Инновационные методы обучения, в том числе информационные и коммуникационные
На занятиях по «Истории Отечества» эффективно используется метод предметного моделирования.
8. Особенности реализации дисциплины
Изучение истории России способствует не только формированию гражданской, культурной и социальной идентичности, но и развитию самостоятельности мышления будущего специалиста, создает условия свободного самоопределения студента в пространстве мировоззрений, способствует расширению эмоционального потенциала; формированию общекультурной компетентности в контексте социокультурных образцов и тем самым обеспечивает самостоятельность в период последующей профессиональной деятельности.
Приложение № 3 к рабочей учебной программе дисциплины
Негосударственное образовательное частное учреждение
высшего профессионального образования
«Кубанский медицинский институт»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА
Краснодар - 2015
1. Методические указания для подготовки к практическим (семинарским) занятиям
Цель всех семинарских занятий заключается в овладении студентами комплексом современных научных знаний по истории России.
Основные задачи семинарских занятий:
· усвоить базовые понятия изучаемых тем;
· знать теоретические основы исторического знания;
· использовать полученные знания для личного и профессионального самосовершенствования;
· обучение навыкам самообразования и самовоспитания.
Алгоритм подготовки к занятиям: использование учебной литературы, конспектов лекций, материалов изданий в периодической печати, методических разработок и т.д.
Работа студентов на занятиях:
· выступление с докладами по предложенной теме;
· подготовка рефератов;
· составление схем, таблиц;
· выполнение творческих заданий;
· написание эссе по темам занятий.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
В структуре предмета «История Отечества» можно выделить 6 основных модулей:
Введение
Древнерусское государство (IX-XIII вв.)
Русское централизованное государство (XIV-XVII вв.)
4. Российская империя в XVIII –начале XX вв.
Советский период 1917-1991 гг.
Россия на рубеже XX-XXI вв.
Каждый модуль в себе может содержать несколько тем для изучения материала. Количество тем семинарских занятий (в каждом модуле) зависит от количества учебных часов и тем планируемого преподавателями лекционного материала.
На лекциях по истории Отечества рекомендуется рассматривать преимущественно политическое, социально-экономическое развитие, а так же вопросы внешней политики России.
На семинарах рекомендуется изучение социально-политических вопросов, общие тенденции развития страны в тот или иной период, наиболее актуальных и сложных явлений Российской истории, а также вопросы русской культуры.
Модуль 1. Введение в Историю Отечества.
Семинарское занятие № 1
«Введение в историю Отечества»
Цель занятия:
Раскрыть предмет истории его, сущность методологии, глубину подходов и содержание специальных исторических дисциплин
Задачи:
- Обосновать и понять направленность исторического процесса
- Определить для себя приемлемую историческую модель
- Раскрыть сущность исторических источников и специальных исторических дисциплин
- Рассмотреть периодизацию Российской истории
Основные термины, понятия:
Артефакт, история, летопись, исторический источник, историография, источниковедение, археология, парадигма, формация, цивилизация, культурно-исторический тип, формационный и цивилизационный подходы, методология.
Вопросы для подготовки к занятию:
1. История: понятие, цели, задачи, функции.
2. Методы изучения истории.
3. Исторические источники: типы, виды и их классификация.
4. Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории.
5. Специальные исторические дисциплины
6. Проблема периодизации Российской истории
7. Специальная историческая литература. Отечественная историография
Формы интерактивного занятия:
Составление презентаций по теме семинарского занятия, написание эссе на тему «Роль исторической науки в современном обществе».
Примерные Задания:
1. Показать роль исторического знания в процесс формирования гражданской идентичности.
2. Выявить соотношение исторического опыта и современного социально-политического процесса.
3. Охарактеризовать значение истории для развития личности и гражданского самосознания.
4. Определить основные периоды Российской истории.
5. Произвести анализ специальной исторической литературы
Контрольные вопросы:
1. Что такое история? Является ли история наукой?
2. В чем отличие формационного и цивилизационного подхода к рассмотрению истории?
3. Каковы цели, задачи и функции исторического знания?
4. Какие существуют виды исторических источников?
5. Как развивалась отечественная историография? Назовите известных российских историков.
Рекомендуемая литература к занятию:
1. Кузнецов И.Н. Отечественная история: учеб. / И.Н. Кузнецов. – М.: Дашков и Ко, 2015. – 816 с.
2. Зуев, М. Н. История России [Текст]: учеб. пособие для вузов - М. : Юрайт-Издат, 2009.-634с.
3. Кириллов, В. В. История России [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов - М. : Юрайт, 2007. - 661 с.
4. История России (IX - начало XXI в.) [Текст] : учеб. для вузов / под ред. А.Ю. Дворниченко - М. : Гардарики, 2010. - 479 с.
5. История России с древнейших времен до наших дней [Текст] / под ред. А.Н. Сахарова. - М. : ПРОСПЕКТ, 2010. Т. 1. - М. : Проспект, 2010. - 718 с.
6. История России [Текст] : учебник / А. С. Орлов - М. : Проспект, 2009. - 525с.