Ава —коллегия магистрата, ведавшая судом по уголовным делам. 49 страница
Смерть царя Федора Алексеевича накалила страсти вокруг трона. Группировка Нарышкиных объявила царем Петра I, что удовлетворило не всех стрельцов. Они почувствовали слабость власти семейства Нарышкиных. Волнения стрельцов начались с подачи челобитных с обвинениями на своих полковников и с жалобами о «разорениях». Начальник Стрелецкого приказа И. А. Хованский, руководствуясь своими честолюбивыми амбициями и отражая настроения старой боярской аристократии и приверженцев старой веры, направил стрелецкий гнев против правительства Нарышкиных. 15 мая 1682 г. стрелецкие полки заняли Кремль и учинили расправу над родственниками и окружением Нарышкиных. Однако планы Хованского на установление своего регенства не осуществились. По требованию стрельцов первым царем был утвержден Иван V, а Петр I — вторым. Регентшей при малолетних братьях стала Софья.
На этом развертывание столь бурных событий, вошедших в историю России как «Хованщина», не завершилось. Стрельцы истребовали от Софьи жалованной грамоты с констатацией своих заслуг перед новой властью. Они становились «надворной пехотой» под прямой юрисдикцией царской власти. Им была выплачена огромная задолженность в жалованьи, а Софья каждому стрельцу из казны выдала по 10 руб. Стрельцы, пользуясь ситуацией, попросту распоясались: они захватывали имущество убитых ими, требовали новых денег, пьянствовали и т. п. Так могло продолжаться до тех пор, пока царевна Софья рассчитывала на стрелецкие силы в противодействии устремлению Ивана Хованского к регенству. Тот же принудил Софью участвовать в диспуте между православными иерархами и раскольниками во главе со священником Никитой Пустосвятом. Диспут прошел 5 июля и закончился тем, что верные Софье стрельцы казнили Н. Пустосвята по приказу царевны. Но настроения стрельцов вынудили царский двор удалиться в один из подмосковных монастырей и начать сбор дворянского ополчения. Туда был вызван мятежный Ивана Хованский и 17 сентября он вместе с сыном Андреем был казнен. Стрельцы же, повинившись, были прощены. Начальником Стрелецкого приказа был назначен думный дьяк Федор Шакловитый.
Правление царевны Софьи, властолюбивой и незаурядной 25-летней женщины, продолжалось с сентября 1682 г. по сентябрь 1689 г. Будучи регентшей при малолетних братьях — царях Иване и Петре, Софья стремилась как можно дольше сохранить власть за собой и семейством Милославских. В этом ей активно помогали ее фавориты — «галанты» Василий Голицын и Федор Шакловитый. В официальных документах Софья именовала себя «Всея Великия и Малыя и Белыя России самодержица» и не оставляла мысли венчаться на царство, настраивая стрелецкие отряды на то, чтобы «уходить» царя Петра и его мать царицу Наталью со всем родом Нарышкиных. Несмотря на то, что основные усилия были направлены на удержание власти, в эти семь лет Софья как фактический глава государства приложила свою руку к заключению «вечного мира» 1686 г. с Речью Посполитой, Нерчинcкого договора 1689 г. с Китаем и др. Но именно неудачи во внешней политике, в особенности провалы Крымских походов 1687 и 1689 гг. В. В. Голицына, предопределили падение регентши. Этому способствовала и внутриполитическая ситуация. Так, попытки ослабить сыск беглых крестьян и некоторые уступки посадам раздражали дворянство. Не могли они и бояре воспринять «прожектов» Василия Голицына. Церковники не одобряли общение власти с иноземцами. Набирало мощь сопротивление раскольников. Росли преступность и разбои.
Начало правления Петра I пришлось на кровавые майские дни 1682 г. Однако только через семь лет он ощутил в своих руках реальную царскую власть. Для этого Петру I пришлось пройти «Преображенские университеты», окрепнуть телом и умом, получить практические и теоретические навыки от специалистов Немецкой слабоды и в «потешных» баталиях. Женившись в январе 1689 г., Петр I вышел из своего малолетства и мог отвергнуть регенство Софьи. Все предпосылки для этого имелись: дворянство если и не все было на его стороне, то выжидало и стремилось соблюдать нейтралитет, «потешные» полки превращались в значительную силу. Поэтому, когда в начале августа 1689 г. возникла угроза для его жизни со стороны окружения Софьи, Петр I действовал быстро и решительно, склонил на свою сторону стрельцов. Уже в начале сентября 1689 г. Софья и ее фавориты были отстранены от власти.
Стрелецкий бунт 1698 г.был вызван озлоблением стрельцов из-за нововведений Петра I, которые ущемляли их материальные интересы, вели к неминуемой ликвидации самого стрелецкого войска. Они понесли большие потери во время Азовских походов, были оставлены нести охрану Азова. Царь постоянно глушил строптивость и своеволие стрелецких полков. Недовольство стрельцов подогревалось семейством Милославских, ждавших удобного случая для реванша за 1689 г. Озлобленность стрельцов возросла после кровавой расправы Петра I над заговорщиками, прошедшими по «делу Цыклера и Соковнина», когда те попытались поднять против царя-реформатора стрельцов и донских казаков. Воспользовавшись отъездом Петра I с Великим посольством, стрельцы стали массово дезертировать, отказываясь выдвигаться к «литовскому рубежу». С «поносными речами на государя» дезертиры явились в Москву. Туда же вскоре двинулись и стрелецкие полки. Речь шла о возвращении Софьи и В. Голицына, о передаче престола царевичу Алексею. Правительственные войска под командованием А. С. Шеина и П. Гордона 18 июня разбили бунтовщиков в 40 км. от Москвы. Вернувшись из-за границы Петр I в сентябре-октябре учинил розыск. Были повешены, обезглавлены и четвертованы 799 стрельцов, а 600 сосланы. Ранее по приказу Шеина было казнено 130 и сослано 1965 стрельцов.
Экономическая и финансовая политика Петра I предопределялась решающей ролью государства в создании и регулировании мануфактурного производства, в утверждении своей монополии во внешней и внутренней торговле и регламентации торговой деятельности купечества, в преобразованиях податного обложения, в манипуляциях с деньгами (так, вместо серебряных денег стали чеканить медные) и др.
За 1695—1725 гг. в России возникло не менее 200 мануфактур различного профиля, казенных и частных. Главное внимание было уделено металлургическим, оружейным, текстильным, канатным, суконным и т. п., то есть тем, от которых зависело обеспечение армии и флота. Часто инициатором открытия новых мануфактур выступало государство, за счет казны шло и их финансирование. Затем нередко эти мануфактуры передавались частным владельцам или, чаще всего, целым компаниям («кумпанствам»), которые специально создавались для этого. Новые владельцы получали различные льготы в своей деятельности. Подавляющее большинство мануфактур — крепостнические. Лишь отчасти на них использовался труд свободных групп населения («гулящих людей» и т. п.), а в большинстве своем это были новые крепостные — т. н. посессионные и приписные крестьяне.
В сферах торговли и финансов Петр I исходил из концепции меркантилизма, которая прежде всего предполагает активный баланс торговли, накопление денег в стране. Поэтому государство всюду и всем навязывало свои правила деятельности, жестко регламентировало как производство, так и сбыт продукции, сырья. Были введены государственные монополии на продажу соли и табака, а на внешнем рынке — кож, пеньки, льна, хлеба, поташа, икры и многих других товаров. Были сохранены внутренние таможни. Такие методы подрывали российское купечество.
Подворные переписи 1710, 1715—1717 гг. показали уменьшение числа податных дворов. Тогда в 1718—1724 гг. провели подушную перепись (ревизию). На эти «души» и были разверстаны все госрасходы, что увеличило налоги в почти в 3 раза. Они в среднем равнялись 74 копейкам с «души». Широко практиковались косвенные, экстраординарные налоги
Таможенный тариф 1724 г.впервые конкретизировал покровительственную таможенную политику Российского государства, которая заключалась в том, что на разные виды товаров устанавливались различные пошлины. Было определено соотношение между размером пошлины на ввозимые товары и объемом их внутреннего производства: чем больше производство, тем выше пошлины. Наиболее высокие ставки пошлины вводились на ввозимые предметы роскоши. На вывозимые же из России товары пошлины были чисто символические (за исключением сырья). Таким образом правительство Петра I поощряло производство (так, пряжа облагалась пошлиной в 37% от цены, а полотно — только 1%). Были установлены ограничения на вывоз серебряных и золотых монет, в то время как казенные товары должны были продаваться только за иностранную валюту. Этими мерами пытались обеспечить привлечение денег в страну.
Социальная политика Петра I была направлена на дальнейшую консолидацию отдельных сословных групп. Вместе с тем переход из одной группы в другую был стеснен подушным учетом и жесткими правилами. Так, при проведении подушной переписи разные группы крепостных, лично свободных и даже помещики-однодворцы были включены либо в состав крепостных, либо в новое сословие государственных крестьян. Шло целеустремленное закрепощение ранее свободных, само крепостное право ужесточалось. Была создана достаточно четкая сословная дифференциация: в городских посадах — купцы и ремесленники, на селе — крепостные и государственные крестьяне. Многочисленные группы служилых людей «по отечеству» (бояре, окольничие, стольники, думные дьяки и т. п.) были слиты в «шляхетство» (устоялся другой термин — «дворянство»). Поместья были уравнены с вотчинами. За усердие во имя «царя» и «отечества» полагалось или повышение в чине (ранге), или получение новых титулов — графов и баронов.
Указ о единонаследии от 23 марта 1714 г. законодательно оформил стремление дворянства к укреплению своей собственности на землю. Вся недвижимость могла быть передана по воле завещателя любому из его сыновей или по закону переходила к старшему сыну. Таким образом, государство запрещало дробить дворянские имения между порой многочисленными наследниками, что сохраняло для казны прежние возможности взимания податей. Этим указом был уравнен правовой режим поместий и вотчин. Он затронул с разных позиций интересы и дворян, и вотчинников, которые все вместе лишались свободы распоряжения своими имениями (правда, уже в 1731 г. при Анне Ивановне порядок наследования был отменен).
Борьба Петра I с оппозицией велась постоянно и была весьма напряженной. Обычно проявлением недовольства «высшего света» России реформами Петра I считают «дело» царевича Алексея. Однако оппозиция — это не только критическое отношение к власти и стремление через конкретные действия к ее устранению. Это и постоянно растущее социальное напряжение как проявление недовольства исстрадавшегося народа. Оно выражалось в «поносных» на государя и его окружение речах, в неподчинении указам, в подаче жалоб, в массовых побегах, в социальных движениях (к примеру, события в Астрахани, на Дону, в Башкирии и др.). Весьма острыми были противоречия на церковно-религиозной почве: Петр I продолжал прежнюю политику по удушению старообрядчества, новая сумятица была внесена в церковный мир ликвидацией патриаршества и установлением государственного управления и надзора над церковью. Даже обыкновенного взяточника из армии госслужащих и взяточника сановного из ближайшего своего окружения (а таких было большинство) царь воспринимал как предателей своего дела по преобразованию России. И карал немилосердно.
Деятельность Преображенского приказа и Тайной канцелярии— была направлена на пресечение политических преступлений. Действуя под непосредственным началом царя, эти органы тайного сыска держали под своим контролем буквально все сферы общественной и обывательской жизни, выявляя и карая за любые действия и даже неосторожно произнесенные слова, посягающие (даже косвенным образом) на прерогативы власти и ее институтов, в первую очередь — на честь, достоинство и личность царя. Уже в 1689 г. Петр I создал приказ Розыскных дел, чтобы покончить со своими противниками из окружения Софьи. Но «враги» царя и государства множились, и в конце XVII в. для борьбы с ними был выдвинут Преображенский приказ, первоначальные функции которого были иными. Тем самым он поднялся над всеми другими приказами, его специфические полномочия распростирались над всеми поданными. Работы у этого приказа по «слову и делу» государеву хватало сполна. Деятельность Посольского приказа была дополнена в начале 1718 г. еще одним органом — Тайной канцелярией, созданной для ведения «дела» царевича Алексея. По завершении «дела « функции Тайной канцелярией были обращены на искоренение крамолы по всей России.
«Дело» царевича Алексея, следствие и суд по которому провела Тайная канцелярия, завершило длительный период напряженных отношений между отцом и сыном — царем Петром I и царевичем, наследником престола, старшим сыном Петра I от его брака с Евдокией Лопухиной. Царь-отец осенью 1715 г. потребовал от сына точно определиться в своем отношении к его политике. В ответ Алексей по подсказке своего близкого окружения, оппозиционно настроенного к реформам Петра I, решил отречься от наследственных прав. Однако царь потребовал от сына объяснений и вызвал его к себе в Копенгаген, где он готовил военные операции против Швеции. Однако вместо этого маршрута Алексей внезапно, в большой тайне от петровских соглядатаев, в сентябре 1716 г. уехал в Вену и попросил там политического убежища. Все, на что решился венский императорский двор, так это тайно приютить наследника российского престола в одном из тирольских замков. Но петровские сыщики выследили царевича, а посланный к императору Карлу VI дипломат П. А. Толстой заставил вернуть беглеца в Москву (в феврале 1718 г.). Было проведено быстрое дознание всех, кто был причастен к «делу». Вынесенный вердикт гласил, что Алексей и его сообщники посягали на трон! Тайная канцелярия оформила подобающее в таких случаях заключение, а Верховный суд 24 июня 1718 г. приговорил Алексея к смертной казни. Вероятно, он был задушен в казематах Петропавловской крепости.
Восстание в Астраханивспыхнуло летом 1705 г. и продолжалось около 8 месяцев. Оно охватило и окрестные городки. Причиной возмущения горожан (а их социальный состав был очень пестрым) и стрельцов стали непосильные налоги, злоупотребления откупщиков, торговые монополии, высокие цены и т. п. Стрельцы были возмущены очередными снижениями жалования, привлечением к разным работам, злоупотреблениями командиров и астраханского воеводы Т. Ржевского. Недовольными были и солдатские полки. Восставшие захватили астраханский кремль, перебили до 300 «начальных людей» и организовали свое управление — круг и совет старшин. Но район восстаний был блокирован, донские казаки не поддержали восставших. Петр I направил на подавление бунтовщиков драгун и солдат под командованием фельдмаршала Б. П. Шереметева. В марте 1706 г. Астрахань была взята штурмом. Начались массовые аресты. Преображенский приказ спешно провел дознание, в результате которого сотни людей были колесованы, обезглавлены, повешены, сосланы. Только под пытками в его застенках умерло 45 человек.
Восстание в Поволжье проходило одновременно с Астраханским. Оно началось в Башкирии, население которого было возмущено новыми сборами, мобилизацией в армию людей и поставками лошадей. Башкиры оказали сопротивление сборщикам («прибыльщикам») налогов и правительственному карательному войску. Сопротивление растянулось на многие годы — с 1705 по 1711 гг.
Народное движение под руководством Кондратия Булавина началось в октябре 1707 г. на Дону. Это было наиболее тяжелое время для России, когда ее армия терпела неудачи на полях сражений Северной войны. Война истощила население. Правительство Петра I за счет налогов изымало у крестьян и горожан последнее, что нужно было для жизни. Рекрутские наборы в армию, которые стали регулярными с 1705 г., лишали семьи кормильцев, сопровождались значительными денежными сборами. Многочисленные же экстраординарные повинности завершали разорение российского обывателя.
Не удивительно, что в эти годы необычайно возросло количество побегов крестьян и горожан в те места, где петровская администрация была слабее всего. Наиболее притягательным районом стало верхнее течение Дона и его притоков. Отряды царских «сыщиков» занимались поимкой и возвращением беглых. Один из таких отрядов под командованием князя Ю. В. Долгорукого и был уничтожен 9 октября 1707 г. донскими казаками во главе с атаманом К. Булавиным. Так началось восстание на Дону. Были налажены связи с запорожскими казаками, привлечены крестьяне Тамбовского, Воронежского и других южнорусских уездов. Исстрадавшееся население поднялось на борьбу против властей «за старую веру, ... за всю чернь». Петр I, несмотря на сложное положение своей армии, спешно направил на удушение восстания карательное войско во главе с В. В. Долгоруким, поручив ему всех воров «жечь без остатку, а заводчиков на колесы и колья». Тем временем К. Булавин захватил Черкасск и был избран войсковым атаманом. Движение перекинулось на Волгу, грозило охватить Азов и Таганрог (летом 1708 г. булавинцы были отброшены от Азова). Но во время мятежа казацкой верхушки в Черкасске погиб К. Булавин. К осени 1708 г. в крови были потоплены восстания булавинских атаманов на Волге.
Реформирование аппарата власти было подчинено идее, что ни одна общественная структура (церковь, торговля, частная жизнь и т. д.) не может существовать без управления и контроля со стороны специальных государственных органов. Петр I за образец взял государственное устройство Швеции и применил к российским особенностям. Создавались учреждения, специализировавшиеся в конкретной сфере (финансы, юстиция, военное дело и т. п.) и действовавшие на принципах коллегиальности. Реформа началась в конце 1717 — начале 1718 г.: был составлен «Реестр коллегиям... », в котором были названы 9 коллегий (число их затем менялось), ставшие основой центральной системы управления. Они почти полностью заменили приказы (лишь некоторые продолжали действовать). Существенную эволюцию претерпел с момента создания в 1711 г. и высший орган государства — Сенат. Его функции были изложены в специальной инструкции: «Должность Сената». Он ведал всеми центральными учреждениями, губерниями, имел законосовещательные, высшие судебные и административные функции, назначал и утверждал вcех чиновников. В целом характерными признаками новой системы государственных органов были: централизация управления, разграничение сфер деятельности и полномочий между высшими и местными органами и учреждениями, единообразие и регламентация деятельности, госконтроль за ней.
Подчинение церкви государству завершило при Петре I ряд предыдущих реформ церковного управления. Царская власть могла всесторонне воздействовать на мощь церкви как духовного пастыря общества, коренным образом преобразовав церковное управление. Оно было реформировано по образцу светских госучреждений. Через церковь власть стремилась усилить эффективность управления населением, 3/4 которого было православным. Церковь ставилась на услужение государству, что не могло не отразиться на духовной жизни как церкви, так и всего народа России.
Подчинение церкви государству было проведено жесткой, властной рукой Петра I поэтапно, с выжиданием реакции церковных иерархов. После смерти в 1700 г. патриарха Адриана в течение 21 года опустевший престол никем не был занят. Митрополит С. Яворский был лишь местоблюстителем этого престола. В 1718 г. царь определил, что «... мнится быть Духовной коллегии, дабы удобно было великие эти дела исправлять возможно». Одновременно епископу Ф. Прокоповичу было поручено составить регламент новой коллегии. Его отредактировал сам Петр I, и в 1721 г. Духовная коллегия начала работу. Иерархи православной церкви были вынуждены одобрить эту реформу, подписав под давлением со стороны власти специальный документ. Царь пошел на уступку, согласившись на замену названия: вместо «Духовная коллегия» орган церковного управления стал называться «Святейший Правительственный Синод». Таким образом Синод уравнивался в правах с высшим органом светской власти — Сенатом. В отличие от коллегий он не имел президента, и главой русской православной церкви считался император. Для регулярного контроля за работой Синода из военных назначался специальный чиновник — обер-прокурор.
Административно-территориальная реформа была проведена Петром I с учетом образца шведской системы и преследовала цель не только улучшить общее управление страной, но и напрямую увязать административные единицы с обеспечением армии всем необходимым (в этой связи был специальный указ 1711 г.). Еще в 1699 г. была сделана неудачная попытка учредить провинции. В 1707 г. дальние от Москвы города были расписаны по 5 округам. С целью дальнейшего усиления власти на местах указом 18 декабря 1708 г. вся Россия была разделена на 8 губерний с губернским городом в центре. Старое деление на уезды сохранялось, но они теперь объединялись по губерниям. Масштабы первых губерний были весьма различные. Поэтому в дальнейшем шло перераспределение между ними территорий, выделялись новые губернии и сливались старые.
Указом от 28 января 1715 г. были введены т. н. ландратские доли с определенным количеством тяглых дворов. Но они по сути продублировали уездное деление. Дальнейшее усиление местной администрации было произведено в ходе второй административно-территориальной реформы 1719—1720 гг. Деление губерний на провинции, впервые проведенное в 1710—1715 гг., теперь стало повсеместным: 11 губерний поделили на 45, а позже — на 50 провинций. Были учреждены должности провинциальных воевод. Вместе с тем было сохранено деление на уезды, станы и волости. Провинции делились и на округа (дистрикты) во главе с земскими комиссарами, выбираемыми местным дворянством. Комиссары наделялись широкими финансовыми и полицейскими полномочиями (например, организовывали поимку беглых и преступников).
Городская реформа началась с 1699 г., когда была учреждена Бурмистерская палата. В городах ей подчинялись бурмистры — выборные из зажиточных горожан (они составляли штат земских изб — органов городского самоуправления). Этим управление городами стало изыматься из ведения воевод. С учреждением в 1708 г. губерний по ним «расписали» города — всего 314 (плюс 25 городов, приписанных к корабельным делам в Воронеже). Следующая «роспись» была проведена в 1719 г. по новой губернской реформе. Но в городах сохранялись земские избы, подчиненные воеводам. Только в 1721 г. они перешли в ведение созданного Главного магистрата. В 1723—1724 гг. в крупных городах их реорганизовали в магистраты, а в мелких — в ратуши. Городское население исключалось из ведения провинциальной администрации. Магистрат города состоял из президента, 2—4 бурмистров и 2—8 ратманов, которые выбирались из «граждан первостатейных... ».
Военная реформа вылилась в целый ряд указов и мероприятий Петра I по организационному переустройству вооруженных сил (изменение системы комплектования, управления, материального обеспечения и т. д. войск) и обновлению вооружения, созданию военно-морского флота, введению новых воинских уставов и др. Реформирование началось уже в 1687 г. с созданием «потешных полков» и продолжилось в 1698 г. уничтожением «не воинов, а пакостников» — стрелецкого войска, после чего ускорилось создание регулярной армии. С 1699 по 1705 гг. проходило оформление рекрутской системы комплектования этой армии. Ее численность колебалась в зависимости от военной обстановки и планов царя (в среднем набирали до 50 полевых полков плюс столько же гарнизонных войск).
Были построены казенные оружейные и пороховые заводы. На вооружении были ружья (фузея), мушкеты, пистолеты, гранаты холодное оружие. Артиллерия состояла из мортир, гаубиц, пушек единого калибра. Сам Петр I принял участие в создании первых военных уставов, инструкций и постановлений. В 1716 г. был издан общий «Устав воинский». С 1717 г. управление армией было сосредоточено в Военной коллегии. Военно-морской флот стал создаваться уже в 90-е годы XVII в. В 1696 г. Боярская дума решила, что «Морским судам быть... ». Материальные затраты на создание флота были возложены на землевладельцев, купечество, пасад. Российский флот пополнялся и за счет покупки кораблей за границей. В 1720 г. был введен в действие «Устав морской». Управление флотом с 1718 г. перешло к Адмиралтейской коллегии.
Формирование чиновничье-бюрократического аппарата органично вытекало из всей деятельности Петра I по созданию нового аппарата власти. Работники госаппарата должны были иметь четкую регламентацию своих обязанностей, специализацию деятельности. Их объединяло единообразие чинов и жалования вне зависимости от специфики работы. Деятельность бюрократического аппарата определялась Генеральным регламентом коллегий 1720 г., регламентами конкретных учреждений и должностными инструкциями коллежского регламента. Служба чиновников приравнивалась чуть ли не к военной. Самые суровые кары полагались за должностные преступления, особенно за «сребролюбие» и «похлебство» (попустительство), что означало измену (Петр I наставлял чиновников, что «... презрение указов ничем не рознится с изменой»).
Табель о рангах была утверждена Петром I в 1722 г. и зафиксировала новый принцип в формировании бюрократии: не порода и знатность происхождения, а служебная годность. Но главное, что Табель привела в систему и унифицировала все чины империи по трем родам службы: гражданской, военной сухопутной и военно-морской. Все 14 рангов, узаконенных в Табели, стали ступенями служебной иерархии. По ним могли пройти и лица «подлого» происхождения, а заняв 8-й ранг на гражданской службе и дослужившись до первого офицерского чина чиновник и военный получали наследственное дворянство. Таким образом происходило «одворянивание» бюрократии и «обюрокрачивание» дворянства.
Законодательная и судебная система России при Петре I была существенно преобразована. Сам царь выступал, как и ранее, верховным законодателем. Только Сенату были приданы законосовещательные функции. Любой указ Петра имел силу закона. А таких указов он издавал за время своего правления в среднем по 160 в год, а всего, по неполным данным, более 3314. Положения Соборного Уложения 1649 г. и других законодательных актов, изданных предшественниками Петра I, были им существенно дополнены и изменены введением в действие целого ряда отраслевых кодексов, важнейшими из которых следует считать Воинский и Морской уставы.
Для контроля за соблюдением законов и деятельностью госучреждений с 1711 г. стала вводиться система фискалитета (тайного доносительства), а в 1722 г. была создана прокуратура. Судебная реформа, начавшаяся с 1710 г., преследовала цель отделить судебные функции от административных. Но в реальности осуществить это Петру I не удалось. Вся законодательная система всемерно превозносила самодержца, его «неусыпные труды» на «всеобщее благо». Почти каждый указ стал содержать не только приказную и наказующую части, но и мотивировку цели, правовые и иные аргументы. В целом же в 1-ой четверти XVIII в. система феодального права все больше укладывается в систему законодательства, выразившуюся в оформлении достаточно увязанного между собой ряда отраслевых законодательных актов. Можно с достаточной четкостью выделить систему актов, касающихся государственного строя и правового статуса населения, свою конкретизацию приобрели гражданское, уголовное, процессуальное законодательства.
Абсолютизм в России именно при Петре I приобрел все свои основные черты. Абсолютная власть монарха была закреплена в законах (прежде всего в статье 20 «Устава воинского» 1716 г. Она была подкреплена мощным госаппаратом, регулярной армией, послушной церковью, изощренным идеологическим обеспечением. Петр I оправдывал свою власть «всенародными пользой и нуждами». Все стороны жизни государства и его граждан были строго регламентированы. На страже исполнения многочисленных указов и регламентов стояли разветвленные сыскные и карательные органы, военно-уголовные законы. Абсолютизм на этом этапе был неразделим с полицейским государством.
Военно-полицейский характер Российского государства сформировался не случайно, а стал итогом хорошо продуманной и решительно осуществленной политики Петра I. Он отразил стремление царя перенести военные принципы на сферы государственного управления и гражданской жизни. Даже законы, которые один за другим творил Петр I, имели значение и силу военных уставов. Известный «Устав воинский» 1716 г. был прямо адресован не только в армию, но и в губернии и канцелярии для руководства «правителям земским». Гражданские же законы надлежало всем знать и усваивать на манер воинских уставов. Через насаждение воинской дисциплины Петр I стремился воспитать в людях любовь к порядку, труду, сознательность, нравственность. За соблюдением выполнения законов и должностных функций работниками госучреждений и всеми гражданами следил огромный полицейско-фискальный аппарат (разного уровня прокуроры, фискалы, карательные органы в виде Тайной канцелярии, полиции, армии доносчиков и соглядатаев). Обычной была практика направления военных, наделенных чрезвычайными полномочиями, в учреждения, губернии, уезды и т. д., где они исполняли роль «погонял» и имели право «посадить в оковы, на цепи и в железо» любого нерадивого чиновника.
Россия как империя оформилась к началу 20-х годов XVIII в., что официально было зафиксировано присвоением Сенатом Петру I титула «Император» (22 октября 1721 г.). Тем самым закреплялась не только абсолютная монархическая власть над огромной территорией и разными народами, собранными в единое государство в результате захватов, войн, тонкой дипломатии и использования внешнеполитических ситуаций, но и определялись приоритеты в дальнейшей реализации замыслов, направленных на расширение и упрочнение влияния России как в соседних, так и в отдаленных землях. Это были те же, прежние имперские замыслы, но уже исходившие от официально оформившейся империи — Российской империи. Уже Петр I, «прорубив окно в Европу», сразу же замыслил завоевание Закавказья, войну с Турцией и «покусился достигнуть до Индии, а имел в себе намерения и до Китайского государства... ».