Мораль как регулятор социального поведения 6 страница
Под государственным регулированием экономики понимается воздействие государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства. В условиях рыночной экономики производитель и потребитель выступают самостоятельными субъектами экономической жизни. Тем не менее, государство вынуждено оказывать влияние на экономику.
В условиях рынка могут возникать монополии, которые в своей деятельности по производству товаров и ценообразованию наносят ущерб благосостоянию общества. Частных предпринимателей мало заботят такие необходимые для общества, но неприбыльные отрасли, как оборона, культура, наука, образование, здравоохранение. Нацеленность на получение прибыли оставляет за кругом интересов предпринимателей вопросы экологии, безработицы, инфляции и др. Поэтому государственное вмешательство в рыночную экономику не только целесообразно, но и необходимо.
Цель государственного регулирования экономики — формирование наиболее благоприятных условий для поддержания экономического развития и сохранения стабильности общества. Некоторые ученые дополняют эту цель такими задачами, как необходимое обеспечение темпов роста валового национального продукта, сокращение безработицы, стабилизация цен и поддержание выгодной внешнеэкономической политики. Последние задачи мало-совместимы. Например, фиксированные твердые цены снижают заинтересованность предпринимателей в производстве продукции, а борьба с безработицей приводит к дополнительным расходам. Тем не менее, цель государства состоит в том, чтобы эти задачи максимально выполнялись.
Государство располагает широким набором средств регулирования экономики. В первую очередь это правовые средства. Правила поведения в экономической сфере закрепляются в разнообразных государственных документах (нормативно-правовых актах): законах, указах, постановлениях, приказах, положениях и т.д. Эти правовые акты общеобязательны и должны выполняться всеми субъектами экономической деятельности. Невыполнение правовых норм вынуждает государство применять меры ответственности к их нарушителю.
Другим способом государственного регулирования экономики служат административные средства. Они реализуются через деятельность в экономической сфере компетентных государственных органов. Это различные министерства, правоохранительные органы, местные органы самоуправления и т.д., которые могут применять меры воздействия к субъектам экономических отношений.
Наконец, действенный способ воздействия государства на экономику представляют финансовые средства. Государственные финансы — это средства, связанные с формированием и использованием государственного бюджета.В свою очередь бюджет представляет собой ежегодный финансовый план доходов и расходов государства. Государственный бюджет имеет силу закона и принимается парламентом, который осуществляет контроль над его расходованием. Исполнение бюджета (расходование бюджетных средств) осуществляется правительством.
По структуре бюджет состоит из доходови расходов.Источниками формирования доходной части бюджета выступают налоги, доходы от деятельности государственного сектора экономики и продажи ресурсов, проценты от государственных ссудных операций и др. Основные статьи расходования бюджетных средств - это содержание государственного аппарата управления и вооруженных сил, финансирование социальных программ (в области образования, здравоохранения, науки, культуры, пенсионного обеспечения и др.), поддержка отечественной экономики (кредиты, дотации) и т.д.
Соотношение доходов и расходов в структуре государственного бюджета имеет огромное значение не только для развития экономической и социальной сфер, но и для политической самостоятельности государства. Если расходы равны доходам, то такой бюджет называется сбалансированным.Все расходные статьи обеспечиваются поступлениями денег в бюджет, поэтому у государства есть достаточно средств, чтобы финансироватьразвитие всех сфер общественной и государственной жизни. Если доходы бюджета превышают расходы, то такое положение называется «положительное сальдо»,или «профицит бюджета». Остающиеся у государства средства могут быть направлены на дополнительное финансирование какой-либо области регулирования — социальной, экономической, военной. Государство может повысить зарплату учителям, врачам, инженерам, военным, т.е. работникам так называемой бюджетной сферы, а может увеличить материальное обеспечение чиновников. Кроме того, из сумм, оставшихся после исполнения бюджета, может быть создан денежный фонд, средства которого будут направляться на обеспечение расходной части бюджета в случае, если поступление доходов окажется меньше запланированного.
Превышение расходной части бюджета над доходной называется «отрицательное сальдо»,или «дефицит бюджета».Сбалансированный бюджет — довольно редкое явление. Чаще всего в бюджет заранее закладывается сумма дефицита. Это означает, что некоторые расходные статьи не будут обеспечены средствами. Государство располагает несколькими способами покрыть дефицит бюджета. Прежде всего оно может сократить финансирование расходных статей. Сокращение расходов в процессе исполнения бюджета называется секвестр. Секвестрируются в основном социальные расходы. Сокращать расходы на оборону и безопасность нецелесообразно, а на сокращение расходов по содержанию госаппарата чиновники не пойдут. Сокращение расходов, особенно на социальные мероприятия, приводит к снижению уровня жизни населения, недовольству и падению популярности правительства.
Другой способ преодоления дефицита бюджета — это выпуск необеспеченных золотым запасом денег (эмиссия).На первое время такая мера может решить проблему, но затем неизбежно последует рост цен и инфляция.
Проблему недостатка средств государство может решить через дополнительные источники доходов. Оно может повысить налоги, ввести новые. Но история знает много случаев, когда усиление налогового бремени приводило к восстаниям. Увеличить доходы можно путем повышения таможенных пошлин, но это может привести к снижению объема внешней торговли, а значит и к непоступлению средств в казну. Наконец, повысить доходы можно за счет увеличения объемов продажи природных ресурсов — нефти, газа, леса и др. Но и в этом случае, «подсев на сырьевую иглу», государство может получить новую проблему, став сырьевым придатком других, индустриально более развитых стран.
Способом покрытия дефицита бюджета является государственный долг. По источникам он делится на внутренний и внешний. Внутренний долг возникает, если государство пролает ценные бумаги населению страны. По истечении определенного времени эти бумаги должны погашаться с начислением процентов. На практике такое бывает не всегда. В советское время в нашей стране выпускались облигации обязательного государственного займа, которые распространялись среди рабочих и служащих. Но к моменту их погашения на сумму, указанную в облигации, уже нельзя было купить столько товаров, сколько в момент ее покупки. В 1997 — 1998 гг. российское правительство выпускало государственные казначейские облигации (ГКО), которые оказались не обеспечены реальными материальными средствами. Такая «финансовая пирамида» не могла долго существовать, и в августе 1998 г. последовал кризис, проявившийся в резком падении курса рубля, повышении цен, разорении предприятий.
Внешний долг возникает, если государство одалживает деньги у других государств или международных финансовых организаций. В этом случае государство вынуждено ежегодно закладывать в бюджет расходы на погашение внешнего долга и процентов по нему, вместо того чтобы направлять эти деньги па удовлетворение внутренних нужд. Неспособность государства осуществлять платежи по внешнему долгу может привести к государственному банкротству, установлению не только экономической, но и политической зависимости от кредиторов. Выплата процентов по государственному долгу и постепенное погашение основной его суммы называется обслуживанием долга.
В случае невозможности погашения внешнего долга государству становится сложно привлекать новые займы. Если их и предоставляют, то неохотно и под более высокие проценты, требуя шлогов или особых поручительств. Отсутствие средств еще более усугубляет экономическое положение страны.
Возможны следующие методы погашения государственного долга. Государство может использовать золотовалютные резервы, но этот источник не безграничен. Второй путь — реструктуризация внешнего долга, которая возможна только с согласия кредиторов. Кредиторы создают специальные организации — клубы, где вырабатывают общую политику по отношению к странам, которые не в состоянии выполнять свои международные финансовые обязательства. Наиболее известны Лондонский клуб, в который входят банки-кредиторы, и Парижский клуб, объединяющий страны-кредиторы. Оба этих клуба неоднократно шли навстречу просьбам стран-должников, в том числе и России, об отсрочке им плат, а в ряде случаев частично списывали долги.
Еще один способ — сокращение размеров внешнего долга путем конверсии, т.е. превращения его в долгосрочные иностранные инвестиции. В счет долга иностранным кредиторам предлагается приобрести у страны-должника недвижимость, ценные бумаги, участие в капитале, права. Это ведет к увеличению доли иностранного капитала в национальной экономике без поступления в страну финансовых ресурсов, но облегчает бремя внешнего долга, делает возможным получение новых кредитов из-за рубежа и стимулирует последующий приток частных иностранных инвестиций в приобретенные таким путем хозяйственные объекты.
Страна-должник также может обратиться к международным банкам — региональным, Всемирному банку. Такие банки предоставляют льготные кредиты для преодоления кризисной ситуации, но обусловливают свою помощь жесткими требованиями к национальной экономической политике, связанными с поощрением конкуренции, приватизацией и т.д.
Как уже отмечалось, одним из источников пополнения бюджета выступают налоги. Налог— это обязательный взнос в государственный бюджет, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.Налог не имеет характера наказания. Совокупность взимаемых в государстве налогов, а также форм и методов их формирования образует налоговую систему.
Налоги бывают прямые и косвенные. Прямые налогивзимаются с конкретного плательщика (человека и организации), при этом объект налогообложения вполне осязаем, — это имущество и доходы. Уплачивая прямой налог, субъект точно знает, за что его взимают и в каком объеме. Например, подоходный налог, налог на прибыль, налог на имущество и др. В настоящее время в России с физических лип (конкретных людей) взимается налог на доходы в размере 13% .
Косвенные налогичастично или полностью включаются в стоимость товара и услуги. Покупатель, приобретая товар, часто не догадывается о том, кто уплачивает налог. Примеры косвенных налогов — это налог с продаж, налог на добавленную стоимость, акцизы (налоги на предметы массового потребления, например на табак и алкоголь), налог на наследство, сделки с недвижимостью и др.
Налоги выполняют ряд функции. В первую очередь это фискальная функция,связанная с финансированием государственных расходов. Социальная функциянаправлена на поддержание равновесия между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними. Это может осуществляться путем введения прогрессивного налогообложения: чем выше доход, тем большая часть его изымается в виде налога. Социальная функция проявляется также в освобождении от уплаты ряда налогов некоторых социально незащищенных категорий налогоплательщиков (малоимущих, инвалидов, матерей-одиночек, многодетных, переселенцев, студентов). Регулирующая функциясвязана с государственным регулированием экономики (введение новых налогов, отмена старых, поиск новых объектов налогообложения и др.).
Опыт истории показывает, что ни одно государство не может обходиться без налогов, которые составляют большую часть доходов бюджета. История также дает примеры того, что неоправданно завышенные налоги снижают заинтересованность в их уплате, и вместо пополнения государственного бюджета возникает бюджетный дефицит. Поэтому государство должно проводить разумную экономическую политику, направленную на улучшение благосостояния населения и создание такой экономической среды, в рамках которой было бы выгодно вести законную предпринимательскую деятельность и не уклоняться от уплаты налогов. Ни одно государство не может быть заинтересовано в разорении своего населения. Поскольку чем богаче население, тем богаче и сильнее государство.
Вопросы и задания
1. Что понимается под государственным регулированием экономики? Каковы его цели?
2. Какие средства регулирования экономики применяет государство?
3. Что такое бюджет? Какова его структура?
4. Какое соотношение доходов и расходов может быть в государственном бюджете?
5. Как государство может покрыть дефицит бюджета?
6. Какие негативные последствия влечет за собой государственный долг? Каковы методы его погашения?
7. Дайте определение налога. Какие бывают виды налогов? Чем они различаются?
8. Назовите функции налогов.
9. В чем должна заключаться разумная налоговая политика государства?
ЭКОНОМИКА ПОТРЕБИТЕЛЯ
Потребление — завершающий этап хозяйственной деятельности. Оно представляет собой использование товаров и услуг для удовлетворения потребностей. В течение всей жизни люди приобретают множество товаров и услуг, каждый раз выступая потребителями.
Потребитель — это человек, который приобретает товары и услуги для удовлетворения личных потребностей, а не для получения прибыли.Непосредственными потребителями выступают только взрослые члены общества, которые получают доход. Но у детей также есть потребности, которые надо удовлетворять. Иногда ребенок не может в силу возраста осознать свои потребности. За него решают родители, которые покупают ему одежду, обувь, водят в различные кружки, секции и т.д. Таким образом, в процессе потребления, прямо или косвенно, принимают участие все члены общества независимо от индивидуальных признаков.
Потребитель имеет право на приобретение безопасного товара, отвечающего санитарным нормам, на информацию о его качестве и свойствах. На упаковке должны быть указаны состав продукта, производитель и его координаты. Если товар продается без упаковки (например, вразвес), то необходимую информацию должен предоставить продавец.
В случае приобретения некачественного товара можно выбрать следующие варианты решения проблемы:
1) потребовать устранения недостатков товара. Продавец дол
жен исправить недостатки (произвести ремонт) в течение 20 дней.
Если речь идет о товаре длительного пользования (телевизор, холодильник), то продавец должен предоставить потребителю аналогичный товар в пользование на время ремонта;
2) договориться с продавцом о снижении цены на товар, для чего предусматривается срок в К) дней;
3) заменить некачественный товар на аналогичный качественный, на что отводится 7 дней;
4) заменить некачественный товар на товар другого вида, компенсировав разницу в цене.
Если же товар просто не подошел потребителю, то в течение 14 дней он может вернуть его продавцу при условии, что внешний вид товара не испорчен и на него имеется чек. Наличие чека подтверждает то, что товар куплен именно у этого продавца.
Конечно, это не все возможные варианты действий потребителя. Подробное их рассмотрение содержится в Законе о защите прав потребителей. В соответствии с российским законодательством если нарушитель (например, недобросовестный производитель или продавец) не хочет соблюдать права потребителя, последний может обратиться в суд.
Важную роль в выборе товара потребителем играют его доходы, т.е. сумма денежных средств и материальных благ, полученных за определенный промежуток времени. Роль доходов определяется тем, что уровень потребления населения прямо зависит от уровня доходов.
Доходы делятся на денежные и натуральные. Денежные доходы включают все поступления денег (оплату труда, доходы от предпринимательской деятельности, пенсии, стипендии, пособия, средства от продажи продукции сельского хозяйства и различных изделий и др.). Натуральные доходы включают продукцию, произведенную домашними хозяйствами для собственного потребления.
Кроме того, доходы делятся на ряд видов. Совокупные доходы представляют собой общую сумму денежных и натуральных доходов по всем источникам их поступления с учетом стоимости бес
платных или льготных услуг, оказываемых за счет социальных фондов. Номинальные доходы — это сумма денежных доходов без вычетов налогов. Располагаемые доходы — это средства, используемые населением для потребления и сбережения. Они высчитываются как разница номинальных доходов и налогов. Для определения динамики располагаемых доходов применяется показатель «реальные располагаемые доходы», рассчитываемый с учетом изменения розничных цен.
Один из наиболее распространенных источников доходов - заработная плата. Различают номинальную и реальную заработную плату. Номинальная зарплата— это сумма денег, полученная работником за определенный промежуток времени (неделю, месяц и т.д.). Реальная зарплата — это номинальная заработная плата, рассчитанная с учетом изменения розничных пен. На практике случается так, что номинальная заработная плата повышается, а реальная — понижается, если цены на товары и услуги растут быстрее, чем номинальная заработная плата.
Существуют повременная и сдельная формы оплаты труда. При повременной оплате заработная плата работника зависит от отработанного им времени и его оклада. Сдельная форма предполагает оплату труда работников но количеству произведенной продукции требуемого качества. Премиальная форма предусматривает дополнительную оплату к повременному или сдельному заработку за добросовестное выполнение своих трудовых обязанностей или 1а перевыполнение плана.
Средняя заработная плата не должна быть ниже прожиточного минимума. Он представляет собой такой уровень дохода, который но тол ял бы поддерживать минимальный уровень жизни, т.е. удовлетворять минимальные потребности неквалифицированного работника и его иждивенцев. Прожиточный минимум исчисляется пи гак называемой потребительской корзине, в которую входит перечень необходимых товаров и услуг. Основную часть потребительской корзины составляют расходы па питание, необходимые непродовольственные товары и коммунальные услуги. Сумма прожиточного минимума устанавливается в России законодательным порядком. Субъекты федерации могут устанавливать свой прожиточный минимум, но он не должен быть ниже федерального. У людей, получающих доход ниже прожиточною минимума, самым ни жни уровень жизни - за чертой бедности.
Уровень получаемых от зарплаты доходов напрямую зависит от ситуации на рынке труда, который определяет стоимость рабочей силы, условия найма, условия труда, возможность профессионального обучения и др. Рынок труда отражает занятость населения, динамику безработицы и мобильность рабочей силы. Рынок труда также подчиняется законам спроса и предложения, но в то же время имеет ряд отличий от товарных рынков. На него оказывают влияние демографические факторы (уровень рождаемости, темпы роста трудоспособного населения), половозрастная структура общества, степень экономической активности различных групп трудоспособного населения, иммиграция рабочей силы из других стран.
Исследователи отмечают фактическое существование двух рынков труда. Один из них включает рабочие места специалистов с высшим образованием, управляющих и администраторов, высоко- и сред неквалифицированныхрабочих. На этом рынке проявляется высокая мобильность рабочей силы, высокий уровень оплаты труда, широкие возможности для профессионального роста. Другой рынок охватывает рабочие места, не требующие специальной подготовки и квалификации. Их занимают работники обслуживания (официанты, медицинский обслуживающий персонал и т.д.), неквалифицированные рабочие, низшие категории служащих. Для этого рынка характерны высокий уровень безработицы и текучести кадров, слабые карьерные перспективы.
Важнейшей категорией рынка труда выступает занятость - деятельность людей, приносящая им трудовой доход.Занятыми считаются вес лица, которые работают по найму, занимаются предпринимательством, военнослужащие, учащиеся, а также те, кто временно отсутствует на работе по причине болезни, отпуска и других обстоятельств.
Если часть трудоспособного населения (рабочей силы) не занята в общественном производстве, то такое явление называется безработицей.С точки зрения рынка труда безработица представляет собой превышение предложения рабочей силы над спросом на нее. К безработным относятся те трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, обращаются в службу занятости и иные организации в целях поиска работы и готовы приступить к ней. Лица, зарегистрированные в органах государственной службы занятости, имеют официальный статус безработного.
Безработным может стать человек, потерявший работу в результате увольнения, добровольно оставивший работу, впервые пришедший на рынок труда или пришедший после перерыва. Другими причинами безработицы может быть сокращение штата работников, ликвидация организации, конкуренция на рынке труда, общий спад производства, внедрение трудосберегающих технологий, спрос на более высококвалифицированных работников, отсутствие образования по востребованной профессии.
Выделяют безработицу добровольную и вынужденную. Добровольная безработица зависит от самого человека, например, когда он не хочет приступать к низкооплачиваемой работе. Вынужденная безработицаобъясняется объективными причинами.
Существуют несколько видов безработицы. Структурная безработицавозникает из-за несоответствия спроса и предложения на рынке труда, например на одну профессию есть спрос, а на другую — нет. Фрикционная безработицасвязана с добровольным переходом человека с одной работы на другую в целях поиска лучших условий труда. Близко к ней стоит сезонная безработица, возникающая в определенное время года.Циклическая безработицаявляется следствием низкого спроса па рабочую силу во всех отраслях экономики в период экономического спада.
Выделяют также частичную, скрытую, застойную, технологическую безработицу. При частичной безработицетрудящийся из-за небольшого объема работы вынужден работать неполный рабочий день. Скрытая безработицавозникает в условиях неэффективного использования рабочей силы. Застойнойназывается безработица,распространенная среди определенной категории работников в течение длительного времени. Технологическая безработицасвязана с вытеснением из производства труда человека в связи с заменой его работой машин под влиянием научно-технического прогресса.
Государство не заинтересовано в увеличении числа безработных, поэтому оно уделяет большое внимание регулированию рынка труда: принимает меры по увеличению числа рабочих мест, реализует программы по профессиональной переподготовке работ-пиков, содействует найму работников через органы службы занятости, выделяет средства на пособия по безработице.
Особое место в системе государственного регулирования рынка труда занимает служба занятости. Она представляет собой специальное учреждение, осуществляющее посреднические функции на рынке рабочей силы. Основные направления деятельности службы занятости составляют регистрация безработных, регистрация вакантных рабочих мест, трудоустройство безработных и других чип, желающих получить работу, изучение конъюнктуры рынка груда и предоставление информации о ней, тестирование лиц, желающих получить работу, профессиональная переподготовка безработных, выплата пособий по безработице.
Наряду с государственными структурами на рынке труда действуют частные фирмы, занимающиеся трудоустройством граждан. Правовое регулирование занятости и безработицы в Российской Федерации осуществляется на основании Закона «О занятости населения в Российской Федерации» (в редакции от 29.12.2001 г.). Решение о признании граждан безработными принимается центром занятости не позже 11 календарных дней с момента предъявления всех необходимых документов. Безработными не признаются те, кто отказался от двух предложенных вариантов работы, а также впервые ищущие работу, отказавшиеся от двух вариантов профессиональной подготовки. Решение о назначении пособия по безработице принимается центром занятости одновременно с решением о признании гражданина безработным. Центр занятости, в котором зарегистрирован безработный, обязан в течение 10 дней со дня обращения предложить ему два варианта подходящей работы, а впервые ищущему работу, не имеющему профессии, — два варианта получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы. Если гражданин не имеет необходимой профессиональной квалификации, то ему может быть предложено пройти профессиональную подготовку или повысить квалификацию по направлению службы занятости.
Вопросы и задания
1. Кто считается потребителем?
2. В чем заключаются права потребителя?
3. Какие возможны действия потребителя в случае покупки некачественного товара?
4. Какую роль в поведении потребителя играют его доходы? Какие выделяют виды доходов?
5. Охарактеризуйте заработную плату как вид дохода. Какие бывают виды зарплаты?
6. Какие существуют формы оплаты труда?
7. Что такое прожиточный минимум? Как он определяется? Выясни те, какая сумма прожиточного минимума установлена сейчас в России, в вашем регионе.
8. Что выступает в качестве спроса и предложения на рынке труда? Какое место на рынке труда занимает занятость?
9. Кто считается безработным? По каким причинам человек может стать безработным?
10. Какие виды безработицы существуют?
11. Какие органы осуществляют трудоустройство? Какую роль среди них играет государственная служба занятости?
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
В широком смысле под мировой экономикой понимается совокупность всех национальных экономик мира. В узком смысле — это совокупность только тех частей национальных экономик, которые взаимодействуют с внешним экономическим миром. Однако эти два понятия мировой экономики все более сближаются, так как в каждой стране остается все меньше отраслей, не связанных с внешним рынком.
Мировая экономика представляет собой сложную систему. На основе обмена товарами, услугами, ресурсами между странами возникают международные экономические отношения. Одна из их разновидностей — международная торговля. Другая — перемещение ресурсов, подразделяющееся на международное движение капитала, международную миграцию рабочей силы и международную передачу технологий. Природные ресурсы обладают минимальной степенью мобильности, поэтому участвуют в международных экономических связях через изготовленную на их основе продукцию.
Международная торговля возникла в глубокой древности, когда первые появившиеся на Земле государства стали торговать между собой и с соседними племенами. Со временем в сферу мировой торговли вовлекалось все больше стран и народов. Большую роль в ее развитии сыграли великие географические открытия, а затем, в Новое время, — появление машинного производства, более совершенных средств транспорта и связи. На процесс формирования всемирного рынка повлияло образование колоний ведущих индустриальных держав, завершившееся в XIX в.
В этот период одновременно с товарами усилилось движение и факторов производства — капитала, рабочей силы, предпринимательских способностей, знаний. Сначала они направлялись из развитых стран в менее развитые и в колонии, а затем этот процесс принял обратное направление (например, движение трудовых ресурсов из менее развитых стран в более развитые).
Мировая экономика в се современном понимании сложилась на рубеже XIX—XX вв. и претерпела в дальнейшем ряд изменений. В первой половине XX в. происходило снижение межгосударственной экономической активности вследствие двух мировых войн, революций, различия политических режимов и экономического кризиса 1930-х гг. В 1950— 1970-х гг. усилилась экономическая интеграция, в частности в рамках международных экономических организаций, хотя на взаимоотношения государств, в том числе и в сфере экономики, продолжали оказывать влияние антагонистическая идеологическая и политическая ориентация. Начиная с 1980-х гг. экономическая и политическая ситуация в мире начала меняться. Развитые страны постепенно вступают в период постиндустриального развития. Большинство социалистических стран перешли к рыночной экономике. На свое место в международном разделении труда начинают претендовать ранее слаборазвитые в экономическом отношении страны. Все это объективно способствовало интеграции национальных экономик и становлению международного рынка.