Возвышение Вавилона. Внешняя политика Хаммурапи

Возвышение Вавилона в эпоху Старовавилонского царства (XIX—XVI вв. до

н. э.)

Кризис экономической системы, опирающейся на крупные царские хозяйства, падение III династии Ура,

разрушение многих шумеро-аккадских центров скотоводами-амореями и их распространение по территории

Месопотамии привели к временному упадку централизованного государства и возрождению политической

раздробленности страны.

На юге обособилось царство с центром в городе Ларсе, севернее его возникло независимое государство с

центром в Иссине. На севере Месопотамии большую роль играли государства: Мари на Евфрате и Ашшур на

Тигре, в районе реки Диялы — государство Эшнунна. В них правили аморейские династии, опиравшиеся на

вооруженные отряды своих воинственных соплеменников.

В X X — X I X вв. до н. э. эти государства вели изнурительные междоусобные войны. Постепенно в ходе этой

борьбы приобретает независимость и возвышается город Вавилон (Баб-или — «Ворота бога»), где воцарилась I

Вавилонская, или Аморейская, династия, время правления которой называют старовавилонским периодом

(1894— 1595 гг. до н. э.).

В ходе войн основные соперничающие государства ослабляли друг друга; Ларса, например, сделалась

легкой добычей эламитов, прочно закрепившихся в Южной

Месопотамии. Эламский правитель Рим-Син (1822—1763 гг. до н. э.) проводил каналы, сооружал золотые и

медные статуи, строил храмы в Ларсе, Уре и других городах в честь шумерских и эламских богов. Под его

власть попали многие города Месопотамии, в том числе Урук, Ниппур и Иссин, а город Ларса, столица

государства, вскоре стал одним из крупнейших городов Месопотамии.

Общество Южного Двуречья, пережив жесточайший социально-экономический и политический кризис,

вновь набирало силы. Наметился новый подъем ирригационного земледелия, оживились торговля и городская

жизнь. Этим тенденциям препятствовали политическая раздробленность и междоусобные войны. На повестке

дня снова встал вопрос о создании единого централизованного государства.

В этих условиях постепенно возрастает роль и значение нового центра — Вавилона.

Его местоположение в центральной части долины, там, где Тигр сближается с Евфратом, было

стратегически удобным и для нападения, и для обороны; уже оно естественно выдвигало этот город на роль

политического центра страны. Здесь сходились основные звенья ирригационной сети — основы жизни всей

Южной Месопотамии, проходили важнейшие сухопутные и речные пути всей Передней Азии.

Расцвет Вавилона приходится на время правления шестого царя I Вавилонской династии — Хаммурапи

(1792—1750 гг. до н. э.), который был выдающимся государственным деятелем, прозорливым и изворотливо-хитрым

дипломатом, крупным стратегом, мудрым законодателем, расчетливым и умелым организатором.

Хаммурапи мастерски использовал политику создания военных союзов, которые он после достижения

нужной цели легко расторгал. Первоначально Хаммурапи заключил договор о взаимопомощи с Ларсой и,

обезопасив себя таким образом, начал захват городов юга, подчинив себе Урук, а затем и Иссин. Далее его

внимание было переключено на государство Мари, только что освободившееся от власти Ассирии, где на троне

утвердился представитель местной династии Зимрилим, с которым были установлены самые дружественные

отношения. Опираясь на этот союз с Мари, Хаммурапи разгромил Эшнунну, которой безуспешно пыталась

помочь Ассирия. Зимрилим не претендовал на плоды этой победы и писал своему союзнику: «Правь сам или

поставь угодного тебе». Следующий удар союзников обрушился на Ларсу. Рим-Син был побежден и бежал в

Элам, его царство также досталось Хаммурапи.

Теперь на территории Месопотамии осталось два крупных государства: Вавилон, объединивший под своей

властью всю южную и среднюю часть страны, и его союзник Мари, чей правитель считал себя «владыкой

Верхней страны».

Мари было для Вавилона сильным и опасным соперником, ибо это государство,

расположенное на среднем течении Евфрата, объединило вокруг себя ряд приевфратских городов (самый

крупный — Терка), подчинило некоторые кочевые племена Сирийско-Месопотамской степи (диданы, ханеи),

вело торговлю и имело дипломатические отношения с восточносредиземноморскими государствами: Библом,

Угаритом, Каркемишем, Ямхадом, островами Кипр и Крит. В Терке даже найдены египетские скарабеи и

хеттская печать. В правление Зимрилима в городе Мари был выстроен великолепный дворец, занимавший

площадь в 4 га и имевший более 300 помещений жилого, хозяйственного и культового назначения. В нем был

роскошный тронный зал, расписанный многоцветными фресками, множество статуй, терракотовые ванны,

канализация, помещения для иноземных послов и гонцов, хранилища хозяйственного и дипломатического

архивов и др. Этот дворец являлся для своего времени настоящим «чудом света», и на него приезжали

полюбоваться из Угарита, Ямхада, Вавилона.

Нельзя сказать, что Зимрилим был недальновидным и слабым правителем, уступавшим такому

государственному деятелю, как Хаммурапи. В Вавилоне постоянно находились его дипломаты и разведчики,

которые даже в лучшую пору взаимоотношений Вавилона и Мари внимательно следили за всеми действиями

союзника, о чем свидетельствуют их письма, сохранившиеся в архиве дворца Зимрилима. Все нюансы взаимоотношений Вавилона, Ларсы, Эшнунны, Ассирии были в деталях известны царю Мари. Он

первый почувствовал изменение обстановки, отозвал свои войска, которые вели совместно с вавилонянами

боевые действия у Ларсы. Но этот тактический шаг не мог покрыть крупного стратегического просчета:

Вавилон оказался уже гораздо сильнее Мари. В 1759 г. до н. э. Хаммурапи, имея вполне благовидный предлог — разрыв Зимрилимом союза,— появился под стенами Мари, захватил город и подчинил себе это крупное северомесопотамское государство. Вскоре

мятеж Зимрилима заставил его повторно взять непокорный город, разрушить его стены и сжечь дворец

правителя. После этого разгрома государство Мари перестало существовать, хотя сам город Мари довольно

долго влачил скромное существование (до III в. до н. э.).

На севере осталась лишенная союзников ослабевшая Ассирия, крупнейшие города которой (Ашшур,

Ниневия и др.) признали власть Вавилона.

35 лет царствования Хаммурапи ушли на создание обширной Вавилонской державы, раскинувшейся по всей

территории Месопотамии. За эти годы Вавилон из небольшого города превратился не только в столицу нового

огромного государства, но и в крупнейший экономический, политический и культурный центр Передней Азии.

Несмотря на первоначальные успехи, Вавилонская держава, созданная из многих покоренных областей и

некогда самостоятельных государств, оказалась непрочной.

Обострение внутренних противоречий, особенно связанных с разорением общинников, воинов,

налогоплательщиков и защитников государства, и внешнеполитические трудности сказываются уже в

правление сына Хаммурапи — Самсуилуны (1749—1712 гг. до н. э.). Этот царь еще пытается поддерживать

свой престиж, строит зиккураты и украшает храмы, воздвигая в них золотые троны в честь богов, проводит

новые каналы, заверяет, что «ниспроверг непокорные страны». Однако на юге вавилонян теснят эламиты,

захватывающие один за другим шумерские города; восстает Сиппар, стены и храмы которого с ожесточением

разрушаются в ходе подавления мятежа; вскоре отпадает Иссин. Сам Самсуилуна говорит в надписи о победе

над 26 узурпаторами, что свидетельствует о постоянной внутренней борьбе и неурядицах.

Внешнеполитическая обстановка также становится все более неблагоприятной для Вавилона. Все активнее

проникают на его территорию воинственные племена касситов. На северо-западе Месопотамии расселяются

хурриты, которые отрезают Вавилонию от основных торговых путей, ведущих в Малую Азию и на

Восточносредиземноморское побережье. Наконец, вторжение хеттов в Вавилонию в 1595 г. до н. э.,

завершившееся захватом и разорением самого Вавилона, увозом драгоценной статуи его бога-покровителя

Мардука, кладет конец правлению I Вавилонской династии и завершает трехстолетний старовавилонский

период.

2. Законы Хаммурапи. Социально-экономический и политический строй

Вавилонии

Экономика, общественный и политический строй Вавилонского государства в правление Хаммурапи

известны благодаря

сохранившемуся своду законов этого царя, его переписке с наместниками и чиновниками и частноправовым

документам.

Издание законов было серьезным политическим мероприятием Хаммурапи, направленным на

консолидацию его обширной державы. Свод законов разделяется на три части: введение, текст самих законов и

заключение. Он является важнейшим источником по многим сторонам жизни вавилонского общества первой

половины XVIII в. до н. э.

Экономика Вавилонского государства времени Хаммурапи базировалась на дальнейшем развитии

ирригационного земледелия, садоводства, скотоводства, многообразных ремесел, внешней и внутренней

торговли.

Во времена Хаммурапи наблюдается расширение посевных площадей (освоение залежных и целинных

земель), расцвет такой интенсивной отрасли хозяйства, как садоводство (разведение финиковой пальмы),

получение больших урожаев злаковых (ячменя) и масличных (сезам) культур. В значительной степени это

достигалось за счет расширения ирригационной сети по всей стране. Специальные чиновники обязаны были

строго наблюдать за состоянием больших и малых каналов. Из документов архива Мари явствует, что к

выполнению ирригационной повинности привлекалось все способное к труду население — от свободных до

рабов, а за уклонение от нее виновные наказывались вплоть до смертной казни. В законах Хаммурапи четыре

статьи специально предусматривают различные случаи небрежности или невнимания земледельца-общинника к

оросительным сооружениям на своем участке. В случае их прорыва и затопления поля соседей он обязан был

возместить ущерб, в противном случае его имущество и его самого продавали в возмещение нанесенного

соседям ущерба. Важным своим деянием вавилонский царь считал проведение грандиозного канала, названного

«Рекой Хаммурапи», о котором говорилось, что это «богатство народа», приносящее «изобилие воды Шумеру и

Аккаду».

Развивалось в крупных масштабах и скотоводство. Неоднократно в законах упоминаются стада крупного и

мелкого рогатого скота, ослы, для пастьбы которых нанимаются пастухи. Часто скот отдается внаем для работы

на поле, гумне, перевозки тяжестей.

Ремесло представлено самыми различными профессиями: строителя домов, кораблей, столяра, плотника,

камнереза, портного, ткача, кузнеца, кожевника. К ремесленным профессиям в то время причислялись также

врачи, ветеринары, цирюльники, трактирщики. Для оплаты труда ремесленников законы Хаммурапи устанавливали

твердую, а также суровую ответственность за сделанную работу. «Если строитель отстроил человеку дом

и свою работу сделал непрочно, а дом, который он построил, рухнул и убил домовладельца, этот строитель

должен быть казнен»,— гласит статья 229. Оплата труда врача зависела от принадлежности пациента к тому

или иному классу общества и соответственно повышалась или понижалась. За неудачную операцию, сделанную

свободному человеку, врачу отрубали кисть руки (статья 218).

Развитию торговли способствовали объединение в рамках единого Вавилонского государства всей

территории Месопотамии и сосредоточение всех внутренних и внешних торговых путей, идущих через долину

Тигра и Евфрата, в одних руках.

Предметом экспорта из Вавилонии было зерно, финики, сезамовое масло, шерсть, ремесленные изделия.

Импорт состоял из металлов, строительного камня и дерева, рабов, предметов роскоши.

Торговля была предметом особой заботы государства, и ею занимались специальные торговые агенты —

тамкары, которые вели крупную государственную и собственную торговлю, притом часто осуществляли ее

через более мелких торговцев-посредников. Возможно, они устанавливали и монопольные цены. Недаром

месопотамская пословица говорит: «Тамкар ушел вон из города, и цены стали свободными». За свою службу

тамкары получали земельные и садовые участки, дома. Они выступали и как арендаторы царской земли и

земельных участков общинников, а также нередко являлись крупными ростовщиками. Важнейшими торговыми

центрами были Вавилон, Ниппур, Сиппар, Ларса, Ур.

Структура вавилонского общества в эпоху Хаммурапи свидетельствует о все более четко проявляющемся и

развивающемся рабовладельческом его характере. В законах

проводится резко ощутимая граница между свободными гражданами и рабами.

Свободный полноправный гражданин именовался «авилум» —«человек». Но свободные граждане, в число

которых входили крупные земельные собственники, тамкары, жречество, крестьяне-общинники, ремесленники,

не составляли одного класса, а разделялись на класс рабовладельцев и класс мелких производителей. Судебник

Хаммурапи лишь в одной из статей различает «человека, высшего по положению» и «низшего по положению»

и определяет разную степень их ответственности за совершение проступка. Во всех статьях законов

защищается частная собственность имущих граждан и интересы рабовладельцев.

Поскольку основную массу населения вавилонского общества составляли мелкие производители и мелкие

собственники, дававшие в казну значительные налоговые поступления и обеспечивавшие военную мощь

государства, в законах нашли отражение и их права. Например, некоторые статьи защищают их от произвола

ростовщиков: последним запрещалось самим забирать урожай в счет уплаты долга; регламентировался размер

процентов на сумму долга (20 % за взятое в долг серебро, 33 % — за зерновую ссуду); сурово, вплоть до

смертной казни, каралось дурное обращение с заложником; долговая кабала ограничивалась тремя годами.

Однако приостановить процесс расслоения мелких производителей было невозможно: этот класс постепенно

распадался, пополняя, с одной сторон, класс рабовладельцев, с другой — рабов. Старовавилонские деловые

документы сохранили ряд сделок, где фигурируют имена крупных ростовщиков, например Бальмунамхе из

Ларсы, который часто совершал обмены и покупки садовых участков, видимо, округляя свои владения,

приобретал целинные земли, перекупал рабов, скупал у нуждающихся матерей их детей. Нередко также

совершались сделки по найму на работу детей и младших братьев обедневших сограждан.

Кроме свободных в вавилонском обществе имелась такая категория, как мушкенумы. Термин «мушкенум»

переводится как «склоняющийся ниц». Мушкенумы работали в царском хозяйстве. Утратив связь с общиной,

они не имели земли и собственности, а получали ее за царскую службу в

условное владение, к тому же обладали ограниченными гражданскими правами. Членовредительство в

отношении мушкенума возмещалось, как правило, денежным штрафом, тогда как в отношении свободных

применялся принцип «талиона» («око за око, зуб за зуб»). Оплата лечения мушкенума была в два раза меньшей,

чем свободного человека, и т. д. Но из законов явствует, что мушкенумы владели имуществом и рабами, их

права как собственников строго защищались, при этом имущество их рассматривалось наряду с

собственностью дворца, на службе которого они состояли.

Низший класс вавилонского общества составляли рабы («вардум»). Источниками рабства служили война,

имущественное расслоение, приводившее к долговой кабале, неравноправное положение членов семьи,

находившихся под патриархальной властью отца, что давало ему право отдать их в залог или продать в рабство,

самопродажа в рабство, обращение в рабство за некоторые преступления (например, отказ усыновленного от

приемных родителей, расточительство жены, небрежность общинника в отношении оросительного соо

ружения), наконец, естественное воспроизводство рабов. Различались рабы частновладельческие,

государственные (или дворцовые), рабы мушкенумов, храмовые рабы. Семья среднего достатка имела от 2 до 5

рабов. Иногда в богатых семьях их число достигало нескольких десятков. Рабы были имуществом, вещью

хозяина: в случае их убийства или членовредительства хозяину возмещали ущерб или отдавали раба за раба.

Рабов продавали, покупали, отдавали внаем, дарили, похищали. Они имели ряд отличий: это могли быть

таблички на груди, особая прическа, клеймо, проткнутые уши, распространенным наказанием раба было

отрезание ему уха. Рабы нередко убегали от хозяев или пытались оспорить свое рабское состояние, но за это их

жестоко наказывали. Тех свободных граждан, кто помогал беглым рабам скрыть рабские знаки или укрывал их

в своем доме, ждала суровая кара: от отсечения руки до смертной казни. За поимку беглого раба полагалось

вознаграждение. Но в то же время рабство в Вавилонии имело ряд своеобразных черт: рабы могли иметь небольшое

имущество, которым в конечном счете распоряжался хозяин, могли вступать в брак со свободными женщи-

нами, сохранявшими при этом свои гражданские и имущественные права, дети от таких браков считались

свободными. Рабовладелец, имевший детей от рабыни, мог включить их в число законных наследников своего

имущества. Вавилонская семья была патриархальной и находилась под властью домовладыки — отца и мужа. Браки

заключались на основе договоров и сопровождались принесением со стороны жениха брачного дара, а со

стороны невесты — приданого. Жена сохраняла права на свое приданое, на дары мужа, после его смерти

распоряжалась семейным имуществом до совершеннолетия детей. Законы охраняли честь, достоинство и

здоровье женщины, но жестоко карали за дурное отношение к мужу и расточительство обращением в рабство, а

за нарушение супружеской верности — смертью. Развод или вторичное замужество вдовы были за

труднительны. Право на наследование родительского имущества «от соломы до золота» имели все дети обоего

пола, однако некоторое преимущество отдавалось сыновьям. Вавилонское государство приобрело определенные черты древневосточной деспотии. Во главе государства стоял царь, обладавший законодательной, исполнительной, судебной и религиозной властью. Обширным был фонд царских земель: в Ларсе, например, он составлял 30—50 % обрабатываемой площади. Но структура государственного хозяйства принципиально изменилась по сравнению с эпохой III династии Ура. Для последней

было характерно создание в масштабе всей страны гигантского царско-храмового хозяйства, функ

ционирование которого обеспечивалось свободными (административный персонал, ремесленники, воины) и в

основном рабами и подневольными работниками, получавшими натуральное довольствие из казны. Для

старовавилонского периода перспективными в экономическом отношении оказались иные тенденции:

поощрение общинно-частного сектора собственности и раздача царских земель, мастерских, пастбищ в аренду

или в условное держание за службу чиновникам, воинам, мушкенумам и др.

Сформировалось судебное ведомство. Видное место в нем занял царский суд, сосредоточивший в своих

руках основные

судебные функции и заметно потеснивший храмовый суд, суд общины, суд квартала в городе, однако

некоторые права решать семейные и уголовные дела, совершенные на их территории, они все же сохранили.

Судьи объединялись в коллегии, им подчинялись также глашатаи, гонцы, писцы, составлявшие судейский

персонал.

Финансово-податное ведомство занималось сбором налогов, которые взимались серебром и натурой с

урожая, скота, продуктов ремесла.

Царская власть опиралась на армию, формировавшуюся из отрядов тяжело- и легковооруженных воинов —

редум и баирум. Их права и обязанности были определены в 16 статьях законов Хаммурапи. Воины получали

от государства за службу неотчуждаемые земельные наделы, иногда с садом, домом, скотом. Законы защищали

воинов от произвола командиров, предусматривали выкуп их из плена, обеспечение семьи воина. Воин же был

обязан исправно нести службу, за уклонение от которой его могли казнить.

Огромный бюрократический аппарат, деятельность которого строго контролировалась царем, выполнял все

его распоряжения. При этом представители царской администрации имели тесный контакт с представителями

власти на местах: общинными советами и старостами общин. Сурово боролись в административном аппарате

со взяточничеством, подкупом, недисциплинированностью, леностью.

Создание централизованного Вавилонского государства и возвышение Вавилона нашли в дальнейшем свое

отражение и в религиозном культе: во главе пантеона был поставлен местный бог, покровитель города

Вавилона Мардук, некогда бывший одним из младших богов. Мифы приписывали этому богу функции

демиурга — творца Вселенной и людей, царя богов.

Наши рекомендации