Россия на рубеже тысячелетий. 2000-2003 гг.
Политическое развитие
26 марта 2000 г. на досрочных президентских выборах В. В. Путин был избран президентом России, получив 52,5% голосов избирателей. 7 мая 2000 г. состоялась церемония вступления его в должность. Председателем правительства стал М. М. Касьянов.
Программа работы. Политические взгляды и убеждения В. В. Путина впервые были публично отражены в программной статье «Россия на рубеже тысячелетий», опубликованной в конце декабря 1999 г. Подводя главные итоги пути, пройденного Россией в XX в., Путин отметил, что власть Советов не сделала страну процветающей, общество — динамично развивающимся, человека - свободным. 1990-е годы он определил как первый, переходный этап экономических и политических реформ, благодаря которым Россия вышла на магистральный путь развития человечества. Однако, подчеркнул В. В. Путин, Россия исчерпала свой лимит на радикальные преобразования.
«Опорными точкам» нового этапа развития государства и консолидации российского общества были названы рыночные отношения, патриотизм, державность, социальная солидарность. Путин призвал к восстановлению направляющей и регулирующей роли государства, созданию в рамках
Конституции 1993 г. сильного федеративного государства — демократического, правового, дееспособного.
Основные положения статьи были развиты и конкретизированы в ежегодных посланиях президента Федеральному Собранию в 2000-2003 гг. и в процессе практической работы.
Первым шагом президента В. В. Путина к созданию сильного государства стала административная реформа — учреждение в мае 2000 г» семи федеральных округов и введение в них института представителей Президента РФ. 89 субъектов федерации были распределены между следующими округами: Дальневосточный (К. И. Пуликовский), Сибирский (JI. М. Драчевский), Центральный (Г. К. Полтавченко), Уральский (П. П. Латышев), Приволжский (С. В. Кириенко), Южный (В. И. Казанцев), Северо-Западный (В. В. Черкесов, с марта 2003 г. В. И. Матвиенко).
Целью реформы стало повышение эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствование системы контроля за исполнением их решений. Реформа создала федеральную исполнительную вертикаль, связав центр с местами. Представители президента стали связующим звеном, механизмом прямой связи между центром и регионами, подобно генерал-губернаторам екатерининских времен. Реформа восстановила управляемость страной, одновременно деконцентрировав полномочия президентской власти, приблизив федеральный аппарат управления к субъектам федерации, к населению.
Критически настроенные политологи, однако, предупреждают, что новация, не отраженная в Конституции, порождает значительную непредсказуемость в работе исполнительной власти и становится мощным источником «теневой» политики.
Законодательство. Вторым шагом к укреплению федеративного государства стало приведение в соответствие с Конституцией РФ законов субъектов федерации, прежде всего республик, объявивших о своем суверенитете в 1990- 1991 гг. В этом процессе активную роль играли представили президента. В итоге из конституций всех российских
республик (кроме Чеченской, конституция которой была принята лишь весной 2003 г.) было изъято положение об их суверенном статусе.
В 2001 г. была начата работа по пересмотру всей системы взаимоотношений между центром и субъектами, сложившейся в 90-е годы на основе двусторонних договоров и соглашений (всего было подписано 42 договора и около 200 соглашений). Многие из них были далеки от соответствия Конституции. Новое руководство страны поставило задачу свернуть договорную систему, поскольку она сыграла свою историческую роль, и регулировать взаимоотношения между всеми уровнями власти только федеральными законами. «Торгу» между Москвой и субъектами федерации о полномочиях, который продолжался все 90-е годы, был положен конец.
Одновременно с упорядочиванием законодательства власть центра была укреплена перераспределением доходов между федеральным и региональными бюджетами. В 1990-е годы они распределялись в пропорции 50 на 50, в 2003 г. — 63 на 37. Это привело к обнищанию многих региональных бюджетов и росту федерального бюджета с 25 млрд. долларов в 1999 г. до 73 в 2003 г.
Отмеченные шаги нового руководства страны восстановили в России единое правовое пространство, которое в 90-е годы существовало преимущественно на словах. С укреплением экономической власти федеративного государства были разрушены и экономические барьеры между регионами.
Преобразования в парламенте. Реформа Совета Федерации. Переходу от «федерации политического торга» к сильному государству способствовала реформа верхней палаты российского парламента — Совета Федерации, проведенная в 20Q1 г. Непосредственной причиной реформы стала непримиримая позиция сенаторов (членов верхней палаты) в отношении стремления президента Б. Н. Ельцина снять Генерального прокурора. «Стачка сенаторов» 1999г. подрывала авторитет не только Ельцина, но и центральной власти, поощряя сепаратизм власти региональной. Став
президентом, В. В. Путин добился утверждения кандидатуры нового Генерального прокурора, одновременно предложив изменить порядок формирования Совета Федерации. В итоге в июне 2000 г. был принят федеральный закон, по которому членами верхней палаты парламента становились не руководители исполнительных и представительных органов власти субъектов федерации, а их представители, работающие в СФ на профессиональной (постоянной) основе четыре года. Закон вступил в силу 1 февраля 2001 г. Бывшие члены Совета Федерации вошли в состав нового совещательного органа при президенте — Государственного Совета.
В апреле 2001 г. спикером (председателем) обновленного состава Совета Федерации стал С. М. Миронов, представитель законодательного собрания Санкт-Петербурга. На президентских выборах 2000 г. он был заместителем руководителя регионального избирательного штаба В. Путина.
Реорганизация Государственной Думы. В январе 2000 г. четыре фракции Думы («Единство», КПРФ, ОВР, «Народный депутат») приняли «пакетное соглашение» о распределении между собой руководящих постов. Около половины думских комитетов и пост спикера палаты получили представители фракции КПРФ. В 2001 г., после того как коммунисты выступили с резкой критикой долгосрочной программы социально-экономических реформ, предложенной Центром стратегических разработок во главе с Г. О. Грефом («программы Грефа»), «пакетное соглашение» было пересмотрено. Фракция КПРФ лишилась большинства комитетов. В знак протеста руководство компартий приняло решение отозвать своих представителей со всех руководящих постов в Думе. Председатель нижней палаты Г. Н. Селезнев и председатели двух комитетов С. П. Горячева и Н. Н. Губенко отказались выполнить партийное решение и были исключены из партии. Реорганизация руководящего состава Государственной Думы усилила позиции центристских «Единство», ОВР, «Народный депутат») и правых (СПС, Яблоко», ЛДПР) фракций. Она открыла простор президенту и правительству для начала нового этапа либеральных
экономических реформ, которые нуждались в поддержке Думы.
Партийное строительство. Отсутствие четкого правового механизма формирования и деятельности партий как инструмента ответственного политического представительства лишало их доверия и поддержки социальных групп, уводило партии от взаимодействия с обществом в работу со СМИ. В 2001 г. Госдума приняла закон «О политических партиях», а в 2002 г. его новый вариант. Он был направлен на то, чтобы поднять значение политических объединений в общественной жизни страны и усилить их влияние, максимально сократив количество действующих партий, а остальные значительно укрупнить. Закон установил для партий «членский барьер», обязательное представительство в регионах и предоставлял им финансовую помощь государства. В конце 2002 г. центристские фракции предложили внести поправку в закон о правительстве и закон о политических партиях, разрешающую чиновникам категории «А» (руководителям министерств и ведомств) становиться партийцами.
В 2002 г. в России было официально зарегистрировано 46 партий, в т.ч. партия «Единая Россия», созданная путем слияния «Единства» и ОВР. Политологи назвали ее «партией власти». В декабре 2002 г. Высший Совет партии возглавил министр внутренних дел Б. В. Грызлов. Первоочередными задачами партии стали победа на парламентских выборах 2003 г. и переизбрание В. В. Путина на президентских выборах 2004 г.
Борьба с терроризмом. В 2000-2002 гг. продолжалась начатая в 1999 г. антитеррористическая операция в Чечне. Боевики были вытеснены из населенных пунктов в горы. В Чеченской республике российское правительство создало администрацию по установлению конституционного порядка. В 2003 г. была принята конституция республики, на ее основе создаются новые органы власти, включая выборы президента.
Однако боевики не смирились с поражением. Используя иностранную помощь, они продолжили политику террора
взрывая жилые дома и захватывая в плен заложников. В 2002 г. они взорвали жилой дом в г. Волгодонске, дом правительства в г. Грозный, демонстрацию 9 мая в г. Каспийске, захватили около тысячи заложников в театральном центре на ул. Дубровка в Москве. Угрожая взорвать здание, они требовали вывести федеральные войска из Чечни, повторить «Хасавюрт».
Впервые правительство России не пошло на уступки, которые поощрили бы бандитов. 26 октября оно провело спецоперацию, в ходе которой почти все террористы были уничтожены. К сожалению, погибли и 129 заложников.
Экономическое развитие
В 2000 г. президент В. В. Путин поставил задачу стимулировать динамичный рост страны путем сочетания рыночных механизмов с усилением государственного воздействия на экономические и социальные процессы. В том же году Центр стратегических разработок во главе с Г. О. Грефом подготовил десятилетнюю программу развития России. Она стала составной частью «Основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу», разработанных в возглавленном Г. О. Грефом Министерстве экономического развития и торговли. Документ предполагал продолжить либерализацию экономики, прежде всего путем реструктуризации естественных монополий и поощрения конкуренции. Поскольку «программа Грефа» предполагала сокращение расходов на социальные нужды, распродажу электрических сетей, трубопроводов, железных дорог, лидер КПРФ Г. А. Зюганов назвал ее «третьим планом Барбаросса».
В 2000-2003 гг. президент и правительство взяли курс на вытеснение теневой экономики и ликвидацию организованной преступности в хозяйственной и финансово-кредитной сфере. Созданный в конце 2001 г. Комитет по финансовому мониторингу стал отслеживать движение финансовых потоков и выявлять предпринимателей, скрывавших свои доходы или отмывавших «грязные деньги».
В 2001 г. Государственная Дума приняла Земельный кодекс, разрешивший куплю-продажу земель не сельскохозяйственного назначения. Согласно кодексу, собственники частных предприятий с 2004 г. обязаны взять в аренду или выкупить территорию, на которой располагаются их объекты. Таким образом, был создан новый источник пополнения государственного бюджета и выплаты внешнего долга.
В 2002 г. был принят закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», который распространил право частной собственности на земли сельхозназначения. С некоторыми ограничениями это право было предоставлено также иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам и лицам без гражданства. Закон преследовал цель стимулировать рост сельскохозяйственного производства путем повышения эффективности землепользования.
Крупным шагом правительства М. М. Касьянова стала налоговая реформа, начатая в 2000 г. Она включала две действительно новые радикальные меры: переход к твердой ставке обложения доходов (отказ от прогрессивного, т.е. увеличивающегося по мере роста доходов, процента налогообложения) и постепенное сокращение, а в дальнейшем и отмену налога на добавочную стоимость (НДС). Была введена ставка единого налога 13% (самая низкая в мире), а НДС при ежегодном снижении на один процентный пункт намечено сократить в 2005 году до 17%.
Однако уверения правительства в том, что 13% — это «всерьез и надолго», не могли убедить общество в обратном. Налогоплательщики привыкли не доверять государству, которое часто обманывало их своей непоследовательностью. Об этом свидетельствует резкое снижение темпов экономического роста: если в 2000 г. ВВП вырос на 8%, то в 2001 г. - на 5%, а в 2002 г. — лишь на 4,1%.
Внешняя политика
В области внешней политики руководство страны исходило из «Концепции внешней политики Российской Феде-
рации», новая редакция которой была принята в 2000 г. Она предполагала усиление позиций России на международной арене, создание системы многополярного мира, отрицала претензии какого-либо государства на мировую гегемонию.
После террористического акта в США 11 сентября 2001 г. главным направлением внешней политики РФ стало активное участие в борьбе мирового сообщества с международным терроризмом. Весной 2002 г. была создана российско-американская рабочая группа по вопросам взаимодействия, обмена информацией и разработке прогнозов борьбы с терроризмом. Подобные группы были созданы совместно и с другими странами. В 2002 г. Россия поддержала американскую акцию по военному подавлению обвиненного в поддержке международного терроризма режима талибов в Афганистане.
Серьезным препятствием для эффективного сотрудничества была не преодоленная западными странами политика «двойных стандартов», по которой террористы внутри России рассматривались не как звено единой цепи международного терроризма, а как борцы за национальное освобождение. Кроме того, в 2003 г. Россия (совместно с Германией и Францией) возражала против силового свержения правящего режима в Ираке, обвиненного США в производстве оружия массового поражения. Российское руководство настаивало на усилении роли ООН в решении иракской проблемы. Американская оккупация Ирака нанесла России существенный экономический ущерб.
Проведению эффективной внешней политики России в значительной степени препятствовал огромный внешний долг, превышавший 130 млрд. долларов, основные выплаты по которому начались в 2003 г.
В 2000-2003 гг. Россия развивала свои отношения со странами СНГ, стремясь не только отстаивать свои прагматические интересы, но и максимально учитывать интересы членов Содружества. Регулярно проводились встречи глав государств (саммиты) и Межпарламентские ассамблеи СНГ.
2002 год стал годом экономических разочарований для многих стран СНГ. Государства, пытавшиеся избавиться от
комплекса «младшего брата» в отношениях с Россией с помощью интеграции в западные экономические союзы, осознали, что их мечта вряд ли осуществится в ближайшем будущем. Поэтому главными темами встреч стали экономические проблемы. Практически во всех странах СНГ очевидна необходимость восстановления прежних экономических связей между бывшими республиками СССР.
Начиная с 1992 г. Россия активно включилась в миротворческие операции не только в дальнем зарубежье, но и на территории СНГ. Военнослужащие Вооруженных сил РФ входя в состав коллективных сил по поддержанию мира, препятствуют возобновлению кровопролития.
Реализует политические решения руководящих органов Содружества Штаб по координации военного сотрудничества государств — участников СНГ (ШКВС). В 2002 г. начал работу Антитеррористический центр СНГ.
Проблемы наиболее сложного региона СНГ — закавказского - с весны 2002 г. стали регулярно обсуждаться на встречах глав парламентов так называемой «кавказской четверки» (Россия, Армения, Азербайджан, Грузия). Они стали проводиться по инициативе спикера Совета Федерации ФС РФ С. М. Миронова. Их цель — не только найти приемлемое решение нагорно-карабахской проблемы, предотвращать осложнение армяно-азербайджанских и российско-грузинских отношений, но и способствовать сотрудничеству стран региона.
Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ 2003 г.
В мае 2003 г. президент России В. В. Путин обратился» Федеральному Собранию РФ с очерёдным Посланием, в котором подвел основные итоги, пройденные страной за последние три года, и поставил задачи на будущее.
Прежде всего, он отметил восстановление единого правового пространства страны, что позволило вплотную заняться разграничением полномочий между центром и ре
гионами, приступить к строительству дееспособной, финансово обеспеченной власти на местах.
Президент подчеркнул завершение важнейшего этапа по обновлению и кодификации законодательства России. Были приняты новые Уголовно-процессуальный, Гражданский процессуальный и Арбитражный процессуальный кодексы, новый Трудовой кодекс и третья часть Гражданского кодекса. Принятый Земельный кодекс позволил, по мнению президента, «сдвинуть с "мертвой точки" реформу земельных отношений».
Россия существенно продвинулась по пути налоговой реформы, начала военную реформу и сделала первые шаги по реформированию пенсионной системы, инфраструктурных монополий, жилищно-коммунального хозяйства.
Продолжился экономический рост. За три года валовой внутренний продукт (ВВП) страны вырос на 20%. Впервые за полвека Россия превратилась из импортера зерна в его экспортера. За три года на 18% увеличился экспорт нефти, нефтепродуктов и газа. Наша страна стала крупнейшим экспортером топливно-энергетических ресурсов в мире.
Реальные доходы населения выросли на 32%. Средний размер пенсий, который в 2000 г. составлял 70% от прожиточного минимума пенсионера, в 2002 г. сравнялся с ним.
Наряду с достижениями, президент обратил внимание парламентариев и граждан страны на трудности и опасные тенденции во внутреннем развитии России: снижаются темпы экономического роста и социального развития, экономический фундамент страны очень слаб, политическая система развита недостаточно, государственный аппарат малоэффективен, большинство отраслей экономики неконкурентоспособны, численность населения продолжает падать, бедность отступает крайне медленно, четверть российских граждан имеют доходы ниже прожиточного минимума.
Президент поставил три задачи, которые следует решить До 2010 г.: 1) увеличить валовой внутренний продукта в два Раза; 2) преодолеть бедность; 3) модернизировать Вооружение силы.
В области внешней политики основной задачей России является реализация своих национальных интересов при соблюдении норм международного права. Ее безусловным внешнеполитическим приоритетом остается укрепление отношений со странами Содружества Независимых Государств. Пространство СНГ — это сфера стратегических интересов России, сама же она является зоной национальных интересов государств Содружества.
Важным элементом внешней политики страны президент назвал широкое сближение и реальную интеграцию в Европу через активизацию двусторонних отношений, развитие стратегического партнерства с Европейским Союзом и участие в работе Совета Европы.