Внутреннее устройство государства
Внутреннее устройство государства
Говоря об организации государственного управления на региональном уровне, необходимо заметить, что существуют различные способы территориальной организации государства или государств, образующих союз. Таким образом, речь идет о формах государственного устройства, которые в свою очередь определяют внутреннее строение государства, деление его на составные части (территории) и принципы их взаимоотношения между собой.
В зависимости от наличия либо отсутствия суверенитета у составных частей государства государственное устройство делится на две формы: простую и сложную. Простая форма включает унитарные государства, сложная – федерации и конфедерации. Важно отметить, что межгосударственные объединения, содружества и сообщества государств не относятся к формам государственного устройства, но вместе с тем в большинстве курсов по теории государства и праваони рассматриваются и изучаются в рамках данного института.
В соответствии со статьей 1 Конституции РФ является федеративным государством. Федеративному устройству посвящена третья глава Конституции, включающая 15 статей. РФ включает 85 субъектов, в том числе: 22 республики, 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономную область, 4 автономных округа.
По сравнению с другими государствами, имеющими федеративную форму государственно-территориального устройства, Россия включает наибольшее число субъектов (например, в Танзании – 2 субъекта, в Эфиопии – 9, в Индии – 25, в ФРГ – 16 земель, в Канаде – 10, в Мексике – 31, в состав же США наряду с 50 штатами входят федеральный округ Колумбия, свободно присоединившееся государство Пуэрто-Рико, некоторые другие островные территории, не имеющие статуса штата).
Россия – государство многонациональное, хотя доля русской нации превышает 80%; это больше, чем в иной стране, считающейся мононациональной. В ряде субъектов РФ сочетаются вертикаль территориального построения по принципу «матрешки» (внутри одного субъекта РФ размещается другой субъект РФ) с горизонтальным построением власти по принципу «мозаики» (субъекты равноправны и независимы друг от друга).
Статус субъекта РФ определяется Конституцией РФ, а также конституцией республики, уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемыми законодательным (представительным) органом власти соответствующего субъекта РФ. Отношения автономных округов, входящих в состав края (области), могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и соответственно органами государственной власти края (области). Статус субъекта РФ может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта РФ в соответствии с конституционным законом. Границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия.
Образование нового субъекта РФ возможно в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов РФ. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом от 17.12.2001 № 6-ФКЗ (ред. от 31.10.2005) «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».
Примером последнего объединения субъектов РФ является новый субъект – Забайкальский край, образованный в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа. Принятие в Российскую Федерацию и образование новых субъектов осуществляется только на добровольной основе. В состав России может быть принято иностранное государство или его часть. Так, в 2014 году в состав РФ были приняты республика Крым и город Севастополь, получивший статус города федерального значения.
Внутреннее устройство государства
Говоря об организации государственного управления на региональном уровне, необходимо заметить, что существуют различные способы территориальной организации государства или государств, образующих союз. Таким образом, речь идет о формах государственного устройства, которые в свою очередь определяют внутреннее строение государства, деление его на составные части (территории) и принципы их взаимоотношения между собой.
В зависимости от наличия либо отсутствия суверенитета у составных частей государства государственное устройство делится на две формы: простую и сложную. Простая форма включает унитарные государства, сложная – федерации и конфедерации. Важно отметить, что межгосударственные объединения, содружества и сообщества государств не относятся к формам государственного устройства, но вместе с тем в большинстве курсов по теории государства и праваони рассматриваются и изучаются в рамках данного института.
В соответствии со статьей 1 Конституции РФ является федеративным государством. Федеративному устройству посвящена третья глава Конституции, включающая 15 статей. РФ включает 85 субъектов, в том числе: 22 республики, 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономную область, 4 автономных округа.
По сравнению с другими государствами, имеющими федеративную форму государственно-территориального устройства, Россия включает наибольшее число субъектов (например, в Танзании – 2 субъекта, в Эфиопии – 9, в Индии – 25, в ФРГ – 16 земель, в Канаде – 10, в Мексике – 31, в состав же США наряду с 50 штатами входят федеральный округ Колумбия, свободно присоединившееся государство Пуэрто-Рико, некоторые другие островные территории, не имеющие статуса штата).
Россия – государство многонациональное, хотя доля русской нации превышает 80%; это больше, чем в иной стране, считающейся мононациональной. В ряде субъектов РФ сочетаются вертикаль территориального построения по принципу «матрешки» (внутри одного субъекта РФ размещается другой субъект РФ) с горизонтальным построением власти по принципу «мозаики» (субъекты равноправны и независимы друг от друга).
Статус субъекта РФ определяется Конституцией РФ, а также конституцией республики, уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемыми законодательным (представительным) органом власти соответствующего субъекта РФ. Отношения автономных округов, входящих в состав края (области), могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и соответственно органами государственной власти края (области). Статус субъекта РФ может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта РФ в соответствии с конституционным законом. Границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия.
Образование нового субъекта РФ возможно в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов РФ. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом от 17.12.2001 № 6-ФКЗ (ред. от 31.10.2005) «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».
Примером последнего объединения субъектов РФ является новый субъект – Забайкальский край, образованный в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа. Принятие в Российскую Федерацию и образование новых субъектов осуществляется только на добровольной основе. В состав России может быть принято иностранное государство или его часть. Так, в 2014 году в состав РФ были приняты республика Крым и город Севастополь, получивший статус города федерального значения.