Инновационные методы обучения, в том числе информационные и коммуникационные

На занятиях по «Истории Отечества» эффективно используется метод предметного моделирования.

8. Особенности реализации дисциплины

Изучение истории России способствует не только формированию гражданской, культурной и социальной идентичности, но и развитию самостоятельности мышления будущего специалиста, создает условия свободного самоопределения студента в пространстве мировоззрений, способствует расширению эмоционального потенциала; формированию общекультурной компетентности в контексте социокультурных образцов и тем самым обеспечивает самостоятельность в период последующей профессиональной деятельности.

Приложение № 3 к рабочей учебной программе дисциплины

Негосударственное образовательное частное учреждение

высшего профессионального образования

«Кубанский медицинский институт»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА

Краснодар - 2015

1. Методические указания для подготовки к практическим (семинарским) занятиям

Цель всех семинарских занятий заключается в овладении студентами комплексом современных научных знаний по истории России.

Основные задачи семинарских занятий:

· усвоить базовые понятия изучаемых тем;

· знать теоретические основы исторического знания;

· использовать полученные знания для личного и профессионального самосовершенствования;

· обучение навыкам самообразования и самовоспитания.

Алгоритм подготовки к занятиям: использование учебной литературы, конспектов лекций, материалов изданий в периодической печати, методических разработок и т.д.

Работа студентов на занятиях:

· выступление с докладами по предложенной теме;

· подготовка рефератов;

· составление схем, таблиц;

· выполнение творческих заданий;

· написание эссе по темам занятий.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

В структуре предмета «История Отечества» можно выделить 6 основных модулей:

Введение

Древнерусское государство (IX-XIII вв.)

Русское централизованное государство (XIV-XVII вв.)

4. Российская империя в XVIII –начале XX вв.

Советский период 1917-1991 гг.

Россия на рубеже XX-XXI вв.

Каждый модуль в себе может содержать несколько тем для изучения материала. Количество тем семинарских занятий (в каждом модуле) зависит от количества учебных часов и тем планируемого преподавателями лекционного материала.

На лекциях по истории Отечества рекомендуется рассматривать преимущественно политическое, социально-экономическое развитие, а так же вопросы внешней политики России.

На семинарах рекомендуется изучение социально-политических вопросов, общие тенденции развития страны в тот или иной период, наиболее актуальных и сложных явлений Российской истории, а также вопросы русской культуры.

Модуль 1. Введение в Историю Отечества.

Семинарское занятие № 1

«Введение в историю Отечества»

Цель занятия:

Раскрыть предмет истории его, сущность методологии, глубину подходов и содержание специальных исторических дисциплин

Задачи:

- Обосновать и понять направленность исторического процесса

- Определить для себя приемлемую историческую модель

- Раскрыть сущность исторических источников и специальных исторических дисциплин

- Рассмотреть периодизацию Российской истории

Основные термины, понятия:

Артефакт, история, летопись, исторический источник, историография, источниковедение, археология, парадигма, формация, цивилизация, культурно-исторический тип, формационный и цивилизационный подходы, методология.

Вопросы для подготовки к занятию:

1. История: понятие, цели, задачи, функции.

2. Методы изучения истории.

3. Исторические источники: типы, виды и их классификация.

4. Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории.

5. Специальные исторические дисциплины

6. Проблема периодизации Российской истории

7. Специальная историческая литература. Отечественная историография

Формы интерактивного занятия:

Составление презентаций по теме семинарского занятия, написание эссе на тему «Роль исторической науки в современном обществе».

Примерные Задания:

1. Показать роль исторического знания в процесс формирования гражданской идентичности.

2. Выявить соотношение исторического опыта и современного социально-политического процесса.

3. Охарактеризовать значение истории для развития личности и гражданского самосознания.

4. Определить основные периоды Российской истории.

5. Произвести анализ специальной исторической литературы

Контрольные вопросы:

1. Что такое история? Является ли история наукой?

2. В чем отличие формационного и цивилизационного подхода к рассмотрению истории?

3. Каковы цели, задачи и функции исторического знания?

4. Какие существуют виды исторических источников?

5. Как развивалась отечественная историография? Назовите известных российских историков.

Рекомендуемая литература к занятию:

1. Кузнецов И.Н. Отечественная история: учеб. / И.Н. Кузнецов. – М.: Дашков и Ко, 2015. – 816 с.

2. Зуев, М. Н. История России [Текст]: учеб. пособие для вузов - М. : Юрайт-Издат, 2009.-634с.

3. Кириллов, В. В. История России [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов - М. : Юрайт, 2007. - 661 с.

4. История России (IX - начало XXI в.) [Текст] : учеб. для вузов / под ред. А.Ю. Дворниченко - М. : Гардарики, 2010. - 479 с.

5. История России с древнейших времен до наших дней [Текст] / под ред. А.Н. Сахарова. - М. : ПРОСПЕКТ, 2010. Т. 1. - М. : Проспект, 2010. - 718 с.

6. История России [Текст] : учебник / А. С. Орлов - М. : Проспект, 2009. - 525с.

Наши рекомендации