Политическое развитие в 1994-1999 гг.
После трагических событий октября 1993 г., принятия новой Конституции и выборов Государственной Думы политическая активность в России резко упала. Она росла преимущественно во время парламентских и президентских выборов и сосредоточилась главным образом в парламенте.
Первой крупной акцией Государственной Думы стало амнистирование 23 февраля 1994 г. обвиняемых по «делу ГКЧП» и участников событий 3-4 октября 1993 г. в Москве. Использовав свое конституционное право на амнистию, Госдума положила начало процессу общественного примирения в стране. Он был поддержан президентом, и в апреле 1994 г. был подписан Договор об общественном примирении и согласии. Политические партии и общественно-политические движения страны обязались вести свою деятельность парламентскими средствами в рамках Основного Закона.
Второй политической акцией Государственной Думы, получившей широкий общественный резонанс, стало принятие постановления о признании недействительным решения о ликвидации СССР, закрепленного Беловежским соглашением 8 декабря 1991 г. (март 1994 г.). Однако постановление не имело силы закона.
Парламентские выборы 1995 г. 17 декабря 1995 г. состоялись выборы в Государственную Думу РФ второго созыва. В них приняли участие около 65% избирателей, на 10% больше, чем в 1993 г. Из 43 избирательных блоков и объединений, внесенных в избирательный бюллетень, 5% барьер преодолели четыре: КПРФ (22,3%), ЛДПР (11,2%), «Наш дом — Россия» (НДР) (10,1%), «Яблоко» (6,9%). Эти объединения получили право на формирование депутатских фракций. Из 225 партийных мандатов КПРФ получила 99, ЛДПР — 50, НДР — 45, «Яблоко» — 31. Кроме фракций в Думе были образованы Аграрная депутатская группа (37 человек), депутатская группа «Народовластие» (37 человек) и депутатская группа «Российские регионы» (42 человека).
Поскольку относительное большинство в Госдуме составили коммунисты, ее прозвали «красной» (общая численность фракции КПРФ с учетом прошедших по партийному списку и по одномандатным округам составила на момент регистрации 183 человека). Их представитель — Г. Н. Селезнев — был избран председателем Думы, его первым заместителем — А. Н. Шохин (НДР).
Парламентские выборы 1995 г. укрепили российский парламентаризм, сделали многопартийность в России устойчивой реальностью. К началу 1996 г. министерство юстиции зарегистрировало 83 партии. Российское общество совершило серьезный шаг в развитии политико-правовой культуры и демократии.
В январе 1996 г. был сформирован новый состав Совета Федерации. Две трети его состава были избраны в субъектах Российской Федерации, остальные (главы исполнительной власти) были назначены указами президента (осенью 1996 г. система назначений была заменена системой выборов). Председателем Совета Федерации второго созыва стал глава администрации Орловской области Е. С. Строев.
Президентские выборы 1996 г. В июне-июле 1996 г. состоялись президентские выборы — первые выборы президента суверенной России. Они проходили в условиях политической нестабильности общества, вызванной ухудшением социально-экономического положения и военных неудач
в Чечне. Рейтинг (популярность) президента среди избирателей был крайне низок (10% в мае 1996 г.).
Благодаря массированной агитационно-пропагандистской кампании, в которой главную роль играло общественно-политическое движение «Наш дом — Россия» во главе с председателем правительства В. С. Черномырдиным, а также благодаря финансовой поддержке крупнейших- олигархов авторитет президента стал расти. Однако на выборах 16 июня победить своих соперников (на пост президента претендовало 10 человек) он не смог. Ни один из кандидатов не набрал абсолютного большинства голосов избирателей, а за бывшего Президента СССР М. С. Горбачева проголосовало менее одного процента избирателей, принявших участие в выборах.
Во втором туре президентских выборов (3 июля 1996 г.) Б. Н. Ельцин, победив кандидата от оппозиции — лидера КПРФ Г. А. Зюганова, был избран на второй срок. Сразу после выборов решением Центральной избирательной комиссии избирательные бюллетени были уничтожены (случай в политической истории России уникальный).
«Вторая либеральная революция». После выборов президент активизировал процесс реформирования экономики, приступил ко второму этапу «либеральной революции сверху», приостановленной накануне выборов. Реформирование экономики в интересах крупного финансового капитала вернулось к привычной схеме — за счет снижения уровня жизни населения, не затрагивая интересов элиты.
В марте 1997 г. Ельцин усилил в правительстве В. С. Черномырдина позиции финансовой олигархии, введя в состав кабинета в качестве первых вице-премьеров их политических представителей — А. Б. Чубайса и Б. Е. Немцова (бывший губернатор Нижегородской области). В их руках оказались ключевые экономические ведомства — Минфин, Минтопэнерго. Обновленное правительство получило Название кабинета «молодых реформаторов».
Немцов стал ключевой фигурой кабинета в сфере публичной политики. Под его руководством радикальные демократы развернули мощную кампанию против «консервантов» в правительстве и президентских структурах
(В. С. Черномырдина, Е. М. Примакова, С. М- Шахрая, А. Г. Тулеева, В. Серова — вице-премьера, курировавшего отношения со странами СНГ) и левой оппозиции во главе с Г. А. Зюгановым. Поводом для этого послужил договор о Союзе России и Белоруссии, подписанный в апреле. Радикалы расценили его как «тихий», «ползучий» государственный переворот с целью фактического отстранения президента России от власти, которая якобы должна была перейти в руки Высшего Совета Союза, где большинство было за представителями прокоммунистических и консервативных сил.
В мае 1997 г. «младореформаторы» обнародовали одобренную президентом политическую декларацию о целях деятельности правительства — «Программу семи главных дел». Этими делами были: реструктуризация естественных монополий, бастионов государственного капитализма (РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», МПС), переход к системе адресной социальной помощи и отмене неоправданных социальных льгот, борьба с коррупцией, ликвидация института уполномоченных банков, создание жесткой системы распределения бюджетных ресурсов, секвестирование (сокращение) госбюджета на 1997 г., проведение налоговой и бюджетной реформ.
Реализация этой программы, которую называли «второй либеральной революцией», требовала слома сопротивления со стороны естественных монополий, региональных лидеров, силовых ведомств, госаппарата, а также левой оппозиции. Первые вице-премьеры выступили с инициативой роспуска «красной» Государственной Думы и хотели в своей борьбе опереться на Совет Федерации. Однако в июне 1997 г. 92 сенатора подписали заявление «О поддержке конституционного строя в стране», где предупредили исполнительную власть о недопустимости попыток неконституционного роспуска Думы.
Правительственные кризисы 1998 г. Под давлением «консерваторов» президент был вынужден снять с министерских постов правых радикалов, но вскоре отправил в отставку их главного противника — председателя правительства В. С. Черномырдина (23 марта 1998 г.). Он предложил Государственной Думе утвердить на пост премьер- министра С. В. Кириенко, бывшего первого заместителя
. Е. Немцова в Минтопэнерго, члена его «нижегородской команды». Это вызвало конфликт президента с Думой. Она дважды отклоняла предложенную кандидатуру. Однако в f апреле 1998 г., оказавшись перед угрозой роспуска, была вынуждена отступить.
36-летний премьер-министр, продолжив прежний монетаристский курс экономической политики, за пять месяцев привел государство к финансовому кризису августа 1998 г. и был отправлен в отставку. В. С. Черномырдин вновь на короткое время (23 августа — 10 сентября 1998 г.) вернулся к руководству в качестве исполняющего обязанности премьера. 10 сентября, дважды отвергнутый Думой на пост главы правительства, он снял свою кандидатуру. Новый правительственный кризис закончился назначением на пост председателя правительства Е. М. Примакова (сентябрь- май 1999 г.).
Попытка импичмента президента. Осенью 1998 г. по инициативе фракции КПРФ Дума возбудила процесс отрешения президента от должности. Коммунисты обвиняли его в нарушении Конституции, которое выражалось прежде всего в проведении социально-экономической политики, приведшей к обнищанию народа, «яблочники» — в незаконном развязывании кровопролитной войны в Чечне. Президент, в отличие от угрозы первого импичмента весной 1993 г., не опасался быть отстраненным от власти. По Конституции 1993 г. процедура отрешения президента была чрезвычайно сложна и практически неосуществима. Решение Думы могло стать лишь первым этапом этой процедуры. Но оно не состоялось. Голосование по пяти пунктам обвинения, которое прошло 15 мая 1999 г., не набрало в Государственной Думе квалифицированного большинства. По «чеченскому» пункту противники президента недобрали 17 голосов.
В мае 1999 г. Б. Н. Ельцин отправил в отставку Ц М. Примакова, которого сторонники президента обвиняли в поддержке инициаторов импичмента. 12 мая премьер-министром стал С. В. Степашин.
9 августа 1999 г. указом президента в правительстве была введена дополнительная должность первого замести-
теля председателя правительства (третьего по счету), и этим же указом эту должность получил В. В. Путин. В тот же день указом президента кабинет Степашина был отправлен в отставку, а Путин был назначен временно исполняющим обязанности председателя правительства.
В телеобращении к народу В. Н. Ельцин назвал Путина своим преемником на посту президента. Весной 1999 г., занимая посты директора Федеральной службы безопасности (ФСБ, с 25 июля 1998 г.) и по совместительству секретаря Совета Безопасности РФ (с 29 марта 1999 г.), В. В. Путин сыграл важную роль в отстранении Генерального прокурора РФ Ю. И. Скуратова, обвинившего президента в причастности к коррупции, от исполнения его обязанностей. Это решение, вызвавшее серьезное возражение со стороны Совета Федерации, объяснялось недостойным поведением Скуратова в быту, дискредитирующим высокий государственный пост.
16 августа 1999 г. Государственная Дума с первого голосования утвердила В. В. Путина Председателем Правительства РФ (233 голоса- «за», 84 — «против», 17.— воздержались).
Парламентские выборы 1999 г. 19 декабря 1999 г. состоялись выборы в Государственную Думу Федерального Собрания 3-го созыва. 5% барьер преодолели 6 партий и объединений. 24,55% избирателей, принявших участие в выборах, отдали свои голоса КПРФ (лидер — Г. А. Зюганов), 23,88% межрегиональному движению «Единство» («Медведь») (лидеры — С. К. Шойгу, А. А. Карелин, А. И. Гуров), 11,98% — движению «Отечество — вся Россия» (Е. М. Примаков, Ю. М. Лужков, М. Ш. Шаймиев), 8,63% — «Союзу правых сил» (Б. Е. Немцов, И. М. Хакамада, С. В. Кириенко), 6,18% — «Блоку Жириновского», 5,94% — объединению «Яблоко».
В целом состав Государственной Думы 3-го созыва оказался более правым, чем состав Думы 2-го созыва (1995 г.)« Председателем ГД вновь был избран Г. Н. Селезнев. Первым заместителем — Л. К. Слиска («Единство»).
После убедительного успеха на парламентских выбора* пропрезидентского блока «Единство» президент Б. Н. Ель-
цин принял решение об отставке и передаче своих полномочий Председателю Правительства РФ В. В. Путину. 31 декабря 1999 г. он подписал указ «Об исполнении полномочий Президента Российской Федерации», в соответствии с которым Б. Н. Ельцин с 12 ч 00 мин 31 декабря 1999 г. прекратил исполнение полномочий президента и возложил временное исполнение его обязанностей на председателя правительства В. В. Путина.
5 января 2000 г. Совет Федерации Федерального Собрания принял постановление о назначении досрочных выборов президента на 26 марта 2000 г. 12 января 2000 г. В. В. Путин был выдвинут инициативной группой кандидатом на пост президента РФ.
Чеченская проблема. Главным дестабилизирующим фактом общественно-политического развития России в 1990-е годы стала Чечня. В октябре-ноябре 1991 г. чеченские националисты во главе с генералом Джохаром Дудаевым разогнали законно избранные органы власти Чечено- Ингушской республики, вывели Чечню из ее состава, провозгласили независимую республику Ичкерию, заявили о своем выходе из состава РСФСР.
Руководство России оказалось в сложном положении. С одной стороны, оно было заинтересовано в отстранении от власти сил, поддержавших ГКЧП (к ним относился и Верховный Совет Чечено-Ингушской республики), с другой — чеченский сепаратизм создал угрозу разрушения России. Попытка вице-президента РСФСР силой подавить эту угрозу была блокирована президентом СССР М. С. Горбачевым, который планировал включить российские автономии в состав будущего обновленного Союза в качестве субъектов.
Политическая борьба между ветвями власти не позволила руководству России решить чеченскую проблему в 1992-1993 гг. Тем не менее самопровозглашенная Чеченская республика была признана, но не как независимая от России, а как ее субъект. Это было закреплено в Конституции РФ 1993 г. Чечня стала самым слабым звеном в цепи Российской государственности. От его прочности зависела прочность федерации.
В декабре 1994 г. с целью «восстановления конституционного порядка» в Чечню были введены федеральные войс-
ка. Чеченские сепаратисты встретили их огнем из оружия, которое в 1992 г. в огромном количестве было оставлено в Чечне российским военным руководством в процессе вывода частей Северо-Кавказского военного округа из Ичкерии.
Вооруженный конфликт стал затяжным и кровавым. Несколько раз он прерывался мирными переговорами и вновь разгорался. В России росли антивоенные настроения и призывы «отпустить Чечню». В августе 1996 г. между руководством РФ (А. И. Лебедь, секретарь Совета Безопасности РФ) и сепаратистов (А. Масхадов) была достигнута договоренность («Хасавюртовские соглашения») о прекращении военных действий, выводе федеральных войск из Чечни, проведении в 1997 г. президентских выборов в республике (состоявшиеся выборы принесли победу А. Масхадову). Решение вопроса о политическом статусе Чечни откладывалось до 2000 г. Соглашение поощрило чеченских сепаратистов не только форсировать процесс выход£ из состава Российской Федерации, но и вовлечь в этот процесс другие северокавказские субъекты России, прежде всего Дагестан.
Терроризм. В борьбе за свои интересы чеченские сепаратисты стали на путь террора. В эффективности этого средства борьбы они убедились в 1995-1996 гг. Захватывая больницы с тысячами заложников в городах Буденновске и Кизляре, террористы добивались от правительства России уступок, которые завершились «Хасавюртовским соглашением» и выводом федеральных войск из Чечни.
В августе 1999 г. вооруженные группы боевиков напали на соседние с Чечней районы Дагестана. Тогда же террористы взорвали жилой дом в г. Буйнакск (Дагестан), в сентябре 1999 г. — два жилых дома в Москве. Террористические акты унесли жизни сотен людей.
В сентябре 1999 г. правительство России начало широкомасштабную антитеррористическую операцию в Чечне.
Внешняя политика
Распад СССР и провозглашение СНГ выделили две сферы внешнеполитических интересов России — дальнее в ближнее зарубежье.
Отношения с США и НАТО. Российское руководство, как прежде союзное, в 1992-1994 гг. отдавало предпочтение дальнему зарубежью, прежде всего налаживанию и укреплению российско-американских отношений. В январе 1993 г. в Москве был подписан договор ОСНВ-2, по которому к 2003 г. уровень ядерного противостояния сторон предполагалось сократить на 2/3 по сравнению с уровнем, предусмотренным договором ОСНВ-1 (1991 г.). Трудность положения российской стороны в ходе подписания и ратификации договора состояла в том, что по настоянию США и согласованию с Украиной, Белоруссией и Казахстаном она являлась единственной ядерной державой на территории бывшего Союза. Однако три республики не торопились передавать стратегическое ядерное оружие, расположенное на их территории, России. А последняя не привлекала их к подготовке договора, хотя он затрагивал их интересы.
Важным шагом на пути к безъядерному миру стал подписанный в Нью-Йорке в сентябре 1996 г. договор о всеобщем запрещении ядерных испытаний. Он явился логическим завершением Московского договора 1963 г. о запрещении ядерных испытаний в трех средах и договора 1968 г. о нераспространении ядерного оружия.
Провозгласив себя правопреемником СССР и заняв место СССР в ООН и ОБСЕ, Россия продолжила линию, которую проводило союзное руководство в последние годы своего существования. Однако эффективность внешней политики российского руководства была низка, что обуславливалось нерешенными внутренними проблемами, прежде всего резким ослаблением ее военной мощи.
Внешняя политика России вошла в фарватер внешней политики США. Это наиболее ярко проявилось в присоединении России к предложенной НАТО программе «Партнерство во имя мира» (1994 г.). Партнерство свелось к передаче в оперативное руководство НАТО российского батальона направленного в вышедшую из Югославской федерации Республику Косово для умиротворения конфликтующих сторон. Отказ от принципа баланса сил как главного стабилизирующего фактора мира во всем мире не привел к ут-
верждению принципа баланса интересов, несмотря на принятие России в Совет Европы (1996 г.). Руководство НАТО с 1994 г. активизировало курс на расширение своей организации за счет стран — бывших членов ОВД (Польши, Чехии, Венгрии) и республик бывшего СССР (Литвы, Латвии, Эстонии).
Вероятность приближения военно-политического блока к необустроенным границам России обеспокоила политическую элиту страны. Она посчитала неубедительными заявления руководства США о том, что демократическая Россия не рассматривается им в качестве противника. Возникшую напряженность в некоторой степени смягчил Основополагающий акт о взаимоотношениях России и НАТО, подписанный в мае 1997 г. Согласно акту американское ядерное оружие не будет размещено на территории стран — бывших членов распущенной в 1991 г. Организации Варшавского договора, а прибалтийские республики не будут приняты в состав НАТО в обозримом будущем.
В 1999 г. отношения России с НАТО обострились в связи с начавшейся 24 марта военной операцией блока против Югославии. Руководство России (премьер-министр Е. М. Примаков) расценило военное вмешательство стран Североатлантического альянса во внутренние дела суверенного государства без санкции ООН как серьезный удар по системе международной безопасности.
Внешнеполитической «сверхзадачей» России во второй половине 90-х годов стало предотвращение дальнейшего умаления своей геополитической роли, падения своего влияния в регионах Европы и Азии, где она традиционно присутствовала в интересах собственной безопасности. Этому способствовали Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом (ЕС) (1994 г.), вхождение в ЕС, Основополагающий акт с НАТО, присоединение к «большой семерке» (Англия, Германия, Италия, Канада, США, Франция, Япония) и превращение ее в «большую восьмерку» (1997 г.), вхождение в «Парижский клуб» кредиторов — международную организацию, обслуживающую государственные долги (1997 г.).
К концу 90-х годов США и страны Европейского Союза не признали Россию страной с рыночной экономикой, не-
смотря на то что более 60% ее национального дохода создавалось в частном секторе. Российский экспорт в эти страны находился в невыгодном положении и был уязвим для антидемпинговых пошлин, особенно в США.
В 1996 г. Россия стала полноправным партнером по диалогу с АСЕАН — ассоциацией стран Юго-Восточной Азии по совместному решению общих социально-экономических и политических вопросов. На тот период в ее состав входило 7 стран — Бруней, Вьетнам, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины. Партнерство усилило позиции России не только в Юго-Восточной Азии, но и шире — в Азиатско-тихоокеанском регионе.
Отношения со странами СНГ. В отношении Содружества Независимых Государств Россия с конца 1991 г. вела политику определения своих и общих интересов. К 1999 г. она подписала в рамках СНГ более 800 документов, регулировавших взаимоотношения с государствами Содружества. Вначале они касались создания единого рублевого пространства на период хозяйственной стабилизации, открытости границ, обороны, космоса, информационного обмена. 15 мая 1992 г. в Ташкенте был подписан договор о коллективной безопасности стран — членов СНГ (его подписали только 6 из 11 стран: Армения, Казахстан, Россия, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан). Позднее к договору присоединились Белоруссия, Киргизия и Грузия.
В сфере экономики взаимоотношения стран — членов СНГ были далеки от создания единого пространства. Во многом это вызвано финансовой и экспортной политикой республик. Так, например, Россия, сокращая экспорт в ближнее зарубежье, увеличила его в страны, имевшие твердую валюту. Борьба за доллар обрекала СНГ на распад. Крупным шагом к нему стала ликвидация единой рублевой зоны в 1993 г.
Попытка скрепить Содружество уставом, проект которого обсуждался на Минской встрече глав государств и правительств в январе 1993 г., ожидаемого успеха не имела, устав подписали 7 государств. Остальные могли его подпись по мере готовности к данному решению вплоть до января 1994 г. В конце 1993 г. об этом заявили Азербайджан и Грузия. В 1994 г. они вошли в состав СНГ.
Характер и судьбу СНГ в 1990-е годы определяли российско-украинские отношения. В 1993-1997 г. они были напряженными из-за проблемы ядерного оружия, Черноморского флота, Крыма, статуса Севастополя и др.
В мае 1997 г. были наконец урегулированы спорные вопросы между Россией и Украиной путем подписания полномасштабного Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве. Договор стал результатом осознания руководством РФ того, что дальнейшее промедление в урегулировании споров с Украиной, возникших в результате распада СССР, разрушит не только двусторонние отношения, но и всю систему Содружества. Тем не менее товарооборот между двумя странами продолжал сокращаться.
В 1992 г. начался вывод российских войск из стран ближнего зарубежья: Прибалтики, Грузии, Молдовы, Таджикистана, Армении. Вывод войск из стран ближнего и дальнего зарубежья и обустройство их в России обошлись бюджету в 594,2 млн. долларов и 725 млрд. руб. (в ценах ноября 1992 г.). Однако военные конфликты, разгоревшиеся в ряде республик бывшего СССР (Грузия, Молдова, Таджикистан), вынудили руководство России оставить на их территории часть своих войск в качестве миротворческих сил.
В конце 1995 г. вместо проамерикански настроенного А. В. Козырева к руководству МИД РФ пришел Е. М. Примаков, заявивший, что отношения со странами СНГ являются главным приоритетом внешней политики России. «Новый курс» МИДа 29 марта 1996 г. был подтвержден подписанием договора между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях.
2 апреля 1996 г. в Московском Кремле в торжественной обстановке президенты России и Белоруссии Б. Н. Ельцин и А. Г. Лукашенко подписали Договор об образовании Сообщества Белоруссии и России, который предусматривал воссоздание в 1996-1997 гг. единого экономического и финансового пространства. В апреле 1997 г. взятый кур? был развит в новом договоре, по которому Сообщество было переименовано в Союз. Председателем Исполнительного
комитета Союза Белоруссии и России стал президент Б. Н. Ельцин (с сентября 1999 г. — председатель российского правительства В. В. Путин).
В декабре 1998 г. была подписана Декларация о дальнейшем единении Белоруссии и России, а через год, 8 декабря 1999 г., — Договор о создании союзного государства и Программа его реализации. Однако реального сближения двух республик не произошло из-за сильной оппозиции внутри правящих кругов обеих стран, а также внешнего давления со стороны прежде всего США. Будучи противником политического воссоединения двух славянских стран, американская администрация перешла к тактике открытого нажима на Минск, когда тенденция к реинтеграции России и Белоруссии стала обретать зримые очертания.
ГЛАВА XII