Экономическое развитие России
4.1. Сельское хозяйство. В хозяйственный оборот вводились новые земли южных уездов, Поволжья, Сибири. Благодаря вмешательству государства расширились посевы технических культур (льна, пеньки, конопли, табака), насаждались новые породы овец‑мериносов (для производства качественного сукна), развивалось коневодство (для нужд кавалерии).
Однако нововведения не коснулись крестьянского хозяйства. Его крепостнический, натурально‑потребительский характер, а также суровые природные условия, в которых ему приходилось буквально выживать, препятствовали расширению производства и повышению производительности, а огромный рост налогов приводил к нищенскому существованию крестьянских хозяйств.
4.2. Промышленность в первой четверти XVIII в. пережила существенные сдвиги в связи с военными потребностями России и активной политикой государства, сумевшего мобилизовать природные и человеческие ресурсы страны.
• Крупная промышленность . За годы царствования Петра I в стране было основано свыше 200 мануфактур, не считая горных заводов.
– Тяжелая промышленность. С 1699–1700 гг. расширялись железоделательные заводы в Туле и Кашире и строились новые – в Карелии (Петровские заводы – Петрозаводск) и на Урале (Невьянский, Нижнетагильский, Екатеринбургский). Освоение нового промышленного района – Урала превратило его в центр отечественной металлургии. Здесь металл выплавлялся в новейших доменных печах, производительность которых была выше европейских.
К концу царствования Петра Великого 27 крупных заводов полностью удовлетворяли потребности государства в металле. Россия, занимая третье место в мире по объему его производства, начала продавать за рубеж, где «русское железо» по своим качествам ценилось выше шведского.
– Легкая промышленность развивалась за счет строительства мануфактур, выпускавших продукцию для военных нужд и, в значительно меньшей степени, для внутреннего рынка. Хамовный двор в Москве был превращен в крупное предприятие, изготовлявшее парусину для флота. Там же был основан Суконный двор. К 1718 г. Россия освободилась от необходимости ввоза текстильной продукции. Были созданы десятки кожевенных, винокуренных, стекольных и других заводов.
• Мелкая промышленность , в том числе ремесленная, развивалась значительно медленнее. Более того, увеличивавшиеся налоги, насильственные мобилизации сельского и городского населения на строительство Петербурга и других объектов приводили к разорению многих мелких предпринимателей.
• Этапы государственной политики в отношении промышленности.
– Готовясь к войне со Швецией, поставлявшей России металл и вооружения, Петр приступил к форсированному созданию собственной промышленной базы. В первое десятилетие в горной промышленности строились в основном казенные заводы, находившиеся долгое время под непосредственным государственным контролем, формы и методы которого изменялись. Рост их числа и сложности в организации управления, а главное – убыточность казенного производства подтолкнули правительство к новой политике.
– С конца первого десятилетия казенные, в первую очередь убыточные предприятия, передавались в частные руки (до этого лишь Невьянский завод в 1701 г. был передан Никите Демидову с обязательством уплаты в рассрочку железом). Теперь строились в основном частные предприятия, хотя и с помощью государства, предоставлявшего беспроцентные ссуды и освобождение от податей. Поощрялось частное предпринимательство.
– Создание купеческих компаний, предоставление им ссуд и льгот укрепляло положение ведущих заводчиков, однако не означало самоустранения государства из промышленной сферы. Подавляющее большинство крупных предприятий были «указными», т. е. были созданы государством или создавались частными предпринимателями по заданию государства. Контроль сохранялся через систему казенных заказов. За деятельностью предприятий тщательно наблюдали Берг– и Мануфактур коллегии, проводившие периодические проверки. Не выполнявшие государственные требования частные заводчики могли лишиться своих предприятий, отходивших в казну.
• Характер труда. В начале века на немногочисленных предприятиях работали, в основном по найму, люди разного социального положения, в том числе свободные и беглые крестьяне. С ростом промышленности на заводах обнаружился острый дефицит рабочих рук. Решение проблемы оказалось возможным лишь за счет использования подневольного труда. На мануфактуры ссылались осужденные и пленные. С мануфактур разрешалось не возвращать беглых. На вспомогательные работы привлекались государственные крестьяне, приписываемые целыми деревнями к тому или иному заводу и обязанные в течение двух‑трех месяцев исполнять там свои повинности. Но труд приписных крестьян, занятых в своих хозяйствах, оказался неэффективным.
В 1721 г. Петр разрешил мануфактуристам, в том числе недворянам, покупать к заводам крепостных крестьян, которые позже стали называться посессионными. Они становились собственностью не заводчика, а предприятия, пользовались приусадебными огородами, но получали денежное жалованье. В 1736 г. все свободные, работавшие на заводах, оказались закрепощены, составив категорию так называемых «вечноотданных людей».
При этом к 1736 г. около половины рабочих, занятых на частных мануфактурах, трудились по найму.
4.3. Торговля. Развитие торговли, как и промышленности, во многом стимулировалось государством, пытавшимся увеличить поступления в казну.
• Во внутренней торговле ведущую роль в торговых оптовых операциях продолжали играть ярмарки (Макарьевская, Ирбитская, Свенская). Государство стимулировало создание «кумпанств» крупных торговцев. Крестьянская торговля обременялась дополнительными налогами, но после того как в результате подобной политики доходы казны упали, в 1711 г. было разрешено всем сословиям торговать везде и любым товаром с обычными сборами. Все же торговые пошлины значительно увеличились, что сдерживало рост торгового оборота. Торговля некоторыми товарами – соль, табак, вино – была объявлена государственной монополией и отдавалась в откупа отдельным купцам.
• Возросло значение внешней торговли. Силовыми методами (запретами возить товары в Архангельск, снижением пошлин в Петербурге, насильственным переселением купцов) царь начал переводить торговлю из Архангельска (его оборот упал в 12 раз) в Петербург, что вызвало разорение многих старых купеческих фамилий. Кроме того, развитию внешней торговли препятствовало отсутствие собственного торгового флота, что приносило убыток в 10 млн руб. в год.
В первое десятилетие Петр I предоставлял иностранным купцам льготы и монополии, но одновременно выдавались ссуды на создание российских внешнеторговых компаний, для русских купцов пошлины были в два раза ниже.
В 1724 г. в России был введен таможенный протекционистский тариф, призванный оградить русскую промышленность от иностранной конкуренции и содействовать установлению активного торгового баланса. На экспорт вводились низкие пошлины, чтобы стимулировать продажу русских товаров на внешних рынках. На ввоз устанавливалась высокая пошлина, если эта продукция производилась в России, и низкая, если она не производилась и была необходима для отечественной промышленности (краски, шерсть, сахар‑сырец и др.).
Протекционистский характер внешнеторговой политики правительства Петра I обеспечил активный торговый баланс России – вывоз товаров в 1726 г. превышал ввоз в два раза.