
87 См.: Георгиевский трактат. Договор о вступлении Грузии под покровительство России. Тбилиси, 1983.
88 Материалы по истории политического строя Казахстана. Алма-Ата, 1960. Т.1. С. 12-- 18; Сулейменов Б.С., Басин В.Я. Казахстан в составе России в XVIII -- началеXX в. Алма-Ата, 1981. С. 37-- 47.
89 История Казахской ССР с древнейших времен до наших дней. Алма-Ата, 1979. Т. III. С. 128; Шахматов В.В. Внутренняя Орда и восстание Исатая Тайманова. Алма-Ата, 1946. С. 19 сл.
90 Дулов В.И. Присоединение Тувы к России в 1914 г. // Ученые Записки Тувинского НИИЯЛИ.Вып. 7. Кызыл. 1959. С. 16-- 20.
91 История Тувы. М., 1964. Т. 1. С. 358; Сборник договоров России с другими государствами мира. М., 1952. С. 129 -- 134.
92 История Узбекской ССР. Ташкент, 1956. Т. 1, кн. 2. С. 139 -- 141.
93= Там же.
94 Сборник договоров России с другими государствами мира. 1856-- 1917. М., 1952. С. 135 -- 139.
95 Там же. С. 129 -- 134.
96 Градовский А.Д. Начала русского государственного права. Ч. 1. С. 1 -- 2;
Лазаревский Н.И. Лекции по русскому государственному праву. Т. II. С. 3; Коркунов Н.М. Русское государственное право. СПб., 1903. Т. II. С. 209 -- 215; Буганов В.И., Медушевский А.Н. Административные реформы в России и проблемы их изучения в современной западной историографии // Отечественная история. М., 1992. 3. С. 207 -- 208.
97 Чичерин Б. Курс государственной науки. 1898. Т. III. С. 480 -- 505; Коркунов Н.М. Русское государственное право. Т. II. С. 335; Градовский А.Д. История местного управления в России. СПб., 1868. С. 2.
98 Лазаревский Н.И. Лекции по русскому государственному праву. Т. II. С. 30 --32, 60. 99= Блинов А. Губернаторы. Историко-юридический очерк. СПб., 1905. С. 15.
100 Лазаревский Н.И.Лекции по русскому государственному праву. Т. II. С. 218; Коркунов Н.М. Русское государственное право. Т. II. С. 335.
101 Градовский А.Д. История местного управления в России. С. 2; Лазаревский Н.М. Лекции по русскому государственному праву. Т. II. С. 201 -- 203.
102 Коркунов Н.М. Русское государственное право. Т. II. С. 295 -- 296.
103 Макшеев А.И. Военно-статистическое обозрение Российской империи. СПб., 1867. С. 43.
104 Цамутали А.Н. Борьба течений в русской историографии во второй половине XIX в. М., 1977. С. 102.
105 Ключевский В.О. Русская история. М., 1992. С. 12.
106 Семенов Д.Д. Отечествоведение России по рассказам путешественников и ученым исследованиям. М., 1887. Т. IV. С. 226.
107= История Дальнего Востока СССР с древнейших времен до наших дней. М., 1989. С. 363; История народов Северного Кавказа. С. 450.
108 Маркова И.Б. Управление Сибирью в 20--60-х гг. XIX в. Новосибирск, 1985. С. 14.
109=Лазаревский Н.И. Лекции по русскому государственному праву. Т. II. С. 24.
110 Из истории социально-экономических, политических и правительственных идей. Межвузовский сб. научн. трудов. Саратов, 1990. С. 125 -- 142.
111 Макшеев А.И. Военно-статистическое обозрение Российской империи. С. 45.
112 Репин Н.Н. Россия в XVII--XVIII вв.: особенности экономического развития // Историческое познание: традиции и новации. Ижевск, 1993. Ч. I. С. 161 -- 164.
113 Семенов Д.Д. Отечествоведение России по рассказам путешественников... С. 226, 233 -- 234.
114 Украинец И.А. Влияние природно-климатического и географического факторов на историческое развитие России // Историческое познание: традиции и новации. Ижевск, 1993. Ч. II. С. 130 -- 133.
115 Там же. С. 112--114. 116= ПСЗ-1. Т. 38. №22.
117 Термин "дороги" является в данном случае переосмыслением старого, восходящего к эпохе Золотой Орды понятия "даруга" -- сборщик налогов.
118 Усманов А.Н. Добровольное присоединение Башкирии к Русскому государству. Уфа, 1982. С. 150 -- 151.
119 Мильман А. Политический строй Азербайджана в XIX -- началеXX в. Баку, 1966. С. 79 -- 82.
120= Фирсов Н. Инородческое население прежнего Казанского царства в новой России до 1762 г. и колонизация Закамских земель в это время. Казань, 1863. С. 2.
121 Мильман А. Политический строй Азербайджана в XIX -- началеXXв.С. 106.
122 Туманов Г.М. Заметки о городском самоуправлении на Кавказе. Тифлис, 1902. С. 1 -- 24.
123 Лаур М. Российская администрация в Прибалтийских губерниях // Ученые записки Тартуского гос. ун-та. Вып. 851, Тарту, 1989. С. 127.
124 Мильман А. Политический строй Азербайджана в XIX -- начале XX в. С. 73.
125 Лазаревский Н.И. Лекции по русскому государственному праву. Т. II. С. 82-- 83.
126 Гончаренко Л.Н. Административный аппарат самодержавия в национальных районах Поволжья. Куйбышев, 1984. С. 4 -- 6.
127 Свод законов Российской империи. СПб., 1833. С. 1-- 39.
128 Гаврилова Л.М. Чиновничество и духовенство Чувашии в XIX -- начале XX в. // Вопросы истории Чувашии XIX начала XX в. Чебоксары, 1988. С. 9.
129 Мильман А. Политический строй Азербайджана в XIX -- начале XX в. С. 79 и др.; Туманов Г.М. Заметки о городском самоуправлении на Кавказе. С. 124.
130 Фирсов Н. Инородческое население Казанского царства. С. 272.
131 Давыдов В.Н. Присоединение Коми края к Московскому государству. Сыктывкар, 1977. С. 5 -- 9.
132 Ермолаев И.П. Территориально-административная сфера действия Приказа Казанского Дворца // Классы и сословия в России в период абсолютизма. Куйбышев, 1989. С. 5 -- 19.
133 Чичерин Б. Опыты по истории русского права. М., 1858. С. 384.
134 Карнович Е. Русские чиновники в былое и настоящее время. СПб., 1897. С 11.
135 Там же. С. 11-- 18.
136 Ермолаев И.П. Территориально-административная сфера действия Приказа Казанского Дворца. С. 10.
137 Подробнее см.: Ермолаев И.П. Казанский край во второй половине XVI --XVII в. Казань, 1980.
138 История Сибири. Л., 1968. Т. II. С. 124 -- 129.
139 Блиева З.М. Административное и судебное устройство на Северном Кавказе в конце XVIII -- первой трети XIX в. Л., 1984. С. 9.
140 Мильман А. Политический строй Азербайджана в XIX -- начале XX в. С. 128.
141 Блиева З.М. Административное и судебное устройство на Северном Кавказе. С. 9-13.
142 Асфендияров А.З. Введение кантонной системы управления в Башкирии // Из истории Башкирии. Дореволюционный период. Уфа, 1969. С. 153 -- 164.
143 Государства и государственные учреждения Дагестана. С. 141, 155.
144 Там же. С. 151.
145 Проект всеподданнейшего отчета ген.-адъют. К.П. Фон Кауфмана по гражданскому управлению и устройству в областях Туркестанского генерал-губернаторства. СПб., 1885. С. 43; Романовский Д.И. Заметки по среднеазиатскому вопросу. СПб., 1868. С. 272.
146 Готье Ю. История областного управления в России... Т. I. С. 18.
147 Блинов А. Губернаторы. Историке-юридический очерк. СПб., 1905. С. 57.
148 Градовский А.Д. Собр. соч. Т. VIII. С. 190, 281. 149=ПСЗ-2.Т. XI. № 1350. 150=ПСЗ-З.Т. I. №350.
151 Зайончковский П.А. Кризис самодержавия на рубеже 1870 -- 1880 гг. М., 1964. С. 115; Он же. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX в. 1978. С. 211.
152 Коркунов Н.М. Русское государственное право. Т. II. С. 311 -- 313.
153 Лазаревский Н.И. Лекции по русскому государственному праву. Т. II. С. 204 -- 205.
154 Там же. С. 205.
155 Макарова И.Б. Управление Сибирью в 20 -- 60-х гг. XIX в. Новосибирск, 1985. С. 14.
156 Готье Ю. История областного управления в России... Т. I. М., 1913. С. 180.
157 Блинов А. Губернаторы... С. 48.
158 ПСЗ-3. Т. XXVI.Отд. I. № 27293.
159 Лазаревский Н.И. Лекции по русскому государственному праву. Т. II. С. 315.
160 Коркунов Н.М. Русское государственное право. Т. II. С. 315.
161 Лазаревский Н.И. Лекции по русскому государственному праву. Т. II. С. 208.
162 Общее учреждение губернского свода законов Российской империи. Т. II, ч. 1. С. 208.
163 Там же. С. 21 -- 217.
164 Лазаревский Н.И. Лекции по русскому государственному праву. С. 227 --234.
165 Там же. С. 236 -- 241.
166 Градовский А.Д. Собр. соч. Т. VIII. С. 193.
167 Лазаревский Н.И. Лекции по русскому государственному праву. Т. II. С. 284.
168 Туманов Г.М. Заметки о городском самоуправлении на Кавказе. Тифлис, 1902. С. 10.
169 Коркунов Н.М. Русское государственное право. Т. II. С. 396 -- 474.
170 ПСЗ-1. Т. 38. № 29127; ПСЗ-2. Т. XIII. № 11122; Т.XXX. № 29069; Т. XXXVI. № 38616; Т. ХLIII. Отд. II. № 46380.
171 Подробнее см.: Кокошкин А.А. Автономия и федерация. Пг., 1917; Лазерсон М.Л. Национальность и государственный строй. Пг., 1918.
172 Сенцов А.А. Национально-государственное устройство России накануне Октября 1917 г. // Советское государство и право. 1990. № 10. С. 119.
173 Блинов А. Губернаторы... С. 42.
174 Там же.
175 Коркунов Н.М. Русское государственное право. Т. II. С. 296.
176 Градовский А.Д. Собр. соч. Т. VIII. С. 281 185.
177 Карнович Е. Русские чиновники в бытие и настоящее время. СПб., 1897. С. 79.
178 Коркунов Н.М. Русское государственное право. Т. II. С. 200 сл.
179 Блиева З.М. Административное и судебное устройство на Северном Кавказе... С. 9.
180=АКАК. Т. XI. С. 2.
181 Блиева З.М. Административное и судебное устройство на Северном Кавказе... С. 9.
182 Государство и государственные учреждения Дагестана. С. 142.
183 Лазаревский Н.И. Лекции по русскому государственному праву. Т. II. С. 25.
184 Градовский А.Д. Собр. соч. Т. VIII. С. 393 -- 400.
Научное издание
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОКРАИНЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ: