История для бакалавров: учебник / П.С. Самыгин и др.
ПЛАНЫ
семинарских занятий по дисциплине «История»
(2017-2018 уч.год)
Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям
Студенту необходимо, ознакомившись с темами, планами семинаров, заранее подготовиться к ним.
Подготовка включает в себя:
· освоение соответствующего материала учебников и учебных пособий;
· изучение первоисточников (их перечень дается к каждому семинару);
· ознакомиться с дополнительной литературой (она указывается к каждому семинару).
· Составить краткий конспект ответа на все вопросы. Для выступления подготовить развернутый ответ.
Основная литература по всем темам:
1. Данилов А.А., Леонов С.В. и др. История России с древнейших времен до начала XXI века (9-е изд.). М., 2008
2. История России (Россия в мировой цивилизации): Курс лекций/Сост. А.А.Радугин. – М.: Бибилионика, 2007.
3. История России с древнейших времен до наших дней : учебник для вузов / А. С. Орлов [и др.]; Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Исторический факультет .— 3-е изд., перераб. и доп .— Москва : Проспект, 2008.
4. Фортунатов В.В. История (для бакалавров и специалистов). СПб., 2012.
История для бакалавров: учебник / П.С. Самыгин и др. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012.
Информационно-справочные и поисковые системы
http://archive.ncsa.uiuc.edu/SDG/Experimental/soviet.exhibit/soviet.archive.html Советский период в материалах архивов.
http://humanities.edu.ru/db/msg/19938 - Великая Отечественная война 1941-1945.
http://www.chat.ru/~world_war - 2 Вторая мировая война в русском интерне-те.
http://www.hronos.km.ru/1918ru.htm - l Гражданская война в России 1918-1920.
http://www.shpl.ru/links.phtml?cat=130 - Адреса исторических библиотек мира.
http://www.internet-history.org.ru/ - Интернет-История.
http://www.encyclopedia.ru - Мир энциклопедий.
http://praviteli.narod.ru/ - Правители России и Советского Союза.
http://www.lants.tellur.ru - Отечественная история.
http://oldru.narod.ru/biblio.htm - Библиотека сайта «Образование Киевской Руси»
http://www.istorya.ru. - история России, всемирная история.
http://www. hrono. ru. - хронос. Всемирная история в интернете.
http://lichm. narod. ru. - история России.
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
http://www. eLIBRARY.ru – научная электронная библиотека.
http://www.e.landbook.com – электронная библиотечная система издательст-ва «Лань».
Доступ к ЭБН ZNANIUM.COM.
СЕМИНАР 1. Древнерусское государство в IX- XI вв.
План семинара
1. Время и место появления славян. Теории этногенеза. Хозяйственная деятельность и общественное устройство восточных славян.
2. Варяжский (норманнский) вопрос.
3. Политическое устройство Киевской Руси. Система власти и управления (место великого князя в системе власти, порядок наследования великокняжеской власти, роль дружины, вечевые собрания, административное устройство).
4. Владимир I и начало массовой христианизации Руси (причины, языческая реформа Владимира, выбор византийского христианства, значение, последствия).
5. «Русская правда» о социально-экономических отношениях в Древнерусском государстве (основные категории населения, социальные группы, их взаимоотношения, социально-экономические уклады).
Проблемные вопросы
1. Каков характер социально-экономического строя Киевской Руси? – Ознакомьтесь с «Русской правдой» и определите свое отношение к имеющимся суждениям историков по этому вопросу: 1) Русь находилась на начальной стадии феодального развития (Б.А. Рыбаков); 2) Древнерусское общество еще только стояло на пороге феодального строя (А.А. Зимин).
2. Какие особенности, по сравнению с западноевропейскими государствами, были у Древнерусского государства?
Основные события:призвание варягов, завоевание Киева Олегом, походы Олега на Константинополь, начало массового крещения Руси, реформы княгини Ольги, «Русская правда».
Персоналии: Рюрик, Ольга, Святослав, Владимир I, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах.
Понятия и термины: бояре, боярская дума, Византия, вотчина, вервь вече, вотчина, закупы, лествичный порядок наследования власти, монотеизм, монархия, «путь из варяг в греки»», полюдье, политеизм, рядовичи, сословие, славяне.
Источники
«Повесть временных лет», «Русская правда».
ИДЗ
№ 5, 6 - Культура Древней Руси (IX первая треть XIII вв.)
СЕМИНАР 2. Русские земли в XII- XV вв.
План семинара
1. Политическая раздробленность Руси: причины; главные княжества и земли (Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества, Новгородская земля) и их отличия по политическому устройству; последствия раздробленности.
2. Русь и Золотая Орда: вторжения с Запада и Востока; характер взаимоотношений русских земель с Золотой Ордой; последствия золотоордынского господства; разнообразие суждений и мнений по татаро-монгольскому периоду нашей истории.
3.Объединение русских земель вокруг Москвы и становление Русского государства: начало объединительных процессов; борьба за лидерство в этих процессах; победа московских князей и причины возвышения Москвы; Иван III и образование Московского государства; причины и особенности образования Русского государства.
Проблемный вопрос
Каковы последствия золотоордынского ига для русских земель? – Сравните мнения историков о роли ига в нашей отечественной истории и определите свое отношение к ним.
Основные события
Съезд князей в Любече, победа русских князей над половцами на реке Сале, сражение на реке Калка, Невская битва, «Ледовое побоище», походы татаро-монголов на русские земли и завоевание Руси, образование Московского княжества, перенос кафедры митрополита из Владимира в Москву, восстание в Твери против золотоордынцев, битва у Синих Вод, Куликовская битва, обретение автокефалии (независимости) русской православной церкви, падение Великого Новгорода и присоединение его к Москве, стояние на реке Угре (окончание татаро-монгольскго ига), провозглашение Ивана III Государем Всея Руси, Судебник Ивана III, введение Юрьева дня.
Термины и понятия
Баскаки, «золотоордынский выход», ярлык.
Персоналии
Владимир Мономах, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Александр Невский, Даниил Александрович, Иван Калита, Дмитрий Иванович, Иван Васильевич III.
ИДЗ
№ 8 – Новгородская земля в XII - XV вв.
СЕМИНАР 3.Московское государство в XVI- XVII вв.
План семинара
1. Опричнина Ивана IV (введение опричнины, опричное войско и его деяния, последствия опричнины, оценки, суждения историков об опричнине, сравнение с периодом «правления» Избранной рады).
2. Россия на рубеже XVI- XVII вв. Смутное время (причины Смутного времени, характер процессов, основные события, последствия).
3. Церковная реформа Никона. Раскол в Русской православной церкви (содержание реформы, причины раскола, последствия).
4. XVII век – бунташный век (городские восстания, крестьянское восстание под предводительством С. Разина, причины народных протестов, последствия).
Проблемный вопрос
Как можно объяснить, что векторы социально-политического и социально-экономического развития Московского государства разительно отличались от векторов развития западноевропейского мира?
Основные события
Появление идеи «Москва – третий Рим», венчание Ивана IV на царство, реформы «Избранной рады», созыв первого Земского собора, Судебник Ивана IV, Стоглавый собор РПЦ, Ливонская война, начало книгопечатания в России, годы проведения опричнины, введение «заповедных лет», поход Ермака в Сибирь, учреждение патриаршества в России, отмена Юрьева дня и введение урочных лет, конец династии Рюриковичей, Смутное время, польско-шведская интервенция, освобождение Москвы от поляков ополчением Д. Пожарского и К. Минина, начало династии Романовых, соляной бунт, «Соборное уложение», воссоединение Украины с Россией, реформы Никона и начало раскола в РПЦ, «медный бунт», принятие «Новоторгового устава», отмена местничества, Соловецкое восстание, восстание под предводительством С. Разина.
Персоналии
Филофей Псковский, Нил Сорский, Иосиф Полоцкий, Иван IV, А. Курбский, Ермак, Борис Годунов, И. Болотников, Лжедмитрий I, В. Шуйский, К. Минин, Д. Пожарский, Михаил Федорович, Семен Дежнев, Алексей Михайлович, С. Разин, патриарх Никон, протопоп Аввакум,
Термины, понятия
Дворяне, заповедные лета, Земские соборы, иосифляне, Избранная рада, кормление, местничество, нестяжатели, опричнина, приказы, поместье, Реформация в Европе, Стоглав, судебники, стрельцы, самодержавие, сословно-представительная монархия, Смутное время, «семибоярщина», старообрядцы, урочные лета, Юрьев день.
Источники
«Домострой», «Соборное уложение».
ИДЗ
№ 13. Иностранцы о Московском государстве
План семинара
1. Преобразования Петра I (экономические, административно-политические, военные, в социальной и духовно-культурной сферах жизни, особенности петровской модернизации).
2. Политика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II (понятие «просвещенный абсолютизм», реформы императрицы, их противоречивость).
3. Реформы Александра II (предпосылки, причины, отмена крепостного права, земская, судебная, военная реформы, их противоречивость и значение, последствия).
4. Реформы конца XIX-начала XX вв. (экономическая политика С.Ю. Витте, изменения в политической системе в результате Первой российской революции, аграрная реформа П.А. Столыпина).
Проблемные вопросы
1. Можно ли считать, что преобразования Петра I имели революционный характер?
2. Почему реформы не оградили Россию от революций?
Основные события
Северная война, упразднение Боярской думы, Полтавская битва, Учреждение Сената, Указ о единонаследии, создание первых коллегий, создание Синода, принятие Петром I титула императора, «Табель о рангах», подушная перепись и введение подушной подати, учреждение Академии наук, составление «Кондиций» для Анны Иоанновны, основание Московского университета, секуляризация церковных земель, Уложенная комиссия, крестьянская война под руководством Е. Пугачева, губернская реформа Екатерины II , отмена торговых и промышленных монополий, присоединение Крыма к России, Жалованные грамоты дворянству, Отечественная война против Наполеоновской Франции, восстание декабристов, реформа государственных крестьян П.Д. Киселева, Крымская война, отмена крепостного права, начало земской и судебной реформ, введение всеобщей воинской обязанности, финансовая реформа С.Ю. Витте,
строительство Транссиба, русско-японская война, основание и открытие Томского технологического института, «Кровавое воскресенье», Первая российская революция, манифест Николая II о политических свободах и Государственной думе, начало столыпинской реформы, Первая мировая война, Февральская революция.
Персоналии
Петр I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Екатерина II, А.Д. Меньшиков, Д.М. Голицын, В. Беринг, Э.-И. Бирон, П.А. Румянцев, А.В., Ф.Ф. Ушаков, Суворов, Г.А. Потемкин, Е. Пугачев, М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, Н.И. Новиков, Кутузов М.И., Александр I, Сперанский М.М., Киселев П.Д., Николай I, Уваров С.С., Александр II, Александр III , Победоносцев К.П., Николай II , Витте С.Ю., Столыпин П.А.
Термины, понятия
Абсолютизм, Антанта, Государственная дума, земства, Европейское Просвещение, империя, коллегии, мануфактура, парламент, приписные крестьяне, промышленный переворот, рекрутские наборы, секуляризация, Сенат, Синод, сельское общество (община), Уложенная комиссия, выкупные платежи, «отрезки», хутора и отруба.
Источники
«Табель о рангах», «Указ о единонаследии», «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. 19 февраля 1861 г.», «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» (1 января 1864 г.), Указ Правительствующему Сенату от 9 ноября 1906 г.
ИДЗ
№ 19 – М.М. Сперанский
План семинара
1.Российский консерватизм: идеи, представители, организации, деятельность (Н.М. Карамзин, С.С. Уваров, К.П. Победоносцев, «Союз русского народа»).
2. Российский либерализм: идеи, представители, организации, деятельность (западники, славянофилы, земские конституционалисты, партия конституционных демократов, Союз 17 октября).
3. Революционное направление в общественно-политическом движении: идеи, представители, организации, партии, деятельность (декабристы, народники 1870-х гг., марксисты, РСДРП, ПСР).
Персоналии
Аксаковы И. и К., Бакунин М.А., Гучков А.И., Дубровин А.И., Желябов А.И., Карамзин Н.М., Кропоткин П. А., Киреевские И.и П., Ленин В.И., Муравьев Н.М., Милюков В.М., Пестель П.И., Победоносцев, К.П., Пуришкевич В.М., Перовская С.Л., Плеханов Г.В., Уваров С.С.,Чернышевский Н.Г., Хомяков А.С., Чернов В.М.
Термины и понятия
Большевики, декабристы, западники, кадеты, конфискация, консерватизм, либерализм, меньшевики, национализация, народники, октябристы, парламент, республика, славянофилы, социал-демократы, терроризм, унитарное государство, федеративное государство, эсеры.
ИДЗ
№ 21 - «Народная воля» и террор
№ 23 - Оппозиционные партии в России в начале XX в. –задание для всех.
План семинара
1. Приход к власти большевиков. Россия в период от Февраля к Октябрю1917.
2. Преобразования большевиков (политические, экономические, социальные) в первые месяцы советской власти (октябрь 1917 г.- лето 1918 г.).
3. Гражданская война в России: причины, характеристика противоборствующих сил, причины победы «красных», последствия гражданской войны. Политика военного коммунизма большевиков.
Вопрос для дискуссии
Октябрь 1917 г. – это событие, вызывающее широкий диапазон мнений, суждений, оценок. Одна из них: Октябрь 1917 г. – это заговор, осуществленный большевиками. Аргументируйте свое отношение к этой оценке (на основе сравнения аргументов ее сторонников и оппонентов).
Основные события
Отречение Николая II, создание Временного правительства, объявление России республикой, вооруженное восстание в Петрограде под руководством большевиков, II всероссийский съезд советов и принятие декретов о земле, мире, власти, выборы в Учредительное собрание, роспуск Учредительного собрания, подписание Брестского мира, гражданская война в России.
Персоналии
Буденный С.М., Дзержинский Ф.Э., Деникин А.И., Думенко Б.М., Ленин В.И., Керенский А.Ф., Корнилов Л.Г., Колчак А.В., Свердлов Я.М., Спиридонова М.А., Троцкий Л.Д., Фрунзе М.В., Чапаев В.И.
Термины и понятия
Всероссийский съезд советов, ВЦИК, интервенция, комбеды, конфискация, Коминтерн, «лишенцы», национализация, продразверстка, продовольственная диктатура, Совет народных комиссаров, Учредительное собрание.
Источники
«Декрет о земле» (26 октября 1917 г.), Конституция РСФСР (июль 1918 г.).
ИДЗ
№ 24 – Октябрь 1917 г.: мнения историков
СЕМИНАР 7. СССР в 1920- 1930-х гг.
План семинара
1. Новая экономическая политика: причины перехода к нэпу, характерные черты нэпа, противоречивость политики и ее результаты, причины ликвидации.
2. Индустриализация и коллективизация в СССР: необходимость, цели, методы проведения, особенности, результаты.
3. Утверждение в СССР тоталитарного политического режима: понятие «тоталитарный режим», проявления во всех сферах жизни, причины.
4. Культурная революция в Советском государстве: цели, их реализация, результаты, противоречивость.
Основные события
X съезд РКПб, принятие плана ГОЭЛРО, образование СССР, XIV съезд ВКПб, XV съезд ВКПб, начало массовой коллективизации, принятие второй Конституции СССР, политические процессы против троцкистско-зиновьевского блока, руководящего состава Красной Армии, право-троцкистского блока.
Персоналии
Бухарин Н.И., Берия Л.П., Молотов В.М., Сталин И.В., Стаханов А.Г., Тухачевский М.Н., М.В. Фрунзе, Ф.Э. Жзержинский.
Термины, понятия
Административно-командная экономическая система, Верховный Совет СССР, ГУЛАГ, индустриализация, коллективизация, репрессии, стахановцы, тоталитаризм, ударники.
ИДЗ
№ 30 – Советская индустриализация и Татарстан
План семинара
1. Внешняя политика СССР в 1930-х гг.
2. Основные этапы и события Великой Отечественной войны.
3. Советская экономическая система в годы войны.
4. Советский политический режим в Великой Отечественной войне.
5. Источники победы СССР в Великой Отечественной войне, итоги войны.
Основные события
Вступление СССР в Лигу Наций, договоры о взаимопомощи с Францией и Чехословакией, Мюнхенский сговор, военные переговоры в Москве с Францией и Великобританией, заключение Пакта о ненападении между СССР и Германией, начало Второй мировой войны, нападение фашистской Германии на СССР, создание Государственного Комитета Обороны, Московская битва, создание Центрального штаба партизанского движения, Сталинградская битва, блокада Ленинграда, Курская битва, Тегеранская, Крымская, Потсдамская конференции руководителей стран-союзниц, капитуляция Германии, начало военных действий СССР против Японии, окончание Второй мировой войны.
Персоналии
Жуков Г.К., Конев И.С., Рокоссовский К.К., Федоров А.Ф., Ковпак С.А.
Термины и понятия
Антигитлеровская коалиция, депортация, денацификация, ленд-лиз,
социалистический лагерь.
Источники
1. История Отечества в документах, 1917–1993: Хрестоматия.
Ч. 1–3. − М., 1995.
2. Отечественная история: хрестоматия / сост. В. Н. Гузаров,
М. В. Иванова, А. Н. Першиков. – Томск, 2008.
3. Справочник по истории Отечества / сост. Г. В. Гребенькова,
А. Н. Першиков, Т. А. Спиченко. − Томск, 2003.
4. Хрестоматия по истории России с древнейших времён до наших дней: учебное пособие / А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Т. А. Сивокина. − М., 1999.
5. Хрестоматия по отечественной истории (1941–1945) / под ред. А. Ф. Киселева. − М., 1996.
Учебники. Общая литература
6. Абрамова Ю. А. Новейшая история России (1991–2006). − М., 2007.
7. Ворокова С. В., Цимбаев Н. И. История России. 1801–1917: учебное пособие для студентов вузов. − М., 2007.
8. Георгиева Н. Г., Георгиев В. А. История России: учебное пособие. − М., 2008.
9. Дворниченко А. Ю. История России: учебник. – М., 2007.
10. Зуев А. С. Сибирь: вехи истории: учебное пособие. – Новосибирск, 1998.
11. История России в терминах и понятиях: учебный словарь-справочник / ред. сост. Блохин В. Ф. – Брянск, 1999.
12. Новейшая история отечества. ХХ век. − М., 2008.
13. Отечественная история (XIX–ХХ вв.): учебное пособие / под ред. А. Н. Першикова. – Томск, 2005.
14. Справочник по истории Отечества / сост. Г. В. Гребенькова,
А. Н. Першиков, Т. А. Спиченко. – Томск, 2003 г.
ПЛАНЫ
семинарских занятий по дисциплине «История»
(2017-2018 уч.год)
Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям
Студенту необходимо, ознакомившись с темами, планами семинаров, заранее подготовиться к ним.
Подготовка включает в себя:
· освоение соответствующего материала учебников и учебных пособий;
· изучение первоисточников (их перечень дается к каждому семинару);
· ознакомиться с дополнительной литературой (она указывается к каждому семинару).
· Составить краткий конспект ответа на все вопросы. Для выступления подготовить развернутый ответ.
Основная литература по всем темам:
1. Данилов А.А., Леонов С.В. и др. История России с древнейших времен до начала XXI века (9-е изд.). М., 2008
2. История России (Россия в мировой цивилизации): Курс лекций/Сост. А.А.Радугин. – М.: Бибилионика, 2007.
3. История России с древнейших времен до наших дней : учебник для вузов / А. С. Орлов [и др.]; Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Исторический факультет .— 3-е изд., перераб. и доп .— Москва : Проспект, 2008.
4. Фортунатов В.В. История (для бакалавров и специалистов). СПб., 2012.
История для бакалавров: учебник / П.С. Самыгин и др. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012.