Классификация административно-правовых актов.
Правовые акты управления (ПАУ)
Основными формами реализации ИВ являются:
ПАУ, для которых характерны следующие черты:
- издаются только полномочным субъектом с со-
блюдением установленных правил;
- являются его односторонним властным волеизъ-
явлением;
- имеют императивный характер;
- подзаконны;
- направлены на установление АПН или возникнове-
ние, изменение, прекращение административных
правоотношений в целях реализации функций ИВ;
юридически значимые действия(напр., сигнал
светофора).
Классификация ПАУ
1. По юридическим свойствам:
- нормативные: устанавливают правила должного
поведения в сфере государственного управления,
рассчитаны на неоднократное применение и не
имеют конкретного адресата. Их назначение (опре-
деляется компетенцией ОИВ и должностных лиц):
конкретизация норм законов, определение орга-
низационно-правового статуса звеньев ИВ, предос-
тавление специальных прав и обязанностей;
- индивидуальные - носят правоприменительный ха-
рактер: решают конфетные административные во-
просы, их адресатом является определенное лицо,
приводят к возникновению конфетного администра-
тивного правоотношения;
- смешанные (напр., ответственность за выполнение нор-
мативных предписаний возлагается на конкретное лицо).
2. По наименованию:
- постановления (Правительства, государственных
комитетов, федеральных комиссий) имеют норма-
тивный характер, разъясняют наиболее сущест-
венные вопросы. Постановления Правительства
могут быть отменены указом Президента РФ;
-распоряжения (Правительства РФ, Президента
РФ) издаются по оперативным, текущим вопросам
для конкретизации законов;
- приказы - обязательные предписания, осуществ-
ляемые в порядке реализации единоначалия (из-
дают министры, руководители иных ФОИВ);
- правила утверждаются постановлениями, приказами;
регулируют деятельность государственного органа;
- инструкции:
- положения.
ФОИВ не могут издавать правовые акты в форме пи-
сем и телеграмм.
3. По способу нарушения:меры дисциплинарной и
административной ответственности (напр., общеобя-
зательные правила поведения).
Действие ПАУ
Подготовка (1 месяц, с участием юридической служ-
бы, могут образовываться рабочие группы) -≫• согласо-
вание с заинтересованными ФОИВ (межотраслевые
акты, с Минфином) -≫ экспертиза (визирование юриди-
ческой службой, Минюстом) -* принятие (руководите-
лем ОИВ или его заместителем) -* государственная
____________регистрация (в Минюсте, цель - проверка законности)
-≫ официальное опубликование (через 7 дней - для ак-
тов Президента РФ, через 15 дней - для актов Прави-
тельства РФ) -> вступление в силу (акты Президента
РФ - через 7 дней после опубликования, акты Прави-
тельства РФ - со дня подписания или опубликования).
26. Порядок подготовки, принятия, опубликования и введения в действие административно-правовых актов.
Первая стадия этого процесса - подготовка решения (об утверждении, отмене,
приеме, выделении, исполнении и т.д.). Чаще всего на этой стадии существуют
этапы правовой инициативы, анализа ситуации и вариантов правового воздействия
на нее, подготовки проекта решения.
Акт принимается, если есть фактические (объективная потребность) и юридические основания. Основаниями для принятия, отмены акта
могут быть инициатива субъекта административной власти, поручение вышестоящего органа, протест прокурора, обращение организации, депутата, жалоба, заявление гражданина, статья в газете и др. Вторая стадия - принятие решения - тем короче, чем больше проведено подготовительной работы. В коллегиальных органах возможно обсуждение и обязательно
голосование. Иногда решения принимаются «в рабочем порядке», путем опроса.
Большинство же правовых актов принимаются единолично, а значит, главное на этой
стадии - подписание подготовленного проекта. Очевидно, что в подготовленный
проект могут быть внесены изменения.
Завершается эта стадия оформлением решения, что предполагает его оконча-
тельное редактирование, подписание коллегиального акта, присвоение акту порядкового номера.
Доведение решения до сведения исполнителей, заинтересованных лиц - завершающая стадия работы с актом. Это делается путем персонального ознакомления (устно, высылки копий, повесток, вывешиванием списков, ознакомлением под расписку). Если круг адресатов акта более широк, его размножают, рассылают, а при необходимости обнародуют в средствах массовой информации, в специальных изданиях (сборниках, бюллетенях). Нормативные акты центральных органов РФ, затрагивающие права граждан или имеющие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ, а затем опубликованию в «Российских вестях». Наряду с официальными средствами обнародования широко используются и неофициальные (вывешивание текстов в общественных местах, сообщения по радио и др.).