Классификация мер административно-правового принуждения.
Административное принуждение используется как средство обеспечения и охраны правопорядка в сфере государственного управления, выполняет карательную функцию. Административное принуждение как метод управления состоит в психическом, материальном или физическом воздействии на сознание и поведение людей.
Административному принуждению присущи следующие признаки:
• применяется на основе закона. Нормами права регулируется, какие меры, при каких условиях, в каком порядке, кем могут применяться. Четкая регламентация принудительных мер необходима для соблюдения принципов неприкосновенности личности, жилища и личной собственности граждан;
• осуществляется посредством юрисдикционных, правоприменительных актов;
• персонифицировано, т. е. применяется только к конкретным субъектам права, нарушившим административно-правовые нормы;
• внесудебный порядок применения. Использование административно-принудительных мер отнесено к компетенции соответствующих исполнительных органов (должностных лиц), которые непосредственно реализуют их без обращения в суд. Однако в соответствии с российским законодательством отдельные меры административного принуждения используются народными судами - это относится к случаям наложения наиболее строгих административных наказаний за совершение административных правонарушений;
применяется в целях обеспечения административно-правовых норм, которые формулируют общеобязательные правила поведения в сфере государственного управления, не имеющие ведомственных границ (пра-
вила безопасности дорожного движения, обеспечения санитарной бе зопасности).
Административное принуждение применяют:
исполнительные органы, уполномоченные на осуществление правоох ранительных функций в сфере государственного управления (органы внутренних дел, контрольно-надзорные органы);
• исполнительные органы, которые наделены специальными полномочиями по осуществлению административной власти (например, федеральный антимонопольный орган вправе давать хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства и об устранении их последствий).
2. По целевому назначению меры административного принуждения подразделяются:
• на административно-предупредительные меры. Меры административного предупреждения используются в целях предупреждения правонарушения в сфере государственного управления, предотвращения обстоятельств, угрожающих общественной безопасности;
• административно-пресекательные меры - способы и средства принудительного воздействия, применяемые в целях прекращения противоправного деяния и предотвращения наступления общественно опасных последствий;
• меры административной ответственности (административные наказания). Административное наказание - установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.
По субъекту принуждения различают:
• государственно-правовое принуждение;
• общественно-правовое принуждение.
31. Административная ответственность: понятие, содержание, основания и принципы применения.
АО - вид юридической ответственности, которая вы-
ражается в применении уполномоченным органом или
должностным лицом административного взыскания к
лицу, совершившему правонарушение.
Основные черты АО:
- имеет собственную нормативно-правовую основу -
устанавливается как законами, так и подзаконны-
ми актами либо их нормами об административном
правонарушении;
- основанием АО является административное пра-
вонарушение;
- субъекты АО - как физические лица, так и коллек-
тивные образования;
- за административные правонарушения преду-
смотрены административные взыскания (АВ);
- АВ налагаются органами и их должностными лица-
ми на не подчиненных им правонарушителей;
- применение АВ не влечет судимости и увольнения
с работы;
- меры АО применяются в соответствии с законода-
тельством, регламентирующим производство по
делам об административных правонарушениях.
Согласно ст. 21 КоАП РФ основанием освобождения
от АО является характер правонарушения и личность
нарушителя. Условия освобождения от АО:
- наличие в действиях (бездействии) правонаруши-
теля состава административного правонарушения;
- целесообразность применения к лицу, совершив-
шему его, меры общественного воздействия;
- принятие решения об освобождении от АО орга-
ном (должностным лицом), уполномоченным ре-
шать дело о данном правонарушении.
Согласно ст. 22 КоАП РФ освобождение от АО воз-
можно при малозначительности совершенного адми-
нистративного правонарушения.
Основания освобождения от АО можно разделить на
общие и специальные (связанные с возрастом физиче-
ского лица либо его поведением). Общим основанием яв-
ляется малозначительность АП. К специальным основа-
ниям относится возраст лица, совершившего АП. Физиче-
ское лицо в возрасте от 16 до 18 лет может быть освобож-
дено от АО с учетом его возраста, конкретных обстоя-
тельств совершения АП, данных о лице, совершившем АП.
Ограничение АО может выражаться в ограничении при-
менения к тем или иным субъектам АП взысканий либо
оснований для их применения. В первом случае лицо при-
знается субъектом АП, но к нему не может быть примене-
но любое взыскание, предусмотренное за данное право-
нарушение. Ограничения оснований для применения ад-
министративного взыскания (АВ) установлены для военнсь
служащих и приравненных к ним лиц, судей, прокуроров,
лиц, пользующихся депутатской неприкосновенностью.
Вопрос об административной ответственности ино-
странного гражданина, пользующегося иммунитетом
от административной юрисдикции, разрешается в со-
ответствии с нормами международного права. Воз-
можно досрочное освобождение от АВ.