Завершение культурной революции

30-е годы — самый противоречивый период не только политико-экономического, но и культурного развития Со­ветского государства. С одной стороны, огромные массы народа приобщились к сокровищам культуры, талантливые представители трудящихся классов внесли свой посильный вклад в ее преобразование и развитие. С другой, культур­ная революция не привела к росту критического отношения к действительности, к широкому, всестороннему и глубо­кому пониманию процессов жизни страны и мира.

Образование. В области образования была завершена борьба с массовой неграмотностью и малограмотностью. Однако поставленная в 1936 г. задача добиться всеобщей грамотности к концу второй пятилетки (1937 г.) не была

решена. По переписи 1939 г. грамотное население в воз^ те старше 9 лет составляло 81%. Это был очень высохад

показатель для нашей страны. Он стал главным индикато ром свершения культурной революции в СССР. За 22 год» советской власти число грамотных выросло более чем в щ раза, в то время как за два последних десятилетия царской России численность грамотного населения увеличилась только на 5%.

Однако итоги переписи не точно отражали реальное по­ложение вещей. В погоне за высокими показателями к ка­тегории грамотных относили тех, кто с трудом мог читать и писать, а порой едва мог написать свою фамилию. Кроме того, перепись учитывала грамотность лишь лиц до 50 лет, Наконец, в национальных районах уровень грамотности был ниже среднего по стране. Поэтому обучение неграмот­ных и малограмотных продолжалось и в дальнейшем.

Первый пятилетний план предусматривал осуществить к 1932 г. всеобщее начальное обучение детей младшего школьного возраста. Но скудное финансирование, слабая материальная база, отсутствие достаточного количества школ, учителей, учебников не позволили осуществить все­обуч в намеченный срок.

Всеобщее обязательное начальное обучение (4-летнее) в целом по стране было введено в конце второй пятилетки. Возросшее бюджетное финансирование позволило в 30-е годы построить более 30 тыс. школьных зданий, выпустить около 300 млн. экземпляров стабильных учебников по всем предметам, вдвое расширить сеть педагогических учебных заведений для подготовки учителей.

В 1937 г. в городах было введено всеобщее семилетнее образование (неполное среднее), а в 1939 г. была поставле­на задача перехода к всеобщему среднему образованию (де­сятилетке). Однако в 1940 г. эта задача была снята, посколь­ку государство оказалось не готово к ее решению. Более того, в старших классах ввели плату за обучение, которая равня­лась 300 руб. в год. Одновременно платной стала учеба в средних специальных и высших учебных заведениях. При­нятое руководством страны решение переключило интерес городской молодежи со средней школы, техникумов и ву-

I. зов на ремесленные училища и .школы фабрично-заводско­го обучения (ФЗО), готовившие кадровый резерв квалифи­цированной рабочей силы (решение было отменено в 1956 г.).

В деревне и в национальных районах в конце 30-х годов шел медленный процесс перехода к семилетке.

Всеобуч сопровождался серьезной реформой начальной и средней школы. Была отвергнута господствовавшая в 1920-е годы теория отмирания школы. Государство верну­лось к традициям дореволюционной школы с ее дисципли­ной и фундаментальностью знаний. В учебных заведениях ввели строго определенное расписание занятий, жесткую регламентацию учебной и общественной работы школьни­ков. Основной формой организации учебного процесса стал урок. Вместо «рассыпных книг» ввели стабильные учебни­ки по основам наук. Но, как и в 20-е годы, обучение стреми­лись соединить с производством, общественно полезным трудом («с жизнью»). Общественную работу школьники вели в рамках пионерской и комсомольской организаций.

В 1934 г. было восстановлено преподавание гражданс­кой истории в школе. В специальном постановлении ЦК и СНК СССР от 16 мая 1934 г. указывалось, что доступность, наглядность и конкретность учебного исторического мате­риала должны сочетаться с его марксистским обобщением. Это предполагало изложение истории общества через при­зму движения народных масс, классовой борьбы. Тем не менее некоторые этапы революционно-освободительной борьбы в России стали замалчивать. Это касалось прежде всего движения революционных народников. Сталин счи­тал, что воспитывать молодежь на примере народоволь­цев — значит воспитывать террористов. В 1934 г. в Москов­ском и Ленинградском государственных университетах были открыты исторические факультеты, готовившие вы­сококвалифицированных учителей-историков.

С 1934 г. обязательным стало изучение в школе геогра­фии, с 1937 г. — Конституции СССР, с 1940 г. — иностран­ного, прежде всего немецкого языка.

Школьное образование способствовало глубинным сдви­гам в духовной жизни советского общества. Оно стало не

только показателем культурного уровня народа, но и проч.

ным фундаментом его дальнейшего роста.

В 1930-е годы крупные изменения произошли в высшем образовании. Если в 1928 г. был взят курс на ускоренную

подготовку специалистов, сокращенный курс обучения, уз­кую специализацию, снизивший качество учебы, тос 1932 г. упор был сделан на качество и фундаментальность подго­товки специалистов. Были восстановлены вступительные экзамены в вузы, бригадно-лабораторный метод обучения заменен лекционно-семинарским, коллективная ответ­ственность за качество учебы — индивидуальной. Были от­менены партийные мобилизации на учебу в вузы (партты-сячники), бронирование мест для женщин, социальные ог­раничения при приеме в вузы представителей прежде иму­щих классов, а также знаменитые рабфаки. Для повыше­ния ответственности и роли преподавателей в учебном про­цессе СНК установил ученые степени кандидатов и докто­ров наук, ученые звания доцентов и профессоров.

В июне 1936 г. СНК СССР и ЦК ВКП (б) приняли поста­новление «О работе высших учебных заведений и о руковод­стве высшей школой». Оно предусматривало ряд мер, на­правленных на улучшение качества вузовского, образова­ния: в вузы принимались только лица со средним образова­нием, вводились выпускные экзамены, твердый учебный режим, единоначалие. Для централизации руководства си­стемой высшего образования был создан Всесоюзный коми­тет по делам высшей школы (ВКВШ) при Совнаркоме СССР, председателем которого стал И. И. Межлаук, одновремен­но занимавший должность заместителя председателя пра­вительства.

Увеличение расходов на высшую школу позволило не только улучшить качество подготовки специалистов, но и существенно расширить ее географию. Она вышла за рамки Центральной России. К концу 1930-х годов более 100 горо­дов всех республик СССР имели университеты и институ­ты. В 820 вузах обучалось более 800 тыс. студентов, из ко­торых около 60% составляли женщины. В начале XX века женщины только боролись за право наравне с мужчинами учиться в вузах и работать по специальности. На 1 января

1941 г. в народном хозяйстве страны работало 908 тыс. спе­циалистов с высшим образованием. Более половины из них

были выходцами из рабоче-крестьянской среды.

Сотяи вузов и тысячи техникумов способствовали быст­рому росту интеллигенции Советского Союза. К началу 1940-х годов ее численность достигла 14 млн. человек, из которых 2,4 млн. имели высшее и среднее специальное об­разование (17%, до революции — 19%). Значительным ос­тавался удельный вес практиков, т.е. опытных специалис­тов без необходимого образования, занимавшихся преиму­щественно умственным трудом.

В целом интеллигенция СССР стала однотипной в соци­ально-экономическом и идейно-политическом отношении. Конституция СССР 1936 г. провозгласила ее трудовой, неотъемлемой и полноправной частью трудящихся. Одна­ко партийно-государственное руководство страны отказы­вало ей в самостоятельной роли в жизни общества, рассмат­ривая интеллигенцию н качестве «прослойки» между рабо­чим классом и колхозным крестьянством.

Наука. В 1930-е годы главной особенностью развития науки стал крутой поворот к нуждам экономического и об­щественно-политического развития. Как и прежде, главным научным центром страны была АН СССР, филиалы которой с 1932 г. начали создаваться в столицах союзных республик. В 1933 г. Академия наук СССР была передана из ведения ЦИК СССР Совнаркому Союза ССР. Правительство подчи­нило ее работу непосредственно народнохозяйственным пла­нам. В 1936 г. академию возглавил В. Л. Комаров, ботаник и географ. В том же году в состав АН СССР вошли институ-ты ликвидированной Коммунистической академии — исто­рии, права, философии, экономики и др. Тогда же в составе главной академии страны было организовано отделение тех­нических наук с группами энергетики, технической химии, технической физики, горного дела. Это укрепило связь на­уки и техники, сделало ее органической.

Более тысячи научно-исследовательских институтов АН СССР и хозяйственных наркоматов разрабатывали основ­ные научно-технические проблемы, предусмотренные госу­дарственными планами.

В 1930-е годы на основе научных разработок химиков

во главе с академиком С. В. Лебедевым было налажено про. I

изводство синтетического каучука из этилового спирта, I I логи под руководством академика И. М. Губкина открыли

новые нефтеносные районы на Урале, в Башкирии и Тата­рии, названные «Вторым Баку». Академик Н. И. Вавилов

собрал крупнейшую в мире уникальную коллекцию куль­турных растений пяти континентов для изучения и прак­тического использования.

Особенно значительными были научные разработки физиков -—А. Ф. Иоффе, С. И. Вавилова, Д. С. Рождествен­ского, П. Л. Капицы, И. Е. Тамма, И. В. Курчатова, Л. Д. Ландау и многих других, работавших на оборону.

В 1933 г. Группа изучения реактивного движения (ГИРД) создала и запустила первые советские ракеты кон­струкции М. К. Тихомирова и Ф. А. Цандера. В эту группу входили и будущий создатель первого в мире реактивного оружия («Катюши») А. Г. Костиков, и будущий главный конструктор космических кораблей СП. Королев.

В 30-е годы советские ученые начали покорять стратос­феру. В конструировании советских стратостатов по изуче­нию космических лучей активное участие принимали А. Ф. Иоффе, Н. А. Рындин и др. В сентябре 1933 г. первый советский стратостат «СССР» с экипажем (Г. А. Прокофь­ев, К. Д. Годунов, Э. К. Бирнбаум) поднялся на высоту 19 км. В январе 1934 г. второй стратостат «Осоавиахим-1» под­нялся на высоту 22 км. Вторая разведка космоса закончи­лась гибелью экипажа. П. Ф. Федосеенко, А. Б. Васенко, И. Д. Усыскин были с почестями похоронены на Красной площади у Кремлевской стены. Это подчеркнуло значение не только научного подвига ученых, но и выбранного науч­но-технического курса. Трагедия не остановила научные разработки.

Особую страницу в научную летопись 30-х годов вписа­ли исследователи Арктики во главе с членом-корреспонден­том АН СССР (с 1935 г. академиком) О. Ю. Шмидтом. Ле­том 1933 г. он возглавил научную экспедицию через Север­ный Ледовитый океан на корабле «Челюскин», который I вскоре попал в ледовое сжатие и в феврале 1934 г. затонул.

В далеком Чукотском море на дрейфующей льдине поляр­ники создали «лагерь Шмидта» и были спасены лишь в ап­реле. За героизм при спасении полярников Советское пра­вительство впервые присвоило высокое звания Героя Совет­ского Союза семи летчикам — А. В. Ляпидевскому, С.А.Леваневскому, В. С. Молокову, Н. П. Каманину, М. Т. Слепневу, М. В. Водопьянову, И. В. Доронину.

В 1937 г. изучение и освоение Арктики продолжили И. Д. Папанин, Э. Т. Кренкель, Е. К. Федоров, П. П. Шир­шов. За 274 дня четверка полярников продрейфовала на льдине в океане более 2500 км. В районе Северного полюса были созданы опорные метео- и радиостанции. Благодаря этому в том же году летчики В. П. Чкалов, Г. Ф. Байдуков и А. В. Беляков впервые совершили на цельнометаллическом самолете конструкции А. Н. Туполева (АНТ-25) беспосадоч­ный перелет в США (г. Ванкувер) по прямой через полюс.

Крупный вклад в научно-технический прогресс СССР внесли ученые, инженеры и техники, посвятившие себя авиации. Работы в этой области вел коллектив Централь­ного аэрогидравлического института (ЦАГИ), руководимый С. А. Чаплыгиным. В институте была разработана конструк­ция цельнометаллического самолета (конструктор А. Н. Ту­полев). Авиаконструкторы А. С. Яковлев, Н. Н. Поликар­пов и др. создали отечественные самолеты разного профи­ля, конструктор А. А. Микулин и его коллеги оснастили их новыми авиамоторами. В конце 30-х годов многие ученые, в том числе авиаконструкторы, были арестованы по обви­нению в троцкизме. Некоторые из них продолжили свои работы в заключении в специальных лабораториях систе­мы НКВД.

В области общественных наук упор был сделан на исто­рические исследования — историю русского феодализма, революционных движений, гражданской войны, историю фабрик и заводов России. Особое значение придавалось но­вому прочтению истории коммунистической партии. За ра­ботой историков внимательно следил лично И. В. Сталин, требовавший искоренить троцкистские концепции в исто-рико-партийной науке. В 1938 г. под редакцией ЦК ВКП (б) при участии Сталина вышел «Краткий курс истории

ВКП (б)». Он на многие годы стал главным ориентиром об.

щественно-политических исследований. Возведенный в до* I му, «Краткий курс» стал, по сути, историческим оправда­нием режима личной власти. Он закрепил теорию двух вож­дей (Ленина и Сталина) в создании партии большевиков, в

победе Октябрьской революции, в разгроме сил контррево­люции в годы гражданской войны, в развертывании социа­листического строительства в послевоенный период.

В 1937-1938 гг. резкой критике и организационному разгрому была подвергнута научная историческая школа умершего в 1932 г. академика М. Н. Покровского. Ее пред­ставителей обвинили в антимарксизме. Имя Покровского было снято с Московского государственного университета (присвоено в 1932 г.), которому в 1940 г. присвоили имя М. В. Ломоносова.

Во второй половине 30-х годов резко усилился процесс политизации и идеологизации советской науки. В научных дискуссиях стали активно использоваться политические ярлыки. Оппоненты лишались не только работы по специ­альности, но часто свободы, а некоторые и жизни. Напри­мер, в отрыве от запросов колхозной деревни был обвинен президент ВАСХНИЛН. И. Вавилов. В1935 г. талантливей­ший ученый был отстранен от руководства академией и вскоре арестован (умер в тюрьме в 1943 г.). Два последую­щих президента были расстреляны. В 1938 г. ВАСХНИЛ возглавил Т. Д. Лысенко, обещавший Сталину решить зер­новую проблему путем выведения ветвистой пшеницы. Со­ответствующие опыты он начал на полях эксперименталь­ной научно-исследовательской базы академии под Москвой, в Горках Ленинских.

Идеологизация и политизация науки беспокоила мно­гих ученых. В 1937 г. директор Института физических про­блем П. Л. Капица в письме И. И. Межлауку открыто ска­зал о вреде политических обвинений в научных дискусси­ях: если в физике ты не материалист, в биологии -7- не Дар­вин, а в истории — не марксист, то ты — враг народа. Та­ким образом, утверждал ученый, можно заставить замол­чать многих ученых, но это подрывает уровень советской науки. В научных дискуссиях, говорил Капица, надо опи­раться на собственные силы, а не силы НКВД.

Литература и искусства Развитие литературы и искус-Iв 1930-е годы было определено постановлением ЦК ВКП (б) от 23 апреля 1932 г. «О перестройке литературно-

I художественных организаций». Все существовавшие орга­низации творческой интеллигенции были ликвидированы. Начался процесс создания новых единых отраслевых союзов I всесоюзного и республиканского масштаба. В 1932 г. были созданы общегосударственные союзы советских писателей и архитекторов, республиканские союзы композиторов и художников. Последние объединились во всесоюзном мас­штабе соответственно в 1948 г. и 1957 г.

Крупным событием культурной жизни страны явился I Всесоюзный съезд советских писателей, состоявшийся в августе 1934 г. Съезд избрал правление союза, председате­лем которого стал А. М. Горький, генеральным секрета­рем — В. П. Ставский, бывший секретарь РАПП. Союз объе­динил 1500 литераторов СССР, стоявших на позициях со­циалистического реализма.

Идеологами социалистического реализма, который про­возглашался главным художественным методом, были А.В.Луначарский и А. М. Горький, окончательно вернув­шийся на родину в 1931 г. Соцреализм требовал историчес­кую конкретность художественного изображения действи­тельности сочетать с воспитанием трудящихся «в духе со­циализма» . Сталин рассматривал этот метод в качестве важ­нейшего средства создания «национальной по форме, соци­алистической по содержанию» культуры.

В 1936-1937 гг. развернулась борьба с формализмом в литературе и искусстве, в процессе которой социалистичес­кий реализм вылился в стандартизированный героический оптимизм. Новаторы формы в музыкальном и театральном искусстве, прежде всего Д. Д. Шостакович и В. Э. Мейер­хольд, осуждались; современная драма, сатира, любовная лирика фактически запрещались; неполитические темы сворачивались.

В книгах, фильмах, пьесах, музыке стала господствовать военная тема. Это объяснялось необходимостью «морально­го вооружения» народа накануне неизбежной и близкой ойны, первые раскаты которой услышали в Испании.

Кино- и театральным режиссерам, ие желавшим создавать I только героически-оптимистические произведения, оставь» | лось ставить и снимать классику или комедии. Язык твор-

ческой интеллигенции оказался связан властью. Отклонять-

ся от генеральной линии было нелегко, критиковать ее — опасно. Это сужало, обедняло, уродовало культуру. Запад- ! ные либеральные писатели, посещавшие СССР в те годы, отмечали трудность понимания процессов, происходивших

в нашей стране, без учета военного фактора.

Достижения литературы и искусства 1930-х годов. Заметными фактами в литературе стали романы «Жизнь Клима Самгина» М. Горького, «Тихий Дон» и «Поднятая целина» (первый том) М. А. Шолохова, «Как закалялась сталь» Н. А. Островского, «Бруски» Ф. А. Панферова, «Две­надцать стульев» и «Золотой теленок» И. Ильфа и Е. Пет­рова, «Последний из Удэге» А. А. Фадеева, «День второй» И. Г. Эренбурга, «Похищение Европы» К. А. Федина, «Пе­дагогическая поэма» и «Флаги на башнях» А. С. Макарен­ко, «Петр Первый» и «Хмурое утро» (третья часть трило­гии «Хождение по мукам») А. Н. Толстого, «Время, вперед!» В. П. Катаева, «Гидроцентраль» М. С. Шагинян, «Мастери Маргарита» М. А. Булгакова (издан в 1966 г.). Широкую известность получила поэзия М. В. Исаковского, А. Т. Твар­довского, Е. А. Долматовского, А. И. Безыменского, Н. А. Заболоцкого, Б. П. Корнилова, М. И. Алигер и книги для детей С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, А. П. Гайдара, Л. А. Кассиля, А. Л. Барто, С. В. Михалкова и др. Творче­ство крупных, талантливых, но нелояльных писателей и по­этов, в том числе А. А. Ахматовой, О. Э. Мандельштама, Б. Л. Пастернака и многих других, ограничивалось или пре­следовалось.

Достижением театрального искусства стали пьесы Н. Ф. Погодина («Человек с ружьем»), Вс. В. Вишневского («Первая Конная», «Оптимистическая трагедия»), А. Е. Корнейчука («Платон Кречет», «Гибель эскадры»), А. Н. Афиногенова («Салют, Испания!»), К. А. Тренева («На берегах Невы»), К. М. Симонова («Парень из нашего горо­да»), И. Г. Эренбурга («Падение Парижа»), Л. М. Леонова («Волк»), М. А. Булгакова («Последние дни», «Кабала свя-

тош», «Иван Васильевич»), И. А. Кочерги («Часовщик и

курица»), Л. И. Славина («Интервенция»), Н. Е. Вирты («Земля»), В. П. Катаева («Я сын трудового народа»), М. Горького («Достигаев и другие»).

Музыкальное искусствообогатилось произведениями вернувшегося в 1935 г. на родину С. С. Прокофьева (балеты «Ромео и Джульетта», «Семен Котко», кантата «К XX Ок­тябрю», музыка к кинофильму «Александр Невский), Д.Д.Шостаковича (5-я симфония, опера «Леди Макбет Мценского уезда», запрещенная в 1936 г. и восстановлен­ия в конце 50-х годов под названием «Катерина Измайло­ва»), И. И. Дзержинского (опера «Тихий Дон»), Б. В. Аса? фьева (балеты «Пламя Парижа», «Бахчисарайский фон­тан»), А. И. Хачатуряна (балет «Счастье», музыка к кино­фильму «Маскарад»), Т. Н. Хренникова (балет «В бурю»), Д. Б. Кабалевского (опера «Кола Брюньон», 3-я симфония, музыка к кинофильмам и спектаклям). Народным стало песенное творчество И. О. Дунаевского, А. В. Александро­ва, В. П. Соловьева-Седого, А. Г. Новикова и др.

Самым массовым искусством было кино'. Его славу Со­ставили кинофильмы «Чапаев» С. Д. и Г. Н. Васильевых, «Комсомольцы» и «Семеро смелых» С. А. Герасимова, «ПетрПервый» В. М. Петрова, «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга» Г. В. Александрова, «Мы из Кронштадта» Е. Л. Дзигана, «Депутат Балтики» И. Е. Хейфица и А. Г. Зархи, трилогия о Максиме («Юность Максима», «Воз­вращение Максима», «Выборгская сторона») Г. М. Козин­цева и Л. 3. Трауберга, «Человек с ружьем» С. И. Юткеви­ча, «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году» М. И. Ромма, «Трактористы» И. А. Пырьева, «Александр Невский» С. М. Эйзенштейна, «Богдан Хмельницкий» И. А. Савченко, «Минин и Пожарский» и «Суворов» В. И. Пудовкина и др.

Изобразительное искусство (живопись, скульптура, ар­хитектура) прославилось полотнами М. Б. Грекова («Труба­чи Первой Конной армии»), И. Э. Грабаря («В. И. Ленин у прямого провода», «Зимний солнечный день»), С. В. Гера­симова («Клятва сибирских партизан»), Б. В. Иогансона («Допрос коммунистов», «На старом уральском заводе»), П. П. Соколова-Скаля (триптих «Щорс»), П. В. Васильева

(«Чапаев»), П. Д. Корина («Русь уходящая», ЩЩ А. Н. Толстого и М.В. Нестерова), А. А. Пластова И ры комбеда», «Запись в колхоз», «Ночное»)* В. А.Серов* («Чапаевский штаб»), Г. Г. Нисского («Линкоры на рейде»), | П. П. Кончаловского («Первый снег»), А. А. Дейнеки(«Бу. дущие летчики»), Ю. И. Пименова («Новая Москва»); I скульптурными работами С. Д. Меркурова (статуя В. И. И нина для зала заседания ВС СССР в Большом Кремлевском дворце, снята в 1995 г.), М. Г. Манизера (скульптуры для станции Московского метрополитена «Площадь револю­ции»), С. Д. Лебедевой (скульптурные портреты В. Чкало­ва, С. Михоэлса), В. И. Мухиной (скульптурная группа «Ра­бочий и колхозница» для советского павильона на между­народной выставке в Париже 1937 г.); архитектурными про­изведениями А. В. Щусева (каменный Мавзолей Ленина), братьев Л. А., В. А., А. А. Весниных (Дворец культуры Мос­ковского автозавода и проект Дворца труда в Москве), Б. М. Иофана (проект многоярусного здания Дворца Сове­тов в Москве).

6. Внешняя политика

Кризис внешней политики. В 1930-е— начале 1940-х годов международное положение и внешняя политика СССР определялись главным образом мощью его экономики и со­стоянием его обороны. Основной целью внешней политики было укрепление политического положения Советского Со­юза на международной арене и расширение экономических связей. Этой цели СССР смог достигнуть в середине 30-х го­дов, в то время как в начале и в конце десятилетия он ока­зался фактически в международной изоляции.

В 1930-31 гг. СССР выбросил на мировой, главным об­разом европейский рынок огромное количество дешевого колхозного зерна. Это обострило мировой экономический кризис, разразившийся в 1929 г. Сильнее всего экспортная политика СССР ударила по США, подобно тому как в 80-е годы XIX века поступившее в Европу дешевое американс­кое зерно стало главной причиной депрессии российской экономики.

Внешнеторговая политика СССР вызвала резкую реак­цию во многих странах, которые обвинили руководство на­шей страны в проведении политики демпинга, т.е. вывоза на мировой рынок товаров по ценам ниже их себестоимос­ти. Лидеры западных стран (исключая Германию) утверж­дали, что эта политика обеспечивалась массовым примене­нием принудительного труда в СССР и именно она привела к экономическому кризису на Западе.

В июле 1930 г. США стали инициатором экономической блокады СССР. Они запретили ввоз советских товаров, ста­ли задерживать советские грузы. К блокаде присоединились Франция, Бельгия, Румыния, Югославия, Венгрия, Польша, а также Англия, несмотря на нежелание лейбори­стского правительства обострять отношения с Москвой. Из крупных стран лишь Германия не присоединилась к бойко­ту. Она, напротив, резко увеличила торговлю с СССР, став его главным экономическим партнером.

В ответ на дискриминацию СССР сократил закупку то­варов бойкотирующих стран. В итоге экономический бой­кот перерос в экономическую войну, которая продолжалась до 1932 г.

Франция выступила с проектом «пан-Европы», т.е. со­здания военного антисоветского блока европейских госу­дарств. Поскольку Лига Наций не поддержала эту инициа­тиву, французское правительство решило подтолкнуть Польшу, Румынию и прибалтийские государства к давле­нию на СССР. В эти страны увеличились поставки француз­ского оружия.

Поводом для давления на Союз ССР стали и методы про­ведения сплошной коллективизации, закрытие церквей, ссылки крестьян, преимущественно христиан. В феврале 1930 г. Папа Римский Пий XI объявил «крестовый поход» против СССР.

Укрепление международного положения. Коррективы советской внешнеторговой, прежде всего ценовой, полити­ки и приход летом 1932 г. во Франции леворадикального правительства во главе с Э. Эррио положили начало укреп­лению международного положения СССР. В 1932 г. Советс­кий Союз заключил договоры о ненападении с Польшей,

Финляндией, Латвией, Эстонией и Францией. Договор I предусматривали также отказ от взаимной дискриминации в торговле. В том же году СССР восстановил дипломатичен кие отношения с Китайской республикой, подвергшейся f 1931 г. японской агрессии. Самым крупным успехом внеш. ней политики 30-х годов стало дипломатическое признание СССР со стороны США в октябре 1933 г. Инициатором нор­мализации советско-американских отношений стал новый президент США Ф. Рузвельт. Понадобилось 16 лет, прежде чем США решились на этот шаг.

К середине 30-х годов Советский Союз установил дипло­матические отношения с большинством стран мира, в т.ч. с Испанской республикой, Чехословакией, Болгарией, Румы­нией и др. Договор с Румынией не снял бессарабскую про­блему, она была отодвинута на неопределенное время. СССР по-прежнему не признавал румынской оккупации Бессара бии в 1918 г.

В1934 г. 30 государств — членов Лиги Наций во главе с Францией направили Союзу ССР приглашение вступить в эту международную организацию. Советское правительство ответило согласием. 18 сентября 1934 г. Советский Союз был принят в Лигу Наций. Ему было предоставлено постоянное место в Совете Лиги. Вступление СССР в Лигу стало свиде­тельством его возросшего влияния и авторитета на между­народной арене.

Борьба за безопасность. Не мировая революция, а все­мирное разоружение — такова была первая крупная внеш­неполитическая инициатива сталинского руководства на международной арене. В конце 20-х годов Подготовитель­ная комиссия Лиги Наций отвергла ее как пропагандистс­кую акцию слабой в военном отношении страны. Однако это не остановило руководство СССР. Взяв курс на ускоренное наращивание военно-экономической мощи и массовую чи­стку партии от сторонников мировой революции, оно вновь выступило с этой инициативой теперь уже на Женевской конференции.

Международная конференция по сокращению и ограничению вооружений, которая готовилась Лигой Наций пять лет, открылась в Женеве 2 февраля 1932 г. В ее работе

первом этапе участвовали представители 64 государств: 55 государств — членов Лиги и 9 не являвшихся в то время ее членами, в т.ч. СССР и США. Делегацию нашей страны возглавлял М. М. Литвинов, сменивший в 1930 г. Г. В. Чичерина на посту наркома иностранных дел. Он выдвинул три предложения: проект всеобщего и полного разоружения или же частичного разоружения, т.е. уничтожения наиболее агрессивных типов вооружений; проект декларации об определении нападающей стороны (агрессора); предложение о превращении конференции по разоружению в постоянную «Конференцию мира».

Ни одно из этих предложений не было поддержано кон­ференцией. Она закончила свою работу в июне 1934 г., имея в своем активе два основных решения — план «качествен­ного разоружения» («план Макдональда»), предусматривав­ший предельные цифры сухопутных и воздушных воору­женных сил лишь европейских стран, и признание права Германии на равноправие в вооружениях. Таким образом, конференция по разоружению разрешила Германии довоо­ружиться. В ходе конференции два будущих инициатора новой мировой войны, Япония и Германия, вышли из Лиги Наций (1933 г.).

Не найдя поддержки на Женевской конференции, СССР на международной экономической конференции в Лондоне (июль-август 1933 г.) подписал с 10 главным образом по­граничными странами Конвенцию об определении агрессо­ра. Агрессором считалось государство, которое или объявит войну другому государству, или вторгнется на его террито­рию без объявления войны, или бомбардирует его террито­рию, или установит морскую блокаду. Любое из этих дей­ствий расценивалось как агрессия.

Захват Японией составной части Китая — Маньчжурии (1931 г.) — и приход к власти в Германии фашистов (1933 г.), с их откровенными планами «похода на Восток», создали потенциальную опасность международной безопас­ности. В этих условиях СССР был заинтересован в форми­ровании систем коллективной безопасности в Европе и в Азии. В 1933 г. он начал переговоры по этому вопросу с Францией и США.

Переговоры о Восточном пакте (1933-1935 гг.), кото­рые СССР вел с Францией, предусматривали заключение регионального соглашения о взаимопомощи европейских государств в случае возможной агрессии Германии. Фран­ция настояла, чтобы участниками пакта стали не только СССР, Польша, Чехословакия, три прибалтийских государ­ства и Финляндия, но и Германия. Сама же она стремилась стать гарантом Восточного пакта. СССР согласился с этим предложением, которое могло связать Германии руки. Од­нако переговоры зашли в тупик и фактически были сверну­ты из-за решительного возражения против пакта Германии и Польши. В феврале 1935 г. Советское правительство воз­ложило на Англию ответственность за упорное сопротивле­ние названных стран установлению системы безопасности на востоке Европы.

Косвенным результатом переговоров явились два дого­вора о взаимопомощи, заключенные в 1935 г. с Францией и Чехословакией. При этом договор с Чехословакией содер­жал существенную оговорку, согласно которой Советский Союз мог оказать помощь союзнику лишь при одновремен­ной помощи ей со стороны Франции. Этой оговоркой Чехос­ловакия ограничила возможность получения советской по­мощи в случае нападения агрессора.

Переговоры о Тихоокеанском пакте (1933-1937 гг.), которые СССР вел с США, преследовали цель сдержать японскую агрессию в районе Тихого океана. Проект пакта, выдвинутый СССР, предусматривал сделать его участника­ми СССР, США, Китай и Японию, т.е. державы, имевшие интересы в тихоокеанском регионе. К середине 1937 г. пе­реговоры окончательно зашли в тупик из-за отказа США поддерживать не только план, но и идею его создания. В июне 1937 г. Ф. Рузвельт заявил, что «пактам веры нет». Единственной гарантией безопасности на Тихом океане он считал сильный военно-морской флот США.

Борьба с японской агрессией. В июле 1937 г. Япония напала на Китай. В Азии началась затяжная война. Через месяц СССР заключил с Китаем договор о ненападении. Одновременно он стал оказывать восточному соседу помощь военной техникой, оружием, боеприпасами, снаряжением.

В Китай были направлены советские добровольцы, прежде всего летчики, которые защищали китайские города от на­летов японской авиации.

В 1938-1939 гг. японское правительство предприняло две попытки сорвать помощь Советского Союза Китаю, про­щупать его боеспособность и при благоприятных условиях захватить дальневосточные территории СССР. 29 июля 1938 г. японские войска вторглись на советскую территорию в районе озера Хасан. В качестве повода Япония выдвинула претензии на ряд высот. Войска Дальневосточного фронта (командующий маршал В. К. Блюхер) к 11 августа 1938 г. отбросили противника и восстановили государственную гра­ницу.

В мае 1939 г. японские войска вторглись в Монголию. Агрессия «оправдывалась» претензиями на часть террито­рии МНР в районе реки Халхин-Гол. СССР оказал союзни­ку военную помощь согласно договору о взаимопомощи 1936 г. Бои шли с переменным успехом, достигнув наиболь­шего ожесточения во второй половине августа 1939 г. Со­ветские войска были объединены в 1-ю армейскую группу под командованием комкора Г. К. Жукова. Согласованные действия советских и монгольских войск координировал командарм 2-го ранга Г. М. Штерн. К концу августа японс­кие войска были отброшены в Маньчжурию. Государствен­ная граница МНР была восстановлена. 15 сентября 1939 г. в Москве СССР, МНР и Япония подписали соглашение о ликвидации конфликта у реки Халхин-Гол.

Договор с Японией. Военные неудачи Японии в боях с вооруженными силами СССР заставили ее переориентиро­вать экспансию с севера на юг. Однако еще 4 года (до 1943 г.) она представляла военную опасность для СССР, вынуждая держать на Дальнем Востоке значительные военные силы.

В сентябре 1940 г. в Токио был подписан германо-япо­но-итальянский военный пакт. Согласно ему, Япония при­знала право Германии и Италии на создание «нового поряд­ка» в Европе, а Германия и Италия — право Японии на со­здание «нового порядка» в Восточной Азии. Тройственный военный союз агрессоров вырос из тройственного « Антико-минтерновского пакта», который сложился между ними в

1936-1937 гг. Последний предполагал не только совмест*

ную борьбу с Коминтерном, но и с СССР — центром мирово­го коммунистического движения.

Опираясь на возросшую военно-экономическую мощь СССР, советские дипломаты смогли добиться заключения с Японией пакта о нейтралитете. Он был подписан в Москве 13 апреля 1941 г. председателем СНК, наркомом иностран­ных дел В. М. Молотовым, с одной стороны, и министром иностранных дел Японии Е. Мацуока, с другой.

Пакт обязывал стороны в течение 5 лет (до 1946 г.) под­держивать мирные и дружественные отношения, уважать целостность и неприкосновенность территории друг друга, соблюдать нейтралитет в случае, если одна из сторон под­вергнется нападению других стран. СССР добился от Япо­нии свертывания ее концессий на Северном Сахалине и уп­латы долга за эксплуатацию КВЖД с 1931 г* (после захвата Маньчжурии).

Англо-франко-советские переговоры 1939 г. В 1938-1939 гг. Германия начала осуществлять свои агрессивные планы по «расширению жизненного пространства». В мар­те 1938 г. она оккупировала Австрию, осуществив т.н. «ан­шлюс». В сентябре 1938 г. Гитлер добился от Англии и Франции согласия на присоединение населенной преимуще­ственно немцами Судетской области, составной части Чехос­ловакии («Мюнхенский сговор»). В октябре Судеты вошли в состав Германии. Советский Союз был готов оказать по­мощь Чехословакии и без участия Франции. С этой целью он привел в боевую готовность на западной границе стрел­ковые дивизии, авиацию и танковые части. Но чехословац­кое руководство не попросило помощи, опасаясь Красной армии больше, чем немецкой. В итоге в марте 1939 г. Гер­мания захватила всю территорию Чехословакии. Чехия и Моравия вошли в состав Германии в качестве протектора­та, а в Словакии было создано марионеточное правительство. Чехословацкая армия без сопротивления была разоружена, оружие, военное снаряжение без единого выстрела перешли германским вооруженным силам.

В условиях роста военной угрозы со стороны Германий в Москве в августе 1939 г. были проведены англо-франко-

советские переговоры по заключению договора о взаимопо­мощи. Советскую делегацию возглавлял нарком обороны маршал Ворошилов. Руководителями делегаций партнеров были не уполномоченные на принятие ответственных реше­ний отставные военные, которые не торопились с прибыти­ем в Москву.

Договор должен был состоять из двух частей — полити­ческой декларации о военном союзе и конвенции о формах я размерах военной помощи. Однако документы не были подписаны. Последний шанс удержать мир от катастроф<

Наши рекомендации