Паспортно-регистрационная система в РФ, режим въезда в РФ и выезда из РФ.
Паспортная система в Российской Федерации представляет собой совокупность правовых норм, определяющих и закрепляющих порядок выдачи,обмена, изъятия паспортов, регистрационного учета граждан. На сегодняшний
день паспортная система играет существенную роль в деле учета населения в реализации прав и обязанностей граждан, в охране общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. Она необходима также в деле борьбы
с преступностью, в профилактике различных правонарушений, в розыске лиц и т.п. Важное значение паспортной системы обусловлено на сегодняшний день и тем, что в Российскую Федерацию идет большой поток граждан из бывших
республик СССР, беженцев из «горячих точек», которым государство обязано помогать в трудоустройстве, выдаче соответствующих документов, в получении жилья, в прописке по новому месту жительства (либо регистрации) и т.п.
Все граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста, обязаны иметь паспорт, который является основным документом, удостоверяющим личность гражданина и его принадлежность к российскому гражданству, которое
предполагает, что гражданин обладает комплексом экономических, политических, социальных, личных прав и свобод, установленных российским законодательством и гарантируемых Конституцией Российской Федерации. В паспорт могут вноситься только те основные сведения о гражданине,которые предусмотрены законодательством. К ним относятся: фамилия, имя,
отчество гражданина, число, месяц, год и место его рождения,национальность, отметки о регистрации и расторжении брака, о детях, об отношении к военной службе. По просьбе владельца паспорта медицинские
учреждения могут ставить в паспорте отметку о группе крови и ее резус - принадлежности. Паспорт не может быть изъят у гражданина, кроме случаев, предусмотренных законодательством. По достижении гражданином 18 и 45 лет в паспорт меняется, что позволяет учитывать возрастные изменения лица владельца паспорта. Выдача, обмен паспортов, вклеивание в них фотографий осуществляется органами внутренних дел по месту жительства.
Для отдельных категорий граждан вместо паспорта предусмотрены иные документы. Так, военнослужащие вместо паспорта имеют удостоверение личности либо военные билеты, членам экипажей судов морского торгового и рыбного флота выдается паспорт моряка. Органы внутренних дел при осуществлении регистрации и снятии граждан с регистрационного учета выполняют следующие основные функции:
- оформление регистрации и снятия граждан с регистрационного учета; - ведение адресно-справочной работы; - взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления; - осуществление контроля за соблюдением гражданами, должностными и юридическими лицами Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской
Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и Правил;
- информирование населения о принятых законодательных и иных нормативных правовых актах, касающихся регистрационного учета граждан; - решение правоохранительных задач при осуществлении регистрации и
снятия граждан с регистрационного учета; - учет при регистрации лиц, имеющих судимость к лишению свободы;
- контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами законодательных и нормативных правовых актов о регистрационном учете населения.
Граждане, прибывшие к месту пребывания (временного проживания) в жилое помещение, не являющееся их местом жительства, на срок свыше 10 дней, в 3- дневный срок со дня прибытия, (исключая выходные и праздничные дни) обязаны представить должностным лицам, ответственным за регистрацию : документ, удостоверяющий личность; заявление о регистрации по месту пребывания в жилом помещении. Документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), аренды (субаренды) жилого помещения или заявления лиц, предоставивших гражданам жилое помещение). Граждане, прибывшие к месту пребывания (временного проживания) в жилое помещение, не являющееся их местом жительства, на срок свыше 10 дней, в 3- дневный срок со дня прибытия, (исключая выходные и праздничные дни) обязаны представить должностным лицам, ответственным за регистрацию : документ, удостоверяющий личность; заявление о регистрации по месту пребывания в жилом помещении. Документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), аренды (субаренды) жилого помещения или заявления лиц, предоставивших гражданам жилое помещение). Заявления на зарегистрированных граждан подшиваются в дела. В 3-дневный срок со дня получения документов о регистрации соответствующие должностные лица паспортно-визовой службы органов внутренних дел регистрируют граждан по месту жительства или письменно уведомляют их о причинах отказа. За регистрацию граждан по месту жительства взимается государственная пошлина в размерах, предусмотренных Законом РФ "О государственной пошлине".
Визы на въезд в РФ (въездные) и визы на въезд в РФ - выезд из РФ (въездные - выездные) иностранным гражданам выдаются за границей дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями РФ. Визы на выезд из РФ (выездные) и визы на выезд из РФ - въезд в РФ (выездные -въездные) иностранным гражданам выдаются на территории РФ Министерством иностранных дел РФ, министерствами иностранных дел союзных республик, Министерством внутренних дел РФ, министерствами внутренних дел союзных и автономных республик, управлениями (отделами) внутренних дел. В отдельных случаях выдача таких виз может осуществляться органами внутренних дел. По просьбе принимающих организаций иностранным гражданам выдаются многократные визы на въезд в РФ и выезд из РФ. Въезд в РФ и выезд из РФ иностранным гражданам может быть не разрешен по основаниям, установленным статьями 24 п. 25 Закона РФ "О правовом положении иностранных граждан в РФ".
В случаях утраты виз иностранные граждане, прибывшие по частным делам или постоянно проживающие в РФ, незамедлительно уведомляют об этом органы внутренних дел, а находящиеся в РФ с другими целями - принимающие организации.
Освобождаются от регистрации заграничных паспортов; а) главы государств и правительств зарубежных стран, члены парламент и правительственных делегаций, прибывающие в РФ, технический персонал этих делегаций, члены семей перечисленных лиц; б) лица, прибывающие в РФ по паспортам, выданным Организацией Объединенных Нации; в) иностранные граждане, не достигшие 18-летнего возраста; г) иностранные граждане, прибывшие в РФ на праздничные и выходные дни или на срок до 3 суток в обычные дни и выезжающие из РФ в течение этих дней; д) иностранные туристы, совершающие круизы; е) члены экипажей иностранных военных кораблей и военных самолетов, прибывших в РФ в установленном порядке.
Сход на берег и передвижение по территории РФ членам экипажей военных кораблей (военных самолетов) разрешается старшим морским (военным) начальником в порту (гарнизоне) согласно плану приема прибывших кораблей (военных самолетов); ж) лица, входящие в состав экипажей иностранных невоенных судов, при нахождении в портах и портовых городах, а при организованных выездах этих лиц на экскурсии - и в других городах РФ.
Сход на берег таким лицам разрешается представителями пограничных войск в соответствии с действующими в портах "Правилами пребывания иностранных граждан в Российской Федерации" и инструкциями; з) лица, входящие в состав экипажей граждан воздушных судов международных авиалиний, бригад поездов международного железнодорожного сообщения, при нахождении в аэропортах или на станциях, указанных в действующем расписании движения. и) лица, входящие в состав экипажей иностранных автотранспортных средств, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров в международном сообщении, при нахождении в городах и населенных пунктах маршрутах выполняемых перевозок, в том числе в пунктах назначения.
61. Государственное управление в условиях чрезвычайных ситуаций и чрезвычайного положения (общая характеристика).
Управление при чрезвычайных ситуациях природного и технологического характера.
Для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС) сформирована единая государственная система (органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, организации, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения). МЧС является специальным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление и координацию федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В чрезвычайных ситуациях Президент РФ может ввести на территории РФ или отдельных местностей чрезвычайное положение; может принимать решение о привлечении к ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженные силы, другие войска и воинские формирования. Полномочия МЧС и подведомственных ему региональных органов можно разделить:
· на те, которые осуществляются в нормальных условиях и направлены на предупреждение чрезвычайных ситуаций (методическое руководство, контроль за подготовкой населения);
· на те, которые реализуются в чрезвычайных ситуациях и при ликвидации их последствий (руководство работами по ликвидации крупных аварий, катастроф, формированию и доставке гуманитарной помощи и т. д.).
2. Чрезвычайное положение (ЧП) вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю РФ и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер (на территории РФ вводится не более чем на 30 суток, в отдельных местностях - на 60). Основания его применения шире, чем при чрезвычайных ситуациях (ст. 3 ФКЗ «О чрезвычайном положении»).
Допустимые ограничения прав и свобод: приостановление полномочий органов исполнительной власти субъекта Федерации, органы местного самоуправления; установление ограничений на свободу передвижения; усиление охраны общественного порядка; запрещение или ограничение проведения собраний, митингов.
На территории, на которой введено ЧП, могут создаваться временный специальный орган управления (которому передаются полномочия органов исполнительной власти субъекта Федерации или органов местного самоуправления) или федеральный орган управления территорией (ФОУТ), на которой введено СП (когда временный специальный орган управления не справился).
3. Военное положение. Основание его введения: агрессия против страны или непосредственная угроза агрессии. Цель введения: создание условий для отражения или предотвращения агрессии против РФ. В период действия военного положения могут быть определены федеральные органы исполнительной власти, которыми Президент осуществляет руководство по вопросам обеспечения обороны и безопасности РФ, режима военного положения; возможно перераспределение функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти.
62. Государственное управление в области иностранных дел (общая характеристика).
Внешняя политика РФ осуществляется в соответст-
вии с нормами Конституции РФ, международными до-
говорами, конвенциями, соглашениями, участником
которых является РФ.
ПрезидентРФ определяет основные направления
внешней политики, представляет РФ в международ-
ных отношениях, ведет переговоры сруководителями
иностранных государств и подписывает международ-
ные договоры РФ; заверяет ратификационные грамо-
ты и т. д.