Мораль как регулятор социального поведения 6 страница

Под государственным регулированием экономики понимается воздействие государства на хозяйственную жизнь общества и свя­занные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется эко­номическая и социальная политика государства. В условиях рыноч­ной экономики производитель и потребитель выступают самосто­ятельными субъектами экономической жизни. Тем не менее, государство вынуждено оказывать влияние на экономику.

В условиях рынка могут возникать монополии, которые в своей деятельности по производству товаров и ценообразованию нано­сят ущерб благосостоянию общества. Частных предпринимателей мало заботят такие необходимые для общества, но неприбыльные отрасли, как оборона, культура, наука, образование, здравоохра­нение. Нацеленность на получение прибыли оставляет за кругом интересов предпринимателей вопросы экологии, безработицы, ин­фляции и др. Поэтому государственное вмешательство в рыноч­ную экономику не только целесообразно, но и необходимо.

Цель государственного регулирования экономики — формирова­ние наиболее благоприятных условий для поддержания экономи­ческого развития и сохранения стабильности общества. Некото­рые ученые дополняют эту цель такими задачами, как необходи­мое обеспечение темпов роста валового национального продукта, сокращение безработицы, стабилизация цен и поддержание вы­годной внешнеэкономической политики. Последние задачи мало-совместимы. Например, фиксированные твердые цены снижают заинтересованность предпринимателей в производстве продукции, а борьба с безработицей приводит к дополнительным расходам. Тем не менее, цель государства состоит в том, чтобы эти задачи максимально выполнялись.

Государство располагает широким набором средств регулирова­ния экономики. В первую очередь это правовые средства. Правила поведения в экономической сфере закрепляются в разнообразных государственных документах (нормативно-правовых актах): зако­нах, указах, постановлениях, приказах, положениях и т.д. Эти правовые акты общеобязательны и должны выполняться всеми субъектами экономической деятельности. Невыполнение право­вых норм вынуждает государство применять меры ответственно­сти к их нарушителю.

Другим способом государственного регулирования экономи­ки служат административные средства. Они реализуются через деятельность в экономической сфере компетентных государствен­ных органов. Это различные министерства, правоохранительные органы, местные органы самоуправления и т.д., которые могут применять меры воздействия к субъектам экономических отно­шений.

Наконец, действенный способ воздействия государства на эко­номику представляют финансовые средства. Государственные фи­нансы — это средства, связанные с формированием и использовани­ем государственного бюджета.В свою очередь бюджет представляет собой ежегодный финансовый план доходов и расходов государ­ства. Государственный бюджет имеет силу закона и принимается парламентом, который осуществляет контроль над его расходова­нием. Исполнение бюджета (расходование бюджетных средств) осу­ществляется правительством.

По структуре бюджет состоит из доходови расходов.Источни­ками формирования доходной части бюджета выступают налоги, доходы от деятельности государственного сектора экономики и продажи ресурсов, проценты от государственных ссудных опера­ций и др. Основные статьи расходования бюджетных средств - это содержание государственного аппарата управления и воору­женных сил, финансирование социальных программ (в области образования, здравоохранения, науки, культуры, пенсионного обеспечения и др.), поддержка отечественной экономики (креди­ты, дотации) и т.д.

Соотношение доходов и расходов в структуре государственного бюджета имеет огромное значение не только для развития эконо­мической и социальной сфер, но и для политической самостоя­тельности государства. Если расходы равны доходам, то такой бюджет называется сбалансированным.Все расходные статьи обес­печиваются поступлениями денег в бюджет, поэтому у государ­ства есть достаточно средств, чтобы финансироватьразвитие всех сфер общественной и государственной жизни. Если доходы бюджета превышают расходы, то такое положение называется «поло­жительное сальдо»,или «профицит бюджета». Остающиеся у госу­дарства средства могут быть направлены на дополнительное фи­нансирование какой-либо области регулирования — социальной, экономической, военной. Государство может повысить зарплату учителям, врачам, инженерам, военным, т.е. работникам так на­зываемой бюджетной сферы, а может увеличить материальное обеспечение чиновников. Кроме того, из сумм, оставшихся после исполнения бюджета, может быть создан денежный фонд, сред­ства которого будут направляться на обеспечение расходной час­ти бюджета в случае, если поступление доходов окажется меньше запланированного.

Превышение расходной части бюджета над доходной называ­ется «отрицательное сальдо»,или «дефицит бюджета».Сбаланси­рованный бюджет — довольно редкое явление. Чаще всего в бюд­жет заранее закладывается сумма дефицита. Это означает, что не­которые расходные статьи не будут обеспечены средствами. Государство располагает несколькими способами покрыть дефи­цит бюджета. Прежде всего оно может сократить финансирование расходных статей. Сокращение расходов в процессе исполнения бюд­жета называется секвестр. Секвестрируются в основном соци­альные расходы. Сокращать расходы на оборону и безопасность нецелесообразно, а на сокращение расходов по содержанию гос­аппарата чиновники не пойдут. Сокращение расходов, особенно на социальные мероприятия, приводит к снижению уровня жиз­ни населения, недовольству и падению популярности прави­тельства.

Другой способ преодоления дефицита бюджета — это выпуск необеспеченных золотым запасом денег (эмиссия).На первое вре­мя такая мера может решить проблему, но затем неизбежно по­следует рост цен и инфляция.

Проблему недостатка средств государство может решить через дополнительные источники доходов. Оно может повысить налоги, ввести новые. Но история знает много случаев, когда усиление налогового бремени приводило к восстаниям. Увеличить доходы можно путем повышения таможенных пошлин, но это может при­вести к снижению объема внешней торговли, а значит и к непоступлению средств в казну. Наконец, повысить доходы можно за счет увеличения объемов продажи природных ресурсов — нефти, газа, леса и др. Но и в этом случае, «подсев на сырьевую иглу», государство может получить новую проблему, став сырьевым при­датком других, индустриально более развитых стран.

Способом покрытия дефицита бюджета является государственный долг. По источникам он делится на внутренний и внешний. Внутренний долг возникает, если государство пролает ценные бу­маги населению страны. По истечении определенного времени эти бумаги должны погашаться с начислением процентов. На практи­ке такое бывает не всегда. В советское время в нашей стране вы­пускались облигации обязательного государственного займа, ко­торые распространялись среди рабочих и служащих. Но к моменту их погашения на сумму, указанную в облигации, уже нельзя было купить столько товаров, сколько в момент ее покупки. В 1997 — 1998 гг. российское правительство выпускало государственные каз­начейские облигации (ГКО), которые оказались не обеспечены реальными материальными средствами. Такая «финансовая пира­мида» не могла долго существовать, и в августе 1998 г. последовал кризис, проявившийся в резком падении курса рубля, повыше­нии цен, разорении предприятий.

Внешний долг возникает, если государство одалживает деньги у других государств или международных финансовых организаций. В этом случае государство вынуждено ежегодно закладывать в бюд­жет расходы на погашение внешнего долга и процентов по нему, вместо того чтобы направлять эти деньги па удовлетворение внут­ренних нужд. Неспособность государства осуществлять платежи по внешнему долгу может привести к государственному банкротству, установлению не только экономической, но и политической за­висимости от кредиторов. Выплата процентов по государственно­му долгу и постепенное погашение основной его суммы называ­ется обслуживанием долга.

В случае невозможности погашения внешнего долга государ­ству становится сложно привлекать новые займы. Если их и пре­доставляют, то неохотно и под более высокие проценты, требуя шлогов или особых поручительств. Отсутствие средств еще более усугубляет экономическое положение страны.

Возможны следующие методы погашения государственного дол­га. Государство может использовать золотовалютные резервы, но этот источник не безграничен. Второй путь — реструктуризация внешнего долга, которая возможна только с согласия кредиторов. Кредиторы создают специальные организации — клубы, где вы­рабатывают общую политику по отношению к странам, которые не в состоянии выполнять свои международные финансовые обязательства. Наиболее известны Лондонский клуб, в который вхо­дят банки-кредиторы, и Парижский клуб, объединяющий стра­ны-кредиторы. Оба этих клуба неоднократно шли навстречу просьбам стран-должников, в том числе и России, об отсрочке им плат, а в ряде случаев частично списывали долги.

Еще один способ — сокращение размеров внешнего долга путем конверсии, т.е. превращения его в долгосрочные иностранные инвестиции. В счет долга иностранным кредиторам предлагается приобрести у страны-должника недвижимость, ценные бумаги, участие в капитале, права. Это ведет к увеличению доли иностранного капитала в национальной экономике без поступления в страну финансовых ресурсов, но облегчает бремя внешнего дол­га, делает возможным получение новых кредитов из-за рубежа и стимулирует последующий приток частных иностранных инвес­тиций в приобретенные таким путем хозяйственные объекты.

Страна-должник также может обратиться к международным бан­кам — региональным, Всемирному банку. Такие банки предостав­ляют льготные кредиты для преодоления кризисной ситуации, но обусловливают свою помощь жесткими требованиями к нацио­нальной экономической политике, связанными с поощрением конкуренции, приватизацией и т.д.

Как уже отмечалось, одним из источников пополнения бюд­жета выступают налоги. Налог— это обязательный взнос в государ­ственный бюджет, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.Налог не имеет характера наказания. Совокупность взимаемых в государстве на­логов, а также форм и методов их формирования образует налого­вую систему.

Налоги бывают прямые и косвенные. Прямые налогивзимаются с конкретного плательщика (человека и организации), при этом объект налогообложения вполне осязаем, — это имущество и до­ходы. Уплачивая прямой налог, субъект точно знает, за что его взимают и в каком объеме. Например, подоходный налог, налог на прибыль, налог на имущество и др. В настоящее время в России с физических лип (конкретных людей) взимается налог на дохо­ды в размере 13% .

Косвенные налогичастично или полностью включаются в сто­имость товара и услуги. Покупатель, приобретая товар, часто не догадывается о том, кто уплачивает налог. Примеры косвенных налогов — это налог с продаж, налог на добавленную стоимость, акцизы (налоги на предметы массового потребления, например на табак и алкоголь), налог на наследство, сделки с недвижимо­стью и др.

Налоги выполняют ряд функции. В первую очередь это фис­кальная функция,связанная с финансированием государствен­ных расходов. Социальная функциянаправлена на поддержание равновесия между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними. Это может осуществлять­ся путем введения прогрессивного налогообложения: чем выше доход, тем большая часть его изымается в виде налога. Социальная функция проявляется также в освобождении от уплаты ряда нало­гов некоторых социально незащищенных категорий налогопла­тельщиков (малоимущих, инвалидов, матерей-одиночек, много­детных, переселенцев, студентов). Регулирующая функциясвязана с государственным регулированием экономики (введение новых налогов, отмена старых, поиск новых объектов налогообложения и др.).

Опыт истории показывает, что ни одно государство не может обходиться без налогов, которые составляют большую часть дохо­дов бюджета. История также дает примеры того, что неоправдан­но завышенные налоги снижают заинтересованность в их уплате, и вместо пополнения государственного бюджета возникает бюд­жетный дефицит. Поэтому государство должно проводить разум­ную экономическую политику, направленную на улучшение бла­госостояния населения и создание такой экономической среды, в рамках которой было бы выгодно вести законную предпринима­тельскую деятельность и не уклоняться от уплаты налогов. Ни одно государство не может быть заинтересовано в разорении своего населения. Поскольку чем богаче население, тем богаче и сильнее государство.

Вопросы и задания

1. Что понимается под государственным регулированием экономики? Каковы его цели?

2. Какие средства регулирования экономики применяет государство?

3. Что такое бюджет? Какова его структура?

4. Какое соотношение доходов и расходов может быть в государствен­ном бюджете?

5. Как государство может покрыть дефицит бюджета?

6. Какие негативные последствия влечет за собой государственный долг? Каковы методы его погашения?

7. Дайте определение налога. Какие бывают виды налогов? Чем они различаются?

8. Назовите функции налогов.

9. В чем должна заключаться разумная налоговая политика государ­ства?

ЭКОНОМИКА ПОТРЕБИТЕЛЯ

Потребление — завершающий этап хозяйственной деятельнос­ти. Оно представляет собой использование товаров и услуг для удовлетворения потребностей. В течение всей жизни люди приоб­ретают множество товаров и услуг, каждый раз выступая потре­бителями.

Потребитель — это человек, который приобретает товары и услуги для удовлетворения личных потребностей, а не для получения прибыли.Непосредственными потребителями выступают только взрослые члены общества, которые получают доход. Но у детей также есть потребности, которые надо удовлетворять. Иногда ребенок не может в силу возраста осознать свои потребности. За него решают родители, которые покупают ему одежду, обувь, во­дят в различные кружки, секции и т.д. Таким образом, в процессе потребления, прямо или косвенно, принимают участие все чле­ны общества независимо от индивидуальных признаков.

Потребитель имеет право на приобретение безопасного това­ра, отвечающего санитарным нормам, на информацию о его ка­честве и свойствах. На упаковке должны быть указаны состав про­дукта, производитель и его координаты. Если товар продается без упаковки (например, вразвес), то необходимую информацию дол­жен предоставить продавец.

В случае приобретения некачественного товара можно выбрать следующие варианты решения проблемы:

1) потребовать устранения недостатков товара. Продавец дол­
жен исправить недостатки (произвести ремонт) в течение 20 дней.
Если речь идет о товаре длительного пользования (телевизор, хо­лодильник), то продавец должен предоставить потребителю ана­логичный товар в пользование на время ремонта;

2) договориться с продавцом о снижении цены на товар, для чего предусматривается срок в К) дней;

3) заменить некачественный товар на аналогичный качествен­ный, на что отводится 7 дней;

4) заменить некачественный товар на товар другого вида, ком­пенсировав разницу в цене.

Если же товар просто не подошел потребителю, то в течение 14 дней он может вернуть его продавцу при условии, что вне­шний вид товара не испорчен и на него имеется чек. Наличие чека подтверждает то, что товар куплен именно у этого продавца.

Конечно, это не все возможные варианты действий потреби­теля. Подробное их рассмотрение содержится в Законе о защите прав потребителей. В соответствии с российским законодательством если нарушитель (например, недобросовестный производитель или продавец) не хочет соблюдать права потребителя, последний мо­жет обратиться в суд.

Важную роль в выборе товара потребителем играют его доходы, т.е. сумма денежных средств и материальных благ, полученных за определенный промежуток времени. Роль доходов определяется тем, что уровень потребления населения прямо зависит от уровня доходов.

Доходы делятся на денежные и натуральные. Денежные доходы включают все поступления денег (оплату труда, доходы от пред­принимательской деятельности, пенсии, стипендии, пособия, средства от продажи продукции сельского хозяйства и различных изделий и др.). Натуральные доходы включают продукцию, про­изведенную домашними хозяйствами для собственного потреб­ления.

Кроме того, доходы делятся на ряд видов. Совокупные доходы представляют собой общую сумму денежных и натуральных дохо­дов по всем источникам их поступления с учетом стоимости бес

платных или льготных услуг, оказываемых за счет социальных фондов. Номинальные доходы — это сумма денежных доходов без вычетов налогов. Располагаемые доходы — это средства, используе­мые населением для потребления и сбережения. Они высчитывают­ся как разница номинальных доходов и налогов. Для определения динамики располагаемых доходов применяется показатель «реаль­ные располагаемые доходы», рассчитываемый с учетом измене­ния розничных цен.

Один из наиболее распространенных источников доходов - заработная плата. Различают номинальную и реальную заработ­ную плату. Номинальная зарплата— это сумма денег, полученная работником за определенный промежуток времени (неделю, ме­сяц и т.д.). Реальная зарплата — это номинальная заработная пла­та, рассчитанная с учетом изменения розничных пен. На практи­ке случается так, что номинальная заработная плата повышается, а реальная — понижается, если цены на товары и услуги растут быстрее, чем номинальная заработная плата.

Существуют повременная и сдельная формы оплаты труда. При повременной оплате заработная плата работника зависит от отра­ботанного им времени и его оклада. Сдельная форма предполагает оплату труда работников но количеству произведенной продук­ции требуемого качества. Премиальная форма предусматривает до­полнительную оплату к повременному или сдельному заработку за добросовестное выполнение своих трудовых обязанностей или 1а перевыполнение плана.

Средняя заработная плата не должна быть ниже прожиточного минимума. Он представляет собой такой уровень дохода, который но тол ял бы поддерживать минимальный уровень жизни, т.е. удовлетворять минимальные потребности неквалифицированного работника и его иждивенцев. Прожиточный минимум исчисляется пи гак называемой потребительской корзине, в которую входит перечень необходимых товаров и услуг. Основную часть потребительской корзины составляют расходы па питание, необходимые непродовольственные товары и коммунальные услуги. Сумма прожиточного минимума устанавливается в России законодательным порядком. Субъекты федерации могут устанавливать свой прожиточный минимум, но он не должен быть ниже федерального. У людей, получающих доход ниже прожиточною минимума, са­мым ни жни уровень жизни - за чертой бедности.

Уровень получаемых от зарплаты доходов напрямую зависит от ситуации на рынке труда, который определяет стоимость рабочей силы, условия найма, условия труда, возможность профессионального обучения и др. Рынок труда отражает занятость населения, динамику безработицы и мобильность рабочей силы. Рынок труда также подчиняется законам спроса и предложения, но в то же время имеет ряд отличий от товарных рынков. На него оказывают влияние демографические факторы (уровень рождаемости, темпы роста трудоспособного населения), половозрастная струк­тура общества, степень экономической активности различных групп трудоспособного населения, иммиграция рабочей силы из других стран.

Исследователи отмечают фактическое существование двух рын­ков труда. Один из них включает рабочие места специалистов с высшим образованием, управляющих и администраторов, высо­ко- и сред неквалифицированныхрабочих. На этом рынке про­является высокая мобильность рабочей силы, высокий уровень оплаты труда, широкие возможности для профессионального ро­ста. Другой рынок охватывает рабочие места, не требующие спе­циальной подготовки и квалификации. Их занимают работники обслуживания (официанты, медицинский обслуживающий пер­сонал и т.д.), неквалифицированные рабочие, низшие категории служащих. Для этого рынка характерны высокий уровень безрабо­тицы и текучести кадров, слабые карьерные перспективы.

Важнейшей категорией рынка труда выступает занятость - деятельность людей, приносящая им трудовой доход.Занятыми счи­таются вес лица, которые работают по найму, занимаются пред­принимательством, военнослужащие, учащиеся, а также те, кто временно отсутствует на работе по причине болезни, отпуска и других обстоятельств.

Если часть трудоспособного населения (рабочей силы) не за­нята в общественном производстве, то такое явление называется безработицей.С точки зрения рынка труда безработица представ­ляет собой превышение предложения рабочей силы над спросом на нее. К безработным относятся те трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, обращаются в службу за­нятости и иные организации в целях поиска работы и готовы при­ступить к ней. Лица, зарегистрированные в органах государствен­ной службы занятости, имеют официальный статус безработного.

Безработным может стать человек, потерявший работу в ре­зультате увольнения, добровольно оставивший работу, впервые пришедший на рынок труда или пришедший после перерыва. Дру­гими причинами безработицы может быть сокращение штата ра­ботников, ликвидация организации, конкуренция на рынке тру­да, общий спад производства, внедрение трудосберегающих технологий, спрос на более высококвалифицированных работников, отсутствие образования по востребованной профессии.

Выделяют безработицу добровольную и вынужденную. Добро­вольная безработица зависит от самого человека, например, когда он не хочет приступать к низкооплачиваемой работе. Вынужденная безработицаобъясняется объективными причинами.

Существуют несколько видов безработицы. Структурная безра­ботицавозникает из-за несоответствия спроса и предложения на рынке труда, например на одну профессию есть спрос, а на дру­гую — нет. Фрикционная безработицасвязана с добровольным пе­реходом человека с одной работы на другую в целях поиска луч­ших условий труда. Близко к ней стоит сезонная безработица, воз­никающая в определенное время года.Циклическая безработицаявляется следствием низкого спроса па рабочую силу во всех от­раслях экономики в период экономического спада.

Выделяют также частичную, скрытую, застойную, технологи­ческую безработицу. При частичной безработицетрудящийся из-за небольшого объема работы вынужден работать неполный рабочий день. Скрытая безработицавозникает в условиях неэффективного использования рабочей силы. Застойнойназывается безработица,распространенная среди определенной категории работников в течение длительного времени. Технологическая безработицасвяза­на с вытеснением из производства труда человека в связи с заме­ной его работой машин под влиянием научно-технического про­гресса.

Государство не заинтересовано в увеличении числа безработ­ных, поэтому оно уделяет большое внимание регулированию рынка труда: принимает меры по увеличению числа рабочих мест, реа­лизует программы по профессиональной переподготовке работ-пиков, содействует найму работников через органы службы заня­тости, выделяет средства на пособия по безработице.

Особое место в системе государственного регулирования рын­ка труда занимает служба занятости. Она представляет собой спе­циальное учреждение, осуществляющее посреднические функции на рынке рабочей силы. Основные направления деятельности служ­бы занятости составляют регистрация безработных, регистрация вакантных рабочих мест, трудоустройство безработных и других чип, желающих получить работу, изучение конъюнктуры рынка груда и предоставление информации о ней, тестирование лиц, желающих получить работу, профессиональная переподготовка без­работных, выплата пособий по безработице.

Наряду с государственными структурами на рынке труда действуют частные фирмы, занимающиеся трудоустройством граждан. Правовое регулирование занятости и безработицы в Российской Федерации осуществляется на основании Закона «О занятости населения в Российской Федерации» (в редакции от 29.12.2001 г.). Решение о признании граждан безработными принимается цент­ром занятости не позже 11 календарных дней с момента предъявления всех необходимых документов. Безработными не признаются те, кто отказался от двух предложенных вариантов работы, а также впервые ищущие работу, отказавшиеся от двух вариантов профессиональной подготовки. Решение о назначении пособия по безработице принимается центром занятости одновременно с ре­шением о признании гражданина безработным. Центр занятости, в котором зарегистрирован безработный, обязан в течение 10 дней со дня обращения предложить ему два варианта подходящей ра­боты, а впервые ищущему работу, не имеющему профессии, — два варианта получения профессиональной подготовки или опла­чиваемой работы. Если гражданин не имеет необходимой профес­сиональной квалификации, то ему может быть предложено прой­ти профессиональную подготовку или повысить квалификацию по направлению службы занятости.

Вопросы и задания

1. Кто считается потребителем?

2. В чем заключаются права потребителя?

3. Какие возможны действия потребителя в случае покупки некаче­ственного товара?

4. Какую роль в поведении потребителя играют его доходы? Какие выделяют виды доходов?

5. Охарактеризуйте заработную плату как вид дохода. Какие бывают виды зарплаты?

6. Какие существуют формы оплаты труда?

7. Что такое прожиточный минимум? Как он определяется? Выясни­ те, какая сумма прожиточного минимума установлена сейчас в России, в вашем регионе.

8. Что выступает в качестве спроса и предложения на рынке труда? Какое место на рынке труда занимает занятость?

9. Кто считается безработным? По каким причинам человек может стать безработным?

10. Какие виды безработицы существуют?

11. Какие органы осуществляют трудоустройство? Какую роль среди них играет государственная служба занятости?

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

В широком смысле под мировой экономикой понимается сово­купность всех национальных экономик мира. В узком смысле — это совокупность только тех частей национальных экономик, кото­рые взаимодействуют с внешним экономическим миром. Однако эти два понятия мировой экономики все более сближаются, так как в каждой стране остается все меньше отраслей, не связанных с внешним рынком.

Мировая экономика представляет собой сложную систему. На основе обмена товарами, услугами, ресурсами между странами возникают международные экономические отношения. Одна из их разновидностей — международная торговля. Другая — переме­щение ресурсов, подразделяющееся на международное движе­ние капитала, международную миграцию рабочей силы и международную передачу технологий. Природные ресурсы обладают минимальной степенью мобильности, поэтому участвуют в меж­дународных экономических связях через изготовленную на их ос­нове продукцию.

Международная торговля возникла в глубокой древности, ког­да первые появившиеся на Земле государства стали торговать между собой и с соседними племенами. Со временем в сферу мировой торговли вовлекалось все больше стран и народов. Большую роль в ее развитии сыграли великие географические открытия, а затем, в Новое время, — появление машинного производства, более со­вершенных средств транспорта и связи. На процесс формирова­ния всемирного рынка повлияло образование колоний ведущих индустриальных держав, завершившееся в XIX в.

В этот период одновременно с товарами усилилось движение и факторов производства — капитала, рабочей силы, предприни­мательских способностей, знаний. Сначала они направлялись из развитых стран в менее развитые и в колонии, а затем этот про­цесс принял обратное направление (например, движение трудо­вых ресурсов из менее развитых стран в более развитые).

Мировая экономика в се современном понимании сложилась на рубеже XIX—XX вв. и претерпела в дальнейшем ряд измене­ний. В первой половине XX в. происходило снижение межгосудар­ственной экономической активности вследствие двух мировых войн, революций, различия политических режимов и экономи­ческого кризиса 1930-х гг. В 1950— 1970-х гг. усилилась экономи­ческая интеграция, в частности в рамках международных эконо­мических организаций, хотя на взаимоотношения государств, в том числе и в сфере экономики, продолжали оказывать влияние антагонистическая идеологическая и политическая ориентация. На­чиная с 1980-х гг. экономическая и политическая ситуация в мире начала меняться. Развитые страны постепенно вступают в период постиндустриального развития. Большинство социалистических стран перешли к рыночной экономике. На свое место в междуна­родном разделении труда начинают претендовать ранее слабораз­витые в экономическом отношении страны. Все это объективно способствовало интеграции национальных экономик и становле­нию международного рынка.

Наши рекомендации