Классификация административно-правовых актов.

Правовые акты управления (ПАУ)

Основными формами реализации ИВ являются:

ПАУ, для которых характерны следующие черты:

- издаются только полномочным субъектом с со-

блюдением установленных правил;

- являются его односторонним властным волеизъ-

явлением;

- имеют императивный характер;

- подзаконны;

- направлены на установление АПН или возникнове-

ние, изменение, прекращение административных

правоотношений в целях реализации функций ИВ;

юридически значимые действия(напр., сигнал

светофора).

Классификация ПАУ

1. По юридическим свойствам:

- нормативные: устанавливают правила должного

поведения в сфере государственного управления,

рассчитаны на неоднократное применение и не

имеют конкретного адресата. Их назначение (опре-

деляется компетенцией ОИВ и должностных лиц):

конкретизация норм законов, определение орга-

низационно-правового статуса звеньев ИВ, предос-

тавление специальных прав и обязанностей;

- индивидуальные - носят правоприменительный ха-

рактер: решают конфетные административные во-

просы, их адресатом является определенное лицо,

приводят к возникновению конфетного администра-

тивного правоотношения;

- смешанные (напр., ответственность за выполнение нор-

мативных предписаний возлагается на конкретное лицо).

2. По наименованию:

- постановления (Правительства, государственных

комитетов, федеральных комиссий) имеют норма-

тивный характер, разъясняют наиболее сущест-

венные вопросы. Постановления Правительства

могут быть отменены указом Президента РФ;

-распоряжения (Правительства РФ, Президента

РФ) издаются по оперативным, текущим вопросам

для конкретизации законов;

- приказы - обязательные предписания, осуществ-

ляемые в порядке реализации единоначалия (из-

дают министры, руководители иных ФОИВ);

- правила утверждаются постановлениями, приказами;

регулируют деятельность государственного органа;

- инструкции:

- положения.

ФОИВ не могут издавать правовые акты в форме пи-

сем и телеграмм.

3. По способу нарушения:меры дисциплинарной и

административной ответственности (напр., общеобя-

зательные правила поведения).

Действие ПАУ

Подготовка (1 месяц, с участием юридической служ-

бы, могут образовываться рабочие группы) -≫• согласо-

вание с заинтересованными ФОИВ (межотраслевые

акты, с Минфином) -≫ экспертиза (визирование юриди-

ческой службой, Минюстом) -* принятие (руководите-

лем ОИВ или его заместителем) -* государственная

____________регистрация (в Минюсте, цель - проверка законности)

-≫ официальное опубликование (через 7 дней - для ак-

тов Президента РФ, через 15 дней - для актов Прави-

тельства РФ) -> вступление в силу (акты Президента

РФ - через 7 дней после опубликования, акты Прави-

тельства РФ - со дня подписания или опубликования).

26. Порядок подготовки, принятия, опубликования и введения в действие административно-правовых актов.

Первая стадия этого процесса - подготовка решения (об утверждении, отмене,

приеме, выделении, исполнении и т.д.). Чаще всего на этой стадии существуют

этапы правовой инициативы, анализа ситуации и вариантов правового воздействия

на нее, подготовки проекта решения.

Акт принимается, если есть фактические (объективная потребность) и юридические основания. Основаниями для принятия, отмены акта

могут быть инициатива субъекта административной власти, поручение вышестоящего органа, протест прокурора, обращение организации, депутата, жалоба, заявление гражданина, статья в газете и др. Вторая стадия - принятие решения - тем короче, чем больше проведено подготовительной работы. В коллегиальных органах возможно обсуждение и обязательно

голосование. Иногда решения принимаются «в рабочем порядке», путем опроса.

Большинство же правовых актов принимаются единолично, а значит, главное на этой

стадии - подписание подготовленного проекта. Очевидно, что в подготовленный

проект могут быть внесены изменения.

Завершается эта стадия оформлением решения, что предполагает его оконча-

тельное редактирование, подписание коллегиального акта, присвоение акту порядкового номера.

Доведение решения до сведения исполнителей, заинтересованных лиц - завершающая стадия работы с актом. Это делается путем персонального ознакомления (устно, высылки копий, повесток, вывешиванием списков, ознакомлением под расписку). Если круг адресатов акта более широк, его размножают, рассылают, а при необходимости обнародуют в средствах массовой информации, в специальных изданиях (сборниках, бюллетенях). Нормативные акты центральных органов РФ, затрагивающие права граждан или имеющие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ, а затем опубликованию в «Российских вестях». Наряду с официальными средствами обнародования широко используются и неофициальные (вывешивание текстов в общественных местах, сообщения по радио и др.).



Наши рекомендации