Легисакционный процесс in jure
Легисакционный процесс in jure характеризовался строгим формализмом и большой суровостью. Это проявлялось в следующем:
1. Для проведения легисакционного процесса in jure предназначался только римский форум. Это место называлось "jus". Процесс был публичным, все происходило под открытом небом;
2. Для ведения производства in jure было точно определено время, или dies fasti — заранее утвержденные 40 дней, когда можно было вести процесс. Процессуальные действия были запрещены в dies nefasti, или в дни проведения религиозных церемоний;
3. Для ведения производства in jure были предусмотрены в мельчайших подробностях все процессуальные действия, которые можно было предпринимать. Для начала производства in jure было необходимо, чтобы обе стороны предстали перед магистратом. Истец, или actor, имел право привести в суд ответчика, или reus-a. По законам XII таблиц от обязанности появления в суде освобождались старые и больные лица, если они не обеспечивались транспортом, а также лица, предоставившие истцу гаранта, или vindex-a. Последний гарантировал, что в предусмотренный срок обязательство по отношению к истцу будет исполнено. (562)
4. Стороны, истец и ответчик, находясь перед магистратом, должны были произнести ритуальные формулы и осуществить символические действия.
Завершающим и торжественным актом в процессе in jure являлся litis contestatio, или утверждение предмета спора перед свидетелями и направление спора судье для вынесения решения.
Litis contestatio имел двойное значение. Во-первых это было консумптивное значение litis contestatio, которое в связи с правилом ne bis idem, означающим запрещение тем же сторонам повторно вести спор, по поводу того же предмета и на том же основании, если однажды по этому поводу уже доходило до litis contestatio. Во-вторых, это было новационное значение litis contestatio, так как после этого момента истец и ответчик имели право требовать вынесения решения. Если должник после litis contestatio исполнял требование, право истца добиваться вынесения решения не погашалось. До тех пор, пока решение не было вынесено, ответчик мог противостоять всякому новому иску посредством exceptio rei in judicem deductae, т. е. эксцепции, отклоняющей новые тяжбы между теми же лицами, по тем же вещам и на том же основании.
Легисакционный процесс apud judicem
После litis contestatio стороны имели два дня на подготовку к процессу apud judicem. Процесс apud judicem проводился в публичных местах во все дни, кроме дней публичных торжеств. В день, определенный для ведения главного процесса обе стороны, а также свидетели представали перед судьей. Сторона, не явившаяся в установленный день, считалась проигравшей спор. (563) В таком случае судья выносил контумационное решение в пользу присутствующей стороны.
Основное производство велось перед судьей, когда присутствовали обе стороны. Устанавливалась достоверность фактов, приведенных сторонами, приводились доказательства и, наконец, выносился приговор. Приговор был деклараторным, когда по нему устанавливалось, существует или не существует какое-либо право. Он был кондемнаторным (обвинительным), если принималось исковое требование, и абсолютарным (оправдательным), когда исковое требование отклонялось. Приговор, выносимый в процессе apud judicem, всегда был юридически действительным и окончательным, т. е. не мог отменяться из-за неверно установленного физического положения дел. При этом неверно вынесенный приговор имел конститутивный характер, создавая новые права и обязанности.
В) Виды легисакции
Деление легисакции
Легисакции являлись формализованными и строгими исками, устанавливаемыми по закону. Они были характерны для древнего права. Легисакции могли быть деклараторными, если имели целью установить, существует или не существует какое-либо право, и экзекуторными (исполнительными), если имели целью осуществить какое-либо право, существование которого было установлено каким-либо решением или удовлетворением какого-либо требования.
Legisactio sacramento
Legisactio sacramento выступал в качестве деклараторного иска. Он имел характер генерального и общего иска, который применялся, когда законом не предусматривалась другая легисакция. Она выступала в двух видах: in rem и in personam — в зависимости от того, носило исковое требование вещно-правовой или обязательственный характер.
a) Legisactio sacramento in rem служила для защиты вещных и других абсолютных прав. Если спор велся о движимой вещи, предмет спора должен был быть представлен магистрату, а если он представлял собой недвижимую вещь, представлялся какой-либо символ предмета спора. Истец и ответчик должны были перед магистратом, в определенной форме, подтвердить свое требование на право квиритской собственности на предмет спора (vindicatio и contravindicatio). Потом они взаимно призывались дать залог или гарантию о сакраментуме, который первоначально подразумевал клятву, а позднее сумму денег.
После этого магистрат решал, кто должен хранить предмет до завершения спора.
Во второй части процесса судья определял, чей sacramentum является justum; в этом случае лицо выигрывало спор и ему возвращался залог, если таковой был перед этим внесен. Для определения этого судья должен был установить достоверность фактов, приводимых как истцом, так и ответчиком. Таким образом, формально шел спор о sacramentum, а в сущности определялось право собственности на предмет спора или какое-либо другое право. Сторона, проигравшая спор, утрачивала залог в пользу римских храмов или римского государства.
б) Legisactio Sacramento in personam служили для защиты прав с действием inter partes либо для защиты облигационных прав. Формальности были теми же, что и при legisactio sacramento in rem.